Консультация для родителей - «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

  • Лекции
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка», говорится о том, чтобы привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.В консультации для родителей - «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка», говорится о том, чтобы привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.
Иконка файла материала Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка.doc
Консультация для родителей    «Стиль семейных отношений  и эмоциональное самочувствие ребенка» /Е.П.Арнаутова «Педагог и семья». Москва 2002/ Цель. Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи. Проведение   практикума.  Начать   встречу   с  дискуссионного   вопроса   к   родителям: «Что,   на   ваш   взгляд,   включает   понятие   «семейные   отношения?»   Предложить   для обсуждения   ряд   определений   этого   понятия,   попросить   выбрать   одно   из   них, обосновать свой выбор. Семейные отношения ­ это: 1) 2) 3) характер взаимоотношений взрослых и детей в семье, эмоциональные проявления членов семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов и др. Предложить   родителям   послушать   отрывок   из   рассказа  Василия   Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»* «...Горе   началось   с   того,   что   Колька   скоро   обнаружил   у   жены  огромную, удивительную жадность к деньгам. Он попытался было  воздействовать на нее, что нельзя же так­то уж, но получал железный отпор. ... Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину­дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними. ­ Ты   смотри,   смотри­и,   парень!   ­   говорили   в   два   голоса   тесть   и теща   и   стучали   пальцами   по   столу   ­   Ты   смотри­и!   Для   тебя   мы   ее растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос! ... Тут они поперли на него в три голоса. ­Кретин! Сволочь! ­А вот мы счас милицию! А? ­Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь! ­Голодранец поганый! Кретин! Дочка Нинка заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал: ­Если   не   прекратите   орать,   я   вас   всех,   падлы...   Всех   уложу   здесь! С того раза поняли супруги Паратовы, что их жизнь безнадежно дала трещину». Вопрос. Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их? Как обычно маленькие дети реагируют   на   повышенный   тон   общения   в   семье,   становясь   свидетелями   семейных разногласий? . После ответов родителей сделать небольшое обобщение, подчеркнув, что вэмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% ­ заболевание, а 99% ­ распущенность. Это выявил психолог И. Плотниекс, написавший для  родителей книгу «Психология   в   семье»   (М.,   1991).   Показать  книгу   родителям   и   предложить заинтересовавшимся взять ее домой. Резюмируя   мнение   родителей,   подчеркнуть,   что   детские   психиатры   утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из   детей   неустойчивых   истериков   или   запуганных,   мрачных   людей.  Согласны   ли   вы   с подобным мнением? Предложить родителям проанализировать следующую ситуацию. После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает: ­ У меня было хорошее воскресенье. ­ Чем же? ­ интересуется воспитатель. ­ А у папы было очень хорошее настроение! Предложить  дискуссионный  вопрос:  «Согласны   ли  вы  с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?» Предоставить   родителям   возможность   посмотреть   «со  стороны»   на   поведение взрослого   в   зависимости   от   его   настроения.   Предложить   желающим   участвовать   в инсценировании следующей ситуации. Ребенок, играя, разбил вазочку. У вас было прекрасное настроение в тот момент. Проиграйте, какой может быть ваша реакция на оплошность ребенка? Что бы вы сказали ему? Каким тоном? Смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы вы были чем­то подавлены, в мрачном расположении духа. Сделать небольшое резюме о важности душевного равновесия взрослого для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье. Пред­ ложить   высказать   мнения   о   том,   реально   ли   руководствоваться  в   повседневной   жизни следующим   девизом:   «Оптимистичный  настрой   как   доминанта   жизни   семьи» (А.С.Макаренко). Обратить   внимание   родителей   на   советы   специалистов   о  том,   как   управлять   своим повседневным   настроением.   Использовать   советы,   излагаемые,   например,   в   следующих книгах: Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. ­ М., 1994. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. ­ М., 1987. Станкин М.И. Психология общения. ­ М., 1996. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? ­ М., 1997. Предложить   родителям   сформулировать   свой   способ   реагирования   в   следующих семейных ситуациях. • Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется, а муж  (жена) все­таки пытается отправить его в кровать. Вы вме шиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж (жена) настаивает на своем. Вы... • Муж (жена) наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен, и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Вы...• Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребенком. Высчитаете, что ваши дела важнее, и это должен сделать муж (жена), но он (она)не соглашается. Вы... В заключение встречи поблагодарить родителей за активность и интерес к проблеме. Предложить взять с собой памятку «Внимание эмоциональному благополучию ребенка».                            Материал подготовлен педагогом­психологом – Е. М. Бондарь