Презентация к выступлению на заседании МО учителей математики "Контроль уровня сформированности познавательных УУД на уроках математики". В презентации рассмотрена система упражнений на примере темы 6 класса "Проценты" на различных этапа изучения. Задания рассчитаны на различный уровень подготовки учащихся - базовые, повышенного и высокого уровня.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УУД ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»
Подготовлено учителем
математики МКОУ «Средняя
общеобразовательная школа
№4» Обвинцевой Н.А.
Познавательные УУД
• осознание, что такое свойство
предмета – общие, различные,
существенные, несущественные,
необходимые, достаточные
умозаключения
• выведение следствий из
• моделирование
• использование знаково-
символической записи
математического понятия
• овладение приёмами анализа и
синтеза объекта и его свойств
• использование индуктивного
Типы заданий для формирования
познавательных УУД
• «на что похоже?»;
• поиск лишнего;
• «лабиринты»;
• упорядочивание
• «цепочки»;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор;
• работа с разного вида таблицами;
• составление и распознавание
диаграмм
Результатом формирования
познавательных УУД будет являться
умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения
• осуществлять поиск необходимой информации,
которая нужна для решения задач
• различать обоснованные и необоснованные
суждения,
• обосновывать этапы решения учебной задачи,
• производить анализ и преобразование информации
• проводить основные мыслительные операции
(анализ, синтез, классификации, сравнение,
аналогия и т.д.)
• устанавливать причинно-следственные связи
• владеть общим приемом решения задач создавать
и преобразовывать схемы необходимые для
решения задач
• осуществлять выбор наиболее эффективного
способа решения задачи исходя из конкретных
условий
Уровни сформированности
познавательных УУД
• Критический уровень (ученик из указанного
источника зафиксировал информацию и
воспроизвел ее.)
• Достаточный уровень (ученик из нескольких
источников зафиксировал информацию, сделал
вывод и привел хотя бы один аргумент для его
подтверждения).
• Творческий уровень (ученик самостоятельно
организовал поиск информации,
охарактеризовал основные источники, сделал
выводы на основе анализа нескольких
аргументов)
Упражнения по теме «Проценты» на этапе
первичного предъявления новых знаний
Задание №1
Назвать тему урока, разгадав шараду
Часть слова первая – предлог,
Вторая – мелкая монета,
А весь он, он бы нам помог
При счёте, ну и что же это?
Задание №2
Чебурашка обращается к Крокодилу Гене:
«Гена! Я подсчитал, что старуха Шапокляк в
феврале подстроила нам 19 пакостей, в
марте 20, а в апреле 18. Интересно, в каком
месяце она была самой злющей?»
А как вы думаете, если считать, что в
день она делала по одной пакости?
Упражнения на этапе формирования
первоначальных предметных умений
• Задание №3
• Дать математическое определение
процента
• Задание №4
• Чему равен 1% от 200?
• Чему равны 10% от 500?
• Чему равны 5% от 40?
• Задание №5
• Сформулируйте правило нахождения
процента от числа.
• Задание №6
Выбрать «лишнюю» задачу в каждой группе
задач, обосновать свой выбор
1 группа
• В классе по списку 30 учеников. Из них 10%
отсутствует. Сколько учеников отсутствует?
• Если куриц кормить систематически по норме, то за
месяц 1 курица должна давать 26 штук яиц, а она
снесла 22 яйца. На сколько процентов была не
выполнена норма?
• Огурцы содержат в среднем 95% воды. Сколько
килограммов воды в 20 кг огурцов?
• Клубника содержит в среднем 6% сахара. Сколько
килограммов сахара в 12 кг клубники?
2 группа
• Автотурист проехал в первый день 120 км, что
составляет 15% от всего намеченного пути. Какой
длины намеченный путь?
• Когда 130 пассажиров заняли в самолете свои
места, остались свободными 35% от всех мест.
Сколько всего мест в самолете?
• Длина прямоугольника 45 см, а ширина составляет
60% от длины. Какова площадь прямоугольника?
• Из пшеницы получается 80% муки. Сколько
смололи пшеницы, если получили 2,4 тонны муки?
3 группа
• В магазине цену на товар снизили с 400 р. до 360р.
На сколько процентов снижена цена?
• В слове параллелограмм 5 гласных звуков.
Сколько процентов составляют гласные звуки?
Сколько % составляют согласные звуки?
• Клиент сделал вклад в банк в размере 20 000 р.
Через год на его счету лежало 21 200 рублей.
Какой процент выплачивает этот банк своим
клиентам?
• Летом на дачу с детским садом выехало 180 детей.
Известно что 10% детей не поехали на дачу.
Сколько всего детей в детском саду?
• Как решать задачи каждой
группы?
• Сформулировать алгоритмы
решения каждого типа задач
• Составить схему для решения
задач на проценты
Система упражнений по теме
предметных умений
«Проценты» на этапе применения
Задание №7
• Решить задачи 1-4
• Среди задач 5-6 найти задачу
1 вариант: На нахождение процента от
числа
проценту
2 вариант: На нахождение числа по его
3 вариант: На определение того сколько
процентов одно число составляет от другого
• Реши выбранную задачу.
1. Найдите 6% от 700.
2. Найдите число, 20% которого равны 40.
3. Сколько процентов составляет 6 от 50?
4. Как называется 1% от рубля?
5. Число 75 уменьшили на 15. На сколько
процентов уменьшили число.
Сколько бананов съела мартышка?
7. Некоторое число увеличили на 500%. Во
сколько раз увеличили число?
6. Мартышка собиралась съесть 30 бананов, но
съела на 20% больше.
Задание №8
Посмотрите на эти схемы. Какой тип
задач скрыт под знаком вопроса?
Придумайте задачу к каждой схеме и
решите ее устно.
400 —
100%
Х —
25%
Можно организовать работу в группах:
1. Продавцы
2. Учителя
3. Экономисты и т.д.
Каждая группа придумывает задачу с
сюжетом, связанным с выбранной
профессией
500 —
10%
Х —
100%
?
Система упражнений по теме «Проценты»
на этапе применения предметных умений
Задание №9
1. Проанализируй представленную
информацию.
2. Какие вопросы ты можешь задать
человеку, знакомому с данной
информацией?
3. Сформулируй 3-5 задач разных
типов.
4. Реши одну из них.
Карточка №3
Использование свежей воды по Российской Федерации
2010
2011
2012
(кубических километров)
Всего
на орошение и
сельскохозяйст
водоснабжени
венное
е
8,2
8,1
7,7
59,5
59,5
56,9
из них:
на
производств
енные
нужды
на
хоязйственн
о-питьевые
нужды
36,4
35,9
33,9
9,6
9,4
9,0