В консультации для родителей - УЧИМСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, говорится о том, что застенчивые дети по натуре не бунтари. Они терпят до последнего, и если бунтуют, значит, их довели до ручки. Оказавшись перед выбором: либо согласиться с чужим мнением, либо нарваться на скандал, истинно застенчивый ребенок обычно предпочитает первое.В консультации для родителей - УЧИМСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ, говорится о том, что застенчивые дети по натуре не бунтари. Они терпят до последнего, и если бунтуют, значит, их довели до ручки. Оказавшись перед выбором: либо согласиться с чужим мнением, либо нарваться на скандал, истинно застенчивый ребенок обычно предпочитает первое.
УЧИМСЯ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
Как уже говорилось, истинно застенчивые дети по натуре не бунтари. Они
терпят до последнего, и если бунтуют, значит, их довели до ручки. (Как,
собственно, и наш народ. Мы с И.Я.Медведевой считаем, что застенчивость —
национальная русская черта, и если понять этот характер, многое станет яснее
и в нашем прошлом, и в настоящем). Оказавшись перед выбором: либо
согласиться с чужим мнением, либо нарваться на скандал, истинно
застенчивый ребенок обычно предпочитает первое.
Поэтому если вы хотите, чтобы он раскрепостился понастоящему, учите
его отстаивать собственное мнение. И не гденибудь там, вдали от дома, а
прежде всего здесь, в вашей квартире, в разговорах и спорах с вами. Конечно,
без грубости и хамства, но и вы тоже не кипятитесь, натолкнувшись на
несогласие.
убирай
Чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, надо сперва этим
мнением поинтересоваться. А то как бывает? С ним общаются
преимущественно в форме распоряжений и инструкций: Помой руки, иди
обедать,
Когда
посмотришь мультик, надо выключить телевизор. Снятую одежду вешают на
стул, а не разбрасывают по полу». И неизмеримо реже звучат фразы типа:
«Что тебе приготовить сегодня на ужин: картошку с грибами или плов?» А
даже если порой и звучат, то ответ: «яичницу», выбивает из колеи. Как так
яичницу? Ее же едят по утрам! И начинается...
игрушки,
ложись
спать.
Ну, а про вопросы типа «Как ты думаешь, почему?..» и говорить нечего.
Слово «почему» обычно звучит в совершенно ином контексте.(«Почему ты
себя так ведешь?», «Почему не сделал уроки?») Это призыв к покаянию, а
вовсе
свободному
обмену мнениями.
не
к
Предлагаю вам маленький тест: в течение 23 дней ходите по дому с
блокнотом и ставьте галочки — на одном листке, когда вы отдаете ребенку
инструкции, а на другом — когда интересуетесь его мнением. Думаю,
результат вас впечатлит.
1. «ОЗОРНОЙ ДВОЙНИК» (для детей 47лет)
Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его
жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее
оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут
присесть). Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
С детьми 67 лет можно, вопервых, увеличить количество
неповторяемых жестов, а вовторых, индивидуализировать их. Каждый
ребенок должен будет сделать чтото свое. То есть, перед ним будет стоять
цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных
игроков. А это не такто просто, учитывая, что истинно застенчивые дети
очень внушаемы.2.
«ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ» (для детей 710 лет) Правила,
казалось бы, еще проще, чем в предыдущей игре: повторяй жесты ведущего и
все тут. Но только изображай его двойника в зеркале. Кто ошибется
выбывает из игры.
постепенно.
Однако несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней
нелегко. Дети наверняка будут путаться при необходимости, скажем,
наклониться влево, когда ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно
усложнять
соотношение
жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют
мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели,
выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперед, выпрямились, привстали на
цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает
левую). Потом оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное — это
не когда соотношение становится 1:7, а когда «зеркальные» и «незеркальные»
движения даются вперемежку. (1:1 или 2:1).
Сначала
3.
«ОПАЗДЫВАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО» (игра, предложенная В.
Петрусинским, подходит для детей 814 лет)
Играющие рассаживаются в круг. Им нужно представить себе, что они
прихорашиваются перед зеркалом. Сделали одно движение задержались на
секунду, посмотрели в зеркало. Другое движение — пауза, третье пауза.
Сосед слева должен повторять движение ведущего, но только тогда, когда он
начнет второе движение. Третий слева тоже будет повторять это, но с
опозданием уже на два шага (т.е. когда его правый сосед начнет
воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий сделает уже третье
движение). Таким образом, последний игрок должен будет держать в уме
достаточно много предыдущих движений, поэтому детям лет 89 не следует
играть в большом составе, им такая нагрузка не под силу.
4. «ПИШУЩАЯ МАШИНКА» (для детей 614 лет) Взрослый ведущий
распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит
какоето слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»:
сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети
маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и загадывайте
из них коротенькие слова.
5. «УПРЯМЫЙ ОСЛИК» (для детей 45 лет)
Истинно застенчивые дети покладисты. Родители почти никогда не
жалуются на их упрямство и негативизм. Ребенок другого склада начинает
бунтовать, когда на него давят. А «невидимки» терпят, хотя сила давления,
оказываемая на них родителями, обычно больше, чем в других семьях.
Поэтому истинно застенчивому ребенку полезно хотя бы в игре побыть
упрямцем. Не бойтесь, он не переймет дурных привычек, а просто ещенемного раскрепостится. Тем более, что ослик по сюжету будет попадать в
смешные и нелепые ситуации. Игра проводится на ширме.
Все должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину.
Вот он идет навьюченный с базара и на полпути ложится на дорогу,
отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит к ней,
не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда надо закричать, и
наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п. Поинтересуйтесь мнением
ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика
хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями. Может быть,
ослик просто устает и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры ролями.
6. «ДОЧКИМАТЕРИ» (для детей 58 лет)
Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять
роль дочки. Причем в данном случае маме не следует руководить игрой. Ее
задача прямо противоположная: полностью подчиниться воле дочери,
стараясь
в
игру привычных стереотипов семейных взаимоотношений.
Заранее
предупреждаю, задача не из легких. Так что следите за собой в оба!
привносить
не
7. «У КОГО БОЛЬШЕ ДОВОДОВ?» (для детей 714 лет) Ведущий
произносит какоелибо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно
приводить в качестве доводов и какието примеры из жизни. (Порой детям так
бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребенок
рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроем, а еще лучше — вдвоем.
Заметив, что ребенок затрудняется, тактично помогите ему наводящими
вопросами.
Примеры утверждений:
Читать полезно, (потому что...).
Ссориться плохо, (потому что...).
Уроки лучше делать побыстрее.
Лучше иметь много друзей, чем мало.
Иметь собаку это здорово!
Пятерка лучше четверки.
8. «А ЭТО КАК СКАЗАТЬ...» (для детей 1014лет) На сей раз
выбираются уже не столь бесспорные утверждения, и игроки должны будут не
только
опровергнуть.
Например:
подтвердить
их,
но
и
Хорошо иметь кучу денег (ктонибудь наверняка упомянет про воров и
мафию, а ребенок постарше, особенно любящий читать, вероятно, вспомнит
достаточно распространенный в литературе мотив переживаний богатых
людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а
лишь его капиталы). Хорошо всегда выигрывать.
Когда тебе делают замечания, это неприятно.
Сидеть дома одному скучно.
Взрослые всегда правы.
Смотреть телевизор вредно.
9. «ХИТРОУМНЫЙ СПОРЩИК» (для детей 1014 лет) Со старшими
детьми можно попробовать усложнить игру «У кого больше доводов?» и
попытаться придумать контраргументы к вышеприведенным (и аналогичным
им) утверждениям. Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет
восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью а еще
смотря какие книжки читать, а еще смотря в какое время чтение в час ночи
принесет ребенку больше вреда, чем пользы!).
Ссориться, конечно, плохо, но поссорившись с человеком, который
обижал или вас или вашего друга, вы будете чувствовать себя правым. И с
уроками вообщето лучше покончить побыстрее, но если они будут сделаны
шаляйваляй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по
русскому лучше, чем пятерка по физкультуре. По крайней мере, это мнение
подавляющего большинства родителей. И с собакой все не так однозначно...
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь