Консультация для родителей "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов"

  • Лекции
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей -"Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов", говорится о том, что гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей. Зависимость от гаджетов у детей - серьезная проблема. Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?В консультации для родителей -"Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов", говорится о том, что гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей. Зависимость от гаджетов у детей - серьезная проблема. Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей?
Иконка файла материала Консультация для родителей -Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов.docx
Консультация для родителей "Социальная зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов" проблему Жизнь «преподнесла» нам еще одну ­ психологическую   зависимость   от   гаджетов (от   англ. gadget, что обозначает  «техническая новинка»).   Ситуация   сложилась   на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто   подчиняют   человека   себе. Особенно   опасно,   когда   появляется зависимость   от   гаджетов   у   детей.   Зависимость   от   гаджетов   у   детей   ­   серьезная проблема.   Телефоны, планшеты, игровые приставки, компьютеры, телевизоры – это вещи без которых современные дети не могут обойтись. А родители могут? Много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! А чего же тогда ожидать от детей? Многие   родители   специально   дают   своим   детям   гаджеты.   Цели   могут   быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные   отношения   с  близкими   людьми.  Это   время,  когда   роль   любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении. В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру,  в  процессе   которой   он   воспроизводит   поведение   взрослых.   В   игре   ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная   же   игра,   в   исполнении   дошкольника,   имеет   другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны:  преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;  многократный повтор действия для достижения результата;  малоосмысленное продвижение по уровням сложности;  попытки поймать, отсортировать или собрать что­то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такая   игра   не   требует   высокого   интеллектуального   потенциала,   творчества, умения   разговаривать,   договариваться   и   сотрудничать,   проявлять   личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными 1эффектами, иллюзией управляемости ( «захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием,   способностью   самому   наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игра   ребенка   на   компьютере   или планшете   не   требует   эмоциональной включенности   в   этот   процесс   родителя,   его участия, помощи и содействия, что отражается детско­родительской на привязанности.   родителя   постепенно   ребенок трансформируется: как «хранителя его воспринимает степени Роль           гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное   сидение   за   компьютером   чревато   серьёзными   последствиями.   Самым опасным   из   них   является   формирование   у   ребенка   зависимости   от   компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения. Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? 1. Когда   ребёнок   поднимает   глаза,   т.е. «достаёт» их   из   своего   цветного феерически   нереального   мира,   что   предоставляет   ему   гаджет,   он   испытывает сильный   дискомфорт   и   реальные   психологические   трудности   восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что … 2. Реальность   нас   окружающая,   не   столь   яркая   и   уж   совсем   не   эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» ­ и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира! 3. В   реальном   мире   редкие   объекты   находятся   в   постоянном   движении,   а зрительный   центр   мозга   уже«натренирован» видеть   и   фокусироваться   только   на том, что движется, а что не движется ­ мозг просто даже не распознаёт как объект или   с   низким   уровнем   резкости,   что   доставляет   дискомфорт   и   неприятные ощущения, часто даже болевые. 4. Ребёнок   утратил   заложенную   в   нем   способность   самому   следить   за происходящим.   Чтобы   самому   следить   за   происходящим   в   реальном   мире,   надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя. Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Если   гаджеты   занимают   все   сознание   ребёнка,   можно   говорить   о   том,   что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:  Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.  Отношения   с   родителями   отходят   для   ребёнка   на   второй   план,   и   вместо совместного   занятия   он   так   же   предпочитает   проводить   время   с   планшетом   или компьютером. 2 Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Как   понять,   что   детской психике причинен ущерб? Первый   ориентир   –   это приоткрытый   рот,   что   говорит   о нарушении за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое   нарушение   психики   –   это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из­за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка нанесён значительный ущерб. самоконтроля     Чем опасны гаджеты? 1. Планшеты и телефоны провоцируют болезни глаз.  Близорукость. Этот недуг возникает, если ребёнок часто и подолгу играет на планшете, а расстояние от устройства до глаз менее 60 см. К тому же маленькие объекты   заставляют   очень   сильно   напрягаться   глазные   мышцы   и   даже   могут спровоцировать  их спазм. Поэтому чем меньше устройство, тем оно опаснее для здоровья глаз.  Конъюнктивит. Когда ребёнок увлекается, он забывает моргать. Вследствие чего  глаза  пересыхают, возникает ощущение,  как  будто в них попал  песок. Дети начинают   тереть   свои   глазки   не   всегда   чистыми   руками,   что   и   приводит   к конъюнктивиту. 2. Чем выше компьютерная зависимость, тем слабее иммунитет.  Нарушение   осанки   влечёт   за   собой   проблемы   в   формировании   костно­ мышечного скелета ребенка, а также сбой в его системе кровоснабжения. Кстати, именно поэтому дети могут жаловаться на головную боль. Лучший способ избавиться от неё – получить хорошую физическую нагрузку.  Нарушения   ритма   дыхания.   Зачастую   компьютерные   игры   держат   детей   в таком напряжении, что они забывают дышать. Недостаток кислорода плохо влияет на многие, если не все функции нашего организма. Как победить детскую зависимость от компьютерных устройств? Эту зависимость и побеждать не надо, стоит только вовремя ребёнку показать, что в мире существует много других интересных вещей. А маленьким детям не стоит совать в руки планшет только для того, чтобы он перестал капризничать. У ребёнка обязательно должны быть альтернативные увлечения и лучше, если их будет   много.   Например,   рисование,   конструирование,   лепка.   Только   надо   найти такие занятия, которые будут доставлять ему удовольствие. 3Необходимо  всячески  поощрять  друзей,  которые  с  удовольствием  гоняют  на велосипедах,   роликах,   скейтбордах,   играют   в   футбол,   волейбол   или   другие подвижные игры. Родителям надо обязательно подкидывать своим детям интересные игры и идеи совместного времяпрепровождения. Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов   до   сна   вообще   выключать   и   убирать   все   гаджеты   подальше.   Давать   детям играть   в   гаджеты   перед   сном   не   рекомендуется,   так   как   ребенок   может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе. Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали   источником   проблем.   Грамотное   и   умеренное   использование   гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем. Проблема   аддикции (зависимости) возникает   из­за   стремления   индивида   к уходу от реальности, связанному с изменением психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важные для   себя   проблемы (например,   бытовые,   социальные),   но   и   останавливается   на своем личностном развитии. Сейчас много сообщается о разрушающем воздействии телевидения,  специфических интернет­технологий на  детей.  Детские психиатры и психологи   указывают   на   обострение   проблемы   развития   зависимости   детей   от телевидения   и   компьютеров   в   21   веке,   в   связи   с   чем,   актуальней   становится разработка   мероприятий   по   профилактике   аддиктивного   поведения,   связанного   с негативным   воздействием   средств   массовой   информации   на   подрастающее поколение. Интернет­зависимость – явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки   быстро   перерастают   в   болезненные   состояния   психики,   аффективный компонент   поведения.   Ситуация   осложняется   ещё   и   тем,   что   зачастую   дети   с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований. Практические   психологи   выделяют   три   основные   причины   депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет­зависимых детей:  наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности  субъективное   переживание   на   сознательном   уровне   практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности   наряду   с   невозможностью   прекращения   увлечения   в   силу   наличия психологической зависимости ­   неадекватное   отношение   к   себе   в   результате   несоответствия «я   – реального» и «я – виртуального». Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. Поэтому реабилитация поведения таких детей должна начинаться, прежде всего, с коррекции психической патологии. Основной подход – комплексный. Он осуществляется путем целенаправленного   применения   психолого­педагогических   средств   и   приемов   с 4непременным использованием прикладных медицинских знаний. Оздоровление детей   которое   растворяется   в   лечении   психолого­ дополняется   воспитанием, педагогическими методами воздействия, а работа   врача,   психолога   и   педагога объединяется здесь в одно целое.   Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере   зависит   от   качества   связей   и отношений,   в   которые   включаются   дети вместе   со   взрослыми.   И   только   в   такой детско­взрослой   общности,   где   связи   и отношения   находятся   в   гармонии, происходит   восстановление   полноценной жизни человека. Рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной   мере   будет   реализован   принцип   системности   и   последовательности   в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная   сообразно   целям   педагогической   деятельности.   Вот   некоторые педагогические установки реабилитации поведения: 1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает   это   чувство,   если   никогда   не   злоупотребляет   чувствами   ребенка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой. 2. Любовь составляет  важнейшую  сторону межличностных  отношений.  А  для ребенка очень важно знать, что его любят. В любви реализуется его представления о ценностях   жизни.  Конечно,  любить   каждого   ребенка  –  сложно.  Но   надо   хотя   бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем мы его душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия. От нашего принятия детей зависит и их принятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребенка для успеха воспитания необходимо. 3. Забота   о   ребёнке   –   физический   уход,   создание   психологического комфорта – защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем,   встающих   на   жизненном   пути,   к   разумному   их   решению,   создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка, к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности   людей.   Взрослый   должен   защищать   человека   в   каждом ребёнке. Делая вывод по всему вышесказанному, хочется отметить, что запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все­таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители   контролировали   время,   которое   ребенок   проводит   с   компьютером   или планшетом.   И   не   забывали,   что   нельзя   подменять   реальное   общение   с   крохой никакими новомодными устройствами. 5Материал взят из интернета Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь 6