План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
СТУПКО.Е.В.
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
План работы на год
Сроки долгосрочный
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми:
Сентябрь-май
Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.
Ежедневный вечер чтения.
Ноябрь
Чтение сказок А.С. Пушкина.
Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
Январь
Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.
Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»
Март
Чтение любимых стихотворений.
Развлечение «Расскажи стихи руками»
Апрель
Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».
Май
Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Вечер памяти.
Работа с семьёй:
Сентябрь
Консультация «Насколько важно читать ребёнку»
Информация в уголке для любознательных родителей.
Октябрь
Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
Январь
Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»
День открытых дверей.
Апрель
Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.
Фотовыставка «Наши юные таланты»
Самореализация
Сентябрь:
Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.
Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.
Ноябрь:
Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
Выступление на педагогическом совете.
Февраль:
Доклад по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Особое место в развитии дошкольника занимает художественная литература.
Художественная литература - является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалков, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения.
Не стоит забывать, что книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.
Если рассматривать особенности восприятия художественной произведений по возрастным группам, то можно заметить, что в младшей группе ознакомление с художественной литературой происходит с использованием произведениями разных жанров: народные сказки, песни, потешки, загадки, где в основном содержатся ритмическая речь, так детей учат к красочной речи. Именно в этом возрасте необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, сочувствовать положительным героям и следить за развитием действия произведения. Для лучшего запоминания произведения необходимо выделять при чтении: персонажей, а также ритмические словосочетания. Такие как: «петушок - гребешок», «коза - дереза», «козлятушки - ребятушки». Младших дошкольников привлекают небольшим стихотворениями, которые отличаются четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому рекомендуется такие рассказы, как А. Барто «Игрушки», Д. Мамина-Сибиряка «Сказки про храброго зайца… », Ю. Васнецова «Дон -дон», «Водичка - водичка», А. Елесеева «Заинька походи» и др. При повторном чтении дети запоминаю, усваивают смысл, речь обогащается новыми словами и выражениями.
В средней группе дети продолжают ознакомление с художественной литературой. Дети в этом возрасте могут различать некоторые особенности литературного языка, такие как сравнение. После прочтения дети могут отвечать на вопросы по содержанию текста, размышлять, замечать и чувствуют форму художественного произведения. В этом возрасте у детей активно обогащается, развивается словарь, рекомендуется такие произведения, как А. С. Пушкин «У лукоморья», А. А. Блок «Снег за снег» и др.
В старшей группе дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства. А при анализировании произведения дети могут чувствовать ее глубокое идейное содержание и полюбились поэтические образы.
Перед педагогами в старшей группе стоят задачи привить любовь к художественной литературе, развивать поэтический слух, интонацию выразительной речи.
Таким образом, умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. При целенаправленном изучении художественной литературы, возможно обеспечить восприятие художественных произведений и осознание ребенком его содержание.
Цель: воспитание у детей средствами художественной литературы общечеловеческих ценностей, культуры речевого общения
Задачи:
1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
2.развитие литературной речи;
3.приобщение к словесному искусству;
4.воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
5. приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Основные методы чтения художественного произведения:
Чтение воспитателя по книге или наизусть.
Рассказывание воспитателя в процессе труда; во время праздников и развлечений; во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература.
Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников
Речь дошкольника развивается в стихийных условиях . Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию. Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи детей, повышает их речевую культуру.
Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи дошкольников.
Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Необходима система обогащения и развития речи детей.
Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.
Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка - дошкольника.
Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.
Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.
Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:
– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;
– подача произведения детям;
– сочетание нескольких произведений на одном занятии;
– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;
– беседы в связи с чтением;
– время и место чтения;
– техника художественного чтения и рассказывания.
При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию.
На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:
– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;
– содержание и форма стихотворения;
– приемы, используемые на занятиях;
– индивидуальные особенности детей.
Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей
Игры и упражнения для развития связной речи.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.— Мишка большой, а мышка... (маленькая) . Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый) ? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) ? Что любит Мишка… (мед, малину) , а мышка любит... (сыр, сухарики) . — Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие) . Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким) . А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий) . Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая) ; красный карандаш длинный, а синий... (короткий) , зеленая лента узкая, а белая... (широкая) ; одно дерево высокое, а другое... (низкое) ; волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные) . У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда) , развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки) , соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд) . Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет) ; дом строят, суп... (варят) ; мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева) . Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки) ;кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки) . На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки) .
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.) . Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2) . Например: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят) . Мальчик идет... (шагает) . Снег идет... (падает) . Поезд идет... (едет, мчится) . Весна идет... (наступает) . Пароход идет... (плывет) . Закончи предложения. Мальчик пошел...
Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Составление сказки «Приключения Маши в лесу»
Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.
«Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— Послушай стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.
Деловая игра для педагогов «Книга как средство всестороннего развития дошкольников»
Цель: Показать воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Рассказать о ее роли и в развитии речи дошкольника. Обратить внимание на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи.
Материалы и оборудование: высказывания педагогов и великих людей о роли книги в развитии и воспитании человека; д/игра «Угадай, из какой сказки предмет?» (яйцо, ложка, кот, заяц) , д/игра «Назови книжных героев», Кроссворд с ключевым словом «книга», Иллюстрации: Чарушина, Рачева, Сутеева, Васнецова, памятки на тему: «Как стать хорошим читателем», музыка.
Ход игры: Уважаемые педагоги! Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий, Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В целом, художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. Великие педагоги высказывались о роли книги в развитии и воспитании человека (зачитать)
Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности.(Е. А. Флёрина.)
Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. {В. А. Сухомлинский.)
Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека. (В. Г. Белинский)
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.
Ни читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка.
Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Любая книга — умный друг:
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.
А теперь мы предлагаем Вам деловую игру. Разделимся на команды. Одна команда будет называться «Чук», другая – «Гек». Команды будут отвечать на вопросы поочерёдно, тем самым зарабатывая баллы за правильные ответы.
В конце игры баллы мы подсчитаем, и у какой команды их набралось больше, та команда – победила.
В программе «От рождения до школы» образовательная область
«Чтение художественной литературы» есть в каждой возрастной группе, где четко определены задачи, так же определен список литературы для чтения детям (русский фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, произведения поэтов и писателей разных стран)
1. Задание:
Определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача из образовательной области «Чтение художественной литературы» (по 2 задачи каждой команде)
1 команда: Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков (младшая группа)
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) (старшая группа)
2команда : Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям (средняя группа)
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками (подготовитель.группа)
2 задание: «Угадай, из какой сказки предмет?»
Воспитатель вынимает из сундучка разнообразные предметы и предлагает педагогам назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например: яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок», »Царевна – лягушка»); ложка («Три медведя», «Сладкая каша», «Жихарка», кот («Кот, петух и лиса», »Кот и лиса», «Кот в сапогах», «Кто сказал «мяу»?); заяц ( «Заюшкина избушка», «Заяц - хваста», «Теремок», «Рукавичка»).
За много веков народ придумал множество загадок: о явлениях природы, растениях, животных, людях и их быте. Есть загадки и о сказочных персонажах: простаках и хитрецах, храбрецах и трусах, добрых существах и злодеях.
3 задание: «Назовите книжных героев»
1. Раз зимою баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Жаль, друзья, что сказка эта
Продолжалась лишь до лета.
2. Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал.
(Емеля.)
Все мы родом из детства – с той красочной волшебной планеты, на которой царствуют доброта и верность, дружба и счастье, с планеты мечтателей и фантазеров.
Какой он, современный ребенок XXI века? Милый любознательный почемучка с чистым сердцем, который хочет знать, как устроен мир – от загадочных глубин океана до сверкающих звезд Вселенной. И смотрит он на этот мир прекрасный через призму любви, фантазии и мечты.
Новая эпоха, в которой мы сейчас живем, принесла великую правду и новые великие заблуждения. Многие, вступившие в ее воды, стали расчетливы, агрессивны, черствы душой к чужому горю, жестоки.
В обществе все чаще и чаще говорят о том, что доброта, сопереживание и сочувствие, милосердие уходят в прошлое.
Маленький ребенок оказывается незащищенным от агрессивного влияния общества и телевидения. Но это не отменяет для нас с вами задачу «Вырастить человека», это осложняет ее.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.
В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, мы знакомим детей с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей.
Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с правилами поведения, нравственно-этическими нормами.
Дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными.
Самые счастливые минуты для меня, когда я читаю или рассказываю детям. Восемнадцать пар глаз смотрят на тебя, и чувствуешь, что в твоей власти вызвать у этих мальчишек и девчонок любые движения души – радость, грусть, сочувствие, возмущение, веселье.
Любимое место наше – уютный диванчик. У меня в руках книга. Широко раскрытые глаза детей. Одни ждут нового, другие с удовольствием смотрят на знакомую обложку: со страниц этой книги уже вошли в их жизнь и полюбились им герои.
Малыши стараются усесться поближе. Хорошо просунуть голову под руку воспитательницы и первым увидеть все, что нарисовано на этих больших красочных страницах.
Дети многого ждут от книги, они крепко верят тому, что она им расскажет.
Читая детям художественную литературу, разучивая пословицы и поговорки, проводя дидактические игры, стремилась обогатить их речь такими словами как: добрый, чуткий, отзывчивый, воспитать у детей готовность, желание заботиться о других.
Когда читала детям «Азбуку нравственности», особое внимание обратила на слова: «Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь»
Часто герои рассказов, сказок переживают оттого, что причинили вред, и мучаются, пока не искупят свою вину.
Несколько раз я читала детям ненецкую сказку «Кукушка» о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых сыновей. Все ребята поняли вину сыновей и осудили их.
И поэтому мой вопрос «Вам жалко сыновей?» – удивил детей, но я хотела, чтобы ребята, осознавая их вину, все же испытали к ним чувство жалости и сострадания. И в конце беседы подвела детей к выводу: «Действительно, дети сами виноваты в том, что произошло, но ведь и их жаль – они остались без матери».
Я стараюсь воспитать в детях заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите. Отношение к близким пытаюсь раскрыть с помощью таких произведений, как «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Самое страшное» Е. Пермяка.
Очень интересной была беседа по книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Дети рассматривали картинку, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у маленькой девочки медвежонка. Девочка стоит и плачет.
На мой вопрос: «Как бы ты поступил, если бы был там?» – ответы были самыми разнообразными. Никита зло сказал: «Я бы отобрал медвежонка и отдал его девочке, а заодно мальчика побил».
Тогда я спросила: «А если бы ты мальчика хорошо попросил, и он сам бы отдал девочке медвежонка?» Никита задумался и произнес: Тогда бы я его не трогал. Но он должен извиниться».
Цель моих бесед – показать детям, что ласковое доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Развивать духовно богатую, здоровую личность ребенка невозможно только с помощью замечаний, наставлений, порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должна проявляться эта способность?
В умении относиться к другому, как к самому себе, понимать, что ему, может быть больно и неприятно, когда его обижают.
В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если, виноват.
В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.
У детей нашей группы есть свои любимые книжки, которые они могут слушать сколько угодно раз. Многие стихи С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, многие русские народные сказки мы повторяем и повторяем, и они никогда ребятам не надоедают.
Значит, малышу доставляет радость встреча с полюбившимися персонажами как со старыми друзьями. Значит, каждый раз он улавливает что-то новое для себя, проверяет невольно свои впечатления. Конечно, такой привязанности заслуживают только настоящие произведения – будь то сказки, стихи, рассказы.
А подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед нами. Ведь при чтении, помимо задачи воспитания чувств и формирования этических представлений, решаем и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.
Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. А вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном.
Например, воспитывая у детей любовь к животным, читала рассказ А. Толстого «Желтухин». Чтобы вызвать сострадание к маленькому скворцу, выпавшему случайно из гнезда, задаю вопрос: Какой был Желтухин? Расскажите о нем».
Важно, чтобы в ответах детей были отражены беспомощность маленького скворца, страх перед окружающим миром. Если дети недостаточно эмоционально и полно раскрывают образ Желтухина, помогаю: «Вы правильно сказали, что Желтухин – это скворец, что упал из гнезда и всего боялся.
Послушайте, как А. Толстой описывает скворца: «Он с ужасом глядел на подходившего Никиту», «Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги». Он забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика. У него отчаянно билось сердце».
Почему же он всего боялся? Правильно, потому что он был маленький и нуждался в защите. Кто же помог ему?»
Когда речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставлю вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему, они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей спрашивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Беседы с детьми строю так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное яркое, живое содержание. Тогда и чувства его будут развиваться более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.
Детские рассказы, смех, слезы, высказывания, восклицания, прыжки, хлопки в ладоши по поводу чего-то увиденного, поразившего – все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Русская народная сказка радует и детей и взрослых оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством, юмором.
Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями сказок, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.
Сказка учит добро понимать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Сказка «Лиса, заяц и петух» переполняет сердце жалостью к обиженному зайцу. Человеку, особенно маленькому, больше свойственно чувство жалости. В этой сказке собака, медведь струсили перед страшной, как им показалось, лисой.
А прогнал-то ее Петух – птица вовсе не сильная, а умная и смелая. Вот какова мораль сказки! Она подводит к мысли – несправедливость рано или поздно обязательно будет наказана.
Но чудеса бывают не только в сказках. Разве не чудо – общение с природой, с удивительными растениями, насекомыми.
Новыми глазами посмотрит ребенок на золотой луг, раскрытый ему М. Пришвиным; о тайнах леса, о жизни птиц, насекомых поведает ему В. Бианки; к маленьким, таким по-человечески близким зверькам приведет его Е. Чарушин, вызовет в детях гуманное чувство к ним – желание стать их покровителями.
Произведения художественной литературы: стихи И. Токмаковой, Е. Москваой, З. Александровой, рассказы Соколова-Микитова, И. Сладкова способствуют становлению человека – созерцателя и исследователя, друга и защитника природы.
Для всестороннего развития чувств включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов; участвуют в организации выставок: «Моя любимая книга».
И. Чуковский», «Мои любимые цветы»; смотрят фильмы-спектакли по мотивам литературных произведений. Дети, входя в сказку, получая роль одного из героев, приобщаются к культуре своего народа, непроизвольно впитывают в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.
Содержание стихов, рассказов Н. Богатыревой «Цветы вокруг нас», В. Касаткиной «Родная природа», И. Красниковой «Цветы на лугу», С. Вахринцевой «Мир растений» радовало детей, дарило хорошее настроение, будило фантазию. Дети узнали, что цветы – красота, о которой надо позаботиться.
Дети очень чувствительны к художественному слову. Чтение рассказов, заучивание стихов, загадок, пословиц помогает им «услышать увиденное» и «увидеть услышанное».
А в процессе наблюдений, трудовой и исследовательской деятельности дети начинали видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, посадили на солнце или в тень. Научившись понимать состояние растений, дети будут им сочувствовать, оберегать, сохранять их, а впоследствии не только охранять красоту, но и творить ее вокруг себя.
При чтении произведения «Цветы вокруг нас» Н. Богатыревой использовала минутку вхождения в день.
– Как вы думаете, дети, хорошо быть цветком? Почему? Послушайте, что хочет сказать вам этот цветок. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки.
Я рад тому, что живу на вашем красивом участке, и вижу вашу дружбу, где нет грубых слов, ссор, обид. Иначе я бы болел и был вялым и некрасивым. Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам чистый воздух и свою красоту.
Воспитание духовно богатой личности рассматриваю в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Человек – единственное живое существо, живущее по законам нравственности, но это вовсе не означает, что он рождается с этим нравственным законом в душе. Нет, его надо еще воспитать. Воспитать гуманность, доброту, отзывчивость, чуткость, трудолюбие, благородство.
Нельзя полагаться на природу: ответственность за то, каким вырастет ребенок, полностью лежит на тех, кто рядом с ним. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Где б ни был твой жизненный путь обозначен.
Куда бы ни вышел ты в раннее утро –
Нигде не ходи торопливым прохожим,
Иди человеком внимательным, мудрым.
Гляди, чтоб не хрустнули вдруг под ногами
Зеленых листочков побеги нагие.
А если случайно споткнулся о камень,
Отбрось его прочь – не споткнутся другие.
Почаще заглядывай в лица и души.
Коль надо помочь, догадайся без просьбы.
Просить нелегко, даже рядом идущий
О самом заветном не сразу попросит.
За заступ берись, если надо очистить
Дорогу от старых камней обомшелых.
На нашей земле для тебя, дорогой мой,
Нет дел не твоих – здесь везде твое.
Консультация для воспитателей. Тема: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка".
Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно -образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпоковать, кто его переколпакует, тому полкопака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.