Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Оценка 4.7
Лекции
doc
родителям
Детсад
09.03.2018
В консультации для родителей - Влияние семьи на становление личности, говорится о том, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.В консультации для родителей - Влияние семьи на становление личности, говорится о том, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
59 + Влияние семьи на становление личности ребёнка.doc
Психология для родителей.
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи
как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение
значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых
близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не
относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем
никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у
них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему
поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и
т.д.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения,
нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать
процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего
ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно,
чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с практикой.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется
идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены.
Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей,
т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Родители, принимая решение, должны на первое
место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная
система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка
его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены
тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и
сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства
(преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его
членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку,
исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо
принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые
предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами:
лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но
даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и
1 многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,
инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей,
игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при
решении вопросов, к нему относящихся, все это гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим
трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от какихлибо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя. В центре воспитательных воздействий оказывается
другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей.
Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более
неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что
жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат
предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от
трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем
более общих проблем семьи. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит
пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность
межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее
организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой
высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности – выделяют 3 стиля семейного воспитания:
Демократический, авторитарный, попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль
“согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль
“подавления”.
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и
ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его
представление о себе кажутся искаженными. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно
оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем
у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто
поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не
занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда –
при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в
дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит
в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.
Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит
в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок
привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система
требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система
2 наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за
поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой,
но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам,
отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к
унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома
большей свободой, но эта свобода, по сути, бесконтрольность, следствие равнодушия
родителям к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием
оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.
Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной
мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же
оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно
сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который
складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая
тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны
родителей.
Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно
следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить
инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные
падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются
на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Близкие
взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за
отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному
выполнению учебных заданий. Второй вариант – демонстративность – особенность
личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.
Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к
детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что
ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу
гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к
взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми.
Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть
ругают, чем не замечают”).
Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально
делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные
(скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для
взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку. Если для ребенка с высокой
тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для
демонстративного ребенка – недостаток похвалы. Третий вариант – “уход от реальности”.
Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти
дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут
благодаря своей тревожности.
Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к
выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к
нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные
контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам
их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их
развития.
3 Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у
своих детей. У когото этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно,
для когото становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный
ребенок вдруг становится “колючим”, раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с
окружающими.
Ошибка взрослых состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а
это только ожесточает, отталкивает его от них. И это самое страшное – ломает растущего
человека, делая его неискренним приспособленцем или по прежнему послушным вплоть до
полной потери своего “Я”.
И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.
Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом,
определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают изза родительского
контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые
неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при
авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается
предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
Родители регулярно указывают детям, что им делать;
Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не
прислушиваются;
Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение
родителей,
Родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
Решение часто принимает сам ребенок;
Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания,
определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и
дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в какихто
областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает
подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит
сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых
переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не
считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко
контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких
семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет
на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных
отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация
осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально
холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей
редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки,
хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения
с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений.
Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется.
Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали,
4 нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного
поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью,
приводит к пассивности,
основанный на тесном эмоциональном контакте,
несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не
в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте
обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и
бунтует, отвергая чуждые ему требования.
Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенности контроля за его
поведением.
Свобода (предоставление самостоятельности) устранившийся либеральный безразличный
помогающий
Враждебность Любовь требовательный, покровительствующий, нетерпимый, чрезмерно
оберегающий суровый, властный
Контроль
Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды.
Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны
родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы,
которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
Уход от проблемы (чисто деловое общение) Мир любой ценой (для взрослого отношения
с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает
подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. Победа любой
ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка.
Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация
бесконечна.) Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную
победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно
стать результатом совместного решения. В подростковом возрасте очень важно интимно
личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать
в отношениях с родителями. Для достижения воспитательных целей в семье родители
обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка,
стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие
детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании
запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления
воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за
заслуживающим их проступком.
Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может
вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если
проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен.
Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет
действовать силой, когда его чтото не устроит. С появлением второго ребенка привилегии
старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден,
причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей
степени обычно обращено на младших детей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные
психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
5 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности
и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к
равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным
опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и
самосовершенствоваться.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
6
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Консультация для родителей - Влияние семьи на становление личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.