В консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ, говорится о том, что игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, «а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачитьсяВ консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ, говорится о том, что игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, «а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ
На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с
И.Я.Медведевой, побывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка
родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежат две
стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой, анкеты мальчиков и
девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во
второй (она гораздо меньше) – «досье» на тех, кто предпочитает одиночество.
Я помню этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях… И
вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две
стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне
благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом
водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все
таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у
родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило,
стараются проявлять терпимость. Однако чрезмерной скованностью в
общении со взрослыми страдают дети из обеих групп.
Конечно, описанные выше игры тоже помогают застенчивому ребенку
преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более
целенаправленно.
Увы,
«а в рамках отдельно взятой семьи» невозможно достичь эффекта, которого
добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не
поделаешь. Вы же «можете собрать у себя дома незнакомых детей с
родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут
непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться
Но вам доступно иное. Вы как никто другой знаете привычки своего
ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань
его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях,
так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный
момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя
чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших групповых методов
психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего
лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать
слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке
это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет,
может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.
К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать
других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда
найдутся люди, которые не прочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур
серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру
пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда
выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечновыискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.
1. «САЛОЧКИ» (для детей 412 лет)
Сразу оговорюсь, что детям, о которых идет речь, полезны ЛЮБЫЕ
подвижные игры с участием взрослых. Взрослые только должны следить за
тем, чтобы застенчивый и, соответственно, не шустрый ребенок не оставался
постоянно в проигрыше. Тактично помогайте ему, отмечайте малейшее его
достижение и, главное, не привлекайте к этим играм ловких и конкурентных
детей, которые всегда будут опережать вашего ребенка и подчеркивать свое
превосходство над ним.
втретьих,
Разновидностей «салочек» очень много: вопервых, обычные, во
вторых,«салкиножкина весу», когда севшего на скамейку уже нельзя
осалить,
«салкив
домике», когда играющий должен успеть очертить магический круг, внутри
которого он недостижим для водящего, вчетвертых, «салкиприседалки»
кто присел, тот не салится. Лучше, естественно, варьировать игры, чтобы игры
не приедались, многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического
контакта: отстраняются, если ктото хочет погладить их, съеживаются,
втягивают голову в плечи. Малыши не хотят сидеть на коленях у чужих. С
другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые
жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей. (Любопытно, что
родители, как правило, не торопятся этого признавать, с жаром доказывают
обратное, хотя их сын или дочь на глазах у всех льнут к другим, более
«теплым» взрослым и, словно щенята, подставляют голову под их ладонь,
буквально выпрашивая ласку). Первой категории детей будут полезны игры
«Нарисовать фигуру», «Передай рисунок», «Доверяющее падение»,
«Конспиратор» и «Скульптура», а второй... второй самое главное дарить
больше тепла. Шести и даже восьмилетнего ребенка еще вполне можно к себе
на колени, слегка покачать, как маленького, особенно перед сном), погладить
по спине. В более старшем возрасте можно сесть рядом с ним, обняв за плечи,
чтонибудь вместе почитать или тихонько посекретничать. Не опасайтесь, что
ваш сын вырастет не мужественным, а дочь будет заласканной неженкой. У
каждого человека своя потребность в ласке, и недодать ее в детстве не только
жестоко, но и опасно. Опасно для самих же родителей. Подросший сын или
дочь будут искать душевное тепло на стороне и рано или поздно найдут.
Когда человеку чтонибудь очень нужно, он это обретает. Но родителям в
запоздалой гармонии вряд ли будет отведено местечко. А им к старости так
уж устроены люди непременно захочется от своих детей не только
формальной заботы, но и искреннего сочувствия. И все того же
тепла.
Ну, а если вы всетаки захотите затронуть тему родительской ласки и
покровительству взрослых в играх, обратитесь к «Бездомному котенку»,«Роботу» и «Ученику волшебника».
2. « НАРИСОВАТЬ ФИГУРУ» (предложена В.Петрусинским, можно
приспособить для детей 612 лет)
Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо
разбиться на пары (один взрослый, один ребенок). Лучше, конечно, чтобы дети
оказались в паре с чужими родителями, но сразу на столь решительный шаг
согласятся далеко не все, многих придется подводить к этому постепенно,
повторяя игру в течение нескольких недель). Можно, правда, попробовать
ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если
вы увидите, что у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, не
настаивайте. Лучше немного подождать. Когда он «дозреет», он сам с
радостью будет испытывать свои силы.
Правила таковы: партнеры договариваются, что они будут изображать
(естественно, взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка не была
слишком
трудно
выполнимой), затем один рисует пальцем на спине другого какуюто фигуру, а
тот изображает ее мимикой, жестами, танцем. Вторая пара отгадывает. Очко
присуждается (внимание!) не отгадавшим, а тем, кто изобразил задуманное.
сложной
и
3. «ПЕРЕДАЙ РИСУНОК» (для детей 612 лет). Число игроков не
ограничено. Принцип как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете
какоето слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Он
догадывается, это такое, и передает рисунок дальше. Подглядывать нельзя.
Значки, естественно, должны быть простыми: круг, треугольник, квадрат,
волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный
знаки, елочка… Получив сообщениерисунок, последний в цепочке называет
вслух загаданное изображение. Играющие сравнивают его с первоначальным
результатом и выясняют в каком звене цепи произошло искажение. Задача
взрослого (как, впрочем, и во всех остальных играх) – создать веселую,
непринужденную атмосферу.
4. «ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ» (игра, предложенная Рудестамом, для
детей 69 лет)
В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача упасть на
руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно
несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не
оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры
все должны получить поощрительные призы.
5. «КОНСПИРАТОР»
предложенная В.Петрусинским,
рекомендуется для детей 510лет). Игроки встают в круг, лицом к центру.
(игра,Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг
него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь,
начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают).
Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор тот, кого узнали
последним.
6. «СКУЛЬПТУРА» (А. Б.Домбрович, для детей 5 7лет) В игре должно
участвовать как
минимум три человека. Двое договариваются, какую фигуру они хотят
изобразить, и затем первый игрок «лепит» ее из второго, постепенно заставляя
его принять нужные позы. Третий же игрок должен отгадать, что это за
скульптура.
7. «БЕЗДОМНЫЙ КОТЕНОК» (для детей 48 лет). Эта и прочие игры,
затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для
застенчивых детей кажется их родителям, более естественно проходят на
ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков
школьного возраста скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из
киндерсюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком,
пингвинчиком или динозавриком короче любым симпатичным зверьком из
шоколадного яйца). В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и,
главное,
ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть
ребенок придумает, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть он сам
покажет, как именно. Предложите ему сыграть роль Котенка, а в другой раз
поменяйтесь ролями). И вот однажды Котенок оказался без крыши над
головой... (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал оставьте
выбор ситуации за ребенком. Если ребенок захочет, можно придумать и
показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует.
Для вашего малыша важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить
радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему
повстречался... (пусть ребенок сам придумает персонаж, который приютит
Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и
покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж.
Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка
именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый
главный, самый сокровенный смысл).
8. «РОБОТ» (для детей 59 лет)
Вообщето в этой игре действуют не животные, а люди, но если ваш
ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или
поросенком, не противьтесь. И «не переходите на личности», т.е. не надо
открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом,ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь
члены вашей семьи стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает
подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры,
можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором,
машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и
некоторые обстоятельства действия; в конце концов,
маленький
автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).
Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и... (пусть ребенок сам
назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно кудато
торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай!
Вставай, а то опоздаешь, тормошила мама героя
Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» Постарайтесь
похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они
спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо
будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он
разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя
представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим
героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на
работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много
домашних дел и она опять торопилась их выполнить. Покажите вечернюю
сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно,
такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы
мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше
времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он
очень переживал, думал... (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И
однажды ночью случилось чудо! (Девочкам лучше преподнести это как
колдовство
как
потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался
робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому
мама не заметила под мены. А герой... (придумайте вместе с ребенком
приключения героя их можно растянуть на несколько «сеансов» игры но
всетаки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно). Пусть он
вернется к ней и обнаружит, что она тоже не оченьто счастлива. Хотя робот
безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства.
Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама
дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что
игра это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда,
а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно
перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на
прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется,
а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме
хорошего.
волшебницы,
а
мальчикам
Когда герой возвращается домой, все недоразумения выясняются, а
главное, они с мамой додумываются, как же ни всетаки жить дальше... (Эту
стратегию нужно, естественно, выработать совместными усилиями. И не
только выразить словами, но и опробовать в сценках).
9. «УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА» (для детей 59 лет). Девочки могут
играть не в Волшебника, а в Волшебницу или Фею как им больше нравится.
Сюжет игры таков: ребенок (желательно называть его настоящим именем) во
сне или наяву, по его выбору, встречает Волшебника, который становится его
покровителем. Волшебник дает ребенку чудесный свисток (колечко, дудочку,
бусинку и проч. что придется по душе), которым его можно в любую минуту
призвать на помощь.
Дальше многое зависит от вашей изобретательности. Ни в коем случае
не стесняя фантазию ребенка и соглашаясь с его вариантами, предлагайте
свои сюжеты, в которых бы в завуалированносказочной форме фигурировали
конкретные трудности вашего ребенка. Допустим, ваш Кирюша (Антон,
Маша) робеет, когда чужие люди у него чтото спрашивают, а ему скоро
предстоит собеседование при поступлении в школу. Разыгрывайте сценки, как
Волшебник, пообещав взять Кирюшу в сказочную страну, побуждает его
тренировать смелость и общительность: сначала спросить у прохожего на
улице время (может быть, он невидимый стоит
оттуда
за спиной Кирюши, оказывая ему моральную поддержку, а может,
Кирюша получает какоето волшебное снадобье, вселяющее в него отвагу?),
потом отправляет его за хлебом или за молоком (где Кирюша, естественно,
общается с продавщицей), потом просит немного развлечь какиминибудь
интересными рассказами одинокую старушку, живущую по соседству, и т.п.
Затем Волшебник берет Кирюшу в сказочную страну, где они вступают в
контакт с ее жителями, переживают множество приключений, но в конце
концов, естественно, побеждают плохих и возвращаются домой. Если и вы, и
ваш ребенок будете затрудняться в сочинении сюжетов, возьмите за основу
«Волшебника Изумрудного города» и его многочисленные продолжения.
Заимствуйте
ситуации.
Причем ситуации должны быть связаны не с животными, а с людьми со
взрослыми. Ребенок и Волшебник могут встретиться с Жевунами, которых
обижает негодяй типа Урфина Джюса, перехитрить злобных Прыгунов,
пообщаться с обитателями Изумрудного города. Упор в сценках следует
делать опятьтаки на общение, а не на победу физической силы и оружия.
Старайтесь, чтобы ребенок побольше говорил в игре, побольше рассказывал.
Это послужит ему потом подспорьем в реальном общении. Пусть он
рассказывает жителям Изумрудного города про свою квартиру, свой двор и
детский
театральные
спектакли, фильмы и книжки, которые ему нравятся. Вы же, подыгрывая,
изображайте изумление жителей Волшебной страны, говорите, что их жизнь во
многом устроена подругому, рассказывайте, какие это отличия в общем
второстепенных
героев
и
зоопарк,
сад,старайтесь, чтобы у вас получался настоящий диалог, в котором оба
собеседника принимают равноправное участие. Естественно, роли в игре не
должны строго закрепляться. Если ребенок захочет, он вполне может побыть
Волшебником. Игра может происходить на ширме, на столе на полу. Можно
играть с любыми игрушками, а можно и «в живом плане». Чтобы
поддерживать интерес ребенка непременно заканчивайте игру приключением,
которое обрывалось бы на самом интересном месте.
Примерный план игры «Ученик волшебника»:
1
Встреча с Волшебником, обещание взять героя в Волшебную
страну, если он пройдет серию испытаний.
Герой начинает тренировать смелость и общительность:
учится наводить справки по телефону,
спрашивает чтото у прохожих,
постигает «науку общения» в магазинах, на почте,
предлагает старушке перевести ее через дорогу,
приходит к одинокой соседке и помогает ей по хозяйству, а потом
2
развлекает ее рассказами,
поступает в какойто кружок, для чего ему нужно выдержать
собеседование.
3. Волшебник берет героя в Волшебную страну. Там они:
спасают Према Кокуса, который попал в замок Людоеда (конечно,
при условии, что образ Людоеда не приютит вашего ребенка в ужас);
справляются с приятелем Урфина Джюса, который сделал сонное
зелье из маков, и пытается опоить им жителей Желтой страны, чтобы
завладеть всеми богатствами;
приручают саблезубых тигров и устраивают в Желтой стране
волшебный цирк (это, кстати, хороший повод для рассказа, пусть герой
рассказывает Жевунам про цирк, существующий в его стране);
завязывают знакомство с Дином Гиором (которого не такто легко
разговорить, и герою надо будет приложить к этому немало усилий, а вам
придется ему помочь) и отправляются вместе с ним выручать жителей
Изумрудного города, захваченного агрессивными Прыгунами (этой борьбы
при желании может хватить на много игр).
и так далее и тому подобное.
когда вы поймете, что игра ребенку начинает надоедать, пусть герой
вернется на Землю и успешно общается с окружающими (рассказывает
старушкесоседке
свои
приключения, ходит в кружок и проч., а сказочные друзья могут являться ему
во сне).
про
Естественно, за основу можно взять любую другую книжку, которая
нравится вашему ребенку.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь