Консультация для родителей -Восприятие. Виды восприятия. свойства восприятия. онтогенез развития процесса восприятия.

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей -Восприятие. Виды восприятия. свойства восприятия. онтогенез развития процесса восприятия говорится о том, что восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Процесс восприятия предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.В консультации для родителей -Восприятие. Виды восприятия. свойства восприятия. онтогенез развития процесса восприятия говорится о том, что восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Процесс восприятия предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Иконка файла материала ==Семинар восприятие.doc
ВОСПРИЯТИЕ. ВИДЫ  ВОСПРИЯТИЯ. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ. ОНТОГЕНЕЗ  РАЗВИТИЯ  ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ.       ВОСПРИЯТИЕ   –   целостное   отражение   предметов   и   явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.                Восприятие  –  результат   деятельности   системы   анализаторов.  Процесс восприятия   предполагает   выделение   из   комплекса   воздействующих   признаков основных   и   наиболее   существенных,   с   одновременным   отвлечением   от несущественных.  Оно   требует   объединения   основных   существенных   признаков   и сопоставления   воспринятого   с   прошлым   опытом.   Всякое   восприятие   включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико­синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.              Существует   закономерность субъективности восприятия:   одну и ту же информацию   люди   воспринимают   по   –   разному,   субъективно,   в   зависимости   от своих интересов, потребностей, способностей. Виды  и  этапность  развития восприятия Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Времени  Отношений  Пространства  Предметов   Движений  Человека  3.Свойства восприятияИзбирательность Осмысленность  Структурность  Константность Целостность           Целостность, т.е.  восприятие  есть  всегда  целостный  образ  предмета  или явления,   однако   способность   целостного     восприятия   не   является   врожденной,   а формируется   в   процессе   практики,   так   как   это   система   перцептивных   действий, которыми  надо  овладеть.          Константность   восприятия – благодаря  константности  мы  воспринимаем окружающие  предметы  и  явления  как  относительно  постоянные  по  форме,  цвету, величине  и  т.д. Источником  константности  восприятия  являются  активные  действия системы   анализаторов,   обеспечивающих   акт   восприятия. Это   тоже   не   врожденное свойство,  а  приобретенное.                Структурность   восприятия – восприятие   не   является   просто   суммой ощущений.   Мы     воспринимаем     фактически     абстрагированную     из     этих     ощущений обобщенную  структуру. Например,  слушая  музыку,  мы  воспринимаем  не  отдельные звуки,  а  мелодию,  и  узнаем  ее  даже  в  том  случае,  если  ее  исполняет  оркестр,  либо один  рояль,  или  человеческий  голос,  хотя  отдельные  звуковые  ощущения  различны.         Осмысленность     восприятия – восприятие  тесно  связано  с  мышлением, с пониманием     сущности     предметов   и     явлений     и     при     большой     мыслительной деятельности.        Избирательность  восприятия – проявляется  в  преимущественном  выделении одних  объектов  по  сравнению  с  другими. Схема  механизма  процесса  восприятия  Р ОП ОЧ НИ ГМ ОЩ ЦВ (ЭП) (М) ОС ВН Раздражитель   (слуховой,   зрительный)   Р   воздействует   на   органы   чувств   (ОЧ),   в результате   чего   возникают   нервные  импульсы  (НИ),   которые   по  нервным   проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения   (ОЩ),   складывается   целостный   образ   восприятия   (ЦВ)   предмета,   который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации. Каналы  восприятия 2Каналы  восприятия  еще  называют  репрезентативными  системами  (РС),  которые представляют   собой   индивидуальные   модели   восприятия   и   принятия   того,   что передают  наши  органы  чувств. Как  известно,  имеется  пять  основных  способов,  с помощью   которых   мы   познаем   окружающий   мир: зрение,   слух,   ощущение,   вкус, запах. Наиболее  важным  являются  первые  три  из  них – визуальный (Y),  аудиальный (А),    кинестетический  (К),   каналы    получения    информации,    а   так же   четвертый, Свойственный  только  людям (а  не  всему  прочему  живому)   логический  или  иначе дискретный (D) – формулы,  графики, схемы  и  т.п. достижения  человеческого  разума. И  того  получается  четыре  РС : визуальная,  аудиальная,  кинестетическая, дискретная, которыми  естественно  пользуется  в  своей  жизни  любой  человек. Однако  только  одна из  них  является   для  него  предпочитаемой – своей   родной,   понятной,  любимой   и близкой. Именно  поэтому,  всех  живущих  на  земле  людей  подразделяют  на  визуалов, кинестетиков, дискретов. Предрасположенность  предпочитаемой  репрезентативной  системы  закладывается на  генном  уровне,  т.е.  передается  генетически  и  является  врожденным  образованием. «На   старте»   жизнь   визуалов,   аудиалов   и   кинестетиков   складывается   примерно одинаково,  потому,  что  свободны  в  выборе  способа  познания  мира. И,  визуалы  его  с интересом   наблюдают,   аудиалы   вслушиваются   в   окружающее   и   с   удовольствием слушают  рассказы  о  нем;  а  кинестетики  «щупают»  столь  близкую  им  предметную среду.   Если   одну     и     туже     вещь     последовательно     дать     визуалам,     аудиалам     и кинестетикам,     можно     обнаружить,     что     первые     будут     ее     осматривать,     вторые попросят  рассказать  о  ней,  а третьи  начнут  ее  ощупывать,  и  попытаются  разобрать на  детали.   Равенство  представителей  всех  четырех  типов  РС  кончается  в  школе. Так  как большинство   преподаваемых   там   предметов   носит   преимущественно   визуально – дискретный     характер.   Уже     в     первых     классах     отстают,     а     после     переходят     в аутсайдеры  учебного  процесса  кинестетики – им  ведь  ничего  не  дают  пощупать,  а только  все  рассказывают  и  показывают. Чуть  дольше  держаться  аудиалы – в  основном за   счет   «повествовательной»   части   изучаемого   предмета. Однако   с   переходом   в старшие  классы  «сдаются»  и  они,  а  первенство  в  успеваемости  обретают  быстро схватывающие     все     глазами     визуалы     и     вечные     «ботаники»   ­   дискреты.   Именно последние  чаще  всего  и  бывают  круглыми  отличниками.                                                                           Онтогенез развития восприятия (внутриутробно)  3­4   месяца   –   начинает   развиваться   проприоцептивное   восприятие (проприорецепторы   –   чувствительные     нервные     окончания,     расположенные     в мышечно­суставном  аппарате).  Зародыш уже в состоянии реагировать на изменения положения матери. 4 месяца – тактильное восприятие, т.е. восприятие через кожу и мускулатуру. 5 месяцев – вибрационное восприятие (восприятие колебаний). 6 месяцев  – слуховое восприятие. У младенца появляется  способность слышать голос матери и звуки окружающей среды. За несколько недель до рождения – младенец начинает различать свет и тьму. Но, появившись на свет, малыш еще должен научиться смотреть и видеть. Для развития зрительного восприятия очень важна  стимуляция .      3 С момента рождения ­  начинает развиваться обоняние. Взаимосвязь областей восприятия  Слух развивается на базе восприятия колебаний (мать баюкает ребенка и поет при этом колыбельную). Зрительное   восприятие   имеет   тесную   взаимосвязь   с   восприятием   равновесия   и положения в пространстве (ребенок   учится фиксировать взглядом определенный предмет во время того, как мать носит его вокруг различных вещей). Тактильное восприятие создает предпосылку для развития вкусового восприятия и обоняния. Восприятие давления преобладает над всеми ощущениями.         ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ) К 4 годам ВОСПРИЯТИЕ Цвета Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный,  белый Узнавание, называние, соотнесение Формы Шар ­ круг, куб ­ квадрат, Узнавание, называние, соотнесение  треугольник Большой ­ маленький,  длинный ­ короткий, высокий ­ низкий, широкий ­ узкий, толстый ­ тонкий Далеко ­ близко, высоко ­ низко Узнавание, называние, соотнесение Узнавание, называние, соотнесение Радость, грусть, гнев Узнавание, называние, соотнесение Величины Пространства Эмоционального состояния Память Зрительная образная: объем ­  4 ­ 5 предметов.  Слуховая образная: объем – 3 ­ 4 звука.  Слуховая вербальная: объем ­ 4 слова.  Тактильная: объем – 3 ­ 4 предмета. Внимание Объем ­ 4 предмета. Устойчивость ­ 10­12 минут. 4Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой  плотности штриховки, контура неизвестного предмета ­ при слабой штриховке. Воображение Репродуктивное Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй  солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай  шарик, ­  взрослый не показывает) С элементами творческого  Дорисовывание, выполнение аппликаций,  составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца  (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка  предметов или живых существ со зрительной инструкцией.  Использование в игре предметов­заместителей Развитие интеллектуальной сферы Анализ Описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум  признакам). Исключение на основе всех изученных обобщений. Зрительный синтез Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей ­ со зрительной опорой или  наложением на образец. Сравнение предметов По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по  эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия. При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3  отличия. Обобщение —   по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию; —   животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь. Выполнение операции  конкретизации на основе имеющихся обобщений. На вопрос: каких ты знаешь  животных? (игрушки, фрукты и т. д.) ­ ребенок должен уметь самостоятельно  называть 4­5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк). Сериация —   по цвету ­ 3 оттенка; —   по величине ­ 5 предметов; 5—   по расположению в пространстве ­ 3 положения; —   серия последовательных картинок к известной сказке ­ 4 картинки. Классификация На основе имеющихся обобщений по одному признаку ­ самостоятельно.                                          Эмоциональная сфера Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть,  гнев. Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через  рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).                                        Коммуникативная сфера Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли  в игре, придуманной взрослым.                                               Волевая сфера Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.                                    Психофизиологическая сфера Умение закрашивать предметы внутри контура. Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу. Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы. Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов. К 5 годам ВОСПРИЯТИЕ Узнавание, называние, соотнесение  Узнавание, описание (громкий ­ тихий,  низкий ­ высокий, звонкий ­ глухой),  подражание  Узнавание, описание (слабый ­  резкий,  приятный ­ неприятный, сладкий)  Узнавание, соотнесение (назови, что  имеет такой же вкус, как...)  Узнавание по внешнему виду и на  ощупь с закрытыми глазами, называние, описание  Эмоциональных состояний Звука Запаха Вкуса Свойства предметов Радость, грусть, гнев,  удивление, испуг  Колокольчик, свисток,  бубен, деревянные  ложки, хлопки в  ладоши, погремушка  Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый,  цитрусовый, ванильный  Сладкий, горький,  кислый, соленый  Тяжелый ­ легкий,  жесткий ­ мягкий,  шершавый ­ гладкий,  прозрачный ­  непрозрачный,  горячий ­ холодный,  светлый ­ темный,  сухой ­ мокрый.  По материалу  6(деревянный, железный, тканевый, стеклянный,  бумажный и т. д.)  Пространства Высоко ­ низко,  слева ­ справа,  впереди ­ сзади  Утро, вечер, день, ночь.  Вчера, сегодня, завтра  Времени Определение местонахождения  предмета, расположение предмета по  инструкции в определенном месте  Соотнесение события со временем его  происшествия  Память Зрительная образная: объем ­ 5 предметов. Слуховая образная: объем ­  4 ­5 звуков. Слуховая вербальная: объем ­ 5 слов. Тактильная: объем ­  4 ­ 5 предметов. Внимание Объем ­ 5 предметов. Устойчивость  ­  15 ­ 20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.                                                                         Развитие интеллектуальной сферы Анализ Описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений. Зрительный синтез Из  4 частей без образца и из 6 частей ­  со зрительной опорой на образец. Сравнение предметов По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий. Обобщение 7—   на основе изученных свойств; —   по материалу; —   по эмоциональному состоянию; —     времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. Сериация —   по цвету ­ 4 оттенка; —   по величине ­ 5 предметов; —   по эмоциональному состоянию ­ 4 карточки; —   по свойствам ­ 3 предмета. Классификация На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.                                                 Эмоциональная сфера Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умение рассказать о своем настроении. Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.                                               Коммуникативная сфера Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.                                                           Волевая сфера Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила ­ в учебной ситуации К 6 годам Восприятие Оттенков изученных эмоциональных состояний. Память Зрительная образная: объем ­ 6 предметов.  Слуховая образная: объем ­ 6 звуков.  Слуховая вербальная: объем ­ 6 слов.  Тактильная: объем ­ 6 предметов. Внимание Объем ­ 6 предметов. 8Устойчивость ­ 20­25 минут. Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких   деталей,   при   средней   плотности   штриховки;   выделение   в   рисунке   7­8 контуров предметов, наложенных полностью. Воображение Репродуктивное   с   элементами   творческого   (рисование   своего   настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.) Развитие интеллектуальной сферы Анализ Умение анализировать черты характера героев сказки. Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.  Зрительный синтез Из 6 частей без образца и из 7­8 частей ­ со зрительной опорой на образец. Сравнение предметов На   основе   представлений   и   зрительного   восприятия.   Ребенок   должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий. Обобщение Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: —  дикие и домашние животные; —   растения (деревья, цветы, грибы, ягоды); —   вещи (головные уборы, одежда, обувь); —     рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех  изученных обобщений. Сериации —   по цвету ­ 5 оттенков;           —   по величине ­ 7 предметов; —   по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) ­ 5 степеней выраженности; —   по возрасту ­ 4 возрастные группы; —   по степени выраженности свойств предметов ­ 5 степеней; —   серия из 5 последовательных картинок. Классификация По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.                                          Эмоциональная сфера 9Ребенок   должен   уметь   узнавать   по   пиктограмме   и   называть   эмоциональные состояния:   радость   ­   восторг,   грусть,   гнев   ­   ярость,   удивление,   испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своем настроении. Знание   не   менее   трех   способов   выражения   и   изменения   этих   эмоциональных состояний.                                          Коммуникативная сфера Умение   объединяться   в   пары   для   совместной   работы.   Умение   при   помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения.                                                  Волевая сфера Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации. Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.                                               Личностная сфера Сформированность   представлений   о   таких   личностных   качествах   людей,   как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.                                                                К 7 годам Мотивационная готовность к школе Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального  мотивов. Память Зрительная образная: объем ­ 7­8 предметов.  Слуховая образная: объем ­ 7 звуков.  Слуховая вербальная: объем ­ 7­8 слов.  Тактильная: объем ­ 7 предметов. Внимание 10Объем ­ 7­8 предметов. Устойчивость ­ 25­30 минут. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких  деталей, при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные  изображения. Воображение Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием  персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в  другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание  различных игровых сюжетов). Развитие интеллектуальной сферы Анализ Умение устанавливать причинно­следственные связи.  Умение находить решение проблемных ситуаций.  Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном  произведении. Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов. Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более  признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.  Зрительный синтез Из 9 частей без образца и из 12 частей ­ со зрительной опорой на образец. Сравнение предметов Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе  существенные признаки.  Обобщение Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений. Сериация По всем свойствам предметов. Умение выстраивать серию из 8­10 последовательных картинок.  Классификация По существенным признакам.                                             Волевая сфера Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. 11Сформированность итогового и пошагового самоконтроля. Умение планировать свою деятельность. Умение действовать в соответствии с социальной ролью.                                           Личностная сфера Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки. 12