В консультации для родителей - Рекомендации по развитию памяти, говорится о том память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память. • Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует ее успешности и развитию памяти.В консультации для родителей - Рекомендации по развитию памяти, говорится о том память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память, запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память. • Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует ее успешности и развитию памяти.
Консультация для родителей
Рекомендации по развитию
памяти
Память развивается в
требующей
деятельности,
постоянного
проявления
оперативной и долговременной
памяти.
Только нагружая и
используя память, запоминая и
воспроизводя ранее полученную
информацию, можно развить память.
внимательнее,
активнее и самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается
необходимая для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка
способствует ее успешности и развитию памяти.
Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка.
Связь изучения в процессе той или иной деятельности с потребностями ребенка
обеспечивает наилучшее запоминание и развитие памяти.
Чем
Эффективнее запоминается то, что объединено какойлибо мыслью в
логическое целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении
материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.
Важным условием для полного и точного запоминания является умение
осуществлять смысловую группировку материала, т.е. разделение материала на части
с выделением главного в каждой из них.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом
способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и
эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект
или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь
на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных
произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было
понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в
том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в
данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А.
Барто «Грузовик» или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается
разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте
запоминанию литературных произведений помогает опора на представление
картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная
память развивается в единстве с образной и двигательной.В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти
играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов,
организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает
формирование полного и точного образа памяти.
Эту особенность очень точно сформулировал К.Д. Ушинский: «Если... хотите,
чтобы дитя усвоило чтонибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как
можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или
картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза
бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок
раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус... При таком
дружном содействии всех органов в акте усвоения ... вы победите самую ленивую
память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно
забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая третью и т.д.»
Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от
полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений
недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ,
установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то
есть аналитикосинтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в
слове.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в
целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Память ребенка это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как
удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение,
способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой
деятельности, обеспечивая запоминание.
Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти
смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок
вспоминает только одну две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об
эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать
ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания картинок и
т.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт.
Важнейшим средством,
обеспечивающим непроизвольное запоминание и
воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания,
выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять
одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый
побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре,
продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании,
сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование
запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен
дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование
усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников
обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5 6летние дети впервые
принимают указания, как надо запоминать
ВЫВОД:
Овладение приемами запоминания зависит от следующих условий:
o
o
o
степени освоения соответствующих мыслительных операций;
содержания и характера материала;
характера обучения. Только при его организации запоминание становится
логическим;
o
наличия потребности в правильном и точном запоминании и
припоминании, стремлении проверить его результаты.
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую
деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать
результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5
6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность
памяти. И всетаки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза
воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем
воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом
процессе запоминания.
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает
действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной
ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также
дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в
открыто дидактическую позицию.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь