КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГАНДБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И ИГРОВОГО АМПЛУА
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ...........................................7
1.1. Контроль подготовленности спортсменов .........................7
1.2. Характеристика игроков в гандбол ...................................14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................................22
2.1. Методы исследования ………………………………………. 22
2.2. Организация исследования ………………………………….26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................... 27
3.1.Мнение специалистов по исследуемой проблеме .............. 27
3.2.Подготовленность гандболистов разного возраста
различного игрового амплуа ..................................................29
Список литературы ....................................................... 45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Согласно положению о первенстве России игроки команд всех трех лиг, участвующих в чемпионате, должны два раза в году проходить контроль, сдавая нормативы по физической подготовленности с учетом их игрового амплуа. Наказанием за невыполнение норматива служит отстранение игрока от игры в соответствии с количеством невыполненных норм.
Контроль подготовленности игроков на всех возрастных этапах становления мастерства является одной из основных составляющих успеха подготовки выдающихся спортсменов. На основе педагогического контроля производится коррекция направленности тренировочного процесса. В гандболе для оценки интегральных качеств, определяющих эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности, используется общепринятая батарея тестов, включающая: бег на 30 метров, ведение 30 метров, тройной прыжок с места, комплексное упражнение.
В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация. Это не просто деление на игроков первой и второй линий и вратаря. Это наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке.
В научно-методической литературе есть данные о подготовленности игроков высокой квалификации, однако сведений о динамике физического развития и скоростно-силовой подготовленности с учетом выполняемой игроками функции в команде разработана слабо. Поэтому тема, выбранная нами для исследования, весьма актуальна.
Цель нашего исследования - совершенствование педагогического контроля подготовленности гандболистов различного игрового амплуа.
Объектом исследования послужила физическая подготовленность гандболистов различного возраста.
Предметом исследования стала подготовленность гандболистов различного игрового амплуа.
Для решения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить мнение специалистов по проблеме отбора гандболистов на различные игровые амплуа.
2. Проследить динамику физического развития и физической подготовленности гандболистов разного возраста различного игрового амплуа.
3. Разработать рекомендации для контроля подготовленности квалифицированных игроков.
Научная новизна. В процессе исследования были получены некоторые новые данные.
- определены особенности физического развития и физической подготовленности у юных гандболистов 14 лет различного амплуа;
- определены особенности физического развития и физической подготовленности у гандболистов 16 лет различного амплуа;
- получены данные об изменении уровня длины тела и физической подготовленности гандболистов различного игрового амплуа от 14 лет до взрослых мастеров;
- разработаны рекомендации по внедрению контроля подготовленности игроков различного возраста по игровому амплуа.
Практическая значимость. Знание динамики физического развития и физических качеств юных гандболистов помогает тренеру планировать процесс их становления наиболее эффективно. Тем более, знание различий и схожих черт в подготовленности игроков, выполняющих разные функции в игре, даст возможность направить их совершенствование по специфическому для каждого амплуа направлению, если эти специфические особенности могут быть выявлены надлежащим комплексным контролем состояния игроков различного игрового амплуа.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и практических рекомендаций, списка литературы. Она содержит 50 страниц текста компьютерной верстки, иллюстрирована 4 таблицами и 5 рисунками.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Контроль подготовленности спортсменов
Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта [31, 45, 46] отмечают, что на современном этапе рост спортивных достижений связан преимущественно с решением проблемы управления процессом спортивной подготовки. Качество управления подготовкой спортсменов в значительной мере обусловлено своевременной коррекцией содержания и направленности учебно-тренировочного процесса на основе объективного контроля их подготовленности. В практике спорта для оценки эффективности применяемых соревновательных и тренировочных нагрузок используются специальные контрольные испытания - тесты, определяющие различные стороны подготовленности спортсменов.
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обуславливают необходимую для их реализации программу тренировки. По определению М. Я. Набатниковой [27], управление - это целенаправленный процесс руководства со стороны отдельных лиц или организаций определенным объектом: коллективом, организацией, обеспечивающий выполнение поставленных задач.
Ю. В. Верхошанский [5] считает, что суть управления выражается в изменении состояния управляемого объекта /системы, процесса/ в соответствии с каким-то заданным критерием эффективности его функционирования или развития. Во всех случаях в целостной системе управления должны быть представлены характеристики объекта /или субъекта / в его исходном состоянии и в том, которое необходимо получить на какую-то определенную точку времени, чтобы это был запланированный результат.
В юношеском спорте на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки специалистами спорта [13, 17, 20, 29, 36, 38] доказана целесообразность применения модальных характеристик подготовленности - должных норм, обеспечивающих достижение планируемого результата.
На этапе спортивного совершенствования, с точки зрения В.Н. Платонова [35], считающего, что спортивный результат зависит от ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга, существует необходимость установить четкое субординационное отношение между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности. Далее необходимо выявить факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна теснейшим образом увязываться с необходимостью установления узловых компонентов соревновательной деятельности, так как между ними существует четкая субординация:
1. Спортивный результат как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;
2. Основные компоненты соревновательной деятельности;
3. Интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности;
4. Основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение соревновательного упражнения;
5. Частные показатели.
На основании этого следует признать правомерным мнение специалистов [10, 15, 31], указывающих на то, что полное решение проблемы о критерии эффективности построения тренировочного процесса обеспечивается лишь комплексным контролем.
Вопросы разработки и обоснования тестов находятся в центре внимания многих специалистов спорта [9, 11, 16, 30, 33]. Однако, ученые подчеркивают несоответствие контрольных испытаний существующим условиям в реальной игровой деятельности спортсменов, что снижает информативную значимость получаемых результатов.
В гандболе для оценки интегральных качеств, определяющих эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности, используется общепринятая батарея тестов, включающая: бег на 30 метров, ведение 30 метров, тройной прыжок с места, прыжок по Абалакову, комплексное упражнение. Данные тесты подверглись украинскими специалистами Л.А. Латышкевичем, И.Е. Турчиным и Л.Р. Маневичем [23] проверке на надежность и объективность. Эти критерии оказались достаточно высокими, а корреляционные связи этих тестов с отдельными показателями соревновательной деятельности оказались довольно низкими.
Данный факт можно объяснить двояко: либо тесты являются неспецифическими для гандбола, либо показатели игровой деятельности не отражают узловых компонентов соревновательного упражнения. Оценка уровня подготовленности отдельных спортсменов на основе контроля их соревновательной деятельности, в свою очередь, представляет значительную трудность в спортивных играх, так как не опирается на конкретный спортивный результат, как в лыжах или легкой атлетике к примеру.
Контроль соревновательной деятельности в спортивных играх, как совершенно указывают специалисты [15, 19, 31, 37], должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
По данным научно-методической литературы контроль соревновательной деятельности осуществляют, используя различные методы записи игровых действий спортсменов. Обычно регистрируются те действия, которые представляют, по мнению исследователей, наибольший интерес. При этом каждый из авторов предлагает собственную методику, способствующую решению частных задач, стоящих перед конкретным исследованием.
Необходимость рассматривать организм как единое целое не позволяет обойти молчанием вопрос взаимодействия физических качеств и антропометрических признаков в процессе возрастного развития [21]. Наиболее четкая зависимость между уровнем физического развития и двигательными способностями замечена в пубертатном периоде. У детей 12-15 лет до 75 % вариаций скоростно-силовых способностей определяется возрастными показателями роста и массы, свидетельствует ряд исследователей в спорте [6, 7, 8, 14].
Связь между показателями длины тела и физической подготовленностью слабая в младшем возрасте, а с годами эта взаимосвязь увеличивается. Однако тотальные размеры тела оказывают значительное влияние до 16 лет, а в дальнейшем степень их влияния уменьшается. В частности, большая масса препятствует подросткам достигать высоких результатов в беге и прыжках, в то время как преимущество в росте сопутствует хорошим результатам.
Под руководством В.П. Филина [40] были исследованы скоростные данные почти ста тысяч мальчиков и девочек. Мальчики 11-ти лет бегут одинаково быстро не зависимо от того, какая у них длина тела 130 или 160 см, но не так быстро, как 12-ти летние такого же роста. Увеличение скорости бега у детей 12 лет объясняется более совершенной координацией.
В 14 лет мальчики бегут еще быстрее, чем в 12 лет, но быстрее пробегают дистанцию те, у кого длина тела больше.
В 18 лет длина тела не влияет на скорость бега, хотя юноши этого возраста быстрее, чем 14-ти летние. Видимо, большие различия в половой зрелости у мальчиков в 14 лет приводят к различиям и в результатах бега.
Максимальные темпы роста быстроты по результатам в беге отличаются в широком диапазоне от 11 до 17 лет, тем не менее, большинство авторов считают, что интенсивное развитие быстроты движений у подростков заканчивается довольно рано и к 14 годам развитие этого качества замедляется.
Скоростно-силовые качества, оцениваемые по результатам прыжков и метаний с места и с разбега, возрастают у мальчиков до 13 лет, а у девочек до 12-13 лет. Наибольшие темпы прироста отмечается в широком диапазоне от 9 до 17 лет.
Рост результатов в спорте зависит от методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, а также от роста массовости и правильного отбора спортсменов, Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности - задача спортивной ориентации. Отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.
У разных людей при одинаковых тренировочных возможностях степень тренируемости двигательных качеств различна. Выдающееся спортивное достижение - это результат не только упорных спортивных тренировок, но также и экстраординарных наследственных данных, которыми обладает спортсмен. Современное мастерство требует длительной подготовки, свидетельствует Т.А. Ализар [1]. К сожалению, критериев оценки перспективности спортсмена пока немного. Пока мало разработаны модельные характеристики «идеальных типов» в отдельных видах спорта.
Высоких результатов в спорте можно добиться лишь при наличии определенных способностей. Однако, пока мало известно о том, как формируются способности и какими научными критериями можно определить одаренность в той или иной двигательной деятельности.
Л.П. Матвеев [25] утверждает, что как всякое сложное явление, формирование способностей имеет устойчивую, вероятностную и случайную составляющие. Случайная составляющая не поддается никаким прогнозам, вероятностную составляющую можно предполагать, а устойчивую легче других предсказать.
Отсев при отборе - это реальное явление на всех этапах отбора, приводит аргументы В.Г. Никитушкин [28]. Известно, что одни люди могут иметь преимущества перед другими, когда овладевают какой-либо деятельностью. Способности - это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Способности формируются на основе задатков - анатомо-физиологических особенностей человека в процессе деятельности, обучения и воспитания. Но и при одинаковых условиях обучения и воспитания в результатах бывают огромные индивидуальные различия. Сегодня ученые располагают относительно немногими сведениями о наследовании высоких вариантов нормальных признаков человека. Проблема развития и формирования таланта неразрывно связана с решением проблемы спортивных способностей, с решением индивидуализации процесса совершенствования мастерства.
Уровень развития современного спорта настолько высок, что только немногие могут показывать результаты международного класса. Есть определенные рекомендации о том, в каком возрасте начинать занятия тем, или иным видом спорта. Для гандбола такие рекомендации разработали и разрабатывают ряд специалистов [14, 15, 18, 19, 23, 24, 34].
В практике спортивного отбора поиск талантов проходит обычно в условиях соревнований. Спортивный результат, однако, не отличается стабильностью и поэтому недостаточно прогностичен, особенно в спортивных играх. Определение спортивной пригодности - это не только проверка соответствия подростка специфике спортивной деятельности, но также поиск противопоказаний (антикритериев) и их оценка.
Проводить отбор необходимо по нескольким критериям, модельным характеристикам [31, 32, 33]. Сейчас, можно с достаточной точностью предсказать длину тела подростка на любом этапе развития. Можно предсказать длину верхних и нижних конечностей. Поперечные размеры тела тоже могут служить критерием отбора для определенной спортивной деятельности.
Различные физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов. Сильному контролю со стороны генотипа подвержены при развитии быстрота, мышечная сила и особенно выносливость. Быстрота не зависит от телосложения спортсмена. В основе способности к быстрым движениям лежит высокая возбудимость нервной системы. Выносливость зависит от энерговозможностей человека, а они, в свою очередь, от генотипа спортсмена.
Несомненно, что значимость физических качеств в различных видах спорта различна. Способность к конкретному виду спорта можно оценить, используя лишь специфические для него тесты и упражнения. Такие упражнения в гандболе разработаны несколькими авторами.
1.2. Характеристика игроков в гандбол
Состав командной спортивной игры предполагает деление всех игроков по функциям, которые они должны выполнять в процессе соревнований.
В каждом виде спортивной командной игры (футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, регби и др.) эти функции имеют свои особенности. Однако общее их значение состоит в том, что только при четком распределении ролей можно добиться организованного, целенаправленного, подчиненного определенным закономерностям процесса, как в соревнованиях, так и в тренировке, считает Е.В. Савинков [32] . Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизические особенности.
В баскетболе [3] различают по амплуа: центровой, крайний нападающий, защитник.
При комплектовании игрового состава в волейболе [9, 44] сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих, один связующий) и 4+2 (четыре нападающих один связующий), первый преобладает.
Игра современного хоккеиста развивается по двум направлениям: универсализации и специализации, считают специалисты по хоккею [42]. Первое направление - умение выполнять функции всех игровых амплуа. Второе - высокое профессиональное выполнение функций, связанных со своим игровым амплуа.
Футболистов делят [4, 12, 41] по функциям на вратарей, крайних защитников, центральных защитников, игроков средней линии, крайних и центральных нападающих.
В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация [22, 26]. Это не просто деление игроков на 1-й и 2-й линии и вратаря. Это наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке [29].
Однако, по мнению В. Я. Игнатьевой [16, 19], до настоящего времени распределение игровых амплуа среди игроков осуществляется с учетом лишь тех качеств и особенностей, которые обнаруживаются в достаточно открытой форме. Прежде всего обращают внимание на антропометрические данные и на некоторые откровенно выраженные формы поведения. Не оспаривая значения антропометрических физических данных, тем не менее, необходимо учитывать и психологические особенности спортсмена.
В гандбольной команде большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока, но не менее главное - умение каждого игрока оценить свои возможности и возможности партнеров. Одинаково высокие потребности к достижению личного успеха у тех или иных игроков команды могут препятствовать достижению общекомандного успеха. Чрезмерное внутригрупповое соперничество может неблагоприятно повлиять на совместную командную деятельность. Более успешно действуют команды, где роли четко распределены.
В настоящее время из специальных исследований и многочисленных наблюдений хорошо известно, что спортивная команда включает в себя два начала: деятельность «ведущих» и «ведомых» ее членов, т.е. тех, кто способен вовремя поддержать, и тех, кто способен вовремя подстроится. Психологическая проблема отбора заключается не в формальности распределения ролей по принципу «ведущий - ведомый», а в определении, насколько исполняемая роль соответствует личности, можно говорить о реальной сложившейся структуре команды.
Формальная структура гандбольной команды определяется наличием игроков по амплуа: разыгрывающего, полусреднего, линейного, крайнего.
Зона действий центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает наиболее выгодные условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все необходимые условия для установки коммуникаций с партнерами. Ему вменяется в обязанность выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». Центральному разыгрывающему игроку должен соответствовать такой тип личности, который отличается, прежде всего, способностью навязывать свою программу и организовать действия партнеров. В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер».
Зона действий полусреднего нападающего несколько смещена от центра и является наилучшим местом для броска мяча с ближних и дальних позиций за счет удобного угла по отношению к воротам противника. Большинство тактических комбинаций получают свое завершение в атаках полусредних. Они выполняют две функции : первая роль «бомбардира» , а вторая - за счет этих действий приковывать к себе пристальное внимание противника , чтобы у других игроков появилась возможность для взятия ворот. Полусредние должны отличатся такими особенностями характера как чувство превосходства и уверенности, стремление к конкуренции, соревнованию. Наилучшие из них отличаются решительностью, смелостью, самостоятельностью в своих действиях. Полусредний игрок ближе всего соответствует типу личности «конкурирующий».
Зона действий линейного игрока характеризуется, во-первых, самым ближним расположением к воротам противника, во-вторых, плотной опекой его со стороны противника. Все это заставляет его вести в нападении на протяжении всего матча силовую борьбу за наиболее выгодное место у площади вратаря. В связи с тем, что игрок находится на «острие атаки», на самом опасном месте для вратаря противника, на него нередко оказывают жесткое воздействие, которому он должен противостоять. От него требуется умение разрушать оборону противника на своем участке. Характерными чертами этого амплуа являются сверхэнергичность, независимость, стремление к противоборству и физическому противопоставлению себя противнику. Этот игрок, прежде всего, должен отличатся разрушительной тенденцией, и соответствовать типу личности «агрессивный».
Местонахождение крайних игроков требует от них не только умение солировать, но и умение вовремя и, главное, первыми подхватить завязывающуюся комбинацию игрового эпизода. Своими действиями они должны обеспечить действия линейного и полусредних. У них в большой степени, чем у кого-либо, выражена работа на партнеров. От них требуют как самостоятельных решений, так и умение подыграть, растягивания линию обороны противника, подключится развить контратаку, уйти в отрыв и т.д. Действия их носят универсальный характер, эти игроки лучше всего соответствуют типам личности относящихся к разделу «ведомые». Эффективность деятельности гандбольной команды в целом и отдельных игроков обуславливается степенью соответствия индивидуальных особенностей спортсмена характеру выполняемой в команде функции.
При подборе игроков на различные амплуа необходимо, как считает А. Б. Хрыпов [43], оценить ряд показателей, которые оказывают наиболее существенное влияние на эффективность соревновательной деятельности. По представлениям специалистов / слушатели ВШТ / при наблюдении за игровой и тренировочной деятельностью гандболистов различных игровых амплуа в первую очередь надо оценить / в порядке значимости / следующие показатели.
Разыгрывающий:
1. Способность к самостоятельным решениям.
2. Предвидение ситуации.
3. Стабильность действий в условиях жесткой борьбы.
4. Самообладание в стрессовых ситуациях.
5. Тактическая образованность.
6. Широкий арсенал приемов техники.
Полусредний
1. Целеустремленность.
2. Широкий арсенал приемов техники.
3. Стабильность действий в условиях жесткой борьбы.
4. Предвидение голевых ситуаций.
5. Самообладание в стрессовых ситуациях.
6. Хладнокровие при взятии ворот
Крайний:
1. Хладнокровие при взятии ворот.
2. Целеустремленность.
3. Широкий арсенал приемов техники.
4. Стабильность действий в условиях жесткой игры.
5. Предвидение ситуации.
6. Дисциплинированность.
Линейный:
1. Стабильность действий в условиях жесткой игры.
2. Тактическая образованность.
3. Целесообразность.
4. Хладнокровие при взятии ворот.
5. Предвидение голевых ситуаций.
6. Самообладание при стрессе.
Вратарь:
1. Самообладание в стрессовых ситуациях.
2. Предвидение ситуации.
3. Тактическая образованность.
4. Стабильность действий.
5. Целеустремленность.
6. Спортивная зрелость.
Обращает на себя внимание тот факт, что специфика деятельности по амплуа предъявляет определенные требования к игрокам, причем эти требования значительно дифференцированы по значимости. Так, например,
для разыгрывающего наиболее значимым является такое качество, как способность к самостоятельным решениям, причем по значимости это качество значительно превосходит остальные. Для полусреднего нападающего наиболее значимым является целеустремленность, однако, уровни значимости иные.
Изучая соревновательную деятельность гандболистов различной квалификации, В. Я. Игнатьева [18,19,20] пришла к выводу, что их деятельность на площадке имеет большую разницу по показателям количества применяемых приемов в игре. При этом игроки различного амплуа имеют разное соотношение применяемых приемов. К примеру, самое большое количество передач приходится на долю разыгрывающих и полусредних игроков, а самое малое на долю линейных. Самое большое количество ускорений при переходе от нападения к защите выполняет крайний нападающий, и он же меньше всех делает за игру рывков в роли защитника.
Линейные игроки почти не применяют ведение мяча, а игроки второй линии нападения выполняют за игру этот прием более 20 раз, а крайний более 30 раз. Такое же соотношение в выполнении прыжков. Меньше всех пользуется этим приемом линейный, а большее количество прыжков выполняет полусредний. Приведенные выше примеры показывают, что игра предъявляет различные требования к игрокам различных амплуа.
В. И. Тхорев [37] выделил ведущие компоненты соревновательной деятельности нападающих и защитников высокой квалификации различного амплуа. Полученные данные различий в деятельности нападающих позволяют конкретизировать направленность подготовки с учетом амплуа, определить наиболее значимые игровые показатели для объективной оценки их спортивного мастерства.
Результаты его исследований свидетельствуют о том, что из шестнадцати рассмотренных игровых параметров четырнадцать несут существенную нагрузку в структуре соревновательной деятельности защитников. При этом, такие компоненты оборонительной деятельности как переход от нападения к позиционной защите, подбор мяча и противодействие обыгрыванию являются основополагающими в игре спортсменов всех без исключения полевых амплуа.
Наличие общих для соревновательной деятельности спортсменов различных амплуа компонентов игры позволяет рассматривать их в качестве «школы» гандбола, обязательное овладение которыми, независимо от специализации по амплуа, должно лежать в основе процесса обучения.
В связи с особенностями деятельности игровых амплуа в гандболе В.И. Тхоревым [37] разработаны индивидуальные модели игровой деятельности для контроля и оценки успешности роста спортивного мастерства. В этой модели даны нормативы, которые обязаны выполнять, участвуя в соревнованиях, игроки различного амплуа. По этим моделям тренер может оценить вклад каждого спортсмена в успех выступления команды в целом. По ним определяется рост игрока высокой квалификации. Модели разработаны так, что игрок каждого амплуа получает свою оценку по каждому виду деятельности на площадке. К примеру, результативность бросков у гандболистов линейного амплуа должна быть 64,6 %, а полусреднему достаточно показать результат всего 41,5 %, чтобы его игра считалась успешной. Если полусреднему можно сделать потерю мяча с частотой 0,09, то крайний и линейный имеют право ошибиться только в 0,05 случаев.
Такие же требования предъявляются и к игрокам, исполняющим роль защитников. Если центральному игроку позволительно ошибаться с частотой 0,4, то крайний не имеет права допускать брак в защитных действиях чаще 0,15.
Выше приведенные данные касаются игроков высокой квалификации. Данных, касающихся юных гандболистов, приведено незначительно. В работе Тоуиш Фади [36] приведены показатели физической подготовленности игроков 16-17 лет по этапам годичного цикла. Эти показатели представлены как должные нормы в данном возрасте для достижения высшего мастерства при дальнейшем совершенствовании в гандболе. При этом нормы даны обобщенно для игроков первой линии и второй без разделения на четкие амплуа.
ГЛАВА 2 . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методы исследования
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Изучение документов Союза гандболистов России.
4. Антропометрические измерения.
5. Педагогическое тестирование.
6. Математические методы.
Для изучения состояния вопроса отношения тренеров к проблеме тестирования подготовленности для отбора на игровое амплуа проведено анкетирование тренеров.
Уважаемый коллега! Ответьте, пожалуйста, искренне на наши вопросы. Подчеркните нужное, зачеркните заготовленные ответы (да или нет) или впишите необходимые сведения.
Ф.И.О.______________________
Год рождения________
Стаж тренерской работы__________________
1. Предусматриваете ли вы индивидуализацию физической подготовки игроков различного амплуа? Да / нет
2. По каким качествам, на Ваш взгляд, отличаются игроки различного амплуа?
Быстрота бега,
ловкость,
координация,
точность движений,
способность к метанию,
обучаемость,
активность и др._______________________________
3. В каком возрасте просматривается разница в физической подготовленности игроков различного амплуа?_____________
4. Удается ли вам сразу отобрать игроков по амплуа?
Вратаря Да/ нет,
полусреднего Да/ нет,
крайнего Да/ нет,
линейного Да/ нет,
разыгрывающего Да/ нет.
5. В каком возрасте Вы можете определить будущее амплуа подростка? ___________________
6. По каким признакам вы отбираете игроков на амплуа?
По их желанию Да/ нет,
по ростовым данным Да/ нет,
по ловкости Да/нет,
по сообразительности Да/ нет,
другое_______________________
7. Какие трудности испытываете вы при комплектовании команды?
Не хватает игроков (каких)________________________________
8. Какое амплуа Вы отводите высокорослым? (подчеркнуть).
Полусредний,
линейный,
разыгрывающий,
крайний,
вратарь
9. В выборе какого амплуа дети наиболее постоянны? (подчеркнуть).
Полусредний,
линейный,
разыгрывающий,
крайний,
вратарь
10. Должен ли гандболист выполнять функции нападающего и защитника или его лучше специализировать преимущественно в чем-то одном?
В состав антропометрических измерений входило определение длины тела гандболистов различного возраста: игроков 14 лет,16 лет и взрослых мастеров.
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование гандболистов проводилось по следующим тестам:
«Бег по дистанции 30 м».
Бег проводится с высокого старта, время засекается по первому движению игрока и при пересечении линии финиша.
«Ведение мяча на дистанции 30 м».
Ведение производится после трех шагов разбега. Время засекается по первому движению игрока и при пересечении линии финиша.
«Тройной прыжок с места».
Выполняется по общепринятым правилам.
«Комплексное упражнение»
Необходимы три стойки, четыре гандбольных мяча. В зоне вратаря располагаются три стойки. Одна (первая) стойка устанавливается на середине 6-ти метровой линии, две другие – на пересечении линий от штанг ворот и ограничительной 4-х метровой линии вратаря. Мячи по два с каждой стороны лежат на 9-ти метровой линии.
Игрок становится напротив стойки у 6-ти метровой лицом к воротам. Упражнение выполняется слитно два раза подряд в одну сторону и два раза в другую. По сигналу игрок делает рывок к правой стойке, затем рывок к левой стойке, касаясь их рукой. Затем бежит к воротам, касается штанги. Каждый раз, возвращаясь, игрок обегает стойку (первую) у 6-ти метровой линии. Далее подбегает к лежащим на 9-ти метровой линии двум мячам и бросает их в противоположные ворота. Второй раз выполняет это же упражнение в другую сторону, начиная рывок к левой стойке.
Результаты взрослых мастеров получены в результате анализа протоколов педагогического тестирования их подготовленности по четырем тестам «Бег по дистанции 30 м», «Ведение мяча на дистанции 30 м», «Тройной прыжок», «Комплексное упражнение» перед турами первенства страны. Это тестирование осуществляли судьи - инспектора Союза гандболистов России. Результаты изложены в методическом пособии Союза гандболистов России «Физическая подготовленность сильнейших мужских команд гандболистов России [39].
Тесты «Бег по дистанции 30 м», «Ведение мяча на дистанции 30 м», «Тройной прыжок» подверглись проверке на надежность и объективность специалистами. Эти критерии оказались достаточно высокими, а корреляционные связи этих тестов с отдельными показателями соревновательной деятельности оказались не высокими.
При обработке полученных данных применялись методы математической статистики, рекомендуемые для педагогических исследований рядом авторов. Определялись следующие параметры: Х - среднее арифметическое, d - среднее квадратическое отклонение, m - ошибка среднего квадратического отклонения, p - достоверность среднего арифметического. Достоверность различий средних определялась по t - критерию Стьюдента. Предельно допустимым уровнем достоверности считали p £ 0,05.
2.2. Организация исследования
На первом этапе (2013год) провели изучение и подбор литературы по проблеме исследования.
На втором этапе (2014 год) провели тестирование юных гандболистов СДЮШОР. Измерения проводили в процессе подготовительного периода годичного цикла.
На третьем этапе (2014-15 г.г.) проводили обработку материала полученных данных и протоколов команд мастеров, написание работы.
В исследовании приняли участие юные гандболисты 14 и 16 лет, занимающиеся в СДЮШОР города Москвы и московской области. Данные о подготовленности мастеров гандбола получили, обработав протоколы тестирования спортсменов перед чемпионатом России, которые проводил СГР. Всего было тестировано 124 гандболиста: 68 игроков 14 лет и 56 игроков 16 лет. В их составе находились 52 игрока, выполняющих в команде амплуа полусредних, 35 -крайних, 18 линейных и 19 вратарей. За два года поменяли амплуа в команде 5 гандболистов (4%).
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Мнение специалистов по исследуемой проблеме
Для изучения проблемы физической подготовки гандболистов различного игрового амплуа был произведен анкетный опрос 18 тренеров, занимающихся с юными игроками. Ответы на вопросы анкеты выявили следующее.
За необходимость индивидуального подхода в физической подготовке игроков различного амплуа высказались 22% (всего 4 человека) тренеров. Остальные считают, что общих одинаково направленных упражнений и нагрузок для всех амплуа вполне достаточно.
Все тренеры считают, что физическая подготовленность игроков различного амплуа на этапе занятий в учебно-тренировочных группах имеет некоторые особенности. Однако четко сформулировать эти особенности тренеры не смогли. Наиболее конкретно 28 % опрошенных выделили крайних, как наиболее быстрых и ловких.
Разницу в физической подготовленности игроков различного амплуа 50 % тренеров наблюдают в возрасте 14 лет, 22,2 % - в возрасте 15 лет, 27,7 % -в возрасте 17 лет.
Семь тренеров (38,9 %) сразу могут определить амплуа игрока, а 11 человек (60,1 %) считают, что этот процесс времени и наблюдений за ростом юного спортсмена. Первые определяют будущее амплуа ребенка в 12 лет, а вторые - 27,7 % в 14 лет и 32,4 % в 15-16 лет.
Чтобы определить игровое амплуа ученика, тренеры используют различные методы. 33,3 % (6 чел.) на первых порах учитывают желание самого занимающегося. Остальные сразу учитывают, прежде всего, ростовые данные, скоростные качества, а потом уже желание ученика.
При комплектовании команды 50 % тренеров испытывают нехватку высокорослых игроков, наличие которых предусмотрено положением проведения первенства страны. Высокорослым игрокам 88,8 % тренеров отводят роль полусреднего и вратаря, 66,6 % видят высокорослыми и линейных игроков.
На вопрос о постоянстве выбора учениками амплуа тренеры затруднились дать четкий ответ. Все 100 % тренеров высказались за конкретную специализацию игроков по игровому амплуа с выполнением функций и нападающего и защитника.
На вопрос о том, нужно ли отбирать или готовить игроков по амплуа, мнения разделились. 55,5 % (10 чел.) тренеров считают, что на определенные амплуа необходимо искать и отбирать соответствующих детей, а 44,5 % (9 чел.) считают, что игроков можно научить выполнению любых функций в команде без ущерба для ее нормального функционирования.
Опрос тренеров выявил большое разнообразие в их понимании подготовки игроков различного амплуа. Поэтому мы еще раз убедились в актуальности темы нашего исследования. Высказано несколько мнений. Тренеры предлагают разработать специализированные тесты для контроля физической подготовленности гандболистов, отражающие специфику их соревновательной деятельности и состояния перед соревнованиями.
3.2. Подготовленность гандболистов различного возраста и
игрового амплуа
В таблице 1 представлены данные и достоверность различия показателей физического развития и физической подготовленности гандболистов 14 лет различного амплуа.
Наиболее высокорослыми у 14-ти летних являются полусредние и линейные игроки. Однако ни одну группу игроков по классификации С.В. Хрущева нельзя отнести к разряду высокорослых.
По среднему показателю крайние относятся к разряду средне рослых, а игроки остальных исследуемых амплуа имеют длину тела выше среднего. Длина тела полусредних достоверно (р<0,001 ) больше, чем у крайних и незначительно (р<0,1), чем у вратарей, а рост линейных превосходит данные крайнего с таким же коэффициентом значимости, но не имеет различий (р>0,05) с показателями вратарей. Отличие длины тела вратаря от показателей полусреднего и крайнего совсем незначительно (р<0,1).
В результатах бега по дистанции 30 м и в ведении мяча по этой же дистанции гандболисты 14 лет различного амплуа различий не имеют.
Лучший результат по тесту тройной прыжок продемонстрировали линейные игроки, а самый низкий - крайние. У линейных нападающих показатель достоверно выше, чем у крайних с высоким уровнем значимости (р< 0,001). Данные полусреднего и крайнего отличаются со средним коэффициентом значимости (р<0,01) в пользу полусреднего. Результаты вратаря со всеми амплуа, линейного и полусреднего различий не имеют.
По результатам тестирования по тесту «комплексное упражнение» различий не выявлено.
Амплуа |
Полусредний |
Крайний |
Линейный |
Вратарь |
Показатели |
n = 29 |
n = 19 |
n = 10 |
n = 10 |
Длина Х тела, см m |
176,8 1,15 |
164,0 0,81 |
175,5 1,99 |
170,4 3,02 |
t, p |
|
9,14 <0,001 |
0,56 |
1,98 <0,1 |
|
|
|
5,37 <0,001 |
2,01 <0,1 |
|
|
|
|
1,41 |
Бег X |
4,89 |
4,91 |
4,89 |
4,98 |
30 м m |
0,05 |
0,07 |
0,06 |
0,11 |
t, p |
|
0,23 |
0 |
0,75 |
|
|
|
0,21 |
0,05 |
|
|
|
|
0,71 |
Ведение Х мяча, с m |
5,0 0,05 |
5,0 0,06 |
4,97 0,05 |
5,1 0,07 |
t,p |
|
0 |
0,42 |
1,25 |
|
|
|
0,50 |
0,71 |
|
|
|
|
1,62 |
Тройной Х прыжок, см m |
654,2 7,0 |
619,8 9,76 |
680,3 17,41 |
653,6 20,96 |
t, p |
|
2,86 <0,01 |
1,39 |
0,02 |
|
|
|
3,03<0,01 |
1,45 |
|
|
|
|
0,98 |
Компл. Х упражн.,с m |
50,3 2,0 |
52,4 1,4 |
51,6 0,9 |
|
t,p |
|
0,86 |
0,59 |
|
|
|
|
0,48 |
|
В таблице 2 представлены показатели физического развития и физической подготовленности гандболистов 16 лет.
Амплуа |
Полусредний |
Крайний |
Линейный |
Вратарь |
Показатели |
n = 23 |
n = 16 |
n = 8 |
n = 9 |
Длина Х тела, см m |
185,7 1,15 |
174,9 1,19 |
180,6 1,44 |
180,9 1,61 |
t, p |
|
5,94 <0,001 |
2,7 < 0,01 |
2,43 <0,05 |
|
|
|
3,06 <0,01 |
1,5 |
|
|
|
|
0,14 |
Бег X 30 м m |
4,7 0,04 |
4,85 0,06 |
4,84 0,09 |
4,82 0,05 |
t, p |
|
2,08 Р < 0,05 |
0,93 |
0,78 |
|
|
|
0,04 |
0,38 |
|
|
|
|
0,19 |
Ведение Х мяча, с m |
4,87 0,05 |
4,95 0,05 |
4,9 0,06 |
5,0 0,05 |
t,p |
|
1,14 |
0,42 |
1,86 < 0,1 |
|
|
|
0,71 |
0,80 |
|
|
|
|
0,54 |
Тройной Х прыжок, см m |
709,5 8,76 |
695,2 11,64 |
723,1 13,05 |
692,2 13,89 |
t, p |
|
0,98 |
0,86 |
0,56 |
|
|
|
1,59 |
0,39 |
|
|
|
|
1,26 |
Компл. Х упражн., с m |
48,1 1,04 |
47,4 0,98 |
48,0 1,0 |
|
t,p |
|
0,48 |
0,07 |
|
|
|
|
0,42 |
|
По показателю длины тела гандболисты 16-ти летние амплуа полусредний относятся к разряду высокорослых, линейные и вратари имеют длину тела выше среднего, а крайние относятся к категории средне рослых. Отличия имеются у полусредних с крайними с высоким коэффициентом значимости (р<0,001),с линейными (р<0,01) и с вратарями (р<0,05). Разница у линейных с крайними со средним коэффициентом значимости (р<0,01) в пользу первых. Показатели вратаря не имеют различий с крайними и линейными.
Результаты в беге по дистанции 30 м у игроков 16 лет имеют некоторые различия. Полусредние оказались самыми быстрыми. Их результат имеет достоверное различие (р<0,05) с показателями крайних нападающих. С другими амплуа различий нет.
Результаты ведения мяча несколько ниже у вратарей по сравнению с полусредними (р<0,1), у других амплуа отличий нет.
По тесту тройной прыжок результат линейных превзошел все остальные результаты. Их показатель достоверно (р.<0,001) выше, чем у крайних. С высоким коэффициентом значимости (р<0,001 ) отличаются данные вратарей от данных полусредних в пользу вторых и с меньшей значимостью (р<0,05) от результатов линейных. Прыгучесть вратарей и крайних, крайних и полусредних не отличается. В этом тесте крайние игроки показали самые низкие результаты.
Результаты комплексного упражнения различий в подготовленности игроков разного игрового амплуа не выявили.
Для анализа состояния подготовленности игроков в детских и юношеских группах СДЮШОР необходимо иметь представление о модельных характеристиках подготовленности игроков высокого класса. Для этой цели нами проанализированы данные физической подготовленности гандболистов различного амплуа, которые они показали при тестировании перед турами страны в 2010 году.
Показатели физического развития и физической подготовленности гандболистов высокой квалификации и их достоверность различий представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели физического развития и физической подготовленности гандболистов высокой квалификации различного игрового амплуа
АМПЛУА |
Полусредний n = 40 |
Крайний n = 31 |
Линейный n = 14 |
Вратарь n = 18 |
Длина Х тела, см m |
195,9 1,37 |
184,3 1,2 |
195,3 1,16 |
192,9 1,19 |
t, p |
|
5,08< 0,001 |
1,65 |
1,52 |
|
|
|
6,37< 0,001 |
6,9 < 0,001 |
|
|
|
|
0,57 |
Бег 30 м, X с m |
4,3 0,05 |
4,16 0,06 |
4,18 0,04 |
4,25 0,05 |
t, p |
|
2,0 < 0,05 |
2,0 < 0,05 |
0,71 |
|
|
|
0,28 |
1,28 |
|
|
|
|
1,16 |
Ведение Х мяча, с m |
4,38 0,06 |
4,2 0,04 |
4,24 0,07 |
4,35 0,06 |
t,p |
|
2,57< 0,05 |
1,55 |
0,37 |
|
|
|
0,5 |
2,14 < 0,05 |
|
|
|
|
1,22 |
Тройной X прыжок, см m |
821,71 12,4 |
808,54 10,4 |
821,53 9,8 |
821,25 10,5 |
t, p |
|
0,72 |
0,03 |
0,01 |
|
|
|
0,78 |
0,61 |
|
|
|
|
0,01 |
Комплексн. Х упражн.,c m |
44,4 0,98 |
42,0 1,06 |
43,9 1,20
|
|
t,p |
|
1,66 < 0,1 |
0,32 |
|
|
|
|
0,31 |
|
Сравнительный анализ длины тела гандболистов различного амплуа команд суперлиги показал, что достоверно и с высоким коэффициентом значимости (р<0,001) по ростовым данным отличаются только крайние нападающие, имеющие самую меньшую длину тела. Другие амплуа не имеют различий.
Сравнительный анализ физической подготовленности гандболистов, выступающих в составах команд суперлиги первенства страны, показал, что их физическая подготовленность с учетом игрового амплуа имеет незначительные отличия. В беге по дистанции 30 м крайние и линейные игроки достоверно быстрее полусредних с невысоким коэффициентом значимости (р<0,05). Данные вратарей различий с другими амплуа не имеют.
В ведении мяча на дистанции 30 м крайние оказались быстрее полусредних и вратарей (р<0,05).
По показателям тройного прыжка самый низкий результат показали крайние игроки, однако достоверных различий с другими амплуа у них нет.
По комплексному упражнению совсем незначительно (р<0,1) крайние превзошли полусредних.
Представляет большой интерес сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности гандболистов разного возраста различного игрового амплуа.
На рисунке 1 представлено соотношение показателей длины тела у исследуемых гандболистов. Самыми низкорослыми во всех возрастных группах являются крайние нападающие. Если в возрасте 14 лет длина тела игроков различного амплуа мало различается кроме отставания в росте крайних, то в 16 лет гандболистов четко различаются по длине тела тем, что на амплуа полусредних попадают только высокорослые.
У взрослых мастеров имеют меньшую длину тела только крайние игроки, а у остальных амплуа различий нет.
Рисунок 1 Соотношение показателей длины тела у гандболистов различного возраста и игрового амплуа.
Условные обозначения:
1 - вратари,
2 - линейные,
3 - полусредние,
4 – крайние.
На рисунке 2 показано соотношение показателей в беге по дистанции 30 м. В 14 лет вратари уступают в скорости бега всем другим амплуа. В 16 лет значительно улучшают результат полусредние нападающие. А у взрослых спортсменов самыми быстрыми становятся крайние и линейные игроки. В беге по дистанции 30 м у гандболистов 14 лет результаты всех амплуа равны, в 16 лет крайние достоверно (р<0,05) уступают в скорости полусредним.
Среди квалифицированных спортсменов крайние и линейные достоверно, хотя и с невысоким коэффициентом значимости (р<0,05) превосходят в скорости полусредних. Результаты вратарей по исследуемым показателям довольно разнообразны и не имеют достоверности различий ни с одним амплуа.
![]() |
Рисунок 2 Соотношение показателей по тесту «Бег по дистанции 30 м» у гандболистов различного возраста и игрового амплуа.
Условные обозначения:
1 - полусредние,
2 - крайние,
3 - линейные,
4 - вратари.
На рисунке 3 видно соотношение показателей в ведении мяча по дистанции 30м. Здесь результаты довольно ровные у всех групп.
Рисунок 3 Соотношение показателей по тесту «Ведение мяча на дистанции 30 м» у гандболистов различного возраста и игрового амплуа.
Условные обозначения:
1 - полусредние,
2 - крайние,
3 - линейные,
4 – вратари.
На рисунке 4 показано соотношение результатов тестирования прыгучести. В тройном прыжке гандболисты 14 лет амплуа крайний значительно отстают от других одногодок, у игроков 16 лет различий уже не наблюдается так же, как и у мастеров высокого класса.
Рис. 4. Соотношение показателей по тесту «Тройной прыжок» у гандболистов различного возраста и игрового амплуа.
Условные обозначения:
1 - полусредние,
2 - крайние,
3 - линейные,
4 - вратари.
На рисунке 5 представлены показатели в комплексном упражнении полевых игроков. Комплексное упражнение вратаря отличается от упражнения полевых игроков.
Результаты комплексного упражнения не выявили различий в выполнении его игроками различного амплуа ни в одном возрасте. Однако четко видно, что самые низкие результаты у линейных нападающих во всех возрастных группах, а самые лучшие у высокорослых полусредних игроков. Крайние нападающие по результатам комплексного упражнения занимают промежуточную позицию
Рис. 5. Соотношение показателей по тесту «Комплексное упражнение» у гандболистов различного возраста и игрового амплуа.
Условные обозначения:
1 - полусредние,
2 - крайние,
3 - линейные.
В таблице 4 представлены требования контроля подготовленности гандболистов 16 лет из программы для СДЮШОР.
Общая физическая подготовленность
Бег 30 м, с |
Прыжокв длину, см |
Метание мяча 1 кг, м _______________________Правой Левой Двумя сидя |
Челно-чный бег с |
Тест Купера, м |
Очки |
|
||
5.15 |
180 |
14.3 |
9.1 |
6.8 |
27.4 |
2080 |
42 |
|
5.1 |
185 |
14.6 |
9.4 |
7.0 |
27.2 |
2110 |
44 |
|
5.05 |
190 |
14.9 |
9.7 |
7.2 |
27.0 |
2140 |
46 |
|
5.0 |
195 |
15.2 |
10.0 |
7.4 |
26.8 |
2170 |
48 |
|
4.95 |
200 |
15.5 |
10.3 |
7.6 |
26.6 |
2200 |
50 |
|
4.9 |
205 |
15.8 |
10.6 |
7.8 |
26.4 |
2230 |
52 |
|
4.85 |
210 |
16.1 |
10.9 |
8.0 |
26.2 |
2260 |
54 |
|
4.8 |
215 |
16.4 |
11.2 |
8.2 |
26.0 |
2290 |
56 |
|
4.75 |
220 |
16.7 |
11.5 |
8.4 |
25.8 |
2320 |
58 |
|
Высокорослые - от 174,1 до 180 см, выше среднего - от 167,1
до 174 см, средне рослые от 158 до 167 см.
Специальная физическая подготовленность
Обводка на 30 м, с Правой Левой |
Обводка Правой / левой, % |
Бег 30 м / Обводка правой, % |
МетаниеЛевой / правой, % |
Выхо-ды с |
Комп-лекс. упр. с |
Очки |
|
|
7.9 |
8.2 |
91 |
63 |
61 |
21.8 |
34.2 |
42 |
|
7.8 |
8.1 |
92 |
64 |
62 |
21.6 |
34.0 |
44 |
|
7.7 |
8.0 |
93 |
65 |
63 |
21.4 |
33.8 |
46 |
|
7.6 |
7.9 |
94 |
66 |
64 |
21.2 |
33.6 |
48 |
|
7.5 |
7.8 |
95 |
67 |
65 |
21.0 |
33.4 |
50 |
|
7.4 |
7.7 |
96 |
68 |
66 |
20.8 |
33.2 |
52 |
|
7.3 |
7.6 |
97 |
69 |
67 |
20.6 |
33.0 |
54 |
|
7.2 |
7.5 |
98 |
70 |
68 |
20.4 |
32.8 |
56 |
|
7.1 |
7.4 |
99 |
71 |
69 |
20.2 |
32.6 |
58 |
|
Контроль подготовленности представлен в программе по признаку длины тела спортсменов.
Требования к подготовленности юных гандболистов различного игрового амплуа не представлены в последней всероссийской программе для ДЮСШ 2004 года. Она рекомендует контроль по антропометрическим признакам. Далее программа по гандболу для ДЮСШ всех спортивных школ России к выпуску не готовилась.
По результатам нашего исследования актуально разработать в следующую программу нормативы, отражающие особенности игроков в гандбол по игровому амплуа.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Специалисты гандбола, работающие с юными спортсменами, считают, что физическая подготовленность гандболистов различного игрового амплуа уже в учебно-тренировочных группах имеет некоторые различия, но сформулировать эти различия не смогли.
2. Нами установлено, что наиболее высокорослыми у 14-ти летних гандболистов являются полусредние и линейные игроки, длина тела которых достоверно больше крайних (р<0,001). Вратари несколько ниже полусредних (р<0,1) и выше крайних (р<0,1). Достоверные различия в физической подготовленности обнаружены только в результатах теста «тройной прыжок». Игроки с большей длиной тела полусредние и линейные показали достоверно (р<0,01) лучшие результаты, чем крайние.
3. Нами установлено, что в 16 лет длина тела полусредних нападающих значительно больше, чем у крайних (р<0,001 ), линейных (р<0,01 ) и вратарей (р<0,05). Линейные игроки достоверно (р<0,01) выше крайних своих сверстников. По результатам тестирования физической подготовленности обнаружено незначительное (р<0,05) преимущество полусредних в беге по дистанции 30 м. Других различий не обнаружено.
1. У квалифицированных спортсменов крайние игроки уступают в длине тела всем остальным игровым амплуа с высоким коэффициентом значимости (р<0,001). Среди квалифицированных спортсменов крайние и линейные достоверно, хотя и с невысоким уровнем значимости (р<0,05) превосходят в скорости полусредних. Результаты вратарей по исследуемым показателям довольно разнообразны и не имеют достоверности различий ни с одним амплуа.
6. В результате нашего исследования можно сделать вывод, что предложенная в программе для СДЮШОР система контроля не отражает объективное состояние подготовленности игроков 14 и 16 лет. Сравнение предлагаемых программой нормативов с конкретными средними показателями игроков свидетельствует о том, что необходимо разработать в следующую программу для детских спортивных школ тестовые задания, отражающие особенности игроков в гандбол по игровому амплуа. Для усовершенствования контроля необходимо:
1/. Упростить прием и подсчет результатов, наметив минимальный рубеж уровня подготовленности по тестам.
2/. Проводить контроль подготовленности индивидуально по показателям в личных карточках игроков.
3/. Разработать специализированные тесты для контроля не только физической подготовленности гандболистов, но и отражающие специфику их соревновательной деятельности и состояния перед соревнованиями.
1. Ализар Т.А. Индивидуализация подготовки гандболисток вратарей высокой квалификации: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ализар Татьяна Адамовна; РГУФКСМиТ. - М.,2010.- 24 с.
2. Аллани А. Организация и методика формирования пространственной ориентации юных гандболистов: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.04 / Аллани; ГДОИФК. – Л., 1993.- 23 с.
3. Баскетбол: учебник для ИФК. / Общ. ред. Ю. М. Портнова. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997.- 300с.
4. Варюшин В.В. Изменение физической работоспособности у футболистов разных амплуа при коротких межигровых интервалах / В.В. Варюшин// Теория и практика физ. культуры.-1993. - № 5-6.- С.41.
5. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. - 1993.- № 8.- С.21.
6. Гамаун Анис Эффективность атакующих действий в соревновательной деятельности гандболистов: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Гамаун Анис; РГУФКСМиТ. – М., 2011.- 24 с.
7. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека/ А.А. Гужаловский // Теория и практика физ. культуры. -1987. -№ 12. -10.-С 48.
8. Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений / В.П. Губа. - Смоленск,1996. - 140с
9. Жданов Л. Н. Возраст спортивных достижений / Л.Н. Жданов // Теория и практика физ. культуры .- 1996. - № 6. - С.59.
10. Запорожанов В.А. Комплексный контроль в современном спорте / В.А. Запорожанов // Теория и практика физ. культуры. - 1982. - 32. - С41-43.
11. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе / Ю.Д. Железняк. - М., физкультура и спорт, 1983 . - 200с.
12. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1996.
13. Иванюк В.Х. Метод оценки специальной силовой подготовленности пловцов / В.Х. Иванюк // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 7. - С.45.
14. Иващенко А.М. Особенности физического развития и физической подготовленности высокорослых гандболистов: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Иващенко Антонина Михайловна; ГЦОЛИФК. –М.,1992.- 23 с.
15. Игнатьева В.Я. Юный гандболист / В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 200с.
16. Игнатьева В.Я. Гандбол: учебник для ИФК / В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура, образование и наука, 2008. - 370 с.
17. Игнатьева В.Я. Гандбол. Подготовка игроков в спортивных школах/ В.Я. Игнатьева. – Советский спорт, 2013. – 287 с.
18. Игнатьева В.Я. Гандбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва/ Игнатьева В.Я. и др. - М.: Советский спорт, 2004. -116с.
19. Игнатьева В. Я. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: методическое пособие / В.Я. Игнатьева, И.В. Петрачева. - М.: Советский спорт, 2004. – 215 с.
20. Игнатьева В. Я. Нормативные требования подготовленности гандболистов на возрастных этапах / В.Я. Игнатьева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - №2. - С.50-51.
21. Коренберг В. Б. Проблема физических и двигательных качеств // В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. - 1996.- № 7.- С.2.
22. Камис Атхам Контроль физической подготовленности гандболистов различного игрового амплуа на возрастных этапах: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Камис Атхам; РГАФК. - М.: 1999. – 22 с.
23. Латышкевич Л.А. Гандбол: учебное пособие для студентов ИФК / Л.А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л.Р. Маневич. - Киев, Здоровье, 1987.-300с.
24. Малыхина М.В. Особенности технико-тактической подготовленности юношей-гандболистов 16-18 лет и пути ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.04 / Малыхина Мария Васильевна; НИИ возрастной физиологии и гигиены АПН СССР. – М., 1993. - 21 с.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
26. Надеждин Е.О. Специальная физическая подготовка гандбольных вратарей 16-17 лет в соревновательном периоде: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Надеждин Евгений Олегович; РГУФКСиТ. – М., 2004. - 24 с.
27. Набатникова М. Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Теория и практика физ. культуры. -1984. - № 10. - С.27.
28. Никитушкин В. Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Теория и практика физ. культуры. - 1993.- № 8.- С.40.
29. Овчинникова А.Я. Построение подготовки гандболисток высокой квалификации на основе контроля соревновательной деятельности: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Овчинникова Алия Якубовна; РГСУ. – М., 2008. - 24 с.
30. Петрова М.А. Физическая подготовленность гандболисток на этапах спортивного совершенствования: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.04 / Петрова Маргарита Александровна; РГСУ. – М., 2009. - 24 с.
31. Ривкин А.А. Средства и методы педагогического контроля в системе управления подготовкой гандболистов: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ривкин Анатолий Альбертович; ВНИИФК - М., 1981. - 21с.
32. Савинков Е.О. Нормативные основы физического развития и физической подготовленности гандболисток различного игрового амплуа на возрастных этапах: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Савинков Евгений Олегович; РГАФК. – М., 2002. - 24с.
33. Селуянов В. Н. Моделирование в теории спорта: (физическая подготовка спортсменов): учебное пособие для аспирантов и студентов ГЦОЛИФКа / В.Н. Селуянов. – М.: ГЦОЛИФК, 1991. – 58 с.
34. Сыч В.Л. Организационные основы подготовки спортивных резервов в СССР / В.Л. Сыч // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - № 3.- С.25.
35. Теория спорта: учебник для ИФК / Общ. ред .В. П. Платонова. - Киев, Здоровье,1993.- 400с.
36. Тоуиш Фади Нормативные требования специальной подготовленности гандболистов 16-17 лет в учебно-тренировочных группах СДЮШОР: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Фади Тоуиш; РГАФК. – М., 1990. - 22с.
37. Тхорев В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования: автореф. дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / Тхорев Василий Иванович; Кр.ГИФК. – Краснодар, 1999. - 50 с.
38. Усенко С.В. Содержание и соотношение общих и специальных средств на начальном этапе подготовки юных гандболистов: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.04 / Усенко Сергей Владимирович; РГСУ – М., 2012. – 22 с.
39. Физическая подготовленность сильнейших мужских команд гандболистов России: методическое пособие для тренеров / Общая редакция В.Я.Игнатьевой. – Союз гандболистов России. – 2001. – 30 с.
40. Филин В.П. Основы юношеского спорта: учебное пособие для ИФК / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 200с.
41. Футбол: учебник для ИФК / Под. ред. М. С. Полишкиса. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 300с.
42. Хоккей: учебник для ИФК / Под. ред Савина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 280с.
43. Хрыпов А.Б. Отбор кандидатов в команды мастеров по гандболу: Методические рекомендации для слушателей ВШТ, ФПК, аспирантов / А.Б. Хрыпов. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.
44. Юссеф бен Хади Грира. Игровые роли волейболистов / Г.Х. Юссеф // Теория и практика физ. культуры. - 1996.- №2.- С.24,37.
45. Яцык В.З. Соревновательные модели гандболистов высокого класса / В.С. Яцек, В.И. Тхорев, Ю.М. Портнов // Теория и практика физической культуры. -1986. -№3. - С.11-13.
46. Платонов В.Н. Фізична підготовка спортсмена: Навчальний посібник / В.Н.Платонов, М.М. Булатова – К.: Олімпійська література, 1995. – 320 с.
47. Козiна Ж.Л. Факторна структура пiдготовленостi гандболiстiв високого класу /Ж.Л. Козiна, В.Ф. Слюсарев, Е.П.Волков // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: Збiрник наукових праць за ред. Ермакова С.С., Харкiв, ХДАДАМ (ХХПI), 2003. - №13 - С.11-21
Исполнитель выпускной
квалификационной работы
студент РГУФКСМиТ _________________________ Быковский Д.
Научный руководитель ________________________ Игнатьева В.Я.
Зав. кафедрой ТиМ гандбола ___________________ Сахарова М.В.
Дата защиты « » ______________2015 год
Оценка за работу _____________________
Председатель Государственной
аттестационной комиссии ________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.