данная консультация рассказывает о норме речевого развития детей старшего и подготовительного возраста ( 5-6 лет и 6-7 лет ). В консультации приведен небольшой алгоритм коррекции звукопроизношения. А так же даны три группы дидактических игры. Консультация будет полезна как родителям,так и воспитателям дошкольных учреждений.
            
        
        
        
                    
                
                    Консультация для воспитателей
Подготовила учительлогопед:
Гаврилова Е.В.К моменту перехода в старший дошкольный возраст  дети могут
произносить   практически   все   звуки   (их   артикуляционный   аппарат   уже
готов   к   произношению   даже   самых   трудных   звуков).   Но   педагог   по
прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха
и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и
правильно произносить их (с з, с ц, ш ж, ч щ, с ш, з ж, ц ч, с щ, л р).
С   этой   целью   проводится   ежедневно   артикуляционная   гимнастика,   а
также   работа   по   устранению   недостатков   произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие
того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на
заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.  
Но   не   все   дети   достаточно   четко   различают   на   слух   определенные
группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к
определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки СЦ,
СШ, ШЖ и другие.
На седьмом году  жизни звукопроизношение детей мало чем отличается
от   произношения   взрослых,   хотя   у   отдельных   детей   отмечаются
недостатки.   Малая   подвижность   артикуляционного   аппарата   или
отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются
наиболее   частой   причиной   дефектов   произношения.   Такие   дети,   как
правило,   нуждаются   в   дополнительных   логопедических   упражнениях.
Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного
произнесения   слов,   фраз,   умению   дифференцировать   на   слух   и   в
произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и
глухие   согласные,   твердые   и   мягкие,   свистящие   и   шипящие.   При   этом
воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили
изолированные
звуки.
     
 
       Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение
всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений,
которые   включаются   в   различные   режимные   моменты.  Дидактические
игры,   используемые   в   коррекции   звукопроизношения,   решают   такие
дидактические   задачи,   как   подготовка   артикуляционного   аппарата   к
постановке   нарушенного   звука   и   закрепления   правильногозвукопроизношения.   Игровые   упражнения,   предлагаемые   небольшими
дозами   в   течение   всего   дня,   приучают   детей   контролировать   свое
произношение.
  Этот   контроль   осуществляется   благодаря,
артикуляционной   гимнастике   и   речевым   играм,   которые   связаны   с
движениями.   Все   эти   игровые   упражнения   не   утомляют,   а   снимают
статическое напряжение органов речи.
           Коррекционная   работа   над   неправильным   звуком   предполагает
определенную   последовательность:   подготовительные   упражнения,
постановка   звука   определенным   приемом,   автоматизация   звука
изолированно,   в   словах,   в   предложениях   и   в   самостоятельной   речи.
Последовательность   коррекционной   работы   –   главный   принцип   при
подборе дидактических игр игровых  упражнений.
     Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у
многих   детей   протекает   медленно   и   требует   длительной   тренировки.
Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо
много   упражняться   в   произношении   слов   с   этим   звуком   с   помощью
дидактических игр и игровых упражнений.
     Все подобранные дидактические игры и упражнения можно разделить
на три группы: 
 игры, направленные на коррекцию произношения шипящих звуков;
 игры, направленные на коррекцию звуков [Л][ЛЬ];
 игры, направленные на коррекцию звуков [Р][РЬ].
          Коррекционная   работа   над   каждой   группой   звуков   проводится   в
течение месяца, каждому этапу отводится около недели. Дидактические
игры   используются   на   индивидуальных   и   подгрупповых   занятиях
(развитие речи), в режимных моментах, в домашних заданиях.