Консультация для родителей - ВЕРБАЛИЗМ, говорится о том, что «Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно.Консультация для родителей - ВЕРБАЛИЗМ, говорится о том, что «Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно.
ВЕРБАЛИЗМ
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального
обследования детей младшего школьного возраста. Для
школьных психологов. /Под ред. П.Г. Нежнова. Томск:
“Пеленг”, 1993.
В отличие от других типов развития школьника «вербализм» связан,
прежде всего, именно с особенностями познавательных процессов: дети,
развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и
задержкой в развитии мышления.
«Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители
считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они
прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко,
гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды
деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в
умственное развитие (сюжетноролевые игры, конструирование, рисование и
пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается
недостаточно.
Бойкая речь, уверенные ответы на вопросы, огромная «эрудиция»
ребёнкадошкольника привлекают повышенное внимание окружающих,
которые высоко оценивают достижения ребёнка. Поэтому «вербализм», как
правило, сочетается с повышенной самооценкой ребёнка и с завышенной
оценкой способностей ребёнка родителями. В период начального обучения
часто обнаруживается несостоятельность ребёнка в плане решения задач и
любой деятельности, требующей образного мышления. Не понимая, в чём
причина трудностей ребёнка, родители склонны винить учителя. Для ребёнка
задержка развития мышления чревата постоянным неуспехом в деятельности.
В этом случае возможно дальнейшее развитие по типу «хронической
неуспешности».
Сопровождающие «вербализм» симптомы – это демонстративность,
связанная с ориентацией на достижения, и инфантильность мотивов общения,
связанная с недоразвитием мышления.
Вербализм предполагает те же рекомендации, что и парциальная
педагогическая запущенность (иногда он так и трактуется). А глубоко
зашедшая педагогическая запущенность практически (по результату и
способам коррекции) неотличима от ЗПР. Поэтому во всех этих трудных для
домашней коррекции случаях необходимо обращение к специалистам
дефектологам.
начинать
коррекционные занятия надо с того места в развитии ребёнка, где
продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали
выхолащиваться в пустые словесные формы. И все дошкольные «хвосты
недоразвития» следует доформировать, но средствами чуть более взрослыми,
Общая рекомендация родителям такова;чем при работе с дошкольниками, ибо развитие мотивационноличностной
сферы всё же происходило. Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у
младших школьников сильно осложняется тем, что они всё время не успевают
за школьной программой. Поэтому у родителей, вынужденных заниматься с
ребёнком дополнительными школьными делами, просто не остаётся времени на
систематические дошкольные занятия. И им предстоит самим сделать тяжкий
выбор: работать «на школу» или «на ребёнка». Разумеется, психолог
осторожно советует не дублировать в доме школу, жить с ребёнком дома
домашней, родительской жизнью, в которую дошкольные, полезные ребёнку
виды деятельности включаются куда более естественно, чем почти
непосильные ребёнку школьные занятия. Основная тактика работы с
«вербалистом»: придержать речевой поток и стимулировать продуктивную
деятельность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. А
сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, конечно же с
ребёнком надо побеседовать, ибо это для «вербалиста» — главное
удовольствие.
Психологический синдром «Вербализм»
Основанием для постановки «диагноза» служит сочетание следующих
показателей:
Высокая оценка взрослыми (родителями) уровня развития
ребенка.
Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных
познавательных процессов.
Отсутствие признаков органического поражения мозга. Этот
признак отличает вербализм, являющийся следствием специфических
особенностей воспитания ребенка, от некоторых форм
задержки
психического развития, имеющих физиологическую природу.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь