В консультации для родителей - Влияние современных гаджетов на развитие детей, говорится о том, что ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.В консультации для родителей - Влияние современных гаджетов на развитие детей, говорится о том, что ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.
Влияние современных гаджетов на развитие детей.
(консультация для родителей)
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет,
телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают
интересоваться гаджетами. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка
неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить детей
от современных веяний.
Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, гдето между ними. Ребёнок
рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно
высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому
старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень
предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит к
хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским
контролем.
Плюсы использования гаджетов
1. Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело
переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги,
фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не
расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или
интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
2. Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые
компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти,
логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные
мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
Малышам в возрасте 2–3 лет (именно в это время дети начинают интересоваться новыми
современными устройствами) можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры,
соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное
ребенком с гаджетом.. Детям до 3х лет заниматься с устройствам не более часа в день,
каждые 15 минут нужно делать перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более
старшего возраста время «общения» с гаджетами можно увеличить, но также необходимо
совершать перерывы после 20 минут занятий или игр.
Минусы использования гаджетов
1. «Однобокость» развивающего эффекта. Гаджеты способствуют развитию ребёнка, но
стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное
мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю.
Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы
восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть
изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость
мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок чтото запоминает, но
фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.
2. Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь
идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор
компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинаетснижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие
много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на
состоянии всего организма. Дети за компьютером/планшетом/ноутбуком сидят, часто, сутулясь, а
это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой в будущем.
3. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят
спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни
ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые
неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может
действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
4. Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство.
Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами.
Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном
мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
5. Редко, но возможно наблюдается и психическое расстройство. Если ребенок часто
играет в игры, где много крови и ужасов.
Зависимость от гаджетов и как её избежать
Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется
зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:
Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к
общению со сверстниками.
Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он
так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.
Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.
Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно,
ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не
допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с
умом и придерживаться следующих правил:
1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за
компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет
протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый
человек, и ответственность за жизнь и здоровье маленького существа лежит на вас.
2. Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать
ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.
2. Не используйте гаджеты, чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В
какихто ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается
готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот
процесс, чем включить ему мультик.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Маркс Р.М.