Консультация для родителей - ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ

  • Лекции
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ, говорится о том, что игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, «а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачитьсяВ консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ, говорится о том, что игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, «а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться
Иконка файла материала ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ.docx
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ На   психокоррекционных   занятиях,   которые   мы   ведем   вместе   с И.Я.Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители   заполняли   специальную   анкету.   Сейчас   передо   мной   лежат   две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, ­ анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) – «досье» на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях… И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все­ таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются   проявлять   терпимость.   Однако   чрезмерной   скованностью   в общении со взрослыми  страдают дети из обеих групп. Конечно,   описанные   выше   игры   тоже   помогают   застенчивому   ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, «а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь.   Вы   же   «можете   собрать   у   себя   дома   незнакомых   детей   с родителями   и   создать   такую   обстановку,   в   которой   все   эти   люди   будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться   Но   вам   доступно   иное.   Вы   как   никто   другой   знаете   привычки   своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует   и   т.п.).   Так   что   если   влияние   хороших   групповых   методов психотерапии   можно   сравнить   с   ударной   дозой   сильнодействующего лекарства   (оно   снимает   остроту   заболевания,   но   его   нельзя   принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке ­ это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким. К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных   родственников   (в   основном,   мужского   пола),   считающих   игру пустой   тратой   времени   и   детскими   глупостями,   заставьте   хотя   бы   иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечновыискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни. 1. «САЛОЧКИ» (для детей 4­12 лет) Сразу   оговорюсь,   что   детям,   о   которых   идет   речь,   полезны   ЛЮБЫЕ подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое превосходство над ним.     в­третьих,   Разновидностей   «салочек»   очень   много:   во­первых,   обычные,     во­ вторых,«салки­ножки­на   весу»,   когда   севшего   на   скамейку   уже   нельзя осалить, «салки­в­ домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри которого он недостижим  для водящего, в­четвертых, «салки­приседалки» ­ кто присел, тот не салится. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы игры не   приедались,   многие   дети,   дичащиеся   взрослых,   боятся   физического контакта:   отстраняются,   если   кто­то   хочет   погладить   их,   съеживаются, втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть  на коленях у чужих. С другой   стороны,   среди   застенчивых   детей   достаточно   и   таких,   которые жаждут   нежности,   явно   недополучая   ее   от   родителей.   (Любопытно,   что родители, как правило, не торопятся этого признавать,    с жаром доказывают обратное,   хотя   их   сын   или   дочь   на   глазах   у   всех   льнут   к   другим,   более «теплым»  взрослым  и,  словно  щенята,  подставляют  голову   под  их  ладонь, буквально выпрашивая ласку). Первой категории детей будут полезны игры «Нарисовать   фигуру»,   «Передай   рисунок»,   «Доверяющее   падение», «Конспиратор» и «Скульптура», а второй... второй самое главное ­ дарить больше тепла. Шести­ и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно к себе на колени, слегка покачать, как маленького, особенно перед сном), погладить по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи, что­нибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или дочь   будут   искать   душевное   тепло   на   стороне   и   рано   или   поздно   найдут. Когда человеку что­нибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости ­ так уж   устроены   люди   ­   непременно   захочется   от   своих   детей   не   только формальной   заботы,   но   и   искреннего   сочувствия.   И   все   того   же тепла. Ну, а если вы все­таки захотите затронуть тему родительской ласки и покровительству   взрослых   в   играх,   обратитесь   к   «Бездомному   котенку»,«Роботу» и «Ученику волшебника». 2.   «   НАРИСОВАТЬ   ФИГУРУ»   (предложена   В.Петрусинским,   можно приспособить для детей 6­12 лет) Играть  нужно  минимум  вчетвером:  двое  детей  и  двое  взрослых.  Надо разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно, повторяя   игру   в  течение   нескольких   недель).  Можно,  правда,  попробовать ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не настаивайте.   Лучше   немного   подождать.   Когда   он   «дозреет»,   он   сам   с радостью будет испытывать свои силы. Правила   таковы:   партнеры   договариваются,   что   они   будут   изображать (естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была слишком трудно выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какую­то фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто изобразил задуманное. сложной     и   3.   «ПЕРЕДАЙ   РИСУНОК»   (для   детей   6­12   лет).   Число   игроков   не ограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое­то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он догадывается, это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя. Значки,   естественно,   должны   быть   простыми:   круг,   треугольник,   квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочка… Получив сообщение­рисунок, последний в цепочке называет вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным результатом и выясняют в каком звене цепи произошло искажение. Задача взрослого   (как,   впрочем,   и   во   всех   остальных   играх)   –   создать   веселую, непринужденную атмосферу. 4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ   ПАДЕНИЕ»   (игра,   предложенная   Рудестамом,   для детей 6­9 лет) В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача ­ упасть на руки   спиной   к   ведущему   взрослому.   Для   повышения   интереса   можно несколько   усложнить   правила.   Очко   получает   только   тот,   кто   упадет,   не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы. 5. «КОНСПИРАТОР»     предложенная   В.Петрусинским, рекомендуется для детей 5­10лет). Игроки встают в круг, лицом к центру. (игра,Водящий с завязанными  глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная   с   головы,   узнать   всех   играющих   (они,   естественно,   помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор ­ тот, кого узнали последним. 6. «СКУЛЬПТУРА»  (А. Б.Домбрович, для детей 5­ 7лет) В игре должно участвовать как минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя его   принять   нужные   позы.   Третий   же   игрок   должен   отгадать,   что   это   за скульптура. 7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 4­8 лет). Эта и прочие игры, затрагивающие   тему   отверженности,   которая   гораздо   более   актуальна   для застенчивых   детей   кажется   их   родителям,   более   естественно   проходят   на ширме   кукольного   театра.   Хотя   можно   играть   и   на   полу,   а   мальчиков школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндерсюрпризов   (котенка,   естественно,   можно   заменить   крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком   ­короче любым симпатичным зверьком из шоколадного   яйца).   В   одном   доме   жил   Котенок.   Он   был   хорошенький   и, главное,   ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяйтесь   ролями).   И   вот   однажды   Котенок   оказался   без   крыши   над головой... (Хозяева  либо  выгнали  Котенка,  либо  он  сам  убежал ­ оставьте выбор   ситуации   за   ребенком.   Если   ребенок   захочет,   можно   придумать   и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость   обретения   ласковых   и   заботливых   близких).   Но   потом   ему повстречался...  (пусть   ребенок   сам   придумает   персонаж,  который   приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите   во   всех   подробностях,   как   о   нем   заботился   хороший   персонаж. Взрослым   такая   игра   часто   кажется   скучной,   но   для   одинокого   ребенка именно   в   этих   сентиментальных   подробностях   заключен   подчас   самый главный, самый сокровенный смысл). 8. «РОБОТ» (для детей 5­9 лет) Вообще­то   в   этой   игре   действуют   не   животные,   а   люди,   но   если   ваш ребенок   непременно   захочет   играть   с   полюбившимся   ему   мишкой   или поросенком,  не   противьтесь.   И   «не   переходите   на   личности»,   т.е.   не   надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом,ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно   вплести   сюжет   в   привычные   игры   ребенка   с   конструктором, машинками,   куклой   Барби   и   проч.   (соответственно,   видоизменив   героев   и некоторые   обстоятельства   действия;   в   конце   концов,   маленький автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!). Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам назовет   остальных   персонажей).   Члены   этого   семейства   вечно   куда­то торопились   и   опаздывали.   По   утрам   в   доме   стоял   такой   гвалт!   «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, ­    тормошила мама героя  Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» Постарайтесь похоже   изобразить   поведение   членов   вашей   собственной   семьи,   когда   они спешат и нервничают.   В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет   потом   поменяться   с   ребенком   ролями   и   не   обижаться,   если   он разошедшись,   начнет   изображать   вас   не   совсем   такой,   какой   вы   себя представляете).   Наконец,   запыхавшаяся   мама   прибегала   вместе   с   нашим героем   в   детский   сад,   сдавала   его   на   руки   воспитательнице   и   убегала   на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних  дел и она  опять  торопилась  их  выполнить.  Покажите  вечернюю сцену,   которая   мало   чем   будет   отличаться   от   утренней).   Герою,   конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды   ночью   случилось   чудо!   (Девочкам   лучше   преподнести   это   как колдовство как потрясающее   изобретение   самого   героя).   На   месте   нашего   героя   оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама   не   заметила   под   мены.   А   герой...   (придумайте   вместе   с   ребенком приключения героя ­ их можно растянуть на несколько «сеансов» игры ­ но все­таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень­то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь   желательно   разыграть   несколько   забавных   сценок:   например,   мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра ­ это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего. волшебницы, а   мальчикам       ­Когда   герой   возвращается   домой,   все   недоразумения   выясняются,   а главное, они с мамой додумываются, как же ни все­таки жить дальше... (Эту стратегию   нужно,   естественно,   выработать   совместными   усилиями.   И   не только выразить словами, но и опробовать в сценках). 9. «УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА»  (для детей 5­9 лет).  Девочки могут играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею ­ как им больше нравится. Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку, бусинку и проч. ­ что придется по душе), которым его можно в любую минуту призвать на помощь. Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае не стесняя фантазию ребенка  и соглашаясь с его  вариантами,  предлагайте свои сюжеты, в которых бы в завуалированно­сказочной форме фигурировали конкретные   трудности   вашего   ребенка.   Допустим,   ваш   Кирюша   (Антон, Маша)   робеет,  когда   чужие   люди   у   него   что­то   спрашивают,  а   ему   скоро предстоит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как Волшебник,   пообещав   взять   Кирюшу   в   сказочную   страну,   побуждает   его тренировать   смелость   и   общительность:   сначала   спросить   у   прохожего   на улице время (может быть, он невидимый стоит   оттуда за   спиной   Кирюши,   оказывая   ему   моральную   поддержку,   а   может, Кирюша получает какое­то волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу?), потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно, общается   с   продавщицей),   потом   просит   немного   развлечь   какими­нибудь интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т.п. Затем   Волшебник   берет   Кирюшу   в   сказочную   страну,   где   они   вступают   в контакт   с   ее   жителями,   переживают   множество   приключений,   но   в   конце концов, естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу «Волшебника   Изумрудного   города»   и   его   многочисленные   продолжения. Заимствуйте ситуации. Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми ­ со взрослыми. Ребенок и Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых обижает   негодяй   типа   Урфина   Джюса,   перехитрить   злобных   Прыгунов, пообщаться   с   обитателями   Изумрудного   города.   Упор   в   сценках   следует делать опять­таки на общение, а не на победу физической силы и оружия. Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре, побольше рассказывал. Это   послужит   ему   потом   подспорьем   в   реальном   общении.   Пусть   он рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и детский театральные спектакли,  фильмы  и  книжки,  которые   ему  нравятся.  Вы  же,  подыгрывая, изображайте изумление жителей Волшебной страны, говорите, что их жизнь во многом устроена по­другому, рассказывайте, какие это отличия ­ в общем второстепенных   героев   и   зоопарк,       сад,старайтесь,   чтобы   у   вас   получался   настоящий   диалог,   в   котором   оба собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не должны строго закрепляться. Если ребенок захочет, он вполне может побыть Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе на полу. Можно играть   с   любыми   игрушками,   а   можно   и   «в   живом   плане».   Чтобы поддерживать интерес ребенка непременно заканчивайте игру приключением, которое обрывалось бы на самом интересном месте. Примерный план игры «Ученик волшебника»:  1 Встреча   с   Волшебником,   обещание   взять   героя   в   Волшебную страну, если он пройдет серию испытаний. Герой начинает тренировать смелость и общительность: учится наводить справки по телефону, спрашивает что­то у прохожих, постигает «науку общения» в магазинах, на почте, предлагает старушке перевести ее через дорогу, приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом 2 ­ ­ ­ ­ ­ развлекает ее рассказами, ­ поступает   в   какой­то   кружок,   для   чего   ему   нужно   выдержать собеседование. 3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они: ­ спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно, при условии, что образ Людоеда не приютит вашего ребенка в ужас); ­ справляются   с   приятелем   Урфина   Джюса,   который   сделал   сонное зелье   из   маков,   и   пытается   опоить   им   жителей   Желтой   страны,   чтобы завладеть всеми богатствами; ­ приручают   саблезубых   тигров   и   устраивают   в   Желтой   стране волшебный   цирк   (это,   кстати,   хороший   повод   для   рассказа,   пусть   герой рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране); ­ завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не так­то легко разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам придется   ему   помочь)   и   отправляются   вместе   с   ним   выручать   жителей Изумрудного   города,   захваченного   агрессивными   Прыгунами   (этой   борьбы при желании может хватить на много игр). ­ и так далее и тому подобное. ­ когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой вернется   на   Землю   и   успешно   общается   с   окружающими   (рассказывает старушке­соседке свои приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья могут являться ему во сне). про     Естественно,   за   основу   можно   взять   любую   другую   книжку,   которая нравится вашему ребенку.Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь