В консультации для родителей - «Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста», говорится о том, что многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни.В консультации для родителей - «Влияние гаджетов на социализацию детей дошкольного возраста», говорится о том, что многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни.
Консультация для родителей
«Влияние гаджетов на
социализацию
детей дошкольного возраста»
«О’кей, Гугл, энгрибердс игра!»
– громко говорит пятилетний мальчик в
свой планшет. Глядя на эту картину,
так и хочется сказать: «До чего дошел
(планшеты,
прогресс!».
игровые
мобильные
Гаджеты
приставки,
телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей.
С одной стороны, родители этому радуются: «Ах, какой смышленый! Лучше
меня разбирается!», с другой – беспокоятся: «Это же вред здоровью, компьютерная
зависимость?»
Попробуем разобраться, как в данной ситуации сохранить здоровье ребенка и
в то же время не обделить его чемто важным, не препятствовать его развитию.
Отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка
Детскородительские отношения Многие родители специально дают своим
детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его
капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для
себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они
начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном
возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми.
Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни»
могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую
игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок
сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих
отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и
действий. Так, эволюция действия по Д.Б. Эльконину проходит следующий путь:
ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу»), как мама, далее
его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в
отношение к другому человеку.Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психо
социальную структуру.
Для компьютерной игры характерны:
преобладание механического следования игровому протоколу с погружением
в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
многократный повтор действия для достижения результата;
малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
попытки поймать, отсортировать или собрать чтото, преодолевая
однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такая игра не
требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать,
договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные
качества.
При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией
управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без
слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и
родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной
включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что
отражается на степени детскородительской привязанности. Роль родителя
трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета»
или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Развитие речи Исследователями Казанской государственной медицинской
академии М.В. Белоусовой, А.М. Карповым, М.А. Уткузовой было проведено
анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью
выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей
диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с
аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно
раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами,
планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного
возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для
него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и
заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеруинтегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время,
проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем
совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит,
нарушился эволюционноцивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания
детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится
фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения
детей, семей и общества».
Примечание: Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в
книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних
взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения
детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить.
Материал взят из интернета
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь