В консультации для родителей - Возрастные особенности детей 4 – 5 лет, говорится о том, что особенности возраста, речь начинает выполнять контролирующую функцию.Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
Повышение познавательной активности.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий.В консультации для родителей - Возрастные особенности детей 4 – 5 лет, говорится о том, что особенности возраста, речь начинает выполнять контролирующую функцию.Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
Повышение познавательной активности.Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры. Появление осознанности собственных действий.
Консультация для родителей
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.
Ведущая деятельность сюжетноролевая игра.
Ведущая функция – нагляднообразное мышление.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
Повышение познавательной активности
Продолжает сохраняться ситуативноделовая форма общения со сверстниками.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные
черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
Усложнение сюжетноролевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
Новообразования:
Контролирующая функция речи.
Появление элементов творческого воображения в сюжетноролевой игру.
Появление элементов произвольности.
Появление внеситуативноличностной формы общения, общение со взрослым.
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль
принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а
также креативности.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность
в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает
индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и
управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для
ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к
регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела,
его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро,
ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время
передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей
повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше
удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20
шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 45 лет у детей совершенствуются культурногигиенические навыки (хорошо освоен
алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют
правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В
элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется
самостоятельность ребенка.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками,
осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с
другими людьми. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что
дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могутменяться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую
игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр
составляет в среднем 1520 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе
нормами; умеет довести начатое дело до конца проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему
способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность
пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание,
которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой,
уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В речевом развитии детей 45 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и
дикция. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии
друг с другом носит ситуативный характер.
В познавательном развитии 45 летних детей характерна высокая мыслительная
активность. К 5ти годам более развитым становится восприятие. Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить
такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в
пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 78 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать
простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается
устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в
течение 1520 минут.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 56 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения
художественноизобразительномузыкального творчества, легко устанавливает простые
причинные связи в сюжете, композиции, эмоционально откликается на отраженные в
произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими
представлениями о красивом, радостном, печальном, злом. У ребенка появляется желание
делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
сказку на заданную тему.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся
предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной,
овальной формы, простые изображения животных. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей.
Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемамивырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной,
цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь