В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ, говорится о том, что в этом возрасте у ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему, проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам.В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ, говорится о том, что в этом возрасте у ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему, проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам.
Психология для родителей.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 34 ЛЕТ
Задумывались ли вы о том, что часто за
повседневными заботами вы не замечаете, как меняются
ваши дети?
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено,
что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его
так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода
назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем,
делать за него то, с чем он уже вполне может справиться
самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже
достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным,
исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и
потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения,
которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Три года это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж
развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с
матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные
потребности в этом возрасте потребность в общении, уважении и признании.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противоволи», что выражается в желании делать все по
своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему
предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от
взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его
потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать чтото самому,
даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную
реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
противоречить другому.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего
желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это
является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении
самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но
и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции,
как взрослых, так и детей на его поступки.
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое
то сюжетное наполнение, она все более становится образноролевой. В ней ребенок
воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом
возрасте ребенку достаточно поиграть 10 15 минут, потом ему хочется переключиться
1на чтото другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и
воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания
и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая
несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный
смысл.
Вам как его родителям важно:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противоволи» ребенка.
Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к
пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку
настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это
кажется нелепым или ненужным.
Помнить, что так называемое упрямство это реакция ребенка, который настаивает на
чемто не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его
мнением считались.
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения.
Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев
до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на
позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным
реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать
горе от потери привычного ему мира.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на
детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для
этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему
самому и членам вашей семьи.
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость,
разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а
научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной
ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные
шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный
уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным
образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг,
соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный
запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную
близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком,
обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также
терпеливо отвечайте на его вопросы.
Информация взята с сайта
2Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3