Консультирование родителей - Использование метода символдрамы в психологическом консультировании родителей в ДОУ

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультировании для родителей - Использование метода символдрамы в психологическом консультировании родителей в ДОУ, говорится о том, что психологическое консультирование представляет собой направление психологической помощи детям и взрослым, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования родителей.В консультировании для родителей - Использование метода символдрамы в психологическом консультировании родителей в ДОУ, говорится о том, что психологическое консультирование представляет собой направление психологической помощи детям и взрослым, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования родителей.
Иконка файла материала Консультирование с использованием символ-драмы.doc
Консультирование  родителей.  Использование метода симводрамы  в психологическом консультировании родителей в ДОУ Психологическое   консультирование   представляет   собой   направление психологической   помощи   детям   и   взрослым,   испытывающим   трудности   в повседневной   жизни   или   ставящим   перед   собой   цель   самосовершенствования. Основное   содержание   консультирования   связано   с   различными   средствами реорганизации межличностных  взаимодействий клиента, умение подвести клиента к   пониманию   готовности   рассматривать   себя   самого   как   источник   проблем, готовности   к   самоизменению.   Среди   общих   стратегий   психологического консультирования преобладают такие как: помощь в принятии собственных чувств, передача клиенту ответственности за события своей жизни.  Исторически   консультативно­терапевтические   направления   развивались   на   глубинная основе   различных   терапевтических   концепций   (психоанализ, аналитическая   психология,     трансактный   анализ,   логотерапия,   гештальттерапия,   Психологическое   консультирование   от   психотерапии   отличается НЛП).   продолжительностью, границами и объемом интервенции. Основным методом является беседа. Структурирование консультативной беседы   во многом зависит от теоретических установок и направленности консультанта. Ролло     Мей     в   книге   «Исскуство   психологического   консультирования» выделяет 4 этапа развития консультативного процесса. Первая часть – установление контакта с клиентом, достижение раппорта. Вторая часть – главная часть встречи «исповедь». Третья часть – стадия толкования. Четвертая часть –  «трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса». 1Структура консультативной беседы по Ю.Е. Алёшиной: 1) Знакомство с клиентом и начало беседы. 2) Расспрос клиента, формулирование  и проверка консультативных гипотез. 3) Коррекционное воздействие. 4) Завершение беседы. Римас     Кочюнас   характеризует   псохологическое   консультирование   как системную   модель,   охватывающую   шесть   тесно   связанных   между   собой   стадий, которая отражает универсальные черты психологического консультирования любой ориентации. 1. Установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия. 2. Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом. 3. Выяснение   и   открытое   обсуждение   возможных   альтернатив   решения проблем. 4. Критическая оценка выбранных альтернатив  решения. 5. Последовательная реализация плана решения проблем. 6. Совместное   оценивание   полученных результатов.   уровня   достижения   цели   и       обобщения 1. Установление доверительных отношений. Установление   контакта   с   клиентом   и   достижение   обоюдного   доверия является необходимым условием психологического консультирования.   К. Роджерс выделяет три основных условия консультативного взаимодействия: 1.    Безоценочное   позитивное   принятие   другого  –   это   бескорыстие,   теплота, высокая   оценка,   принятие   и     уважение   личности.   В   таких   отношениях   клиент чувствует себя безопасно, комфортно, не боится открыто себя выражать. Это не означает,   что   консультант   должен   одобрять   все   поступки   клиентов.     Скорее безусловное позитивное принятие является философской позицией, отраженной в поведении консультанта.  Конгруэнтность  –   искренность,   способность   оставаться   самим   собой, 2.   открытость   своим   чувствам,   мыслям,     установкам.   Отсутствие   страха   понять   и 2разделить чувства своего клиента и дать обратную связь. Искренний консультант не старается исполнить свою роль, он естествен в контакте. 3.   Эмпатия  – чувствительность к потоку переживаний клиентов и их самих в каждый   конкретный   момент,   процесс   сопереживания   клиенту,   в   котором консультант   частично   испытывает   чувства   клиента,   одновременно   сохраняя необходимую отстраненность. Вследствие   принятия   консультантом   высказываний   клиента,   полного отсутствия   любых   морализаторских   и   оценочных   суждений   клиент   приходит   к осознанию того, что все чувства и отношения могут выражены и поняты. В   процессе   диагностической   беседы   можно   использовать   различные   тестовые методики. Введение в беседу любого тестового материала увеличивает доверие к психологу, стимулирует предметность собеседования. Эффективное   консультирование   представляет   собой   определенным   образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту   достичь   осознания   самого   себя   настолько,   что   дает   ему   возможность самостоятельно решать свои проблемы.  2. Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом. На   этой   стадии   происходит   изучение   практического   запроса     и переформулирования его в психологическую проблему. Запрос   ­   это   конкретизация   формы   помощи,   ожидаемой   клиентом   от консультации. Различают «явный» и «скрытый» запрос. «Скрытый» запрос. Заявленная проблема может не соответствовать реальной, она может быть лишь видимой частью более глубоких психологических проблем. Такие запросы  не  имеют  четкой формулировки,  чаще всего   не  осознаются  и не проговариваются. 3В некоторых случаях обращение к психологу могут иметь манипулятивный характер.   Такая   ситуация   возникает,   когда   за   декларируемым   мотивом   помощи ребенку и обеспокоенностью его состоянием кроются попытки оказать влияние на психолога с целью добиться реальных или психологических выигрышей. Основной целью   является   желание   переложить   ответственность   за   решение   жизненных ситуаций на психолога.    сложных   Для   эффективности   работы   крайне   важно,   чтобы   психолог   осознавал   и отслеживал попытки оказать на него манипулятивное воздействие.  Субъективизации   цели   психологического   консультирования   способствуют такие вопросы:  ●    Объясните проблему, которая Вас волнует. ●    Как изменилось состояние и поведение ребенка в связи с проблемой? ●    Как давно вы обратили внимание на эту проблему? ●    Какие причины могли спровоцировать возникновение проблемы? ●    Что вы пытались сделать, чтобы решить эту проблему?   ч● его именно вы хотите?;   к● акого результата вы хотите достигнуть?;     п● ожалуйста,   попробуйте   сказать   об   этом   без   отрицательной   частицы   «не», терминами положительного результата. Использование метода симводрамы  в психологическом консультировании родителей в ДОУ Символдрама  (известная   также   как  Кататимное   переживание   образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно­имагинативная психотерапия) ­ это   метод   глубинно­психологически   ориентированной   психотерапии,   который 4оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно­имагинативную   психотерапию  как   «психоанализ   при   помощи образов». Из известных на сегодняшний  день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы,  символдрама  является наиболее глубоко и системно   проработанным   и   технически   организованным   методом,   имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе его лежит модель аналитическтй психодинамики. Автором является Х.К. Лёйнер. Противопоказанием  для применения метода  символдрамы  являются следующие клинические моменты и диагнозы: 1) интеллектуальное развитие с IQ ниже 85, недостаточное 2) острые  или  хронические психозы или близкие к психозу состояния, 3) церебрально­органические синдромы, 4) тяжелые   депрессивные   расстройства   (в том числе невротического характера),  5) недостаточная   мотивация,   даже   в   случае   простой,   глубоко   не   проникающей психотерапии, 6) явно выраженные истерические неврозы, 7) нарциссические синдромы и пограничные нарушения по типу Borderline. В   психологическом   консультировании   родителей   применению   мотивов   метода символдрамы   предшествует   подробный   сбор   анамнеза   (в   устной   форме   или   с применением анкеты). Часто матери испытывают, в связи с проблемами в развитии ребенка, чувство вины.  Поэтому   очень   важно   уже   при   первой   встрече   объяснить   родителям,  что расстройства у ребенка являются следствием внутренних психических процессов, 5протекающих, как правило, бессознательно. Для коррекции этих процессов как раз и нужна помощь специалиста. Причина многих невротических нарушений ­ ранние переживания расставания с матерью   в   первые   годы   жизни.   Исследование,   проведенное   зарубежными психологами   показало,   что   более   50%   детей   и   подростков   с   различными невротическими нарушениями, ставшими причиной обращения к психотерапевту, пережили в первые пять лет жизни травматическое расставание с матерью в течение нескольких дней или недель (пребывание в больнице без матери, болезнь матери сразу после рождения, депрессия матери и т. д.). Поэтому при сборе анамнеза в беседе с матерью особенно важно выяснить, не было ли в первые годы жизни ребенка длительных расставаний с матерью и как ребенок на них реагировал, в какой мере был возможен симбиоз между ребенком и матерью, какую роль играл отец в воспитании и уходе за ребенком в первые годы жизни, насколько помогала бабушка и помогала ли вообще и т. д.  Вопросы при этом можно сформулировать примерно так: 1. Расставался ли когда­нибудь с Вами Ваш ребенок в первые недели или месяцы после рождения? Когда произошло первое длительное расставание и насколько? С кем был в это время ребенок? 2. Как Вы себя чувствовали после рождения ребенка, не болели ли Вы? 3. Были   ли   у   Вас   до   рождения   Вашего   ребенка   другие   беременности,   аборты, выкидыши? Этот   вопрос   очень   важен,   так   как   воспоминания   и   переживания   о потерянном ребенке могут переноситься на следующего ребенка. Связанные с этим страхи могут влиять как на течение беременности, так и на последующее развитие ребенка. 4. Какое участие принимал отец в уходе за ребенком и его воспитании? 6Примерно   в   трети   случаев   невротических   нарушений   детского   возраста наблюдается отсутствие опыта общения ребенка с отцом в первые годы жизни (ранний развод родителей, смерть отца и пр.). И, наконец, очень важен вопрос: 5. Берете ли Вы еще ребенка время от времени в свою постель? Мотив «Семья животных»: ­ наблюдение и установление контакта с семьей животных; ­ представить свою семью в образах животных с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию. РЕЛАКСАЦИЯ: (см. приложение) Попробуйте представить себя каким­нибудь животным… Какое вы животное? Где вы находитесь? Какая у вас шерстка? Какого она цвета? Какие у вас лапы? Почувствуйте   свои   лапы…   Как  вы   себя   чувствуете   в  образе   животного?  Какая сейчас погода, температура воздуха? Попробуйте представить кем бы мог быть (в джунглях,   лесу,     пустыне   –   где   представится)     ваш   муж,   в     образе   какого животного? Как он выглядит? Как он на вас смотрит? Что вы чувствуете, когда смотрите на   своего мужа? А сейчас представьте себе вашего ребенка в образе какого­нибудь животного… Как он выглядит? Какого примерно возраста? Как он на   вас   смотрит?   Что   происходит?   (Если   есть   другие   дети,   просим   тоже   их представить в образе. Также представить других членов семьи, которые занимаются воспитанием ребенка). Понаблюдайте, пожалуйста за тем, что происходит… Что делает   старший,   младший   ребенок,   чем   заняты   другие   члены   семьи?   (идем   за клиентом).   Что   вы   сейчас   чувствуете?   Возьмите   времени   столько,   сколько   вам нужно…. Понаблюдайте…Что бы вам хотелось сделать?... Когда будете готовы, можете попрощаться с образом. 7Сожмите сильно руки в кулаках, потянитесь. Вы здесь, в этой комнате, вы (имя). Как вы себя чувствуете? Было ли что­нибудь неприятное в образе? Что было самое приятное. Было ли что­нибудь неприятное в образе? Скажите пожалуйста, что значит для вас данное животное. Что нового вы узнали о  себе? Далее   просим   нарисовать   то,   что   представилось   в   образе   (дома),   на следующей встрече анализируем   рисунок и образ. Рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи.   Когда   мы     просим   представить   свою   семью   в   образах   животных,   таким образом, ослабляем защитные механизмы и мы выходим на причину конфликта. Примеры вопросов психолога:  Расскажите, пожалуйста, об этих животных: ­какой у них нрав, повадки? Что они любят, чего не любят. Расскажите о каждом животном подробно. В каких отношениях животные между собой находятся?  За кем охотятся? Кто от кого спасается? Что является главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Чем можно помочь каждому животному? Информативные признаки рисунка: Признаки, выделенные для рисунка семьи сохраняются, и к ним добавляются новые: ­   символическое   значение   нарисованных   животных   (субъективное,   природное   и глубинное); 8­   характер   взаимоотношений   между   животными   (особенно,   если   в   рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные); ­ родовая принадлежность животных; ­ эмоциональное восприятие животных. В психологии и религии животные используются как символы интуитивности, инстинктивности,   подсознания,   чувственности,   либидо.   Известно,   что   животный мир достаточно жесток. В нем действуют законы силы. Есть хищники и травоядные – те, кто нападает, и те, кто спасается бегством. Есть животные активные, а есть ленивые.   Но   все   они   стремятся   выжить.   Чтобы   выжить,   животные приспосабливаются к среде обитания, приобретают «индивидуальные средства» и стили защиты. Кто­то  прячет голову в песок, кто­то выпускает чернильное облако, кто­то   больно   жалит,   кто­то   перекусывает   шею,   кто­то   брыкается   копытами… Подобное свойство присутствует и в семейной жизни. Зная повадки, стиль жизни, особенности  животных, в  образе  которых  представляются   и   изображены  члены семьи, можно понять стратегию поведению в ситуации конфликта и борьбы за место под солнцем. Однако будет недальновидным определение места рисунка семьи только в   «конфликтного   образа».   В   первобытных   культурах   к   животным качестве   относились с большим уважением. Древние полагали, что животное находится в боле тесной связи с невидимыми космическими силами, чем сам человек. Высокие физические и сенсорные способности животных свидетельствовали для древних об обладании   большой   магической     и   духовной   силой.   Древний   род   выбрал   себе духовного   покровителя   из   животного   мира   –   тотем.   И   сегодня   изображение животных присутствует в гербах старинных фамилий, городов и стран. Человек может приобрести частицу силы тотема, считали древние. 9Поэтому животное, в  образе которого представил и  изобразил себя клиент, может быть использовано в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного Символическим значением животного проявляется на трех основных уровнях: ­   личный,   субъективный   уровень,   содержащий   характеристику   животного автором; ­   природный,   объективный   уровень,   содержащий   биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях; ­   глубинный,   культурный     уровень,   содержащий   информацию   об архитипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств. Таким   образом,   «семья   животных»   покажет   психологу   систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ», а также укажет на символический тотем. Приложение 1 Релаксация и задание образа проводится по следующей схеме:  «Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения   с   опорой.   Почувствуйте   спинку   кресла,   на   которую   можно облокотиться.   Поставьте   поудобнее   ноги.   Почувствуйте   ногами   пол.   Руки расположите поудобнее, почувствуйте подлокотники. Шею, голову расположите так,   чтобы   вам   было   удобно   и   приятно   представлять   образы.   Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться, снять накопившееся напряжение ­ так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть. Начните расслабляться с мышц   плеч.   Постарайтесь   почувствовать,   как   плечи   становятся   тяжелыми, теплыми   и   расслабленными.   Плечи   тяжелые   и   теплые,   тяжелые   и   теплые. Представьте,   как   приятное   тепло   распространяется   из   плеч   по   всему   телу. 10Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки. Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти. Ваши запястья расслабляются. Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелыми и теплыми. Ладони тяжелые и теплые, тяжелые и теплые. Расслабляется  каждый палец  на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев. А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным. Вам хорошо и приятно дышится. Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе. Представьте, как тепло из живота опускается в ноги. Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются   колени,   расслабляются   голени.   Стопы   становятся   тяжелыми   и теплыми.   Стопы   тяжелые   и   теплые,   тяжелые   и   теплые.   Почувствуйте   пятки, пальцы ног. Ноги расслаблены. Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте, как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.   как   расслабляется   середина   спины   между   лопатками. Почувствуйте, Расслабляется   шея,   затылок.   Голова   расслаблена.   Расслаблено   темя,   виски. Расслабляется   лоб,   лицо.   Почувствуйте   свои   щеки,   почувствуйте   скулы, подбородок.   Нижняя   челюсть   становится   тяжелой.   Губы   расслаблены,   язык теплый,   расслабляется   нос   и   глаза.   Веки   тяжелеют,   ресницы   слипаются.   Глаза расслаблены. Попробуйте представить себе сейчас какой­нибудь (образ). – Любой (образ),   который   вы   когда­нибудь   видели   или   который   рисует   вам   ваше воображение. Все, что вы представите ­ это хорошо. Мы можем работать с любым образом.   ­   Если   вы   что­нибудь   представите,   то   расскажите,   что   вам представляется. Что сейчас?» Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь ЛИТЕРАТУРА: 1. Абрамова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 272 с. 2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 2000. 113. Зинкевич­Евстигнеева   Т.Д.,   Кудзилов   Д.Б.   Психодиагностика   через   рисунок   в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 144 с. 4. Обухов Я.Л. Символдрама: Кататимно­имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: Изд. А.В. Рубцова, 2008. 5. Практикум ля детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 6­е. – Ростов Д: Феникс, 2008. – 314 с. 6. Психотерапевтическая   энциклопедия   /   Под   ред.   Б.   Д.   Карвасарского.   –   СПб.:   Изд. «Питер», 2007.1024 с. 7. Эйдемиллер   Э.Г.,   Добряков   И.В.,     Никольская   И.М.Семейный   диагноз   и   семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 3­е. – СПб.: Речь, 2007. 352 с. 12