Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3—4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу. Хорошо, если образец действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются нередкие случаи "семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснять наследственностью.
Необходимость специального разговора об овладении детьми до
школьного возраста правильным звукопроизношением связана с тем, что
сейчас понимание этого вопроса, а значит, и отношение к нему коренным
образом изменилось.
До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до
5—6 лет рассматривались как «возрастные» и объяснялись только фи
зиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. Эти своеобразия
произношения получили название «детского возрастного (или физио
логического) косноязычия». Такое «косноязычие" обычно проходит по
мере созревания речевого аппарата ребенка и не требует какойлибо
специальной помощи. А поскольку все без исключения маленькие дети
говорят неправильно, то до достижения ими 5летнего возраста особого
беспокойства о состоянии их звукопроизношения педагоги и родители не
проявляли.
По инициативе и под руководством Психологопедагогического
центра "Здоровье" логопедами дошкольных учреждений Петроградского
района
СанктПетербурга было проведено изучение состояния
звукопроизношения у детей массовых детских садов. Полученные
результаты оказались очень тревожными. Из 868 обследованных детей
дошкольного возраста правильно произносили все звуки речи только 28.2%,
причем «возрастное косноязычие», являющееся нормой становления
звукопроизношения составило всего лишь 22,4% случаев неправильного
звукопроизношения, тогда как все остальные пришлись на патологические
формы, которые не могут исчезнуть без логопедической помощи. Такие
патологические расстройства звукопроизношения были выявлены у 52,2%
детей подготовительных групп, т. е. уже переросших период «возрастного
косноязычия», и более чем у половины детей (52,6 %) младших групп, В
этих случаях неправильное произношение звуков было связано или с
анатомическими дефектами в строении артикуляторных органов ребенка,или с парезами мышц языка, а такие нарушения никак не могут пройти без
помощи специалистов.
Как же протекает становление звукопроизношения у детей? В норме
оно охватывает период от года до 5 (реже — до 6) лет. При этом звуки
ребенок усваивает не изолированно, а в составе целых слов. Но
поскольку многие звуки у него еще отсутствуют или заменяются другими
звуками, то звукослоговая структура слов оказывается искаженной, и
лишь постепенно она все более и более уточняется, приближаясь к норме.
Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух,
однако правильно произнести их он еще не может, потому что созревание
речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания
речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых
и прежде всего языка, у ребенка раннего возраста еще
органов,
недостаточно дифференцированы, неловки, а значит, выполнение «тонких»
движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков,
ему недоступно. Последовательность усвоения звуков в ходе нормального
онтогенеза определяется возможностями речедвигательного анализатора.
Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе под
ражания речи взрослых. К 3—4 годам он улавливает на слух различие
между собственным несовершенным произношением и произношением
взрослых и «подтягивает» свое произношение к этому образцу. Хорошо,
если образец действительно правильный, потому что в противном случае
Именно этим и
ребенок скопирует дефектную артикуляцию.
объясняются нередкие случаи "семейной картавости» и других
«семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются
объяснять наследственностью.
Овладение правильным звукопроизношением при нормальном ходе рече
вого развития подчинено вполне определенным закономерностям, которые
родителям необходимо знать. К таким закономерностям, характерным длявсех детей, относятся следующие:
1. Звуки речи усваиваются ребенком по принципу от легкого к
трудному. Это значит, что в первую очередь он овладевает
произношением тех звуков, которые не требуют особенно точных и
дифференцированных движений речевых органов. Последо
вательность усвоения звуков, по данным М. Е. Хватцева, такова.
— На 1—2м году жизни ребенок произносит только гласные звуки А,
О, Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык
вообще не участвует!. Именно из этих звуков и со стоят самые первые
слова ребенка: мама, папа, баба.
— В период от 2 до 3 лет ребенок усваивает гласные звуки И. Ы, У и
следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В
(губнозубные, в образовании которых язык тоже еще не участвует); Т, Д,
Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь
простого поднимания кончика языка к верхним зубам); К, Г,
(заднеязычные, тоже сравнительно простые по артикуляции) и звук Й.
X
— В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих
звуков С, 3, Ц, а потом шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже
гораздо более сложны по артикуляции, поскольку для их образования
необходимы тонкие и дифференцированные движения языка, а также
вполне определенное положение губ. Поэтому не случайно у многих
детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические
нарушения звукопроизношения, тогда как более простые звуки
произносились ими правильно.
— И наконец в возрасте 5—6 лет ребенок овладевает артикуляцией
самых
сложных наших согласных звуков, к которым относятся Р'и твердое Л.
Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень точную и
тонкую работу мышц языка. Правда, у детей с хорошо развитой речевоймоторикой эти звуки могут появиться и раньше, но в то же время даже у
взрослых людей чаще всего встречается дефектное произношение именно
этих звуков.
Итак, мы видим строгую последовательность в усвоении детьми
правильного звукопроизношения: ни один ребенок не начинает овладение
им с артикуляторно трудных звуков.
2. Артикуляторно трудные звуки усваиваются не сразу, а путем
последовательного использования
звуков
заменителей (субститутов). Если простые по артикуляции звуки дети
обычно сразу произносят правильно, то трудные звуки они вынуждены
различных
заменять более простыми до тех пор, пока не смогут, наконец, выполнить
необходимые для их произнесения артикуляторные движения. Так,
например, ребенок раннего возраста звук С заменяет на Т («танки»
вместо санки); еще более трудный по артикуляции звук Ш сначала
заменяется на Т («тапка» вместо шапка), а затем на С («сапка» вместо
шапка). То же самое относится и к другим артикуляторно сложным
звукам. Характерно, что звукизаменители при нормальном ходе
речевого развития произносятся ребенком правильно, т. е. не искажаются.
3. Период овладения звуком обычно длится около двухтрех
недель. В течение этого времени ребенок пользуется вновь усвоенным
звуком неустойчиво, продолжая смешивать его со звукомзаменителем
(говорит то шапка, то «сапка»). Иногда в этот период возможны даже
обратные замены (типа «шуп» вместо суп), но все же сравнительно быстро
ребенок окончательно овладевает правильным произношением звука.
4. «Возрастное косноязычие»
проявляется или полным
отсутствием некоторых звуков в речи ребенка (пропуском их), или их
заменой другими звуками, но правильно произносимыми. Например,
при полном отсутствии звука Р ребенок говорит «ыба» вместо рыба, апри замене его другим звуком — «йиба» или«лыба» вместо рыба.
5. Не позднее 5—6летнего возраста период "возрастного
косноязычия» заканчивается, после чего все звуки произносятся
ребенком правильно. Правда, иногда встречаются случаи «задержанного
возрастного косноязычия», когда звуковые замены по какимто причинам
сохраняются у детей несколько дольше упомянутого срока. Однако
неправильное произношение здесь выражается именно в звуковых
заменах, а не в искажении звуков; в противном случае это уже патология,
требующая помощи специалистов.
Итак, основным внешним признаком истинно «возрастного
косноязычия» является то, что у ребенка или полностью отсутствуют
(опускаются в речи) какието звуки, или эти звуки заменяются другими, но
обязательно правильно произносимыми звуками.
Для патологических же форм характерно то, что даже в период
«возрастного косноязычия" нарушения проявляются не отсутствием
(пропуском) звуков и не их заменой другими звуками, а искажением
звуков, которое никогда не имеет места в нормальном онтогенезе. Такие
звуки нехарактерны для русского языка и поэтому сразу обращают на
себя внимание. Примером этого может служить уже упомянутое картавое
Р, межзубное С (при произнесении звука кончик языка просовывается
между зубами, что придает звуку оттенок шепелявости), «воздушное» Ш
(звук произносится с раздуванием щек и тоже имеет очень своеобразный
оттенок) и пр. Все эти патологические особенности произношения могут
наблюдаться и наряду со звуковыми заменами,
сосуществование патологического и возрастного косноязычия.
т е. возможно
Одной из причин может быть неправильное строение артикуляторного
аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает изза
короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не
имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтомувынужден артикулировать этот звук в задней части ротовой полости.
Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает изза
неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить
необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние
между верхними и нижними резцами. Во всех подобных случаях нужно
своевременно принимать меры по устранению у ребенка анатомических
дефектов, поскольку само по себе взросление здесь ничего не может
изменить. 2. Другая, еще более распространенная в настоящее время
причина, приводящая к дефектному звукопроизношению, заключается в
наличии у детей парезов (т. е. слабости) отдельных мышц языка. В этом
случае ребенок как бы не вполне владеет своим языком и поэтому не
может выполнять артикуляторные движения точно и в полном объеме.
Например, при слабости мышц кончика языка он просовывается между
вследствие чего свистящие (а иногда и шипящие) звуки
зубами,
произносятся межзубно, с призвуком шепелявости. Изза парезов боковых
краев языка ребенку не удается удерживать язык во рту широким, касаясь
им коренных зубов. Это приводит к тому, что выдыхаемый воздух выходит
не по средней линии рта, а сбоку, придавая звукам необычный «боковой»
оттенок. При этом часто можно видеть раздувание одной или обеих щек.
Если парезы мышц языка выражены достаточно сильно, то нарушается
произношение сразу многих звуков; в таких случаях речь ребенка
становится невнятной и даже родители иногда понимают ее с трудом.
В заключение хотелось бы особо подчеркнуть два момента.
1. Дефектное (искаженное) произношение звуков у ребенка любого воз
раста является патологией и свидетельствует о необходимости
безотлагательного обращения к специалистам. Чем раньше будет оказана
специальная помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него
звукопроизношение.
2. «Задержанное возрастное косноязычие», выражающееся в полномотсутствии звуков или в звуковых заменах, обязательно должно быть
устранено до начала обучения ребенка грамоте. В противном случае на
письме у него обязательно появятся однотипные буквенные замены, и
тогда уже придется устранять нарушения не только устной речи, но и
письма.
Мы не сомневаемся в том, что понимание родителями и работниками
дошкольных учреждений реального положения дел с состоянием
звукопроизношения у детей и своевременное принятие необходимых
мер существенно изменят ситуацию к лучшему.