Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»

  • Семинары
  • doc
  • 13.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Иконка файла материала teatralizovannaya_deyatelnost - копия.doc
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами                                      театрализованного искусства»                                                 «Мы понимаем, что главное в детстве  ­ игра,                                                     Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,                                       В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –                                                            Учим идти их по жизни дорогой добра…»                                                                                                   Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные   интересы   и  переживания.  Одной   из   разновидностей   игр,  которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная   игра.   Путешествие   с   дошкольниками   в   волшебный   мир театра   позволит   педагогам   максимально   раскрыть   развивающий   потенциал театрализованной   деятельности.   Кукольный   театр   –   первое   приобщение дошкольников   к   миру   искусства   и   импровизации.   В   ожидании   кукольного представления   в   глазах   воспитанников   загораются   искорки,   слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она   незаменимый   помощник   в   деле   воспитания   и   обучения   дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.     Театрализованная деятельность в детском саду организационно может  пронизывать все режимные моменты,  включаться во все занятия, в  совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,  осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует  тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу  различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание  праздников и  развлечений.    Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в  разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение  художественной литературы», где указано, в какие игры должны играть дети  соответственно возрасту (режиссерские, игры­драматизации). Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в  ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач,  связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.  Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает  театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания,  умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует  раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная  деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые  ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение  художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных  эпизодов вне занятий в течение дня, игры­рисования на свободную тему,  строительные игры с драматизацией.  Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в  самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,  взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,  создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие  сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности  детей и взрослых, в играх­занятиях, также способствуют возникновению  самостоятельной театрализованной игры детей.  Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она  всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного  сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста,  зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое  отношение к передаваемому образу, свои чувства. Недаром   К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей способности  перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера» и «правда».      С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги  дошкольных образовательных организаций используют разные методы и  формы работы с воспитанниками.Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,  интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных  ценностей средствами театрализованного искусства.        Определены следующие задачи:  воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной деятельности;  развитие монологической и диалогической речи, совершенствование  интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;  развитие навыков коммуникативного общения и игрового  взаимодействия в театрализованных играх;  поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их  возрастных особенностей;  знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить движение куклы и слова;  совершенствование исполнительских умений в создании  художественного образа с использованием игровых, песенных и  танцевальных импровизаций. Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных  произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их  приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.  Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый  сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом  произведения.  Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную  направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном  произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это  дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся  образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в  полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает  свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми  позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в  соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества  поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных  поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит  стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.       Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия   дошкольников,   развивает   способность   сопереживать, сочувствовать   персонажам,   поступкам,   действиям,   способствует   усвоениюлитературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с другими   видами   детской   деятельности:   изобразительной,   художественно­ речевой, музыкальной и двигательной. Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,  конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,  пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для  подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений  выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты  зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности. Основные требования к организации театрализованных игр:  мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;  доступность, содержательность и разнообразие театрализованных  игр;  использование в играх­драматизациях знакомого литературного  материала;  создание предметно­развивающей среды в группах в соответствии  с возрастом воспитанников;  обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу  формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения  образов.  Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные  группы: режиссерские игры и игры­драматизации. К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные  игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой  театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является  действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа –  объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его  интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует  неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры­драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые  на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует  свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в  играх­драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.     В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации  «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и  песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка»,«Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения  театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление.  Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения,  памяти, координации и мимики.      В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения,  сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова,  драматизация простейших сказок.      Овладеть средствами интонационной выразительности старшим  дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов,  фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти,  страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся  передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные  действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.      Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то,  чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить  словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация»,  «премьера», «кулисы», «грим».      Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно­ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно­ролевой игры появляется у  ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 5­6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6­7 лет. Сюжетно­ролевая и  театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет,  содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и  отношения, правила. Различие между сюжетно­ролевой и театрализованной  игрой состоит в том, что в сюжетно­ролевой игре дети отражают жизненные  явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному  сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа.  Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно­ролевой игре нет  конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой  продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические  задачи, касающиеся формирования выразительности речи  интеллектуального, коммуникативного, художественно —  эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих  способностей.     Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве  занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр  ­театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в  каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом  деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может  поставить перед собой такую цель ­ сделать жизнь воспитанников интересной  и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами,  радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в  театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся  сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!                Введите в мир театра малыша,                И он узнает, как сказка хороша,                Проникнется и мудростью, и добротой,                И с чувством сказочным пойдет он                жизненной тропой.