Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"
Оценка 4.9

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Оценка 4.9
Работа с родителями +1
docx
родителям
Детсад
15.06.2017
Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
мировая худ.лит..docx
Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы   Школа   Сухомлинского   в   основу   воспитания   ставила   четыре   культа:   культ Родины, культ Матери, культ Славы и культ Книги. Научиться сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя.  Как любой талант  (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.  Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображаемые события, страстно переживать.   Книга   вводит   ребенка   в   самое   сложное   в  жизни  –  в  мир   человеческих   отношений, чувств, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в себе самом.                Художественная   литература   служит   могучим,   действенным   средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи,  делает эмоции более насыщенными, воспитывает   воображение   и   дает   дошкольнику   прекрасные   образцы   русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию; в рассказах дети узнают   лаконичность   и   точность   слова,   в   стихах   улавливают   музыкальность, напевность,   образность   русской   речи;   народные   сказки   раскрывают   перед   ними меткость   и   выразительность   русского   слова,   показывают,   как   богата   родная   речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.           Умение  правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с   содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень   важно   формировать   у   детей   способность   активно   слушать   произведение, вслушиваться в художественную речь.            Детский сад знакомит дошкольников  с лучшими произведениями для  детей и на  этой основе решает  целый комплекс взаимосвязанных  задач нравственного,  умственного,  эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия  очень заметен в дошкольном возрасте.  Какие же задачи стоят перед воспитателем: 1) Формировать у детей интереса к книге. 2) Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения. 3) Помогать   соотносить   личный   опыт   с   фактами,   описанными   в   литературном произведении. 4) Помогать   устанавливать   простые   причинные   связи   между   событиями,   видеть поступки героев и правильно оценивать их.  5) Развивать воссоздающее воображение, уметь мысленно представлять себе героев и их поступки. 6) Поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении. 7) Воспитывать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному, любовь к художественной литературе. Большое значение в формировании личности маленького читателя имеет набор книг.   В   своем   литературном   развитии   ребенок   должен   идти   от   литературы   своего народа к классике детской мировой литературы. Уже в младшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги   о   животные,   другим   нравится   слушать   про   приключения,   третьи   отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников.  Поэтому в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у   детей   широту   читательских   интересов,   избирательность   и   индивидуальность литературных   пристрастий.  Отобрать   лучшее   в   потоке   детской   литературы   –   наша задача.    Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания.   Книга   должна   в   конкретных   образах   раскрыть   перед   ребенком   идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильные отношения к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду, к природе.    Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других  писателей.   Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных писателей (А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой) и зарубежных писателей (Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др.). Сказка вызывает у  детей любовь и стойкий интерес   своей   яркостью   образов,   загадочностью,   занимательностью   событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.     Детям   очень   нравятся   произведения   К.   И.   Чуковского,   Н.   Н.   Носова,   В.   Г. Сутеева,   В.   Ю.   Драгунского,   Э.   Н.   Успенского   и   др.   Произведения   этих   авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества умение шутить и смеяться,   c   чувством   юмора   принимать   жизнь   со   всеми   ее   хорошими   и   плохими сторонами. Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка.   Отбор   книг   для   детского   чтения   должен   осуществляться   по   определенным принципам:  Психологические   принципы.  Необходим   учет   возрастных   особенностей   детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность   его   переключения,   недостаточный   объем   памяти,   отсутствие   личного опыта.  Педагогические   принципы.  Воспитательная   ценность   произведения,   его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.  Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.  Историко­литературные   принципы.  Наличие   в   домашней   библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира. Существуют критерии отбора книг для детского чтения:  Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими  вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья,  мира и покоя для всех и каждого.  Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.            В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к  книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до  конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей  формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное  отношение к книге.  Воспитатель называет жанр художественной литературы:  «расскажу сказку, прочитаю стихотворение».                        В среднем дошкольном возрасте углубляется  работа по воспитанию у детей  способности  к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально  откликаться  на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к  легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).  Это содействует  развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах,  воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ  произведения, то есть беседа о прочитанном.  Детей учат отвечать на вопросы,  понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается  и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё  отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать  нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному  слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.                    В старшем дошкольном возрасте  возникает устойчивый интерес  к книгам,  желание слушать их  чтение. Накопленный жизненный и  литературный опыт даёт  ребёнку  возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы  поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать  особенности языка, образную речь и воспроизводить её.          Таким образом, за период пребывания в детском  саду будущие школьники  прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький  читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки,  прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает  страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам  постепенно становится защитником книги. Рекомендации для взрослых Воспитателям:  • ежедневно читать детям определенную программой литературу;  • стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;  • во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих  лиц;  • организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома;  • прививать детям привычку бережно обращаться с книгой. Родителям: • относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;  • создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;  • читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;  • обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.   Организация и  оформление  центра книги  в разных возрастных группах.     Существенную   роль   в   формировании   у   дошкольников   интереса   и   любви   к художественной литературе имеет уголок книги. Своеобразие педагогической работы, осуществляемой в уголке книги, определяется тем, что здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. В уголке книги прививаются навыки культуры поведения, общения с книгой. Малыши любят на дому «читать» знакомые книги, воспринимая их как яркое зрелище, театр.           Состав книг в групповых библиотеках  время от времени обновляется  или  полностью, или частично  не только потому, что книги  изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно­тематического обновления.  Библиотека обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.          Во  всех группах детского сада должен быть организован центр книги. Основной  принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации –  удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Основными целями  центра книги являются:  развитие  познавательных и творческих способностей детей средствами детской  художественной литературы;  использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий  воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими  особенностями;  создание  психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными  и  индивидуальными особенностями детей в группе;  обеспечение продуктивного взаимодействия с  родителями в решении задач  воспитания и развития детей          Центр книги  является неотъемлемой составляющей информационно­ образовательного пространства, в целом,  и литературно­художественного центра, в  частности. Литературно­художественный центр группы включает в себя: книжный  уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей,  телевизор, DVD­плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD­диски), игротеку (каталог игр),  оборудование для театрализации и др.          В оформлении центра  книги каждый воспитатель  может проявить  индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные  условия, которые  должны быть соблюдены, ­ это удобство и целесообразность. Кроме того, центр  книги  должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому,  сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа,  организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.  Центр  книги по возможности располагают  вдали от мест игр  детей, вблизи окна.                            Анкета для родителей «Ребенок и книга»         Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты: 1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то,   как часто: ­ ежедневно ­ несколько раз в неделю ­ редко, когда есть время  2. Вы читаете детям книги:           ­ по просьбе ребенка           ­ по своей инициативе 3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?          ­ да          ­ нет 4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?       Сколько книг (приблизительно) она включает?_________________________       Каких жанров (стихи, сказки и т.д.) ___________________________________ 5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:          ­ сказки          ­ стихи          ­ литературу о природе          ­ энциклопедии, книги познавательного содержания          ­ нет определённых предпочтений 6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?  7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? 8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения?  Если   да, то,  какие последние произведения вы прочитали? _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 9. Читаете ли вы сами литературу?     Если да, то,  что предпочитаете:       ­ периодическую литературу (журналы, газеты)       ­ познавательную литературу       ­ художественную литературу 10. Ваши пожелания педагогам детского сада___________________________________ __________________________________________________________________________

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"

Консультация на тему "Приобщение детей к сокровищнице мировой художественной литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017