Введение
Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире. Сейчас педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами воспитания, образования и обучения. Трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности педагога. Проблему профессионального призвания, профессиональной пригодности исследовали ученые Т.А. Воробьева, Ф.Н. Гоноболин, Л.П. Доблаев, Н.В. Кузьмина, Р.И. Хмелюк, А.И. Щербаков [1, с.89].
Педагогическую деятельность можно определить, как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Профессиональные и личностные качества педагога является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Именно от его профессионализма зависит интеллектуальное, духовное, социальное, эмоциональное становление личности детей.
Объект исследования — педагог и его профессиональные и личностные качества.
Предмет исследования – профессиональные и личностные качества воспитателя, вожатого, педагога-организатора.
Целью данной работы является рассмотрение профессиональных и личностных качеств педагогического работника (воспитателя, вожатого, педагога-организатора).
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия профессиональные и личностные качества.
2.Рассмотреть профессиональные и личностные качества воспитателя, вожатого, педагога-организатора.
1 Понятие профессиональные и личностные качества
Профессиональные качества часто рассматриваются как проявление психических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, формирование умений и навыков, а также для достижения общественно признанной эффективности в профессиональном труде. Профессиональные качества специалиста основаны на знаниях фундаментальных, профессионально ориентированных и гуманитарных наук, умениях и навыках выполнять профессиональные обязанности. Кроме этого, специалист должен:
· на высоком уровне владеть собственно профессиональной деятельностью в выбранной отрасли;
· уметь проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
· владеть навыками нравственно-правовой ответственности за качество и результаты своего труда.
Личностные качества по мнению В.Д. Шадрикова [5] представляют собой закрепленную форму поведения, за которой стоит личностный мотив. Личностные качества — обобщенные свойства личности, включающие следующие структуры:
· биологически обусловленная подструктура (темперамент — сила, подвижность, уравновешенность; патологические изменения);
· индивидуальные способности (эмоции — возбудимость, устойчивость, стеничность; внимательность, память, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, воля —самообладание, настойчивость, решительность, дисциплинированность),
· способности различных видов, направленность (трудовая, профессиональная, общая),
· опыт (профессиональный, культура),
· характер (идейность, честность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость и др.) [5].
В связи с этим под профессионально-личностными качествами понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для его реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) его основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью. Содержание и сущность профессионально-личностных качеств различны в зависимости от специальности профессионала.
В данной контрольной работе мы рассмотрели профессионально-личностные качества педагога, а именно воспитателя, вожатого, педагога-организатора.
Бесспорно, эффективность работы образовательных организаций зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, его взаимоотношений с детьми и профессионализма. Каждый талантливый, высококвалифицированный, вдумчивый педагог сочетает в своей практике общетеоретические достижения педагогики, собственный опыт, личностные предпочтения и особенности детей, с которыми он работает. Ни одна самая лучшая теория не может дать исчерпывающего ответа, каким быть педагогу, но она является основой, на которую должен опираться даже самый одаренный специалист.
Профессионально-личностные качества педагога представляют собой совокупность социально-психологических образований, которые обладают факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога [2, с.20].
Для профессионально-личностных качеств характерны интеллект, гуманизм, широкий кругозор, интеллигентность, толерантность, способность к творчеству. Профессионально-личностные качества позволяют подняться к вершинам профессионального мастерства [4, с.189].
Вершиной развития профессионально-личностных качеств педагога является постоянная обращенность к педагогическому, методическому, нравственному и духовному самосовершенствованию. В целом, анализ литературы показывает, что важнейшими профессионально-личностными качествами педагога признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность стремление постоянно повышать качество своего труда.
2 Профессиональные и личностные качества воспитателя, вожатого, педагога-организатора
А.С. Макаренко, известный отечественный педагог, одним из первых обратил внимание на то, что дети нуждаются в сложной тактике и технике, педагогу следует уметь управлять своим настроением, стилем и тоном общения, интонацией, улыбкой, взглядом, мимикой, движениями, походкой ... Таким образом, иногда жест бывает красноречивее слов, а мимика в кратчайший миг доказывает то, на что потребовались бы монологи. Итак, хороший педагог - всегда яркая личность, которая имеет собственную технику воздействия, взаимодействия, общения, саморегуляции [3, с.53].
Педагогическому работнику, как и любому другому специалисту, необходимо обладать определёнными профессиональными и личностными качествами. Обращаясь к «Профессиональному стандарту педагога», утвержденного приказом Министерством труда России от 18 октября 2013года №544н, в котором четко указано, что педагогическая деятельность должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений, также отражает структуру профессиональной деятельности педагога, выдвигает требования к личностным качествам педагога, профессиональные компетенции педагога [8].
Педагог (вожатый, педагог-организатор, воспитатель) — это тот, кто ведёт за собой. Он лидер, руководитель, организатор деятельности своей организации. Очевидно, что личность педагога и его профессиональные (деловые) качества играют при этом решающее значение. Какими же из них должен обладать этот руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности [1, с.89].
Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.
Специальные способности— те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например, литературные, музыкальные и другие).
Общие способности личности организатора:
· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
· общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
· инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
· настойчивость - умение доводить дело до конца;
· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;
· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.
Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:
1. Организационное чутьё.
2. Эмоционально-волевая воздейственность.
3. Склонность к организационной деятельности.
В первую группу в свою очередь входят три компоненты:
1. Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации. Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание. Педагог, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.
2. Практически-психологический ум - способность учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.
3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.
Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:
1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример. Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.
Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей: I ступень. Расположить к себе: контакт; внимание; симпатия; готовность к разговору.
II ступень. Заинтересованность: представить выгодные стороны; пробудить и усилить интерес; определить взаимную заинтересованность.
III ступень. Убедить: логика; аргументация; обоснование; деловитость.
IV ступень. Воздействовать: активность; искусство убеждения; мотивирование.
V ступень. Завоевать: достоверность; непоколебимость; доверительные отношения (как высшее достижение).
2) Требовательность — характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации. Требования должны быть выполнимыми и разумными.
3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.
При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков.
В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:
- самостоятельное включение в деятельность;
- быстрое вхождение в роль организатора;
- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.
Поскольку педагог является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива — то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства. К ним, прежде всего, относятся: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; стрессо-устойчивость; креативность; стремление к достижению цели; предприимчивость; ответственность; надёжность в выполнении заданий; независимость и общительность [4, с.329].
Личностные качества педагога. Педагог должен быть:
1. Доброжелательный. Каждый ребёнок должен быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми. Надо уходить от конфликта всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны педагога уважение к себе.
2. Внимательный и тактичный. Ребёнка очень легко обидеть недостатком внимания. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
4. Справедливый. Тут нужно не забывать, что у ребенка всегда есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если они почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
8. Забота о детях (особенно о маленьких).
Педагог - это не только профессия, суть которой передавать знания, но это также почетная миссия воспитания личности, утверждения человека в самом себе. Профессиональные и личностные качества воспитателя, вожатого, педагога-организатора в целом типичны, включающие лишь некоторые особенности специфики работы [6].
Например, необходимые качества вожатого:
1. Дисциплинированность и ответственность
2. Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психологии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22. Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт
Педагог-организатор должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам педагога-организатора относятся:
коммуникабельность;
умение быстро принимать решения;
организаторские способности;
практицизм;
развитая интуиция;
любовь к детям;
психологическая устойчивость;
жизнерадостность;
знание иностранных языков:
развитый эстетический вкус;
высокий уровень культуры;
активность.
Таким образом, к профессионально-личностным качествам педагога относят знания в области педагогики, знание возрастных особенностей детей, организационные умения, владение методикой развития и воспитания детей, владение методами средства психолого-педагогического мониторинга, владение методами просвещения родителей, ИКТ компетенции.
Заключение
Педагогическая деятельность - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность личностно-профессионально качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально- педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого- педагогическая эрудиция, инженерно- технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура; профессионально- важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности; психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, пластичность.
Подводя итог, можно сказать, что профессиональные и личностные качества педагога является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Именно от его профессионализма зависит интеллектуальное, духовное, социальное, эмоциональное становление личности детей, общества в целом.
Список использованных источников
1. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка, М. — 1983, С. 78.
3. Поваренков, Ю.П. Психология: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / Ю.П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2006. – 160 с.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2008. - [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.bibliofond.ru/.
6. Шаламова, Л.Ф., Ховрин, А.Ю. Вожатый — старт в профессию. Кипарис-12. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.
7. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис-9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. — М.: Педагогическое общество России, 2005. [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://www.vozhatiki.ru/.
8. «Профессиональный стандарт педагога», утвержденный приказом Министерством труда России от 18 октября 2013года №544н - [Электронный ресурс] -Правовая информационная система «Консультант Плюс» - http://www.consultantplus.ru.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.