Консультация для родителей -«Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»

  • Лекции
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития», говорится о том, что возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.В консультации для родителей - «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития», говорится о том, что возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности.
Иконка файла материала Современные пятилетние дети.docx
«Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития» Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней  ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет  переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выявить уровень  развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие  познавательные способности и личностные особенности. Пятилетний возраст ­ хронологическая граница перехода от младшего  дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное  изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно  определить, как становление его внутренней психической жизни, внутреннего  плана действия, которые начинают определять внешнее поведение. Ребенок  знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не  окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать  «действия от мысли, а не от вещи». Изменения эти находят своё отражение и конкретизируются во всех сферах  психического развития ­ коммуникативной, познавательной, волевой,  мотивационной. Именно в этом возрасте в сфере общения со взрослым на первый план  выходит такая форма общения, как познавательная и личностная. Ребёнок  теперь уже может задавать взрослому чрезвычайно разнообразные вопросы,  охватывающие все области знаний о мире. Взрослый для него ­ источник новых знаний, эрудит, способный разрешить  сомнения. Если у 4­5­летних детей в беседах со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники  предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. У  пятилетних детей начинает проявляться особая активность, что выражается в  вопросах. Это «почемучки», их все интересует, они всё подмечают. Пятилетки уже могут играть по правилам, вести себя по правилам. Ребенок  становится способным к деятельностям, в которых требуется от него самому  что­то задумать, и в соответствии со своим замыслом точно выполнить это.  Если раньше ребенок ставил один кубик на другой, возил их и говорил: «Это у меня машинка», а через две минуты: «Нет, это у меня дом», то пятилетние  дети так уже не действуют. Если ребёнок что­то делает, то он в начале  скажет: «Я буду строить гараж для машины», и будет строить так, чтобы эта  машина могла туда въехать. В пятилетнем возрасте дети сначала называют, что они будут делать, а потом  пытаются сделать похоже, замысливают, а потом пытаются этого достичь. Если раньше внимание ребёнка было приковано к разным предметам, то  теперь перед ребёнком открываются взаимоотношения людей ­  взаимоотношения своих товарищей, взрослых между собой.И он пытается проигрывать эти новые смыслы в играх. В пять лет ребёнок  может играть в игры, где требуется большая произвольность, опора на  правила и нормы, где надо иногда себя сдерживать. Сколько перемен  происходит в пятилетнем ребёнке! Он уже умеет сдерживать свои чувства и произвольно контролировать своё  поведение, способен оперировать количеством и подчинять своё поведение  общему правилу. Пятилетний возраст ­ это период бурного роста самосознания. Это период  повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых  остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость,  агрессивность, демонстративность. К пяти годам начинает складываться и логическое мышление. Соответственно он может устанавливать логическую последовательность событий, решать не  сложные логические задачи. Ребёнок понимает, что умеет делать, а что не умеет, способен произвольно  регулировать поведение, понимать речевые инструкции, сознательно  выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам. Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен,  автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его  результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет и готов  работать в команде. И тем не менее, несмотря на все достижения, пятилетний ребёнок остаётся  дошкольником; по­прежнему все его интересы и потребности лежат в сфере  игры. Все важнейшие новообразования этого периода и произвольность  поведения, и все психические процессы, и воображение, и умение общаться ­  зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности  дошкольного возраста ­ сюжетно­ролевая игра. В условиях игры он лучше  сосредоточивается, больше запоминает. Играя с детьми, он отстаивает свою  точку зрения, разрешает конфликты, строит и реализует свои планы. Иными  словами, учится умению общаться. Материал подготовлен педагогом­психологом ­  Е.М.Бондарь