Консультация "Сказка как метод развития взаимоотношений".
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
07.03.2018
Сказкотерапия - лечение сказками, при котором про¬исходит совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
сказкотерапия.doc
ГЛАВА 4. Сказка как метод развития взаимоотношений.
Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,
естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкотерапия естественная форма
общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.
Сказкотерапия лечение сказками, при котором происходит совместное с клиентом открытие тех знаний,
которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла,
расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных
позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике
жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их
решения.
Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных
ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. В процессе психологического
консультирования мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку
жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.
Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с
тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего
«банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия это процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И если взрослые не
просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания
взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.
Сказкотерапия это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это возможность поверить
в свои силы. Сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут
проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное
в ней появляется чувство защищенности.
Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня мы выделяем 4 этапа в развитии сказкотерапии. Ни
один из выделенных этапов не заканчивался, уступая место новому. Каждый этап стал отправной точкой
нового процесса.
Первый этап устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а
позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.
Второй этап сказкотерапии собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в
глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания
скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
Третий этап психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику,
как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной
сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной,
органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших
предков.
Принципы работы со сказками.
Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает
общие закономерности работы со сказочным материалом.
1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинноследственных связей в
развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого
показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это
незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.
2. Множественность (понимание того, что одно и тоже событие, ситуация может иметь несколько
значений и смыслов). Наша задача показать одну и ТУ же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной
стороны, это так, с другой стopоны иначе.
3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий
жизненный урок). Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того,
как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. Основная тема понимание основных идей сказки. Через основную тему передаются общие
нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
Схема размышления над сказками и их обсуждение.
Вопросы: О чем эта сказка? Чему oнa нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей
жизни?
Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.
Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с
другом.
Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом
деле?
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.
Важно «составить список» способов
преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем, мы можем выбирать нужный
способ в зависимости от ситуации.
Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пас
сивный? Самостоятельный или передающий отвётственность?
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Здесь важно понять общую
направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и
окружающему миру в целом.
Обсуждение поступков героя относительно окружающих что они им приносят? Меняется ли его позиция в
разных ситуациях?
Актуализированные чувства. Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и
почему? Следует обсудить чувства слушателей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.
Образы и символы в сказках. Осознание образа героя: какое внутренне содержание несет конкретный
сказочный образ, что он из себя представляет (своего рода рационализация метафорического образа).
Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов.
Начиная с четвертого года жизни в речь ребенка естественным образом входят вопросы «почему?» И
«зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность
в стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребенку необходим анализ литературного
произведения как еще один источник познания действительности. Вопросы к анализу текста должны прежде
вceгo быть доступными для детей, а все слова точными и понятными. Целесообразно использовать только
«открытые вопросы», т. е. вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются
наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главный вопрос. Важно, чтобы вопросов не было слишком
мнoгo, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведений.
Авторские сказки и рассказы.
Предложенные далее авторские сказки «О Чайке и Рыбке», «Волк, лиса и медведь» это сказки прежде
вceгo о взаимоотношениях, где внутренние личностные качества и поступки занимают центральное
место. Главные герои сказок не остаются неизменными, они личностно развиваются вместе с развитием
сюжета, получают и осознают новый опыт и открывают в себе новые возможности. Это довольно
оптимистичные сказки, дающие позитивный настрой и уверенность в своих силах.
«Сказка о волшебном городе» актуальна для терапии страхов. Обсуждение сказки и перенос ситуации в
реальность помогают снизить тревожность у детей, мысль о том, что страх может присутствовать в жизни
каждого человека, способствует вербализации детских страхов (Страх это не признак слабости, а иногда даже
способ самосохранения; как в истории волка в сказке «Волк, лиса и медведь»). Страхи вполне можно держать
под контролем. Как вариант можно предложить детям самим придумать способы борьбы со своими страхами.
А можно предложить каждому нарисовать свой страх и порвать рисунок на мелкие кусочки, преобразовать его
в нестрашный, сделать смешным (варианты могут быть различными).
Рассказы «Кирилл Петрович» и «Под простором небес» написаны от лица ребенка и позволяют нам
прикоснуться к детскому восприятию, чувствам и рассуждениям. Очень полезно читать «Кирилла
Петровича» детям в период адаптации к детскому саду. Высказывания и комментарии детей после его
прослушивания достаточно диагностичны, кроме тoгo, это способствует сознанию и озвучиванию их чувств и переживаний, что само по себе несет терапевтический эффект. В рассказе присутствует важный момент
приобретения нового положительного опыта и принятие ребенком нового статуса.
Эти произведения универсальны – они подходят взрослым и детям. Я не берусь указывать возрастные
ограничения, т.к. темпы развития у каждого ребенка индивидуальны, рекомендуемый возраст – от 4х лет.
Кроме прослушивания и обсуждения сказок, можно предлагать детям нарисовать наиболее понравившегося
героя или сказочный сюжет, завершив процесс выставкой детских работ.
Консультация "Сказка как метод развития взаимоотношений".
Консультация "Сказка как метод развития взаимоотношений".
Консультация "Сказка как метод развития взаимоотношений".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.