Контроль и оценка достижений младших школьников
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения.
Система контроля и оценки не может ограничиваться целью – проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность находить свои ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младших школьников. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых обучающимися знаний, умений и навыков, установленных государством эталонам (стандартам).
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся и тревожности.
Эмоциональная функция – проявляется в том, что любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса и в случае необходимости осуществить его корректировку. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогами и обучающимися.
Существуют следующие виды контроля и оценки результатов обучения.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Но более подробно мы остановимся на текущем контроле.
Текущий контроль - наиболее оперативная динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда ещё трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Цель его - анализ хода формирования знаний и умений обучающихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины принять необходимые меры к их устранению. Особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В этот период ученик имеет право на ошибку, на подробный анализ совместно с учителем своих учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха, формирует правильное отношение ученика к контролю и не противоречит принципам развивающего обучения.
Существуют определённые методы и формы организации контроля.
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала , связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос это прежде всего диалог учителя и ученика или фронтальная работа со всем классом, что не даёт верного представления об усвоении определённого материала всеми обучающимися и не является основой для контроля знаний умений и навыков в системе развивающего обучения.
Наиболее чёткое представление об усвоении учебного материала даёт письменный опрос в разных его видах. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ, а так же ежедневных контрольных срезов по изучаемому на конкретном уроке материалу.
Контрольные работы используются при итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы, по результатам четверти, полугодия и года.
Самостоятельные работы используются как способ проверки усвоения школьниками материала отдельной конкретной только что изученной темы.
Ежедневные контрольные срезы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10минут), проводятся как способ проверки знаний и умений по отдельному изучаемому на данном уроке вопросу. Он позволяет контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель может использовать индивидуальные карточки, обучающие тесты, тестовые задания, упражнения по аналогии (первичный контроль). Например, при изучении темы «Вычитание двузначных чисел без перехода через разряд» (2 класс), после поэтапного анализа способа вычитания 79 - 36 учащиеся находят способ вычитания и записи алгоритма своих действий, а именно 79 -36 = (70 + 9) – (30 + 6) = (70 – 30) + (9 – 6) = 40 + 3 = 43. По выведенному алгоритму дети находят значение ещё нескольких разностей (58 – 32; 88- 54; 97 – 63). После выполнения работы учащимся предлагается первичный контрольный срез по аналогии для проверки усвоения нового материала на уроке. Для домашней работы даётся подобное задание. Вторичный контроль изучаемого вопроса проводится на следующем уроке после выполнения аналогичной домашней работы. Далее учителем осуществляется сравнительный анализ двух контрольных срезов и делается вывод об усвоении обучающимися рассматриваемого вопроса. В случае необходимости проводится корректировка методики объяснения этого вопроса и дальнейшая отработка данной темы. После чего проводим очередной контрольный срез по этому же вопросу с заданием: выбери правильный ответ (69, 63 27, 99,53,44) для данных выражений и письменно докажи правильность своего выбора 48 - 21 и 76 - 23, с дальнейшим анализом результатов – итоговый контрольный срез. По итогам среза делается вывод о прочности усвоения изучаемого вопроса.
Мы не ставим цель - дать образцы контрольных срезов по предмету, по отдельной теме, по материалу каждого урока, т.к. каждый учитель может, используя данную методику и исходя из уровня готовности своего класса, составить свои собственные контрольные срезы. При таком построении контроля и оценки усвоения материала обучающийся осознаёт не только содержание учебного предмета, но и сам процесс добывания знаний, что соответствует принципу развивающего обучения – осознание процесса учения.
Используя систему контрольных срезов мы формируем у обучающихся определённые познавательные компетентности:
- понимать учебную задачу, предъявляемую обучающимся (ученик должен ответить себе на вопрос, зачем я должен это знать и уметь? что я приобрету, если это узнаю?);
- соблюдать последовательность по выполнению учебной задачи в определённое время (т.е. планировать свою деятельность);
- уметь проверять работу по результату и образцу, устанавливать соответствие с планом реализации учебной задачи (анализировать достигнутый результат).
Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил возможность сделать их более радостными и желанными для ребёнка. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико: обучающийся и педагог получают представления о сформированности знаний умений и навыков, что позволяет во время скорректировать процесс учения и обучения. Это позволяет не упустить важную функцию контроля и оценки - совместный анализ (ученика и учителя) характера ошибок, их причин, а также поиск путей преодоления этих ошибок.
Чтобы обучающиеся адекватно реагировали на оценку педагога, чтобы они не попадали в «зону тревожности», необходимо формировать у них собственную контролирующую компетентность, объективную самооценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.