Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Оценка 4.8
Семинары
doc
искусство
Детсад
13.10.2019
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
teatralizovannaya_deyatelnost - копия.doc
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами
театрализованного искусства»
«Мы понимаем, что главное в детстве игра,
Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,
В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –
Учим идти их по жизни дорогой добра…»
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их
основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая
помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является
театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир
театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал
театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение
дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного
представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится
веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда.
Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство,
она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников.
Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка,
впитывает каждое слово.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в
совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует
тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу
различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки,
драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание
праздников и развлечений.
Разнообразие театрализованных игр представлено в программе «Детство» в
разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» и «Чтение
художественной литературы», где указано, в какие игры должны играть дети
соответственно возрасту (режиссерские, игрыдраматизации).
Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в
ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач,
связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и
развитием движений.
Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает
театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие
вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания,
умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует
раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная
деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые
ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение
художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных
эпизодов вне занятий в течение дня, игрырисования на свободную тему,
строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в
самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,
взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,
создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие
сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности
детей и взрослых, в играхзанятиях, также способствуют возникновению
самостоятельной театрализованной игры детей.
Специфика театрализованной деятельности дошкольников в том, что она
всегда носит свободный характер даже при разыгрывании определенного
сюжета. В театрализованной игре ребенок выступает в разных ролях: артиста,
зрителя, декоратора, мастера по изготовлению кукол. Он показывает свое
отношение к передаваемому образу, свои чувства. Недаром
К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей способности
перевоплощаться, по его словам, их игру отличает «вера» и «правда».
С целью создания условий для развития театрализованных игр педагоги
дошкольных образовательных организаций используют разные методы и
формы работы с воспитанниками. Основная цель данной работы – развитие творческих способностей,
интеллектуальных и личностных качеств детей, формирование культурных
ценностей средствами театрализованного искусства.
Определены следующие задачи:
воспитание у дошкольников устойчивого интереса к театрализованной
деятельности;
развитие монологической и диалогической речи, совершенствование
интонационной выразительности, активизация и обогащение словаря;
развитие навыков коммуникативного общения и игрового
взаимодействия в театрализованных играх;
поэтапное освоение детьми различных видов театра с учетом их
возрастных особенностей;
знакомство с правилами кукловождения, развитие умения соотносить
движение куклы и слова;
совершенствование исполнительских умений в создании
художественного образа с использованием игровых, песенных и
танцевальных импровизаций.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных
произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои
литературных произведений становятся действующими лицами, а их
приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый
сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом
произведения.
Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную
направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном
произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это
дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся
образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в
полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает
свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми
позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в
соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества
поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят
подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных
поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит
стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального
благополучия дошкольников,
развивает способность сопереживать,
сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности,
знакомству с социальным и природным миром. Данные игры интегрированы с
другими видами детской деятельности: изобразительной, художественно
речевой, музыкальной и двигательной.
Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках,
конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики,
пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для
подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений
выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты
зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности.
Основные требования к организации театрализованных игр:
мотивация к включению детей в театрализованную деятельность;
доступность, содержательность и разнообразие театрализованных
игр;
использование в играхдраматизациях знакомого литературного
материала;
создание предметноразвивающей среды в группах в соответствии
с возрастом воспитанников;
обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу
формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения
образов.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные
группы: режиссерские игры и игрыдраматизации.
К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные
игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой
театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является
действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа –
объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его
интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует
неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Игрыдраматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,
который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые
на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует
свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в
играхдраматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него,
живет его жизнью.
В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации
«Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и
песенки, стихотворения А.Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения
театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление.
Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения,
памяти, координации и мимики.
В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения,
сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова,
драматизация простейших сказок.
Овладеть средствами интонационной выразительности старшим
дошкольникам помогут специальные упражнения на произношение слов,
фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти,
страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся
передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные
действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста направлена также на то,
чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Пополнить
словарный запас воспитанников такими словами, как «афиша», «декорация»,
«премьера», «кулисы», «грим».
Театрализованные игры тесно связаны с сюжетноролевой игрой и являются
ее разновидностью. Предпосылки сюжетноролевой игры появляется у
ребенка примерно в трехлетнем возрасте, и сама игра достигает расцвета в 56
лет, театрализованная игра достигает вершины в 67 лет. Сюжетноролевая и
театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет,
содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и
отношения, правила. Различие между сюжетноролевой и театрализованной
игрой состоит в том, что в сюжетноролевой игре дети отражают жизненные
явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному
сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетноролевой игре нет
конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой
продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические
задачи, касающиеся формирования выразительности речи
интеллектуального, коммуникативного, художественно —
эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих
способностей.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театр в дошкольном детстве
занимает особое место в образовательном процессе. При организации игр
театрализации необходимы следующие условия: создание уголка театра в
каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного
театра, владеть методикой организации и руководства данным видом
деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ. Поэтому каждый педагог в направлении театральной деятельности может
поставить перед собой такую цель сделать жизнь воспитанников интересной
и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами,
радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в
театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.
Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся
сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.