Консультация для родителей - ВЕРБАЛИЗМ

  • Лекции
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - ВЕРБАЛИЗМ, говорится о том, что «Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно.Консультация для родителей - ВЕРБАЛИЗМ, говорится о том, что «Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают речь важнейшим показателем общего психического развития. Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко говорить, учат с ним огромное количество стихов. Те же виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно.
Иконка файла материала ВЕРБАЛИЗМ.docx
ВЕРБАЛИЗМ Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. /Под ред. П.Г. Нежнова. ­ Томск: “Пеленг”, 1993.  В   отличие   от   других     типов   развития   школьника   «вербализм»   связан, прежде   всего,   именно   с   особенностями   познавательных   процессов:   дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой в развитии мышления. «Вербализм» формируется уже в дошкольном возрасте. Многие родители считают   речь   важнейшим   показателем   общего   психического   развития.   Они прикладывают значительные усилия к тому, чтобы ребёнок научился бойко, гладко   говорить,   учат   с   ним   огромное   количество   стихов.   Те   же   виды деятельности детей дошкольного возраста, которые вносят основной вклад в умственное развитие (сюжетно­ролевые игры, конструирование, рисование и пр.) оказываются на втором плане. Мышление, особенно образное, развивается недостаточно. Бойкая   речь,   уверенные   ответы   на   вопросы,   огромная   «эрудиция» ребёнка­дошкольника   привлекают   повышенное   внимание   окружающих, которые высоко оценивают достижения ребёнка. Поэтому «вербализм», как правило,   сочетается   с   повышенной   самооценкой   ребёнка   и   с   завышенной оценкой   способностей   ребёнка   родителями.   В   период   начального   обучения часто   обнаруживается   несостоятельность   ребёнка   в   плане   решения   задач   и любой   деятельности,   требующей   образного   мышления.   Не   понимая,   в   чём причина трудностей ребёнка, родители склонны винить учителя. Для ребёнка задержка развития мышления чревата постоянным неуспехом в деятельности. В   этом   случае   возможно   дальнейшее   развитие   по   типу   «хронической неуспешности». Сопровождающие   «вербализм»   симптомы   –   это   демонстративность, связанная с ориентацией на достижения, и инфантильность мотивов общения, связанная с недоразвитием мышления. Вербализм   предполагает   те   же   рекомендации,   что   и   парциальная педагогическая   запущенность   (иногда   он   так   и   трактуется).   А   глубоко зашедшая   педагогическая   запущенность   практически   (по   результату   и способам коррекции) неотличима от ЗПР. Поэтому во всех этих трудных для домашней   коррекции   случаях   необходимо   обращение   к   специалистам­ дефектологам.   начинать коррекционные   занятия   надо   с   того   места   в   развитии   ребёнка,   где продуктивные   виды   деятельности   прекратили   формироваться   и   начали выхолащиваться   в   пустые   словесные   формы.   И   все   дошкольные   «хвосты недоразвития» следует доформировать, но средствами чуть более взрослыми,   Общая   рекомендация   родителям   такова;чем   при   работе   с   дошкольниками,   ибо   развитие   мотивационно­личностной сферы всё же происходило. Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у младших школьников сильно осложняется тем, что они всё время не успевают за школьной программой. Поэтому у родителей, вынужденных заниматься с ребёнком дополнительными школьными делами, просто не остаётся времени на систематические дошкольные занятия. И им предстоит самим сделать тяжкий выбор:   работать   «на   школу»   или   «на   ребёнка».   Разумеется,   психолог осторожно   советует   не   дублировать   в   доме   школу,   жить   с   ребёнком   дома домашней, родительской жизнью, в которую дошкольные, полезные ребёнку виды   деятельности   включаются   куда   более   естественно,   чем   почти непосильные   ребёнку   школьные   занятия.   Основная   тактика   работы   с «вербалистом»:   придержать   речевой   поток   и   стимулировать   продуктивную деятельность:   «Ты   мне   потом   расскажешь,   как   будут   жить   зверюшки.   А сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, конечно же с ребёнком   надо   побеседовать,   ибо   это   для   «вербалиста»   —   главное удовольствие. Психологический синдром «Вербализм» Основанием для постановки «диагноза» служит сочетание следующих показателей:  Высокая   оценка   взрослыми   (родителями)   уровня   развития ребенка.  Высокий уровень речевого развития при недоразвитии остальных познавательных процессов.  Отсутствие   признаков   органического   поражения   мозга.   Этот признак   отличает   вербализм,   являющийся   следствием   специфических особенностей   воспитания   ребенка,   от   некоторых   форм     задержки психического развития, имеющих физиологическую природу. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь