Предоставленная консультация - практикум будет интересна и полезна широкому кругу воспитателей как помощь при создании и необходимости технологической карты , так как это требование ФГОС.
Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Областной дом ребенка № 7 специализированный для детей
с органическим поражением центральной нервной системы
_________________________________________________________________________________
с нарушением психики»
Тел.\факс: 8(3513)677765 еmail: psiodr@yandex.ru
456207 г.Златоуст, ул. им. А.С.Макаренко, д.4А
ИНН/КПП 7404033653/74040100 ОКПО 49119089, ОГРН 1027400586751
Консультацияпрактикум для воспитателей на тему
«Технологическая карта, как новая форма написания НОД»
первой
воспитатель
Составила
категории
Половинкина Ирина Евгеньевна
2018Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса
в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием
примерных средств, задач и предполагаемых результатов. Для чего нужна
технологическая карта?
При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту
занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение
конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза
этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать
собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно
использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные
моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для
профессионального роста педагога. Также при представлении воспитателем
открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.
Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект),
однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов.
Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения
постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не
видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это
происходит при составлении технологической карты.
Разработка технологической карты
Технологическая карта должна предусматривать все элементы
образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой
может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Алгоритм
составления технологической карты не является незыблемым, универсального
рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:
Определение темы.
Постановка цели.
Формулирование задач.
Определение этапов НОД, их целей и промежуточных
результатов.
Примерный хронометраж этапов.
Наполнение содержанием, подбор материала.
Выбор методов и приемов.
2Технологическая карта НОД (схемаобразец)
Титульный лист
Конспект непосредственно образовательной деятельности по (указать образовательную область)
«Тема НОД»…
Воспитатель: Фамилия Имя Отчество (указать квалификационную категорию)
Образовательные области: ……………………….
Интеграция видов деятельности: ……………………………………...
Лексическая тема: ……..(указывается, если это нужно, или указывается место темы в учебном плане)
Вид занятия:……………….
Формы образовательной деятельности: ……………………
Цель:…………………………………….
Задачи
Образовательные:………………………………
Воспитательные:…………………………………………
Развивающие:…………………………
Планируемый результат:……………………..
Подготовительная работа: (если таковая велась)………………………………………..
Оборудование:……………………………..
Содержание НОД:№
Этап занятия
Структурные
компоненты
деятельности
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный
момент
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Время
в
вовлечения
Мотивация (процесс
деятельность):
1. Чтото внести, чтоб большинство детей
заинтересовалось;
2. Чтото убрать, оставив пустое место (в
группе не осталось кукол или машин или др);
3. Приходит ктото в гости или вносится
игрушка;
4. Эффект неожиданности (шум, треск,
стук...);
5. Интрига (подождите, после зарядки
скажу; не смотрите, после завтрака покажу;
не трогайте, это очень хрупкое, испортите)
или (для детей старшего возраста)
Проблемная ситуация:
Создать ситуацию,
которая вызывает
затруднение в деятельности детей, которое
они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы
это еще не умеем...).
Выдвижение различных вариантов, что
сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы
детей не оценивать, принимать любые, не
предлагать чтото делать или не делать, а
……………….
…………………
4Создание ситуации,
предлагать чтото сделать на выбор.
В результате ребятами делается вывод, что
необходимо подумать, как всем вместе
выйти из затруднительной ситуации.
Если этого нет,
то воспитатель
осуществляет постановку и принятие детьми
цели занятия.
Задачи этого этапа:
знаний,
***Актуализация имеющихся
представлений.
в
которой возникает необходимость в
получении новых представлений, умений.
с помощью
Деятельность педагога:
наводящих,
вопросов,
рассказывания,
организации
поисковой деятельности, подвести детей к
воспроизведению информации, необходимой
для успешного разрешению проблемной
ситуации, либо усвоению нового.
знания,
***Детям даются новые
необходимые для решения проблемного
вопроса на основе содержания разных
разделов программы с опорой на
наглядность, либо дети сами добывают
знания,
поиска,
открытий.
проблемных
объяснения,
путём исследований,
……………………
……………………..
5
2.
Проблемная
ситуация(или
мотивация)
и
постановка и принятие
детьми цели занятияиспользуя подводящий
***Воспитатель,
диалог,
организует построение нового
знания, которое четко фиксируется им
вместе с детьми в речи.
3.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование
решений проблемной
ситуации,
актуализация знаний,
или начало выполнения
действий по задачам
НОД
4.
«Открытие» детьми
новых знаний, способа
действий
помощи,
способами
представлений.
***Владение
действия,
применение полученных (уже имеющихся)
умений,
Деятельность
педагога заключается в организации
оказание
практической деятельности,
необходимой
организации
взаимодействия в достижении результата;
***Включение нового знания в систему
знаний ребенка и повторение. На этом этапе
воспитатель предлагает игры, в которых
новое знание используется совместно с
изученными ранее.
Возможно также
включение дополнительных заданий на
тренировку мыслительных операций и
деятельностных способностей, а также
заданий развивающего типа, направленных на
опережающую подготовку детей к
последующим занятиям.
6Самостоятельное
применение нового на
практике,
либо актуализация уже
имеющихся
знаний,
представлений,
(выполнение работы)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Итог
занятия.
Систематизация знаний.
5.
6.
7.
Рефлексия
«Что узнали?»,
Подведение итогов НОД с разных точек
зрения: качества усвоения новых знаний,
качества выполненной работы, обобщение
полученного ребенком опыта. В завершение,
воспитатель совместно с детьми фиксирует
новое знание в устной речи и организует
осмысление их деятельности на занятии с
помощью вопросов: «Где были?», «Чем
занимались?»,
«Кому
помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли
помочь, потому что научились ..., узнали ...».
Формирование элементарных навыков
самоконтроля, самооценки (для младшего
возраста – рефлексия настроения и
эмоционального состояния, для старшего –
рефлексия деятельности, или содержания
учебного материала).
Формирование элементарных навыков
самоконтроля, самооценки (для младшего
возраста – рефлексия настроения и
эмоционального состояния, для старшего –
рефлексия деятельности, или содержания
учебного материала).
ПРИМЕЧАНИЕ: Не все структурные компоненты деятельности (части) использует педагог, это зависит от формы
и содержания НОД. В данной колонке «Структурные компоненты деятельности» прописывается только то, что педагог
выбирает для организации своего занятия.
7В условиях дома ребенка разработка техкарты НОД возможна и другом варианте, который мы
предлагаем для рассмотрения.
Тема: «Насекомые»
Вид НОД: Комплексное занятие.
Тип НОД: Закрепление раннее приобретённых знаний и умений.
Цель: Закрепить знания детей с названиями насекомых, их особенностями.
Задачи:
Развивающая:
1. Развитие умений и навыков – формировать умение согласовывать движение с текстом, умение слушать педагога и друг
друга, умение активно взаимодействовать со сверстниками.
2.Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти и внимания.
3.Развитие положительных эмоций, от самостоятельной деятельности, развитие крупной и мелкой моторики рук.
Обучающая – обогащение словарного запаса детей. Формирование представлений о признаках весны, о насекомых.
Воспитывающая – воспитывать аккуратность, бережное отношение к насекомым и природе.
Литературный ряд: Загадки про насекомых.
8Музыкальный ряд: Звуки весны.
Зрительный ряд: Иллюстрации о весне.
Оборудование: Сундучок с насекомыми, картинками с цветами разного цвета и иллюстрации о весне, трубочками для
дыхательной гимнастики.
План:
1. Орг. момент – 1мин.
2. Беседа – 3 мин.
3. Физминутка – 1 мин.
4. Практическая часть – 4 мин.
5. Рефлексия – 1 мин.
Составитель _ Половинкина Ирина Евгеньевна
ФИО воспитателя, специалиста
Этап
Орг.
момент
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Задача на этап
Дети, посмотрите, (показывает сундучок) я сегодня к вам шла и
сундучок нашла. Сундучок не открывается, он у нас волшебный. А я
знаю волшебные слова: «Чок – чок чок открывайся сундучок».
Слушают.
Развитие речи.
«Чок – чок чок
Умение слушать.
9Давайте скажем эти слова вместе.
открывайся
сундучок».
Развитие воображения.
Беседа
Открылся сундучок.
В сундучке у нас картины. Какие они красивые.
(Показывает картинку солнышка)
Что это на картине?
Какого оно цвета?
Солнышко у нас весёлое?
(показывает картинку с признаком весны)
А на этой картинке что?
Солнышко пригревает сильнее, тает снег, бегут ручьи.
(Показывает картинку с травкой)
Какого цвета трава?
А кого мы здесь видим?
Ребята, а если светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на деревьях
появляются первые листочки, какое время года наступило?
А как вы думаете, весна пахнет? Давайте закроем глазки и
Солнышко.
Жёлтого.
Да.
Снег, ручеёк.
Зелёного.
Бабочку, божью
коровку.
Весна.
Развитие речи, памяти,
мышления, формирование
коммуникативных
навыков.
10понюхаем запахи весны.
(Дыхательное упражнение).
(В это время воспитатель брызгает водой).
Ой, что это?
Это тучка набежала, весенний дождик! Тише, а то наша весенняя
тучка испугается и улетит. Вот и дождик прошёл, выглянуло наше
яркое, доброе, ласковое солнышко. (Звучит музыка). Давайте
представим, что вы с нами бабочки. Проснулись бабочки и
полетели.
Закрывают глаза. Вдох
через нос, выдох через
рот.
Вода.
Физминут
ка
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз росой она умылась.
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре улетела.
Плавные взмахи
руками.
Выполняют движение
в соответствии с
текстом.
Развитие движений,
внимание, памяти, умение
согласовывать движение с
текстом.
11Практиче
ская
часть
Улетели на полянку и сели на цветочки.
(на стол раскладываются цветы разного цвета.)
Сели на свои
стульчики.
Рассматривают цветы.
Посмотрите, как красиво здесь, сколько разноцветных цветов.
Бабочки прилетели ко мне. Посмотрите, Кто у нас прячется в
сундучке! Весной всё пробуждается от зимней спячки.
Просыпаются и разные насекомые.
Слушают.
Всех я знаю на лугу
Познакомить вас могу.
Вот кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях слегка
Он зелёный как трава. Кто это?
Кузнечик.
Вот две бабочки летят,
Рассказать они хотят,
Что ещё вчера в траве
Жили гусеницы две.
Бабочка.
Обогащать словарный
запас детей. Учить
определять признаки
весны, различать и
называть насекомых.
Умение активно
взаимодействовать со
сверстниками, побуждать к
самостоятельности,
развитие крупной и мелкой
моторики рук.
Умение слушать педагога и
сверстников.
Правильно находить
нужный цвет.
Развитие эмоциональной
отзывчивости.
Развитие лёгких.
12Кто это?
Рядом с речкой стрекоза
Непоседа, егоза.
Как весёлый вертолёт,
Отправляется в полёт.
Кто это?
Как у божьей у коровки,
Крылья – пёстрые обновки.
Гладкие, атласные,
Яркие да красные.
Кто это?
Какие вы молодцы! (имя ребенка), посади божью коровку на
красный цветок.
(имя ребенка), посади кузнечика на жёлтый цветок.
(имя ребенка), посади бабочку на синий цветок.
(имя ребенка), посади стрекозу на зелёный цветок.
Стрекоза.
Божья коровка.
Садят насекомых на
цветок.
13Рефлекси
я
Молодцы ребята! А кого мы посадили на цветочки?
Ребятки, а как можно назвать одним словом божью коровку
бабочку кузнечика, стрекозу?
Божью коровку,
бабочку, кузнечика,
стрекозу.
Развитие эмоциональной
отзывчивости.
Правильно, насекомые.
Вы просто умнички! Вам понравилось наше занятие?
Ребята, а я в сундучке ещё что – то нашла! Это трубочки. Давайте
посмотрим, как летают насекомые! (Дыхательная гимнастика).
Насекомые.
Да.
Дети дуют в трубочку
с насаженным на неё
макетом насекомого.
14Используемая литература:
СанПин 2.4.1.266010, утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91, «Изменения №1».
Асанова З. Т. «Технологические карты организованной образовательной
деятельности. Средняя группа» Издательство: Учитель, 2014.
Белая К. Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» //
Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2012 №1, с.4.
Белая К. Ю. «Особенности планирования работы с учётом ФГТ» // Журнал
«Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2011 №11, с.6.
Федина Н.В. «Организация образовательного процесса в соответствии с
ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» 2012 №2, с.6.
15