Консультация для родителей.
«ТРЕВОЖЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?»
Понаблюдайте за ребенком и выясните, часто ли в его поведении появляются признаки тревожного состояния. По необходимости проконсультируйтесь у специалиста (психолога, детского психотерапевта). Физиологические признаки тревожного состояния: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, мускульное напряжение (в области лица, шеи), потливость, руки обычно холодные и влажные, сухость во рту, слабость в ногах.
Поведенческие признаки проявления тревожного состояния:
· повышенное беспокойство (беспокойный взгляд, суетливость, ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.);
· неуверенность, боязнь что-либо сделать не так (опоздать, не соответствовать общепринятым нормам);
· эмоциональная неустойчивость, раздражительность (плачь при изменении ситуации, часто не может сдержать слезы);
· нарушение сна (спит беспокойно, засыпает с трудом, жалуется на страшные сны);
· пугливость (многое вызывает у него страх, часто говорит о возможных неприятностях);
· трудность или невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
Как помочь тревожному ребенку?
Повышать самооценку ребенка:
· хвалить, поощрять его за реальные, пусть даже небольшие успехи (желательно, если это будет в присутствии других детей и взрослых);
· не сравнивать ребенка с другими детьми (каждый ребенок особенный);
· избегать игр и заданий «на скорость», «на время»;
· при общении с ребенком стараться установить визуальный контакт (общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка).
Обучать ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
· использовать массаж тела, водные процедуры, аромо- и фитотерапию (по согласованию с врачом);
· прослушивать спокойную музыку, выполнять движения в такт (при этом дыхание становится равномерным и замедляется пульсация крови);
· играть с природными материалами (глиной, песком, водой), рисование красками, в том числе и рисование пальцами, ладошками;
· использовать подвижные игры.
Обучать навыкам владения собой в трудных непредвиденных ситуациях, в ситуациях, травмирующих ребенка:
· играть с куклами. Сюжетами для игр по ролям лучше выбирать «трудные» случаи из жизни самого ребенка. В игре он получает опыт разрешения жизненных ситуаций. Ребенок выбирает «смелую» и «трусливую» куклы. Играя роль трусливых персонажей, он лучше осознает и конкретизирует свои неприятные переживания, свой страх. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Близкому взрослому не всегда удается избавить ребенка от тревог вне пределов семьи. Но в его силах подарить своему ребенку эмоциональную теплоту и любовь!
Материал подготовлен педагогом-психологом – Е.М.Бондарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.