Консультация для родителей - Старший, средний, младший…
Оценка 4.7

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Оценка 4.7
Лекции
doc
родителям
Детсад
09.03.2018
Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…
В консультации для родителей - Старший, средний, младший…, говорится о том, что нельзя позволять ребенку нарушать личные права других людей. Родители, которые не хотят испортить своего ребенка, должны отличать свободу от вседозволенности. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. А младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей.В консультации для родителей - Старший, средний, младший…, говорится о том, что нельзя позволять ребенку нарушать личные права других людей. Родители, которые не хотят испортить своего ребенка, должны отличать свободу от вседозволенности. Старшие в семье дети обладают, как правило, некоторыми общими характеристиками: ориентацией на достижение, качествами лидера. А младший брат сестер будет иметь иные личностные особенности, чем младший брат братьев. Различное положение в семье ведет к гигантским различиям личности детей одних и тех же родителей.
65.1. +Старший, средний, младший.doc
Психология для родителей «Нельзя позволять ребенку нарушать личные права других людей.  Родители, которые не хотят испортить своего ребенка,  должны отличать свободу от вседозволенности.»                                                                                                                       (А.С. Нэйл)                                 СТАРШИЙ, СРЕДНИЙ, МЛАДШИЙ… Зигмунд   Фрейд   был   первым   из   психиатров, утверждавшим,   что   позиция   ребенка   среди   сестер   и братьев   является   не   просто   важным,   а   практически решающим фактором в формировании  его личности. За примерами   далеко   ходить   не   надо:   многие   из   нас   на собственном опыте узнали, каково влияние усвоенной в детстве   модели.   Старшие   в   семье   дети   обладают,   как правило,   некоторыми   общими   характеристиками: ориентацией   на   достижение,   качествами   лидера.   А младший   брат   сестер   будет   иметь   иные   личностные особенности,   чем   младший   брат   братьев.   Различное положение   в   семье   ведет   к   гигантским   различиям личности  детей  одних и тех же родителей. Рассмотрим основные   личностные   и   поведенческие   особенности братьев и сестер в зависимости от порядка рождения.  Старший ребенок Ему   часто   свойственны   ответственность,   добросовестность,   стремление   к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. Из известных людей старшими детьми были Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Раиса Горбачева. При воспитании старшего ребенка важно помнить, что если он вынужден заботиться о младшем, то все же не стоит приносить в жертву его детство. Ему ведь тоже хочется побегать и поиграть с ребятами, а он привязан к коляске брата или сестры.  Старшие   дети   всегда   воспитывают,   оберегают,   защищают.   И   если   экономическое положение   семьи   не   совсем   благополучное,   то   старшие   дети   вынуждены   жертвовать своими интересами для того, чтобы помочь родителям прокормить семью. Они могут рано начать   работать,   и   получение   образование   для   таких   детей   может   быть   отсроченным. Возникают у старших детей и проблемы в заведении собственной семьи, ведь до тех пор, пока они не будут спокойны за жизнь своих младших, они внутренне не могут позволить себе «уйти». 1 Зачастую   в   детстве   старшим   достается   меньше   благ   и   внимания.   И   лучше воспитывают младших детей, ведь на первых приобретался опыт, а к рождению младших родители   уже   понимают   «что   почем»,   что   нужно   делать,   а   без   чего   можно   обойтись. Бывает и так, что именно к рождению младшего у папы просыпается «отцовское чувство». Старшему часто твердят: «Ты должен уступать». Но ведь на самом деле, он ничего не должен. От такого непосильного груза ответственности у старшего остается от детства только   чувство   горечи.   И   поэтому   младшие   зачастую   отказываются   оптимистичнее старшего и удачливее, обходят его в социально­статусном росте. В связи с этим важно помнить о том, что детские плечи еще очень хрупки, и не стоит взваливать на них все материнские, родительские тяготы. Когда в семье появляется второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не   столь   драматична;   отсутствует   прямое   соревнование,   поэтому   характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.  Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть   хорошим,  чтобы  родители  продолжали  любить  его  больше,   чем   новорожденного. Родители   неосознанно   усиливают   эту   тенденцию,   говоря   старшему,   что   он   (или   она) больше и умнее новорожденного. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример – быть большой Девочкой (или Мальчиком) – и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества; он умеет   быть   воспитателем   и   способен   принимать   на   себя   ответственность.   Больше половины президентов США были старшими сыновьями. Это чувство ответственности  может быть  тяжелым бременем, и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться,   расстроить   своих   родителей   или   другую   авторитетную   фигуру.   Упор   на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем,   за   что   берется,   хотя   и   не   принимает   критики.   Старшие   дети   учатся идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становятся хранителями статус­кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются распространить их на остальной мир.  Отчасти   из­за   привычки   рассчитывать   только   на   свои   силы   и   идти   своим   путем, отчасти из­за того, что они слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного   близкого   друга.   Им   свойственна   повышенная   чувствительность   к   проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.  Средний ребенок Средний ребенок может обладать чертами, как младшего, так и старшего ребенка или их   комбинацией.   Средний   ребенок,   если   только   это   не   единственная   девочка   и   не единственный   мальчик   в   семье,   вынужден   бороться   за   то,   чтобы   быть   замеченным   и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности   младших.   Альфред   Адлер,   кстати,   сам   будучи   вторым   сыном,   отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон – борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший...». 2 У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить   с   различными   людьми,   поскольку   были   вынуждены   научиться   жить   в   мире   со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Средний   ребенок   никогда   не   переживал   безраздельного   обладания   своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной,   расслабленной   атмосфере,   которая   сопутствует   повторным   рождениям   в семье,   вскоре   его   также   замещает   новорожденный.   Средний   ребенок   вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более   зависимым.   В   результате   средний   ребенок   может   колебаться   между   попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых   ориентиров   для   выделения   своей   индивидуальности.   Средние   дети   в   зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе.  Средний   ребенок,   поскольку   он   лишен   прав   старшего   ребенка   и   привилегий младшего,   часто   чувствует   несправедливость   жизни.   В   своиx   попытках   почувствовать собственную   значимость   средние   дети   пытаются   соревноваться   с   остальными   и,   если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, – это   стать  разрушителем,  они   делают  это.   Они  могут  становиться   саморазрушителями, например, пить и есть слишком, а могут стать социальными нарушителями, став членами банд   или   малолетними   преступниками.   Часто   они   могут   просто   сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.  Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, они хорошо   умеют   вести   переговоры   и   часто   становятся   дипломатами,   секретарями, парикмахерами,   официантами   –   занятия,   требующие   такта,   но   не   слишком   большой агрессивности.  Младший ребенок Своеобразно развивается младший ребенок в семье. Он так же, как единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного. Ему уделяется много внимания, поскольку все остальные члены семьи чувствуют некоторую ответственность за него.   И   может   быть   честолюбивым,   хитрым   и   эгоистичным,   ведь   он   занимает исключительное положение, все время балансирует на грани особого отношения к нему родителей и необходимостью поддерживать нормальные взаимоотношения с братьями и сестрами.  Младший   ребенок   беззаботен   и   готов   принимать   чужое   покровительство   и поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошее, поэтому в итоге оказывается великим оптимистом. Для своей семьи   он   может   навсегда   остаться   ребенком.   Да   и   родители   относятся   менее требовательно к его достижениям. В связи с этим оказывают на него меньшее давление. Поэтому, как вы можете догадаться, он меньшего и достигает.  Основные  проблемы  младшего ребенка  связаны  с самодисциплиной  и трудностью принятия   решений,   поскольку   обычно   рядом   был   кто­то   старший   и   мудрый,   который принимал решения за малыша. Он продолжает ожидать, что другие (например, супруг или супруга) решат за него его проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать   любую   помощь.   Младший   ребенок   знает,   что   силой   в   близких   отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, 3 выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга.  Младший   ребенок,   с   которым   хорошо   обращались   в   детстве,   обычно   не   имеет трудностей   в   общении   и   популярен   среди   друзей.   Альфред   Адлер,   автор   теории   о комплексе   неполноценности,   писал:   «Положение   младшего   брата   всегда   чревато опасностью   быть   избалованным   и   остаться   семейным   ребенком...   Он   может   стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи».  Младший   ребенок   обычно   предъявляет   к   жизни   меньшие   требований   и   может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от   них.   Если   он   сам   решает   свою   судьбу,   то   обычно   склоняется   к   художественному творчеству.  Он может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Он занят ниспровержением общественных   установлений   и   будет   враждовать   с   иерархией,   но   без   прямой конфронтации. Он обычно имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое. Он тем или иным образом старается всю жизнь догнать старших, но ему это не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в которых он может преуспеть благодаря своим собственным склонностям.  Традиционно   земельный   надел   и   замок   доставался   старшему   сыну,   а   младшие уходили искать счастья в чужие края. Библейский блудный сын также был младшим в семье. Младшими детьми были Элизабет Тейлор и Бернард Шоу. В многодетных семьях третьи и четвертые дети вынуждены рано приобретать опыт общения. Они умеют постоять за себя, легко адаптируются в детских коллективах. Они общительны,   энергичны,   гибки   в   отношениях   с   людьми.   Средние   дети,   общаясь   со старшим, стремятся не отстать от него и быстро взрослеют рядом с ним. Они умеют без унижения   подчиняться   старшему   и   руководить   младшими   без   заносчивости.   И   так естественно формируется чутье иерархии, когда люди знают как когда и с кем себя вести.  Но вот дети вырастают, и уже сами крепко стоят на ногах. При добром и умелом воспитании им ничего не страшно. Вместе они входят в жизнь, поддерживая друг друга. И родители гордятся ими. Трое детей – это во всех случаях не напрасно прожитая жизнь для них, это гарантия того, что дети не будут одинокими в беде. Род сохранится. Ведь как гласит народная мудрость «один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын».  Ощущение, что рядом есть надежное плечо, всегда помогает преодолевать любые невзгоды.  Я помню, как мама в детстве часто говорила мне и братьям, когда мы ссорились: «Ведь вы же родные. А ведете себя хуже врагов. По одному вы – веточка из веника, и сломать вас тогда будет очень легко, но когда вы вместе, вы – сила, попробуйте сломать веник, у вас ничего не получится. Так же и вы должны идти по жизни бок о бок. А не ругаться и ссориться. Ведь вы самые близкие, самые родные люди на свете. Берегите друг друга». И, действительно, сейчас, когда мы уже выросли и мои братья давно уже взрослые самостоятельные люди, в трудную минуту я знаю, что они всегда придут мне на помощь, где бы ни были. И не найти вернее и надежнее чем они, друга, советчика и помощника. До сих пор при встрече рождается чувство благодарности и «дочерней» любви к старшему, и ощущение  родительской  заботы к младшему брату. И я бесконечно благодарна  своим родителям за то, что они дали мне возможность испытать все эти чувства. 4 Автор: Анна Ершова, детский психиатр                                              Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 5

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…

Консультация для родителей - Старший, средний, младший…

Консультация для родителей -  Старший, средний, младший…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018