В консультации для родителей - «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития», говорится о том, что возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.В консультации для родителей - «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития», говорится о том, что возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.
«Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и
психического развития»
Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней
ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет
переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень
развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие
познавательные способности и личностные особенности.
Пятилетний возраст хронологическая граница перехода от младшего
дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное
изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно
определить, как становление его внутренней психической жизни, внутреннего
плана действия, которые начинают определять внешнее поведение. Ребенок
знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не
окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать
«действия от мысли, а не от вещи».
Изменения эти находят своё отражение и конкретизируются во всех сферах
психического развития коммуникативной, познавательной, волевой,
мотивационной.
Именно в этом возрасте в сфере общения со взрослым на первый план
выходит такая форма общения, как познавательная и личностная. Ребёнок
теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы,
охватывающие все области знаний о мире.
Взрослый для него источник новых знаний, эрудит, способный разрешить
сомнения. Если у 45летних детей в беседах со взрослым преобладают темы о
животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники
предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. У
пятилетних детей начинает проявляться особая активность, что выражается в
вопросах. Это «почемучки», их все интересует, они всё подмечают.
Пятилетки уже могут играть по правилам, вести себя по правилам. Ребенок
становится способным к деятельностям, в которых требуется от него самому
чтото задумать, и в соответствии со своим замыслом точно выполнить это.
Если раньше ребенок ставил один кубик на другой, возил их и говорил: «Это у
меня машинка», а через две минуты: «Нет, это у меня дом», то пятилетние
дети так уже не действуют. Если ребёнок чтото делает, то он в начале
скажет: «Я буду строить гараж для машины», и будет строить так, чтобы эта
машина могла туда въехать.
В пятилетнем возрасте дети сначала называют, что они будут делать, а потом
пытаются сделать похоже, замысливают, а потом пытаются этого достичь.
Если раньше внимание ребёнка было приковано к разным предметам, то
теперь перед ребёнком открываются взаимоотношения людей
взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой.И он пытается проигрывать эти новые смыслы в играх. В пять лет ребёнок
может играть в игры, где требуется большая произвольность, опора на
правила и нормы, где надо иногда себя сдерживать. Сколько перемен
происходит в пятилетнем ребёнке!
Он уже умеет сдерживать свои чувства и произвольно контролировать своё
поведение, способен оперировать количеством и подчинять своё поведение
общему правилу.
Пятилетний возраст это период бурного роста самосознания. Это период
повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых
остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость,
агрессивность, демонстративность.
К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Соответственно
он может устанавливать логическую последовательность событий, решать не
сложные логические задачи.
Ребёнок понимает, что умеет делать, а что не умеет, способен произвольно
регулировать поведение, понимать речевые инструкции, сознательно
выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.
Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен,
автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его
результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет и готов
работать в команде.
И тем не менее, несмотря на все достижения, пятилетний ребёнок остаётся
дошкольником; попрежнему все его интересы и потребности лежат в сфере
игры. Все важнейшие новообразования этого периода и произвольность
поведения, и все психические процессы, и воображение, и умение общаться
зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности
дошкольного возраста сюжетноролевая игра. В условиях игры он лучше
сосредоточивается, больше запоминает. Играя с детьми, он отстаивает свою
точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует свои планы. Иными
словами, учится умению общаться.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь