В консультации для родителей - Ребёнок в алкогольной семье, говорится о том, чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье: надёжную привязанность к матери, самостоятельность, навыки адекватной самооценки и самопринятия, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действийВ консультации для родителей - Ребёнок в алкогольной семье, говорится о том, чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье: надёжную привязанность к матери, самостоятельность, навыки адекватной самооценки и самопринятия, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действий
Ребёнок в алкогольной семье.
Американская исследовательница, нарколог Энн Смит выделяет пять основных
психологических характеристик детей алкоголиков.
• Низкая самооценка.
• Фокусировка на внешнее окружение.
• Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.
• Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в
этом нет необходимости или люди того не заслуживают. Такой стереотип
поведения дети усвоили в родительской семье.
• Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика
живёт в ситуации постоянного стресса. В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какойлибо
проблемой (кроме алкоголя), они ищут не способы её решения, а виноватого.
Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую
взрослую жизнь.
Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать у них определённые психоло
гические качества, которые не были сформированы в семье: надёжную привязанность к
матери, самостоятельность, навыки адекватной самооценки и самопринятия, умение общаться
со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действий.
Рассмотрим некоторые подходы к решению обозначенных задач.
Вопервых, необходимо наладить доверительный контакт с родителем, который не
принимает алкоголь (чаще всего это мать). Зачастую женщины отрицают факты, связанные с
алкоголизмом мужа. Делается это неосознанно так проявляется психологическая защита
человека. Поэтому мать нельзя осуждать, а надо постараться понять, в каком психологическом
состоянии она находится, и искренне поддержать её. Следует объяснить матери (но не пугать),
какие последствия возможны изза её неадаптивного поведения и почему её ребёнок часто бо
леет, агрессивно себя ведёт, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.
Вовторых, необходимо попытаться сгладить чувство вины матери в связи с не
благополучным положением в семье. Важно сфокусировать её внимание на возможном
позитивном решении ситуации, привести ряд положительных примеров из ближайшего
окружения. Иногда известное высказывание о том, что несчастная мать не может воспитать
счастливого ребёнка, заставляет женщин задуматься и переключиться с проблем мужа на свои
собственные и проблемы ребёнка.
Втретьих, важно внушить матери, что она способна помочь ребёнку и результат
обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции
своего психического состояния и состояния ребёнка, по способам взаимодействия с сыном
(дочерью).
Работа с детьми из алкогольной семьи должна проводиться в тесном сотрудничестве
психолога и педагогов дошкольного учреждения.
Для формирования надёжной привязанности ребёнка к матери, что обеспечивает его
безусловное доверие к окружающему миру в целом, а также повышает самооценку, рекомендуем
использовать методику «Терапия материнской любовью» (по Б.З. Драпкину). По мнению
ведущего специалиста в области психосоматики доктора М.Е. Сандомирского, данная методика
«психотерапевтический взгляд на такие традиционные элементы семейной педагогики, как
убаюкивание с помощью колыбельной песни или рассказывание сказки на ночь».
Терапия материнской любовью»
1Проводится через 2030 минут после того, как ребёнок заснул. Мать должна положить руку
на голову сына (дочери) и проговорить три раза (вслух, мысленно и опять вслух) словесные
установки (внушения) следующих блоков.
Первый блок «Витамины материнской любви»
• Я тебя очень сильно люблю.
• Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
• Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
• Я без тебя не могу жить.
• Мы все тебя сильно любим.
Второй блок «Физическое здоровье ребёнка»
• Ты сильный, здоровый, красивый.
• Ты хорошо ешь и поэтому быстро растёшь и развиваешься.
• У тебя крепкое и здоровое тело.
• Ты легко и красиво двигаешься.
• Ты закалённый, мало и редко болеешь.
Третий блок «Нервнопсихическое здоровье»
• Ты спокойный мальчик (девочка), у тебя хорошие крепкие нервы.
• Тебе совсем не нравится (ты совсем не любишь) плакать.
• Тебе нравится быть спокойным (дополнительно).
• Ты умный мальчик (девочка).
• Ты всё хорошо понимаешь и запоминаешь.
• У тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.
• Ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.
• Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
• Ты видишь хорошие и добрые сны.
• Ты очень смелый и храбрый ребёнок.
• У тебя хорошо развивается речь.
• Ты начинаешь хорошо говорить (дополнительно).
Четвёртый блок «Народная медицина»
• Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
• Я тебя очень сильно люблю.
При проведении этой психокоррекционной техники необходимо предварительно обучить
мать навыкам саморегуляции: мышечному расслаблению, диафрагмальному дыханию и умению
синхронизировать своё дыхание с дыханием ребёнка. После достижения «рабочего» состояния, то
есть телесноэмоциональной сонастройки, можно произносить текст (внушение) (М.Е. Сан
домирский).
При регулярном применении этой терапии происходят положительные изменения в
душевном и телесном здоровье ребёнка, укрепляется его привязанность к матери, улучшается их
взаимопонимание.
Психолог Дж. Э. Пирс выделяет пять шагов для создания тесной взаимосвязи между
матерью и ребёнком.
1.
Часто брать ребёнка на руки и прижимать его к себе.
22.
3.
4.
5.
Долго и спокойно смотреть ему в глаза.
Чаще улыбаться ребёнку.
Петь колыбельные песни.
Поглаживать ребёнка (делать массаж).
Кроме этого, маме следует порекомендовать говорить ребёнку комплименты, например:
«Какой ты у меня крепкий, красивый» или «У тебя красивые белые зубки» («Великолепные
косички»). Дети очень быстро усваивают как отрицательные, так и положительные
эмоциональные высказывания. В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных
семьях) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у
него формируется стойкое аффективное сознание: «Я плохой». Естественно напрашивается от
вет: «Если я плохой, то, значит, не достоин любви!».
Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руко
водить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее
поведение. Они часто занимают в жизни оборонительную позицию и легко разочаровываются,
обвиняя других в своих собственных переживаниях.
Зарубежные исследователи Б. Уайнхелд и Дж. Уайнхелд, отмечая, что самооценка за
кладывается в раннем детстве, приводят такой факт: в возрасте от одного года до пяти лет дети
обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова «нет», «не делай», «нельзя», «не следует», «лучше не
надо». Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для снижения
активности, неверия в свои силы. Для нейтрализации этого негативного программирования
потребовалось бы от 15 до 25 тысяч позитивных посланий типа «да», «ты можешь», «почему бы
нет». И т.д.
Специалисты отмечают: ребёнок из алкогольной семьи находится в сильнейшем нервно
психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности
отреагировать отрицательные эмоции и в конечном итоге к различным болезням. В связи с этим
необходимо проводить упражнения, основной принцип которых сильное напряжение мышц с
последующим их расслаблением.
Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса
(по Ю.С. Шевченко)
Первые четыре упражнения обязательно должны проводиться в указанном порядке.
1.«Яйцо».
Ребёнок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в
колени (поза эмбриона). Сзади садится взрослый. Обхватывая ребёнка ногами и руками,
прижимает его к себе и слегка раскачивает.
2.«Колобок».
Первый этап. Ребёнок в позе эмбриона раскачивается вперёдназад и вправовлево, затем
перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить, чтобы его голова была прижата к
коленям.
Второй этап. Ребёнок принимает позу эмбриона. Взрослый садится сзади и сильно
обхватывает его руками и ногами. Напрягаясь, ребёнок должен вырваться.
3.«Бревнышко».
Ребёнок ложится на спину, вытягивает руки вверх и несколько раз перекатывается со спины
на живот, не скрещивая и не сгибая руки и ноги.
4.«Лодочка».
Ребёнок ложится на спину, вытягивает руки вверх. По команде взрослого одновременно
поднимает прямые руки и голову (максимально долго удерживает позу), затем выполняет это
упражнение лёжа на животе.
35.«Отнимай ка».
Ребёнок зажимает в кулаке любой мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается
разжать кулак и забрать предмет. Если это не удаётся, ребёнок получает предмет в подарок.
После проведения упражнений взрослый спрашивает у детей, какие части их тела были
напряжены, а какие расслаблены; приятно ли было такое расслабление; какое у них было дыхание
при выполнении упражнений; могут ли они дать словесное описание своих ощущений.
Известный детский психотерапевт В. Оклендер считает: все эмоции имеют физическое
отражение. «Дети не только осознают значение мышечных движений, когда их просят двигаться
так, чтобы выразить свои эмоции, но и открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивая их
внутри себя.
Лучший метод для этого сочинение рассказа, в котором ребёнок испытывает сильное
чувство (например, гнев) с последующим отражением его в движениях (придумывает «Злобный
танец»)».
Специалисты отмечают, что дыхание способствует регуляции физического и эмоцио
нального состояния: при вдохе происходит возбуждение и усиление мышечного напряжения,
сопровождаемое ощущением прохлады; при выходе успокоение и расслабление мышц,
сопровождаемое ощущением тепла.
С целью коррекции эмоционального состояния детей надо научить их правильному
дыханию.
Для снятия напряжения и релаксации можно использовать упражнение «Воздушный
шарик» (Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова).
Ребёнку даётся инструкция.
1.
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до от
каза заполни лёгкие воздухом. Выдыхая через рот, почувствуй, как воздух выходит из лёгких.
2.
Медленно повтори упражнение. Дыши и представляй, как шарик наполняется воз
духом и становится всё больше и больше.
3.
4.
5.
Выдохни так, как будто воздух медленно выходит из воздушного шарика.
Сделай паузу (5 сек.).
Снова вдохни и наполни лёгкие воздухом. Задержи дыхание, считая до трёх и
представляя, что внутри тебя надутый воздушный шарик.
6.Медленно выдохни. Почувствуй, как воздух проходит через горло и рот.
7.
8.
Повтори вдох и выдох три раза.
Почувствуй, что ты полон энергии, а напряжение прошло.
Для снижения тревожности можно использовать упражнение «Дыхание по ква
драту».
На счёт 13 вдох, на счёт 13 пауза, на счёт 13 выдох, на счёт 13 пауза (повторить
несколько раз).
Психологи рекомендуют детям выполнять упражнение самостоятельно в тех случаях, когда
они чеголибо боятся или встревожены.
Практика показывает: дошкольники, которые перенесли сильную эмоциональную травму, не
в состоянии удерживать равновесие и учатся этому с большим трудом.
При тяжёлых эмоциональных расстройствах детям могут быть полезны следующие уп
ражнения на равновесие (Г. Шоттенлоэр).
«Птица».
Инструкция. «Мы птицы, мы любим парить высоко в небе! Наши руки крылья, мы
отводим их назад и взлетаем высоко в воздух! Когда мы находимся на земле, то передвигаемся на
кончиках пальцев и вытягиваем крылья далекодалеко назад. Походка наша легка».
4Дети ходят и «летают» по кругу.
«Лягушка».
Инструкция. «Мы лягушки. Мы сидим на корточках. Руки положили на голову. Мы
можем высоко прыгать, звонко квакать».
Дети прыгают по кругу и квакают.
После выполнения упражнений на равновесие детям необходима разрядка. Для релаксации
можно рекомендовать медитативную технику.
«Маленький цветок»
(по Ю.С. Шевченко)
Инструкция. «Ложись на спину удобнее. Сделай глубокий вдох и глубокий выдох.
Закрой глаза. Послушай своё дыхание. Оно спокойное и ритмичное. Послушай, как бьётся
твоё сердце. Оно бьётся спокойно и ритмично. (Пауза.)
Представь себе, что на рыхлой мягкой земле появился совсем крохотный зелёный
росток. Он тянется к свету, согреваясь тёплыми солнечными лучами, становится всё больше и
больше. Появляется стебель с листочками. Они свежие и нежные. Появляются крохотные
бутоны, которые быстро увеличиваются и меняют цвет. Бутоны набухают, лопаются и
раскрываются. Полюбуйся: это самый прекрасный цветок. Он черпает силу и спокойствие из
земли. Его листья и лепестки становятся крепкими и сильными. Лёгкий ветерок слегка
колышет его. Солнышко согревает его. Почувствуй себя этим цветком. Почувствуй себя силь
ным и смелым, спокойным и уверенным в себе. Почувствуй, как сила земли разливается по
всему телу. (Пауза.)
А теперь почувствуй себя человеком (мальчиком или девочкой), сильным и смелым,
спокойным и уверенным в себе. Запомни это чувство. Почувствуй своё дыхание и биение своего
сердца. Ты дышишь глубоко, ритмично и спокойно. Твоё сердце бьётся спокойно и ритмично.
Медленно и крепко сожми руки в кулаки, открой свои прекрасные глаза и поднимайся».
Важная задача психолога формирование у ребёнка из алкогольной семьи умения
планировать и контролировать свои действия. В основе методологического подхода лежит
принцип, разработанный Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным: при выполнении какихлибо
умственных действий (обучение счёту, письму, чтению и т.п.) необходимо придерживаться чёткой
схемы совместной деятельности ребёнка со взрослым.
• Совместное пошаговое выполнение действий по речевой инструкции взрослого
(подробное объяснение каждого этапа конструирования, чтения, письма и т.п.).
• Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной инструкции (схеме, макету,
образцу).
• Проговаривание ребёнком вслух пошагового выполнения задания.
• Проговаривание ребёнком про себя пошагового выполнения задания.
• Пошаговое самостоятельное выполнение ребёнком задания.
• Осуществление контроля: сравнение выполненного действия с эталоном; в случае
затруднения возвращение к наглядной инструкции.
Как мы уже отмечали, у некоторых детей из алкогольных семей наблюдается недостаточная
активность умственной деятельности. В связи с этим можно использовать упражнения,
направленные на повышение уровня активации коры больших полушарий
мозга (по Ю.С. Шевченко). Их целесообразно проводить перед началом занятий по развитию
речи, конструированию, математике и др., а также в качестве разминки между заданиями.
• После показа взрослым приведённых ниже упражнений ребёнок может выполнять их
самостоятельно.
1. Быстро растереть ладони. Размять кисти.
52. Поглаживание лица: приложить ладони ко лбу и на выдохе провести ими с лёгким
нажимом вниз до подбородка. На вдохе вести руки со лба на темя и затылок, с затылка
на шею.
3. Самомассаж ушных раковин: зажав мочку уха большим и указательным пальцами,
разминать её по краю снизу вверх и обратно. Потянуть ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
4. Хлопнуть несколько раз в ладоши, что бы растопыренные пальцы обеих рук не со
прикасались. Затем выполнить хлопки кулаками.
• Массаж, который ребёнку делает взрослый (мама или специалист).
1.
Массаж рук: провести ладонью от локтя до запястья и обратно, затем от плеча до
Массаж ног: поглаживание и растирание бёдер, икр, ступней, пальцев. Затем в
локтя и обратно.
обратном порядке.
2.
3.
Массаж спины: с использованием гимнастической палки (перекатывание), разми
нание и лёгкое постукивание ребром ладони (исключая область почек).
Работа с ребёнком длительна и кропотлива. Она требует терпения и от мамы, и от
психолога, а также отнимает большое количество энергии у ребёнка. Поэтому необходимо
отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Для положительного эмоционального
подкрепления желательно научить ребёнка моделировать ситуации успеха и запоминать свои
ощущения.
Таким образом, работа с ребёнком из алкогольной семьи (использование методик
релаксации,
навыков
доброжелательного общения в группе сверстников и др.) позволит уменьшить влияние
негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.
формирование адекватной самооценки,
правильного дыхания,
Журнал «Ребёнок в детском саду» №4 – 2008г. стр. 14 – 18
6Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
7