Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»
Оценка 5

Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Оценка 5
docx
19.03.2020
Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»
цветовосприятие.docx

Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это база для успешного развития маленького человечка как личности. Но «составляющие» этой «базы» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают неустойчивым всю «конструкцию», если познание ребёнка не будет иметь четкой поставленной цели, не будет иметь соответствующего педагогического руководства.

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

 

     Ранний возраст – это очень значимый период в развитии ребёнка. Отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее. Активизируется умственная, физическая и психическая активность ребёнка. Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в дидактических играх, в игровых ситуациях, в действиях с предметами, в рисовании и лепке, наблюдении, в занятиях и играх со строительным материалом. Благодаря этому, у ребёнка закрепляются полученные представления о предметах и способах действия с ними.  И, хотя для маленького ребёнка важное значение имеет чувственное восприятие, но в тоже время повышается роль слова при знакомстве со свойствами предметов.

     Развитие чувства цвета, умения выделять, называть основные цвета, умения классифицировать их по различным признакам играет существенную роль в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

В вопросах сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста важную роль сыграли работы (Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др.).

 

     Маленьким ребенком знакомство с миром начинается с восприятия цветных предметов и явлений.

     В психологической литературе говорится о том, что органы чувств ребенка начинают выполнять свои функции с самого момента его рождения.

     Из всех органов чувств, зрение является основным, поэтому оно самым первым начинает активно формироваться.

    Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.

 

      Несмотря на свою яркость,  восприятие цвета является наиболее сложным процессом с точки зрения осуществления практических действий, которыми ребенок, прежде всего, овладевает. Цвет ребенком воспринимается сложнее, так как в отличие от формы и величины предмета не оказывает большого влияния на выполнение действий с ним.

Цвета окружают человека на протяжении всей его жизни и оказывают на него сильное влияние с самых первых дней его существования. Именно цвет наполняет этот мир красотой, богатством и разнообразием.

 

     Цвет как свойство предмета и явления познается детьми раннего возраста посредством восприятия. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Д.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др.), педагоги (В.А, Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, М. Монтессори, Ф. Фребель, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).

Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические и ахроматические цвета.

  Доктор педагогических наук  Е.А. Аркин  предложил использовать три метода работы с цветом:

1. метод подбора;

2.метод называния;

3.метод выбора по называнию.

 

     С первых дней жизни к ребенку поступает огромная цветовая информация, но мир цвета открывается ребенку не полностью, а в определенной последовательности:

1. Первостепенно при определении цвета большую роль играет подбор, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их схожесть или различие. При этом он может ещё не полностью владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета желтые или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета разные или одинаковые.

2. Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта.

3. Далее идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе ребенок различает цвета по слову-названию без обязательного прикладывания или сопоставления с образцом цвета, а также самостоятельно различает и называет основные цвета. При помощи слова полученный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в повседневной деятельности.

    Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого.

    В процессе знакомства детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. различение цветов по принципу «такой – не такой». На данном этапе дети сравнивают предложенные им предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу, сравнивая их друг с другом;

2. зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, без прикладывания; выбор цвета по образцу;

3. закрепление представлений о цвете в слове. На данном этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их по образцу.

 

     Развитие цветовосприятия детей раннего возраста направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы по цветам, научить детей ориентироваться в основных цветах спектра, научить их называть основные цвета, сопоставлять цвета предметов с образцом и т.д.;

 

     Одним из самых эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены многочисленные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, заинтересованный игрой, не замечает того, что учится, хотя постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Игры, нацеленные на восприятие цвета, помогут научить детей узнавать, различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание цвета не является врожденным качеством,  поэтому только с помощью взрослых дети смогут увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

 

Для формирования определенной системы знаний через дидактические игры используются следующие принципы:

1. Принцип доступности и индивидуальности.

Каждый ребенок индивидуален, обладающий определёнными качествами. У каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Необходимо учитывать и знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Принцип последовательности и систематичности.

Важным фактором при знакомстве с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала, (от простого к сложному). Ознакомление с цветом проходит в определенной последовательности: красный цвет, затем синий, желтый, зеленый. При этом знакомство с новым цветом проводится  в параллели с закреплением ранее изученного цвета.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

 

3. Принцип связи с жизненным опытом.

От правильной  реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка понятию цвета. Значимым фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д.

4. Принцип наглядности.

Учитывая психологию и возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет огромную роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Грамотно подобранные по цвету дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

5. Принцип эмоциональности.

Дети этого возраста не способны увлечься тем, что не вызывает интереса, поэтому их успехи зависят не только от доступности материала, но и от заинтересованности. Все общение взрослого должно быть выразительным, эмоциональным и «заразительным». Интерес к любой деятельности легко передается маленькому ребенку тогда, когда взрослый сам увлечен ею.

 

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, разнообразное,  сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

В условиях доступности выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне интересен ему именно сейчас. А воспитатель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития.

 

    Все дидактические игры  классифицируются по характеру используемого дидактического материала. Это игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Выбор классификации не случаен. Проанализировав имеющиеся дидактические игры, можно сделать вывод, что:

Игры с предметами соответствуют первому этапу обучения детей цвету и решают такие задачи:

1. учить детей сопоставлению цвета по принципу «такой – не такой»;

2. учить сравнивать цвета в практической деятельности;

3. учить подбирать пары предметов по цвету.

Настольно-печатные игры соответствуют второму этапу обучения цвету и  направлены на решение соответствующих задач:

1. закреплять умение различать цвета;

2. учить подбирать, чередовать и сравнивать цвета в соответствии с образцом;

3. закреплять знания названия цветов.

Словесные игры связаны с третьим этапом обучения и решают следующие задачи:

1. учить узнавать цвета с помощью зрения и по  слову-названию;

2. учить классифицировать изображения по цвету;

3. учить применять знания цветов и их названий в практической деятельности.

 

Дидактические игры и упражнения дают положительный результат лишь тогда, когда педагог четко представляет себе, какие задачи могут быть реализованы в процессе их применения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны, во время их проведения у ребенка вырабатываются необходимые качества, которые важны для успешного умственного развития; у него развивается способность сконцентрироваться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

В своей работе при ознакомлении детей раннего возраста с цветом, я использую следующие дидактические игры и упражнения:

«Подбери по цвету», «Найди такого же цвета». Разнообразные игры с прищепками (Ягодка, цветочек, иголки для кактуса, листочки для дерева, тучка и т. д.). «Собери бусы», «Собери (красную, синюю, желтую, зеленную) гусеничку». «Найди и назови», «Спрячь мышку в домик», «Найди такой же», «Подбери чашечку к блюдцу», «Найди ежику колючки», «Спрячь снеговика», «Подбери пару к туфельке»и т. д.

К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить инициативу ребенка, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Соответственно в учебно-воспитательном процессе особое внимание необходимо уделять использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия детей раннего возраста.

 

 

 

 


 

Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Консультация:«Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»

Из всех органов чувств, зрение является основным, поэтому оно самым первым начинает активно формироваться

Из всех органов чувств, зрение является основным, поэтому оно самым первым начинает активно формироваться

Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу

Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу

Принцип доступности и индивидуальности

Принцип доступности и индивидуальности

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, разнообразное, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения, и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, разнообразное, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения, и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью

Подбери по цвету», «Найди такого же цвета»

Подбери по цвету», «Найди такого же цвета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020