Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"
Оценка 4.7

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Оценка 4.7
docx
16.04.2024
Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"
КоР Смирнова Д.Ю (1).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

 

 

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

«Проектирование пространственно-образовательной среды в дошкольной организации»

На тему:

«Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

Смирнова Дарья Юрьевна

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа:

Дошкольное образование

 

Проверил:

кандидат пед. наук, доцент

Сулейманова Фания Мурзабаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

СТЕРЛИТАМАК 2024


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОО

1.1.          ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОНР ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА……………………………………………9

1.2.          ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………….15

§2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО

2.1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА НАБЛЮДЕНИЯ В ГРУППЕ……………………..18

2.2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ……………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………37

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной (далее РППС) среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции.

Создание игровой среды для детей на участке детского сада способствует укреплению физического развития детей, развитию самостоятельности и активности при организации подвижных и сюжетно – ролевых игр, развитию положительных эмоциональных проявлений детей в процессе любой детской деятельности.

Площадь игровых прогулочных участков дошкольного учреждения достаточно обширна. У детей имеется возможность для общения и совместной деятельности, двигательной активности, а также для уединения. Игровые площадки предусматривают разнообразные виды деятельности детей на прогулке с учетом их возраста. Дошкольники не испытывают недостаток в различных материалах, оборудовании, инвентаре. Развивающая среда на территории ДОО обеспечивает интеграцию образовательных областей, развитие, охрану и укрепление здоровья дошкольников, учитывает их возрастные особенности. В нашем общем деле очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.

РППС - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований.

Воспитательно-образовательная система включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и ознакомление с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и наконец, ролевая игра.

Развивающая предметно-пространственная  среда необходима детям прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию -каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребёнка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребёнка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

Д.Б. Эльконин[1] считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребенка только в совместной деятельности с взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребенку весь процесс осуществления действия, и он начинает выполняться самостоятельно.

Игра, является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении её в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального её изучения.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

       Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, ряд педагогов отмечают, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в  воспитательно-образовательном процессе.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают мораль­ные нормы, способы практической и умственной деятель­ности, выработанные многовековой историей человечества.

 

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков­ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда­ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Да­выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Понятие «развивающая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды. В настоящее время существуют различные определения предметной развивающей среды. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Так, С.Л. Новоселова под развивающей средой понимает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [11].

 

По мнению В.А. Ясвина, развивающая образовательная среда «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса» [23].

Л.А. Пасекова считает, что «развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного» [17]

Развивающая среда – это своеобразный фактор, стимулирующий, направляющий и развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Развивающая игровая среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение, т.е. является материальной средой мысли ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В предметную развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей [7].

Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности. Психологические требования к играм основаны на принципе: «Не навреди!». В соответствии с этим принципом игрушки не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия;

- вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);

- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.

Помимо материальных и субъективных требований к организации игровой среды есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как благодаря им у детей формируются новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Часто в понятие «предметно-пространственная развивающая среда» включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества. Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства [18].

Ученые выделяют несколько компонентов развивающей среды [15]:

1) социальный – основными характеристиками данного компонента выступают взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями, преобладающее позитивное настроение, авторитетность руководителей, степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченность, продуктивность взаимоотношений;

2) пространственно-предметный подразумевает, что среда должна быть гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; достаточно связной, позволяющей ребенку при переходе от одного вида деятельности к другому выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты; гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;

3) Психодидактический предполагает педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка, т.е. оптимальную организацию системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

Таким образом, окружающая ребенка среда является главным источником его знаний и социального опыта, основным средством развития личности ребенка и должна обеспечивать его физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

 

 

 

 

§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОО

1.1.          ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОНР ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.

Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделить внимание ее развивающему характеру, обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:

- социально–коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое;

- физическое развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской лите атуры; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано  с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду.

 

В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования  к развивающей предметно-пространственной среде ДО.

«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы ДО.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.  В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей» (ФГОС, с.12).

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития.

Материалы среды  регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий,  а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение  вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться.

На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

• речь педагога дошкольной образовательной организации;

• методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

• специальное оборудование для каждой возрастной группы.

  С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах детского сада оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

 

 

 

 

1.2.          ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра - основной вид деятельности дошкольника. В условиях дошкольного учреждения большую часть своего времени дети проводят в играх.

 

Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть - взрослых или старших детей. Дети, с которыми никто никогда не играл, не могут сами изобрести игровые замещения и породить мнимую ситуацию.

 

Детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно - ролевых игр с правилами. Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Пространство-время детской игры существенно расширяется: дети шестого года жизни с удовольствием и достаточно долго играют в различные сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театральные и театрализованные игры.

 

На основе глубокого изучения игры Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал уровень развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте:

 

1. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

 

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр, то, что производится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Содержание игр в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей и отношения между ними, а затем к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Для старших детей очень важно не только выполнение действий, но и то, как они выполняются, возникает потребность в правдивости в изображении. Вместе с тем существует и такое явление, как выполнение действий в условном плане (например: как-будто и пообедали и т.п.)

Все большое приближение к жизненным положениям изображаемых в игре, показывают, насколько укрепились знания детей. Возросший опыт знаний детей порождают у них и другие требования в игре. Жизненная точность распространяется на игру, должна содержать ряд существующих деталей, требующая умственную активность детей, которая связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полет на Луну, необходимо соорудить ракету; для открытия магазина (чтобы он заработал) надо подобрать подходящие товары и т.п.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Для старших дошкольников свойственно внесение разнообразия в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме). В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).

 

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения

На основе режиссерских и ролевых игр развиваются игры-драматизации. Игры эти создаются на каком-либо готовом содержании (например, на сказке), роли берутся из текста сказки или рассказа. Большая или меньшая близость игры к сюжету и тексту литературного произведения особого значения не имеет, поэтому не следует на этом особо настаивать, однако желательно вести руководство этими играми в направлении использования детьми замысла сказки, рассказа, их текста, ролей, предоставляя детям возможность вносить в игру свою инициативу. В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь.

Для старших дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для данного возраста важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Новые возможности воображения в старшем дошкольном возрасте являются источником развития новых игр - игр с правилами. Е.Е. Кравцова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным отмечает, что настоящая игра с правилами является прямым продолжением сюжетно-ролевой игры. В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Ребенок должен осмыслить правила в соответствующем виде игры и наоборот, выделить правила из разного рода ситуаций. Е.Е. Кравцова указывает на необходимость соблюдения двух условий при игре с правилами:

 

· Вначале предлагаются сюжеты близкие играм с правилами, а затем превращать в игру с правилом любое другое содержание;

· Введение субъекта, которому необходимо объяснение заданных в игре правил.

Такая работа научит детей не только выделять и формулировать правила в игре, но и подготовит к освоению обратного действия.

 

§2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО

2.1. ОПИСАНИЕ ОПЫТА НАБЛЮДЕНИЯ В ГРУППЕ

При построении предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе нами учитывалось, что среда должна быть вариативной, доступной, насыщенной, трансформируемой, безопасной и комфортной.

 Организуя предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении старшей логопедической группы, мы руководствовались так же  возрастными и психоло­гическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В старшей ло­гопедической группе нужно сделать акцент на развитие сло­варя, на усвоение понятий. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, ак­тивно использовать театрализованные игры. Их количество в развивающих центрах необходимо увеличить. Они должны стать разнообразнее. В возрасте 5 лет у детей происходит заметное изменение памяти . Поэтому важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Центр «Будем говорить правильно»:

1.  Зеркало.

2.  Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3.  Полка или этажерка для пособий.

4.  Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала).

 

5.  Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

6.  Сюжетные картинки. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.

7.Дидактические игры для формирования грамматиче­ского строя речи («Один и много», «Профессии» и др.)

8.Картотека коммуникативных игр, картотека словесных игр.

9.Домино.

10.Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на куби­ках, магнитная азбука.

11.Альбомы и наборы открыток с видами Новочеркасска, карта или макет центра города и микрорайона, российский флаг.

12.Куклы в казачьих костюмах.

13.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).

Центр «Наша библиотека»:

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Стол, два стульчика.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, детские эн­циклопедии.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказ­ки, загадки, потешки, игры.                                                                                                                                      6.Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон.

 

Центр «Играем в театр»:

1. Большая ширма, маленькая ширма.

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.

4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плос­костной, , кукольный, перчаточный, настольный, театр на ложках.)для обыгрывания этих же сказок.

5. Гримм, атрибуты для ряженья.

 Центр «Учимся строить»:

1.  Строительный конструктор с блоками среднего размера.

2.  Строительный конструктор с блоками маленького раз­мера.

3.  Тематические строительный наборы «Город», «Транспорт»

4.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки, светофоры).

5.  Макет железной дороги.

6.  Транспорт (мелкий, средний, крупный).

7.  Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

8. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выпол­нения.

 Центр «Учимся конструировать»:

1.  Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания узоров из них.

2.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками ма­ленького и среднего размеров.

3.  Игра «Танграм».

4.  Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5.  Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6.Игрушки-шнуровки,                                                                                             7.Кубики с изображениями по изучаемым лексическим темам.

 

Центр «Учимся считать»:

1.  Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие пред­меты, предметные картинки).

2.  Комплекты цифр, математических знаков, геометриче­ских фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3.  Занимательный и познавательный математический ма­териал, логико-математические игры ( «Паровозик».» «Геоконт», «Крестики», «Игровой квадрат» и др. игры, разработанные в центре Воскобовича).

4.  Рабочие тетради «Математика — это интересно» (5—6лет)

5.  Набор объемных геометрических фигур.

6.  «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни не­

дели).                                                                                                                   7.Счеты, счетные палочки.

Центр художественного творчества:

1. Восковые и акварельные мелки.

 

2.  Цветной мел.

 

3.  Гуашевые, акварельные краски.

 

4.  Фломастеры, цветные карандаши.

 

5.  Пластилин, глина, соленое тесто.

 

6.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани,  нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые от­крытки, природные материалы Рулон простых белых обоев для коллективных рисун­ков, коллажей, аппликаций.

 

7.  Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

 

8.  Клей.

 

9.Коврограф.

 

10.Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись».

 

 

 

Центр «Наша лаборатория»:

 

1.  Стол для проведения экспериментов.

 

2.  Стеллаж для пособий и оборудования.

 

3.  Резиновый коврик.

 

4.  Халаты, передники, нарукавники.

 

5.  Бумажные полотенца.

 

6.  Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные се­мена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.

 

7.  Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, му­ка, соль.

 

8.  Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палоч­ки, воронки, сито.

 

9.  Микроскоп, лупы.

 

10.Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпате­ли, вата, марля, шприцы без игл).

 

11.Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения

опытов.

 

12.Коврограф.

 

13. Игра «Времена года»

 

14. Календарь природы.

 

15. Комнатные растения .

 

16. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

 

17. 

 

      Центр «Мы играем»:

 

1. Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.

 

2. Комплекты одежды по сезонам для кукол.

 

3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда для кукол, коляски.

 

4. Предметы-заместители.

 

5. Большое зеркало.

 

6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр.

 

7.Атрибуты для ряжения.

 

 

Музыкальный центр:

 

1.  Детские музыкальные инструменты :дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка,

маракасы, «поющие» игрушки).

 

2.  Звучащие предметы-заместители.

 

3.  Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей (по программе), голосов природы.

 

 

 

Физкультурный центр:

 

 

2.2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ОНР

В Центре социально-коммуникативного развития размещены материалы, направленные на формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, а также материалы по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе регулярно организуются персональные выставки творческих работ детей. Экраны «Наше настроение», «Здравствуйте, я пришел» являются составляющими компонентами системы условий социализации и индивидуализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служат макеты пожарных щитов; а также улиц и дорог с дополнительным набором мелкого строительного материала, дорожных знаков, транспорта для развития пространственной ориентировки.

Многофункциональное пособие «Лэпбук Правила Дорожного Движения» содержит в себе материалы для самостоятельной деятельности детей, которые:

-- развивают графические навыки. (Раскраски)

--способствуют развитию мышления, зрительного внимания, памяти. (пазлы, разрезные картинки)

--способствуют обучению элементам грамоты (ребусы)

--развивают пространственную ориентировку (лабиринты)

--развивают связную речь (д/игра «Служба 01, 02, 03»)

--способствуют расширению словарного запаса (предметные картинки с дорожными знаками, видами спецтранспорта)

В Центре игры дети имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях :

 

«Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Гараж», «Школа», в которых используются следующие типы материалов:

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т. п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п., ширмы, макеты).

Полифункциональные материалы (Объемные модули, крупные, разных форм,

Крупный строительный набор,

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры.

 

Здесь также должны быть и материалы для игр с правилами

 

На ловкость (настольный футбол, хоккей;коврик для игр в классы)

 

На «Удачу» (настольные игры-ходилки с кубиком, различные лото)

 

На умственную компетенцию (домино, шашки, шахматы)

 

Познавательное развитие представлено в группе следующими центрами :

 

Центром патриотического воспитания и краеведения.

 

Центром природы.

 

Центром экспериментирования.

 

Центром математики.

 

В Центре патриотического воспитания размещается государственная символика родного города, области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины.

 

Поскольку в детском саду проводится углубленная работа по ознакомлению детей с родным краем в рамках реализации части формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы детского сада в соответствии с методическим пособием Н. В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», адаптированного к условиям родного города Бор, в группе выделен раздел краеведения в составе центра патриотического воспитания.

 

Центр Природы направлен на экологическую деятельность. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д., календарь природы и погоды.

 

Могут быть оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Работа с макетами способствует развитию творческого мышления.

 

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка, поэтому Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал для осуществления опытной деятельности, так называемые Объекты для исследования в действии (весы; часы песочные, механические; лупы; микроскоп; мерные стаканчики; магнит; компас; коллекции семян, камней, набор для экспериментирования с водой; набор для экспериментирования с песком.)

 

А также образно-символический материал (иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, аудио- и видеоматериалы, коллекция марок,коллекция монет, графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т. п.)

 

В центре экспериментирования размещаются различного вида тактильные дощечки, работа с которыми развивает воображение, фантазию, мелкую моторику, что способствует развитию речи.

 

В Центре Математики располагаются:

 

нормативно-знаковый материал,

 

образно-символический материал,

 

обьекты для исследовании в действии.

 

Представлены как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др.

 

Художественно-эстетическое развитие представлено в группе следующими центрами :

 

Центр музыки и театра.

 

Центр конструирования.

 

Центр творчества.

 

В Центре конструирования в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.

 

Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

 

В Центре изобразительной деятельности находятся:

 

--Материалы для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации) --Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью --Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства --Репродукции с произведений живописи, книжная графика --Продукты детской деятельности

 

Обязательно должно быть место для выставки детских работ.

 

Продукты детской деятельности используются детьми в игре.

 

Разнообразные материалы (шаблоны, трафареты, печатки) способствуют развитию мелкой моторики, графических навыков.

 

Центр музыки и театра содержит:

 

-Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т. д.

 

-Дидактические игры

 

-Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов, портретов композиторов.

 

-Аудиосредства (магнитофон,; наборы дисков с записями музыкальных произведений, различных звуков природы).

 

-Различные виды театров (настольный, кукольный, плоскостной)

 

-Аудиозаписи народных сказок, песенок, потешек и т. д.

 

-Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, фланелеграфы, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

 

Различного вида театры (кукольный, настольный, би-ба-бо, пальчиковый) развивают воображение, фантазию, мелкую моторику, речь.

 

Для формирование фонематического восприятия и слуха используются шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещетка, колокольчики, погремушки; как фабричного производства, так выполненные руками детей и родителей.

 

Музыкальные инструменты могут быть как озвученные, так и неозвученные, что дает возможность самостоятельно играть, импровизировать, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важное значение в дошкольных учреждениях обращается на построение предметно-игровой среды, так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, в этой связи, очевидно, что, ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку подобрать занятие исходя из собственных интересов, почувствовать себя более уверенно, вступать во взаимодействие с окружающими, брать во внимание и оценивать чувства и поступки других, ведь это и является основой развивающего обучения.

О.М. Дьяченко говорил: «Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.»

Рациональная организация пространственно- игровой среды, с определенным предметным содержанием, является важным условием развития и воспитания дошкольника. Значимость соответствующей среды в стимулировании детской деятельности акцентировала Л. В. Глаголева: «Основным путем приобретения нового и закрепления ранее полученного опыта должен быть для ребенка путь самостоятельной работы, путь самовоспитания, на который толкает его тщательно продуманная среда, изобилующая стимулами».

Воспитательный потенциал предметно-игрового пространства наилучшим образом раскрывается при грамотном педагогическом руководстве, которое обеспечивает полноценный уровень развития игровой деятельности.

 

Игровое пространство- это не конкретное место, а совокупный образ места, созданного главным образом для игры и взаимодействия воспитанников друг с другом, а также чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

С.. Шацкий подчеркивал роль окружающей обстановки в воспитании детей и считал, что развивающее воздействие среды будет напрямую зависеть от активности самих воспитанников, от того, насколько чем активно дети включаются в ее преобразование. Среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания: «…среда, которая создается в целях педагогического воздействия».

Предметно-игровая среда выполняет ряд функций. К ним относят организующую, воспитательную и развивающую функции.

Таким образом, организующая функция предметно-игровой среды выражается в том, что она предоставить дошкольнику возможность найти себе увлекательное занятие без помощи взрослых или в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Пространственно-игровая среда может выступать источником осуществления интересов и потребностей самого ребенка, а также, стимулировать зарождение новых интересов.

Предметно-игровая среда обеспечивает условия для воспитания разных качеств и сторон личности ребенка. Обладают большим потенциалом и сами игры, и все что связано с ней: игровое оборудование, предметы, окружающие ребенка. В психологии достаточно подробно описано как игрушка «вызывает» те или иные поведенческие реакции и определяет их нравственный облик. Кроме этого, предметно-игровая среда выступает источником взаимодействия и способствует формированию сотрудничества или соперничества, положительных или отрицательных взаимоотношений между детьми. В предметно-игровой среде ребенок также учится организовывать собственное время, обретать навыки аккуратности, бережливости и т. д.

 

Развивающей функции среды отводится значительное внимание. Развитие, в данном случае, рассматривается как постоянный переход количественных накоплений в качественный процесс постоянного роста и обогащения личности. Двигательное, познавательное, речевое, эстетическое и др. развитие опосредуется той предметно-игровой средой, в которой находится ребенок.

 

При определении характера предметной среды – окружения, способного затронуть все стороны личности ребёнка дошкольного возраста, важно понимать, что среда должна отвечать главной потребности ребенка которая заключается в игре, то есть по формам функционирования носить игровой характер. Игра является основным видом деятельности дошкольников, внутри которого наиболее интенсивно проходит личностное и интеллектуальное развитие дошкольника. Именно в игре дети являются субъектами деятельности, её активными творцами, способными воздействовать на окружающий мир.

Описанные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Таким образом, наполнение предметно-игровой среды должно носить игровую направленность, то есть быть предметно-игровой, с учетом основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста.

Г. Н. Гришковой предметно-игровая среда рассматривается как предметное окружение, включающее ребёнка в игровую деятельность и развивающее его личностный потенциал.

«Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка…», утверждал Л. С. Выготский.

 

Каждый этап психического развития дошкольника имеет соответствующий ведущий вид деятельности, который играет решающую роль, в это же время другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Д. Б. Эльконин утверждал «Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, способствующие переходу ребенка на более высшую ступень развития. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.»

Д. В. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно- потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в Дошкольном учреждении должна стать предметно-игровая среда, как фактор обеспечения условий для детской деятельности, а также зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее содержание, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Игра  в  жизни  дошкольника :  пособие  для  педагогов  учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.] ; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. ‒  2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2016.

 

2.                 Комарова,  О.А.  Взаимодействие  педагога  и  детей  старшего дошкольного  возраста  в  предметно-игровой  среде  дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук  / О.А. Комарова // Дискуссия. ‒ 2012. ‒ № 10.

 

3.                  Косенюк, Р. Р. Современные подходы к организации развивающей среды дошкольного учреждения: программно-методическое обеспечение. Методические рекомендации к началу 2007-2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Р. Р. Косенюк // Пралеска. – 2007. – № 7. – С. 15-16.

 

4.                  Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2019. ‒ 165 с.

 

5.                 Лобынько, Л.В. Качество образовательного процесса: развивающая предметно-пространственная  среда  /  Л.В.  Лобынько,  Т.Ю.  Швецова  // Пралеска. – 2013. – №2.

 

6.                 Микляева,  Н.В.  Игровая  среда  в  домашних  условиях : методическое пособие  /  Н.В. Микляева, Е.А. Решетило, О.Г. Лопатина. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ «МОЯ ОНР ГРУППА. »


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 §1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 §1

ВВЕДЕНИЕ В последнее время к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной (далее

ВВЕДЕНИЕ В последнее время к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной (далее

РППС - составная часть развивающей среды дошкольного детства

РППС - составная часть развивающей среды дошкольного детства

Игра, является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности

Игра, является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности

Игровая деятельность, как доказано

Игровая деятельность, как доказано

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка на каждом отдельном этапе его развития

Не навреди!». В соответствии с этим принципом игрушки не должны: - провоцировать ребенка на агрессивные действия; - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры…

Не навреди!». В соответствии с этим принципом игрушки не должны: - провоцировать ребенка на агрессивные действия; - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры…

Психодидактический предполагает педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка, т

Психодидактический предполагает педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка, т

Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива

Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие…

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие…

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире

В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

ФГОС, с.12). Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов…

ФГОС, с.12). Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов…

Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех…

Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение вперёд, поскольку именно успех…

Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть - взрослых или старших детей

Детская игра не возникает сама по себе, без помощи тех, кто умеет играть - взрослых или старших детей

Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил

Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил

Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры

Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры

В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь

В такой игре ребенок менее свободен, чем в игре, отражающей жизнь

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении старшей логопедической группы, мы руководствовались так же возрастными и психоло­гическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в групповом помещении старшей логопедической группы, мы руководствовались так же возрастными и психоло­гическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на куби­ках, магнитная азбука

Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на куби­ках, магнитная азбука

Строительный конструктор с блоками среднего размера

Строительный конструктор с блоками среднего размера

Рабочие тетради «Математика — это интересно» (5—6лет) 5

Рабочие тетради «Математика — это интересно» (5—6лет) 5

Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись»

Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись»

Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов

Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов

Атрибуты для ряжения. Музыкальный центр: 1

Атрибуты для ряжения. Музыкальный центр: 1

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность

Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты,…

Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты,…

Центром математики. В Центре патриотического воспитания размещается государственная символика родного города, области и

Центром математики. В Центре патриотического воспитания размещается государственная символика родного города, области и

А также образно-символический материал (иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, аудио- и видеоматериалы, коллекция марок,коллекция монет, графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т

А также образно-символический материал (иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, аудио- и видеоматериалы, коллекция марок,коллекция монет, графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т

Центр музыки и театра. Центр конструирования

Центр музыки и театра. Центр конструирования

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино и т

Музыкальные инструменты могут быть как озвученные, так и неозвученные, что дает возможность самостоятельно играть, импровизировать, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе

Музыкальные инструменты могут быть как озвученные, так и неозвученные, что дает возможность самостоятельно играть, импровизировать, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в…

Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно – пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в…

Пространственно-игровая среда может выступать источником осуществления интересов и потребностей самого ребенка, а также, стимулировать зарождение новых интересов

Пространственно-игровая среда может выступать источником осуществления интересов и потребностей самого ребенка, а также, стимулировать зарождение новых интересов

Описанные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Описанные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в

Методические рекомендации к началу 2007-2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /

Методические рекомендации к началу 2007-2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"

Контрольная работа на тему:"Развивающий потенциал предметно-пространственной среды на территории ДОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024