В консультации для родителей - «Жить с ребенком — дело не простое.», говорится о том, что родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей.В консультации для родителей - «Жить с ребенком — дело не простое.», говорится о том, что родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей.
Консультация для родителей
Развитие эмоционального интеллекта.
«Жить с ребенком — дело не простое.»
Нам всем хотелось бы владеть безотказным методом воспитания, но увы!
Родительское ремесло предполагает необходимость каждый день заново
приспосабливаться к ситуации. Ведь ребенок растет и меняется каждый день. И наша
совместная жизнь часто сводится к преодолению повседневных трудностей. «Ты
положил дневник в портфель?» «Давай скорей!» Около 80% наших высказываний,
обращенных к сыну или дочери, это указания и запреты. Но они лишь иногда
оправдывают себя, и то только в краткосрочной перспективе: дисциплинарные меры
обычно не делают детей дисциплинированными.
Порой родители уступают любой просьбе ребенка, чтобы порадовать его и
завоевать его любовь. Но если мы так боимся расстроить ребенка, то в роли главного
оказывается ребенок. И он испытывает от этого сильное беспокойство. Чтобы
усвоить самодисциплину, дети больше нуждаются в разрешениях, нежели в запретах.
Ребенку не нужно позволение творить что вздумается, ему нужно разрешение быть
самим собой, двигаться вперед, выражать свои эмоции, мысли, потребности...
На примере 9 распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои
типичные реакции, почерпнуть идеи, которые помогут вам действовать сознательно в
зависимости от того, чего вы хотите для вашего ребенка.
Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как
поступаете чаще всего и как иногда). Самоанализ нужен не для того, чтобы себя
оценить, он позволит заметить постепенные изменения в себе.
Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы
почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица.
Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам
больше, чем любая книга по воспитанию.
Прочитайте «Новую установку», выраженную в однойдвух фразах.
Перепишите эти фразы на листочки и прикрепите на холодильник. Вы
сможете обращаться к новым установкам и черпать в них вдохновение всякий раз,
когда возникает «напряженная» ситуация, связанная с ребенком.
Ситуация 1.
Он жалуется: «Наша воспитательница плохая и несправедливая! Она
поставила меня в угол, потому что я просто нечаянно толкнул Васю».
Обычная реакция: в ответ на взволнованные слова ребенка мы склонны или
приуменьшать значение проблемы, или обвинить его, или оборвать запретом.
Ваша цель: усилить вашу связь с ребенком и научить его противостоять
трудностям. Слушать его значит уделять ему внимание, уважать его чувства и
способности. А проблему пусть он решает сам.
Новая установка: он затевает разговор? Тсс! Сейчас не время говорить
смотрите на него и слушайте.Ситуация 2.
Он не убирает игрушки.
Обычная реакция: «Убери игрушки!» Подчиняясь, ребенок перестает ощущать
свою индивидуальность. Мы управляем им, а он всего лишь исполнитель.
Ваша цель: научить ребенка делать выбор, организовать свою жизнь и отвечать
за себя.
Новая установка: чтобы не вызвать у ребенка сопротивление, предлагайте ему
выбор (вместо того чтобы командовать).
Ситуация 3.
Он безобразничает, воспитатели постоянно делают замечания, ваши
отношения портятся.
Обычная реакция: нравоучения, наказания... Нам кажется, так мы возвращаем
его на правильный путь.
Ваша цель: сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя любимым, а у вас
была возможность обсудить с ним причины его поведения.
Новая установка: уделяйте ребенку каждый день 10 минут искреннего
внимания.
от варенья.
поиски виновного...
Ситуация 4.
На полу в кухне разбитый стакан. Или на ковре в комнате большое пятно
Обычная реакция: «Это кто сделал?», «Ты еще и стакан разбил?». Обвинения,
Ваша цель: научить ребенка наводить порядок самостоятельно.
Новая установка: как можно чаще просто описывайте то, что видите.
Ситуация 5.
Ребенок приходит в слезах. «Антон обозвал меня дураком при всех».
Обычная реакция: ему плохо? Мы тут же вскипаем. Хотим сами решить
проблему, свести счеты с обидчиком вместо него. Или делимся житейской
мудростью, или успокаиваем.
Ваша цель: научить ребенка справляться с трудными ситуациями.
Новая установка: выражайте словами его чувства.
Ситуация 6.
Ребенок приходит очень довольный. «Папа, смотри, что я нарисовал!»
Ваша цель: помочь ребенку обрести уверенность в себе.
Новая установка: описывайте то, что видите, будьте точны в деталях. «Так,
ты хотел нарисовать медвежонка. Здесь у тебя четкая линия, а тут потоньше».
Ситуация 7.
Садясь за праздничный стол, он набрасывается на закуски и уплетает их за
обе щеки, не думая о гостях.
Обычная реакция: мы склонны ругать ребенка за дурное поведение. Но
подчеркивать, чего он делать не должен, плохая идея.
Ваша цель: помочь ребенку использовать его энергию «в мирных целях».
Новая установка: задавайте направление, показывайте цель.Ситуация 8.
Ребенок играет на компьютере, хотя вы просили его закончить.
Обычная реакция: соблазн накричать велик. Но ведь и смолчать тоже можно.
Ваша цель: приучать ребенка думать о других.
Новая установка: перейдите от слов к делу, пусть он почувствут последствия
своего поведения.
Ситуация 9.
Дети ссорятся.
Обычная реакция: «Хватит ругаться! Нука марш каждый к себе!»
Ваша цель: научить детей разрешать их конфликты.
Новая установка: будьте посредником и помощником. Дайте детям
высказаться.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь