Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Все классы
28.04.2018
Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определённых характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего педагоги среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру , способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность.
компетентность.docx
Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее
практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и
молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель
общеобразовательной школы, преподаватель профессиональнотехнического училища,
среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).
Профессия Учителя, Педагога, так же как профессия врача, является одной из
древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности
поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями,
носитель общественноисторического опыта.
Общественнокультурная
целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во
многом обусловлены ролью детского сада , школы — воспитателя,учителя.
В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько
десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее
содержание, условия труда, количественный и качественный состав
меняются.
Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог
в то же время репрезентирует, представляет собой общественного субъект
носителя
ценностей.
общественных
знаний
и
Таким образом, мы можем выделить три основные функциональные
обязанности,
педагог:
выполняет
выполнял
которые
и
▪
воспитание:
(Целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры,
ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также
организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании
взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные
институты;
средства массовой
коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.)
учебновоспитательные заведения,
▪
образование:
(Процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением
социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоциональноценностном отношении к миру;
необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной
культуры. Основной путь получения образования — обучение и
самообразование).
▪
обучение
(Основной путь получения образования, процесс овладения знаниями,
умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и
т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется
эмоциональноценностное отношение к действительности.
Развитие
индивидуальных способностей, интересов воспитанников осуществляется в
процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием.
Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности).
В силу этого в субъектной характеристике педагога всегда соединяются
плоскости аксиологическая и когнитивная, знаниевая. При этом вторая
рассматривается также в двух планах: общекультурные знания и предметно
профессиональные. Являясь индивидуальным субъектом, педагог всегда
выявляет себя как личность во всем многообразии индивидуально
психологических”,
поведенческих и коммуникативных качеств.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа “ЧеловекЧеловек”.
Компетентность в области личностных качеств
Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность
1.
у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста,
способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще
всего сами педагоги среди таких качеств указывают любовь к детям,
общую культуру, способность организовать свою
работу, направленность на педагогическую деятельность. Компетентность
в области личностных качеств раскрывается через три ключевых
показателя:
эмпатийность и социорефлексия,
самоорганизованность, общая культура.
1.1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот
параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как
любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место
Эмпатия также включает
другого, способного к сопереживанию.
способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на
основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии
означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать
его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной
личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или
боль воспитанника, понимать причины его переживаний, чувствовать, что
происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса.
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека
посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Эмпатия является профессионально необходимым качеством для
всех специалистов, работа которых непосредственно связана с
людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи,
Особое место в этом ряду занимают
медицинские работники и др.).
педагоги, так как они имеют дело с той возрастной группой, которая
наиболее чувствительна и ранима.
Социорефлексия проявляется в стремлении и умении
человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со
стороны.
Социорефлексия педагога это стремление к анализу и
осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет
представлений воспитанников о том, как его (педагога) воспринимают,
умение видеть себя «глазами воспитанников,
других участников
образовательного процесса». Рефлексивная позиции воспитателя дает ему
возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей
и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития
педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека,
разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции воспитанника.
Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как
любовь к детям, столь необходимого педагогу.
Данный показатель педагога оценивается по следующим параметрам:
все воспитанники безбоязненно обращаются к воспитателю за помощью,
столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать
взаимопонимания;
умеет поддержать воспитанников и коллег по работе; умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого
воспитанника;
умеет анализировать причины поступков и поведения воспитанников.
Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо
1.2.
умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне
дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в группе.
Такой педагог – хороший организатор. Педагог с высокими показателями по
самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает
временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное
личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю
(может работать эффективно без внешнего контроля и проверок),
самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение.
Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и
сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм. Он
способен оперативно внести корректировку в способы достижения
планируемого результата.
Данный показатель педагога оценивается по следующим параметрам:
умеет организовать свою деятельность и деятельность воспитанников для
достижения всех намеченных целей занятий;
рабочее пространство воспитателя хорошо организовано;
конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе
реализации педагогической деятельности;
своевременно вносит коррективы в намеченный план занятия в зависимости
от сложившейся ситуации;
сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной
нагрузкой.
1.3. Общая культура, уровень его интеллигентности
– это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры
речи и культуры межличностных отношений,
приверженность
общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура
педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих
мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность,
проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью
согласуется с целевой установкой педагогической деятельности,
направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.
Данный показатель педагога оценивается по следующим параметрам:
обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные
темы;
поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам;
осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни; обладает педагогическим тактом, деликатен в общении;
отличает высокая культура речи.
высказывания построены грамотно и доступны для понимания, его
1.
Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и
главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую
направленность человека — основополагающие для воспитателя.
2.
Высокие нравственные качества. Педагог МДОУ должен следить за
своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова,
быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
3.
Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё
последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности
комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу
воспитателя МДОУ.
4.
Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно
работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию —
работать будет одно удовольствие.
5.
Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере
доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными
в себе, общительными, эмоционально открытыми.
6.
Способность к творчеству. В детском саду приходится много
придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для
них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Консультация для воспитателей "Компетентность в области личностных качеств"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.