В консультации для родителей - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, говорится о том, что ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ устойчивая направленность волевой активности на достижение наиболее значимой отдаленной цели, способность подчинить ей свое поведение на длительное время. Наиболее важные компоненты:волевые качества (само¬стоятельность, способность к самопонуждению, к отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой самоорганизации),наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем-то, но подлинная целеустремленность возможна только там, где цель полностью внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на личность: либо обогащает ее новыми внутренними возможностями, способствует нравственному возмужанию и духовному росту, параллельно укрепляя характерВ консультации для родителей - ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, говорится о том, что ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ устойчивая направленность волевой активности на достижение наиболее значимой отдаленной цели, способность подчинить ей свое поведение на длительное время. Наиболее важные компоненты:волевые качества (само¬стоятельность, способность к самопонуждению, к отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой самоорганизации),наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем-то, но подлинная целеустремленность возможна только там, где цель полностью внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на личность: либо обогащает ее новыми внутренними возможностями, способствует нравственному возмужанию и духовному росту, параллельно укрепляя характер
Консультация для родителей
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
Семейное воспитание: Краткий
словарь / Сост.: И.В.Гребенников, Л.В.
Ковинько – М.: Политиздат, 1990
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
устойчивая направленность волевой активности
на достижение наиболее значимой отдаленной цели, способность подчинить ей свое
поведение на длительное время. Наиболее важные компоненты:
1) волевые качества (самостоятельность, способность к самопонуждению, к
отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой самоорганизации);
2) наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем
то, но подлинная целеустремленность возможна только там, где цель полностью
внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на личность: либо
обогащает ее новыми внутренними возможностями, способствует нравственному
возмужанию и духовному росту, параллельно укрепляя характер, либо приводит к
духовной опустошенности и даже к психическому краху (Герман, «Пиковая дама»
А. С. Пушкина);
3) мотив, то есть почему, зачем, ради чего выбрана данная цель, что побуждает
к ее достижению (например, цель — поступление в институт, а мотивы могут быть
самыми разными: продолжение учения — неважно где; профессионализация в
сознательно выбранной сфере; нежелание противостоять давлению родителей и др.).
Воля как способность к сознательному управлению своими действиями и
поведением формируется в детстве и сильно изменяется с возрастом. У младшего
дошкольника проявления воли эпизодичны, но старший дошкольник уже способен к
более продолжительным волевым усилиям для достижения цели. Это уже начало
целеустремленности. Не следует приравнивать ее к целенаправленности. Даже
младенец может выполнять целенаправленные действия: увидел игрушку, тянется к
ней — целенаправленное действие. Здесь предмет вызывает непосредственное
желание действовать в силу непроизвольного к нему интереса. Развитие волевого
действия начинается с постановки цели — либо самим ребенком, либо взрослым —
и преодоления отвлекаемости, которая характерна для детской психики. Она
преодолевается с помощью напоминаний старшего либо посредством специально
вы бранных для этого предметов и cлов.
Цели и способы их достижения должны соответствовать возрасту пример,
приведение в порядок свои игрушек за один прием недоступно трехлетнему, но
вполне доступно в 6 лет. А игровой характер достижения необходим и
первокласснику. Уровень целенаправленности повышается с появлением мотива.
Например, ребенок рисует чтото для собственного удовольствия — здесь цель и
мотив совпадают, они нераздельны (просто захотелось, все!). Но вот он готовит
рисунок, чтобы подарить его маме (мотив), и не сию минуту, а к 8 Марта — то
есть здесь мотив отодвинут от цели еще и временем. Наличие такого мотива
побуждает ребенка к особой старательности, а отдаленность и желание сделать свойподарок сюрпризом требуют больших усилий, чтобы удержать его в секрете.
У школьника мотивы деятельности приобретают все более отдаленный
характер. Сам процесс учебы тренирует волевое усилие, требует настойчивости в
преодолении неудач и трудностей, тренировки настойчивости полезнее дела и цели,
выбранные самостоятельно. Здесь взрослые нередко допускают ошибки:
вместо поддержки они расхолаживают, предрекают неизбежную удачу, а в случае
затруднений и неуспеха упрекают («Незачем было браться!»). Так тормозится
развитие волевого усилия, настойчивости и самостоятельности.
Развитие воли для многих подростков становится самоцелью. Это можно
использовать, подсказывая им нужные цели, где развитие воли будет уже
мотивом, то есть для укрепления воли будут выполняться какието конкретные
дела. Развитию целеустремленности подростков способствуют дела, требующие
от них инициативы и самостоятельности. Сотрудничество взрослых с подростками
укрепляет их чувство ответственности, настойчивость и развивает способность к
рациональной и этической оценке выбираемых целей.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь