В консультации для родителей - Ваш ребенок в 4 - 5 лет, говорится о том, что четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.В консультации для родителей - Ваш ребенок в 4 - 5 лет, говорится о том, что четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Психология для родителей
« Вам не удастся никогда создать мудрецов,
если будете убивать в детях шалунов».
(Ж.Ж. Руссо)
ВАШ РЕБЕНОК В 4 5 ЛЕТ.
наблюдений
практических
Теперь кругозор ребенка расширяется не только в
ходе
и
экспериментирования, которые доминировали в
младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени познавательным
беседам с детьми. Начинайте читать им не только
художественную, но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру
познавательных телепередач, видеофильмов ребенок
отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно
интересуется животными, которых видел только по
телевизору или на картинке, слушает рассказы об
океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети
также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся
интересны внутренние связи явлений и причинноследственные отношения.
Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные
примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные
объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично.
Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например,
на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с
другом», – не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда
должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную
информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения.
Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол
кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так
это что, все будет вниз падать, если его отпустить?»
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них
свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление
малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному
труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка
недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь «для себя» – так называемое
«приборматывание» по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте,
еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою
1деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в
ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех
лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного
описания различные миры, например: замок принцессы, саму принцессу и принца,
события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию – поход в магазин,
посещение доктора, приготовление обеда для семьи – воспроизводит опыт ребенка
и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то
время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного,
созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации
(особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе
Красную Шапочку посвоему. Пусть работает воображение детей. В сказках даны
эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой
формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В
сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их
распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы,
браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный
мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами,
изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными,
уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более
психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В
целом четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно
пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если
никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка
во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети
не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест,
хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового
партнера. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему
самому, и только «с глазу на глаз», а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти
группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые
друзья – те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание. Участие
взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его
участие.
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют
сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка.
Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!».
2Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им
свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это
единственная самостоятельно организуемая детьми деятельность. В своих ролевых
играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани,
создавать домики, укрытия, «пещерки».
Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними
прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года
можно устраивать маленькие походы и «пикники». Расширяйте опыт ребенка за счет
посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры,
памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или
пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде
взрослых. Проводите «экскурсии» на стройку, в магазин, парикмахерскую, в
сбербанк, на почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес
к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако
не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением
должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности
малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые
неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные
проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш
не захотел поделиться конфетами с другом, «пожадничал», он должен сам понять
это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.
3Автор статьи Елена Соловьева
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
4