В консультации для родителей - Умение учиться, говорится о том, что в первом классе детей учат не только письму, чтению и счёту, но и умению учиться, а также основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем он отличается от умения читать, считать и писать?
У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты: понимает, что он чего-то не умеет, не может, и приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «ю»;В консультации для родителей - Умение учиться, говорится о том, что в первом классе детей учат не только письму, чтению и счёту, но и умению учиться, а также основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем он отличается от умения читать, считать и писать?
У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты: понимает, что он чего-то не умеет, не может, и приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «ю»;
Умение учиться
В первом классе детей учат не только письму, чтению и счёту, но и
умению учиться, а также основам теоретического мышления. Что же такое
умение учиться и чем он отличается от умения читать, считать и писать?
У ребёнка, который умеет учиться, наблюдаются такие черты:
– понимает, что он чегото не умеет, не может, и приучен говорить об
этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл
в какую сторону пишется буква «ю»;
– умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как
её решить, а не выкрикивает первый попавшийся ответ;
– отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив,
посмотрев, понюхав, пощупав, от вопроса, на который невозможно ответить
без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или
добыть у взрослого;
– может не просто сказать взрослому о своём незнании, неумении,
непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я забыл», «У меня не
получается»), но даже сформулировать причины своих трудностей,
рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины:
спереди она похожа на «Москвич», а сзади – на «Жигули», а не объявляющий
с видом знатока, что это «Жигули» новой модели).
Присмотритесь к своему ребёнку: есть ли у него эти качества? Если да,
то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока
далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными
трудностями.
Учите ребенка общаться
Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения
младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые
сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети
быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребёнка
общаться? Прежде всего, надо у детей сформировать следующие навыки:
– умение слушать собеседника, не перебивая его;
– говорить самому только после того, как собеседник закончил свою
мысль;
– пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая
грубостей и вульгаризмов.
Часто родители жалуются, что дети разговаривая между собой,
перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому
человеку, не умеют разговаривать по телефону.Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не
только дети, но и взрослые. Чтобы провести эти игры, нужны 2 игрушечных
телефона или их предметызаместители.
«Мама звонит дочке (сыну)», «Внучка поздравляет деда», «Нужно
вызвать врача к заболевшему братишке», «нужно узнать, какой фильм идёт в
кинотеатре», «Приглашаем в гости друзей» – эти и другие ситуации,
разыгранные вами с ребёнком, сформируют у него умение вести диалог,
разговаривать со взрослыми, сверстниками.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать
условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация
различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать
хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать,
делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
И ещё один совет: учите ребёнка слушать других, но и сами признавайте
его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе
авторитарного давления на ребёнка и подчиняться формуле «Взрослый всегда
прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их
доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои
ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что общение в любой среде не будет
доставлять вашему ребёнку огорчения.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь