Контрольная работа по предмету Детская литература
Оценка 5

Контрольная работа по предмету Детская литература

Оценка 5
docx
18.12.2022
Контрольная работа по предмету Детская литература
Контрольная работа по Детской литературе.docx

Министерство науки и  высшего образования Российской Федерации

 

 

 

 

Факультет экономики и права

 

Кафедра педагогического образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Детская литература»

 

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

__________

«___»___________2021г.

 

Исполнитель

студент группы

 _____________

 «___»___________2021г.

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………….……..3

1) Значение детской литературы первой половины XIX века в обучении и воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………5

2) Связь детской литературы с педагогикой и психологией……………..10

3) Основные требования к литературному произведению для детей дошкольного возраста……………………………………………………………..12

Заключение ………………………………………………………………….13

Задание 2 …………………………………………………………………….14

Список использованных источников ………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

За счёт этого процесса человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать  этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию), мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке. Согласно психологическим исследованиям, структура образного мышления представляет собой пересечение пяти основных подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической, композиционной. Указанные подструктуры мышления существуют неавтономно, а пересекаются. Поэтому возникает заманчивая идея так развивать образное мышление детей, чтобы не «ломать» его структуру, а максимально использовать ее в процессе обучения, сделав последнее гуманизированным.

Интерес к проблеме образного мышления как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже 19-20 вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции образного мышления (С.Д. Владычко, Ф. Матвеева, Л.Л. Мищенко). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширялись, разрабатывались методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию образного мышления, рассматривались вопросы взаимоотношения образного мышления с другими познавательными процессами.

Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие образного мышления в онтогенезе (А.Я. Дудецкий, Г.Д. Кириллова, Д.Б.Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е.И. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.).

Существенное значение в развитии и функционировании образного мышления имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления образного мышления всегда отводилось должное место в работах таких психологов как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн.

Знание произведений различных жанров фольклора развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь обучающихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.

Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении

 

1) Значение детской литературы первой половины XIX века в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

 

 

Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к Родине, к природе. Следовательно, детскую художественную литературу можно считать основным источником воспитания, несущим в себе большой воспитательный и развивающий потенциал.

Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном развитии. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художественной литературой у детей формируются основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, предоставляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности.

Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, успехами, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения, дает знания о моральных качествах человека. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус.

Художественные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги должны обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

В дошкольном возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому педагоги должны построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе.

Подбираемый для занятий материал должен быть ярким, весёлым, увлекательным, доступным для понимания ребёнка. В процессе образовательной деятельности дети должны понять, что интересным может быть не только сюжет произведения, но и сам процесс размышления над прочитанным; что восхищаться можно не только поступком героев книг, но и мастерством писателя или поэта, радоваться яркому, точному слову, которое нашел автор. Вглядываясь в текст и оценивая поступки героев, необходимо учить детей всматриваться в себя, в своё отношение к окружающим людям. Художественный текст сообщает читателю не только определённые сведения о жизни, мире, о прошлом и будущем, но и создаёт образы людей, изображая их в течение всей жизни. Отбор произведений строится по принципу «доступности» и с учётом возрастных особенностей. По возможности отбор произведений осуществляется по принципу интереса детей, с образами, вызывающими эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно: с одними дети знакомятся на занятиях, с другими – в процессе игр, бытовых ситуациях, в свободной и совместной деятельности. Выразительное чтение – это не просто умение, а мастерство, оказывающее влияние на всестороннее воспитание детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому. Слушая произведения в выразительном чтении, он влюбляется в художественные тексты, ему хочется воспроизвести их также с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, компьютерными играми, нежели чтением книг. Интерес детей к книгам пошел на убыль; дети редко посещают библиотеки. Над этой проблемой прежде всего должны задуматься родители. Взрослым необходимо понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стихи, показывать яркие иллюстрации. Следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли. В процессе слушания и обсуждения прослушанного у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, сформированными как личность.

Таким образом, детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью. Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

 

2) Связь детской литературы с педагогикой и психологией.

 

Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник».

Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.

Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народны литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человече общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов.

Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначалась в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать и о баснях Крылова, отдельных лирических произведениях Лермонтова.

Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.

Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.

Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.

Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.

В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.

Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.

Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники.

 

3) Основные требования к литературному произведению для детей дошкольного возраста

 

 Воспитателю дошкольного учреждения необходимо хорошо знать русский и зарубежный фольклор, русскую и зарубежную детскую литературу и детское чтение, а также иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку. Быть компетентным в вопросах детской литературы и книгоиздательства.            

В своем труде «Человек как предмет воспитания»   К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, и строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…  Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великим духовными требованиями. На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает и то время, в которое живет читатель. Его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения ребенку необходимо думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности»

При отборе литературы для детей дошкольного  возраста необходимо исходить из следующих принципов: психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные.                          

К психологическим принципам относятся:

1                    Учет возрастных особенностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

2                    доступность литературного произведения;

3                    учитываются особенности внимания, памяти,  мышления, круг интересов детей, их   жизненный опыт.

Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать  психологические особенности восприятия, воображения.

К педагогическим принципам относятся:

1                    Доступность;

2                    Наглядность;  

3                    занимательность, динамичность сюжета;      

4                    Воспитательная ценность произведений.

Доступность – это когда ребенок понимает текст и содержание произведения. И в то же время книга должна быть интересна детям. При выборе литературы воспитатель должен учитывать соответствие выбранной литературы психологическому и интеллектуальному развитию ребенка.      

Наглядность – это ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей, затрудняющих восприятие. Ярко иллюстрированные книги очень нравятся детям. Красочные иллюстрации дают возможность понять, о чем говорится в книге. Некоторые дети, разглядывая картинки начинают придумывать продолжение сказки или рассказывать свои истории.            

 К.Д. Ушинский писал: «Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка… Детская природа ясно требует наглядности»         

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображения животных, людей, предметного мира максимально реалистично. Желательно при выборе литературы выбирать те книги, где есть портрет автора. Рассматривание портрета поможет детям настроиться на восприятие произведения.

Занимательность и динамичность сюжета. Динамичное развитие событий в отобранных произведениях и увлекательность сюжета является существенным.           

Воспитательная ценность произведения – это позитивное воздействие текста на ребенка и формирование у него нравственных качеств. Литературный материал для чтения детям должен быть высокохудожественным, тогда воспитательное воздействие произведения будет более действенным и результативным. Частое чтение литературных текстов, умелое сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира. Учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.            

К литературоведческим принципам относятся:

1                    Наличие в книгах для детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма;

2                    наличие малых жанров фольклора: детские песенки, потешки, художественная литература;

3                    разнообразие жанров, как фольклорных (народные сказки, пестушки,  небылицы перевертыши) так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, рассказы).

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. 

Историко-литературные принципы. Читательский кругозор ребенка необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Также можно использовать современную детскую литературу прошедшую читательский отбор.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены темы:

1                    тема детской игры игрушки; 

2                    тема природы, животного мира, тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе;

3                    тема семьи, долга перед родителями, родственниками;

4                    тема детства; тема чести и долга;

5                    тема войны;

6                    историческая тема и многие другие.

Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание,  но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.       

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен,  которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это   не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит , что взрослый подбирающий литературу для чтения детям, обязан, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Следует, также помнить о сезонном  принципе в подборе литературы  для чтения, ибо в жаркую летнюю  пору читать о том, как «белый  снег пушистый падает-кружится», неуместно.           

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями,  несущие вечные ценности добра, справедливости,  равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально,  говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать,  что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать  над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить  его ум и душу.

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет  эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением художественно-эстетическое развитие. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который начинается в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном  (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации,  в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности человека являются:

1                    формирование  круга детского чтения;

2                    организация процесса чтения.

При формировании круга детского чтения воспитателям и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребёнка (социально-личностного,  познавательно -речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами ( по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучении литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения – систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение её с непосредственным интересом и увлечением. Формирование целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); приобщение к словестному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе). Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире.  Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире. Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное развитие ребёнка.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, небылички, подговорки,  басенки. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками.

Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая печатная славянская «Азбука» Ивана Фёдорова с подзаголовком «Начальное учение детям, хотящим разумети писание» (1574 г.)

 

 

Начало славянской книжной культуры было положено братьями Кириллом (826-869) и Мефодием (820-885). Греки родом из Македонии, они несли византийское вероучение в земли южных славян, оттуда и попали в земли Древней Руси первые книжные знания. Кирилл и Мефодий перевели Библию, книги для церковного служения.

Для переводов братья создали в 863 г. славянскую азбуку, которую назвали кириллицей.

До начала истории детской литературы еще далеко, но важнейшая ее традиция -следование учительской цели - уже была заложена.

Литература Киевской Руси складывалась с конца X в. до середины XIII в. В киевском периоде не выделен ни один «детский» текст. Вероятно, круг чтения взрослых и детей был общим.

В первую очередь человек учил Азбуку, то есть славянский кириллический алфавит.

Из книг Кирилла и Мефодия на Руси долгое и широкое распространение получило недельное Священное Писание (Евангелие, приспособленное для богослужебного календаря).

И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (Псалтырь - сборник изречений, притч из Ветхого Завета). Долгие годы она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой.

Отдельные псалмы и фрагменты заучивались наизусть, выводили из нее пословицы.

Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги - Библии, были этапными ступенями к постижению универсальной концепции космоса и человечества.

Грамотность широко распространилась среди русичей. Грамотные люди (их называли «букварями») пользовались большим уважением, а книга была предметом особого культа.

Возникновение русской литературы для детей приходится на XVв., когда сформировалось представление о детстве как особенной, важной поре в жизни человека.

Происходят качественные изменения в культуре: В Европе начинается закат рукописной книги и получает широкое распространение печатная книга.

Тогда же в древнерусской литературе появляются первые ростки беллетристики - произведения с занимательным сюжетом, свободные от религиозной тематики. Начинается долгий процесс секуляризации культуры; то есть разделение на культуру светскую и культуру церковно-религиозную.

В 1574 г. во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «Азбуку», дав ей подзаголовок «Начальное учение детям, хотящим разумети писание». Азбука Федорова имела традиционное для рукописных книг построение: книга небольшого формата делилась на три части. В первой помещались алфавит и начальные упражнения для чтения; вторая часть содержала сведения по грамматике; а третья служила хрестоматией, в ней помещались тексты для чтения.

Среди дошедших до нас первопечатных книг второй половины XVI в. известно двенадцать детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками или грамматиками.

Развитие русской детской литературы в XVII веке, происходило на фоне больших
перемен. Московская Русь объединялась и отодвигала границы в Сибирь и в южные
степи. Реформы патриарха Никона раскололи церковь и верующих. Усилилось влияние
иностранцев на столичное общество. Набирала силу светская культура. Литературный
процесс шел в направлении от учебно-просветительской литературы к сочинениям
художественной и научно-познавательным.

Книги для обучения чтению и письму предназначались детям младшего возраста. Они были двух типов:

-  азбуки - книги для чтения, писавшиеся полууставом и переплетенные, и азбуки - прописи, писавшиеся скорописью на листах, склеенных в свиток.

Среди полусотни книг для детей, сохранившихся с тех времен, встречаются и такие, которые не связаны с учебными задачами, а предназначены скорее для развлечения и поучения. Их читатели дети среднего возраста, овладевшие грамотой.

В 30 - 40-х годах XVII в. зарождается поэзия для детей. Первым детским поэтом был Савватий - справщик московского Печатного двора и учитель детей знатных москвичей. Савватий принял участие в подготовке печатной азбуки, вышедшей в 1634 г. и названной учеными азбукой В.Ф. Бурцева. В ней Савватий и поместил свои стихи (Вирши). Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлениями о хорошей учебе, трудолюбии и послушании.

Начинает свое становление проза для детей. Перерабатывается и адаптируются русские воинские повести: «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Февронии». Крупнейший писатель XVII в., богослов, просветитель и педагог Симеон Полоцкий (1629 - 1680 гг.). В числе его учеников были дети царя Алексея Михайловича - будущий царь Федор и царевна Софья. Самые значительные труды Симеон Полоцкий, посвятил «юным и старым». Дело Симеона Полоцкого продолжил поэт и просветитель Карион Истомин. Он преподавал в Школах и был придворным поэтом и ритором, но мечтал сделаться придворным учителем. В своих стихах он наставлял царских детей, в том числе маленького Петра, наследника престола, чтить свободную науку.

Реформы Петра I (1672 - 1725) придали его царствованию преобразований в европейском духе, но при этом нанесли урон национальной самобытности, в том числе и древнерусской литературе.

В годы правления Петра книг было издано больше чем с начала книгопечатания, но это были в основном переводы книг по точным наукам, военному делу, строительству, ремеслам.

Хотя именно в этот, период россияне знакомятся с шедеврами европейской беллетристики - сказками Шарля Перро, романами «Дон Кихот» Сервантаса, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Гаргантюа и Пантегрюэль» Ф. Рабле, в 1719 г. появляется первая часть романа Д. Дефо о Робинзоне Крузо, ставшая одной из лучших в мире детских книг.

Самая известная светская книга петровского времени - «Юности честное зерцало» или Показания к житейскому обхождению (1717, пер. с нем.) - это сборник правил поведения при дворе для юношей и девиц.

В детях видели будущих государственных работников, от детских книг ждали пользы, а не развлечений или религиозного просвещения. Нравственная проповедь, привычная в древних книгах, уступает место уставу придворного этикета и правилам карьеры.

Просветитель, сподвижник Петра, Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.) написал для детей «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам», - еще один свод назиданий и правил для детей.

Середина XVIII в. особенно скудна на детские книги. Некоторый подъем наметился только в пору правления Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Просвященная императрица хорошо разбиралась в европейской философии и литературе своего времени, сама написала около 5 тыс. разнообразных сочинений, в том числе педагогические статьи и детские сказки.

В русской истории XVIII в. вопросы воспитания и образования, ума и «слабоумия» были ключевыми, так как дворянское сословие раскололось на старинное, гордящееся своим еще «допетровским» умом, и новое, выше знатности ставящее величие души и просвещенный разум.

Д.И. Фонвизин (1745 - 1792 гг.) восприемник идей Вольтера, посвятил этим вопросам лучшую свою комедию, «Недоросль» (1782 г.), а также неоконченную комедию «Выбор гувернера» (1790-1792 гг.). Он утверждал, что аристократическая спесь родителей в сочетании с их варварским умом - наихудшие условия для развития детей, образы которых он рисовал с беспощадностью злого карикатуриста (10 летний князь Василий, Митрофанушка).

Н.И. Новикову (1744 - 1818 гг.), непримиримому критику Екатерины II, просветителю, писателю и издателю сатирических журналов, принадлежит честь организации первого в России журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Журнал выходил с 1785 по 1789 год еженедельно, как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости», и был адресован детям от 6 до 12 лет. Тут были и познавательные статьи по разным отраслям знания, и повести, рассказы, пьесы, сказки и забавные истории, а также басни, загадки, остроумные шутки, написанные правильным разговорным языком, эмоционально и живо. Журнал заложил важнейшие традиции отечественной детской периодики: энциклопедизм в сочетании с художественностью, уважение, доверие к сознанию ребенка, правдивость и оптимистичный тон.

Н. М. Карамзин (1766 - 1826 гг.) известен, прежде всего, как крупнейший историк и глава русского сентиментализма (литературные направления рубежа XVII - XVIII вв.; согласно идеям сентиментализма, чувствительное сердце выше рассудка). Для детей Карамзин написал или перевел около 30 произведений, большая часть которых появилась на страницах новиковского «Детского чтения для сердца и разума».

_ Отличительные черты поэзии и прозы Карамзина - идеализация человека и поэтизация природы, нежность и теплота в изображении внутреннего мира героев и их нравственных отношений.

В его стихах, повести «Евгений и Юлия» и др. произведений для детей воспеваются благородная дружба, чистая любовь, красота природы и человека. Среди сказок для маленьких детей выделяется «Дремучий лес» (1795), произведение, напоминающее «страшные» сказки. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) была одним из популярных произведений детского и юношеского чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст] : учеб. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.- 8-е изд,, испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с. -. - Библиогр.: с. 554-559. - ISBN 978-5-7695-9304-8.

2 Русская детская литература XX века  / А.Н. Мешалкин, А.Р. Лопатин. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2014. – 311 с. ISBN 978-5-7591-1434-4. – Режим доступа: http:// biblioclub.ru/

3 Бочаева Н. Г. Русская литературная сказка XIX века : практикум по детской литературе   / Бочаева Н. Г. - ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – Режим доступа: http:// biblioclub.ru/

4 Ерофеева Н. Е. Творчество К. Грэхема. Взрослый взгляд на детскую литературу    / Ерофеева Н. Е., Пасечная И. Н. - Изд-во ОГТИ, 2016.

5 Алехина, Е. Детская литература. Истоки / Е. Алехина // Дошкольное воспитание, 2011. - N 1. - С. 53-58.

6 Ильчук, Н. П. Книги нашего детства : Шарль Перро "Волшебные сказки" / рис. Г. Доре, Б. Дехтерева // Ребенок в детском саду, 2009. - N 1. - С. 89-95.

7 Максимова, С. Детская литература как источник знаний о ребенке и психологии детского возраста / Максимова, С. // Детский сад от А до Я, 2009. - №3. - С.23-29.

8 Астафьев, А. Ю.  Окказионализмы в стихотворениях В. В. Маяковского для детей / А. Ю. Астафьев // Русская речь, 2012. - № 3. - С. 22-25.

9 Шаин, Е. Г.  Опыт использования художественных произведений / Шаин Ефим Григорьевич // СОТИС - социальные технологии, исследования, 2011. - № 2. - С. 54-58.

10 Чуковская, Е. Ц.  Вспоминая Чуковского / Елена Цезаревна Чуковская, Евгения Викторовна Иванова; [беседовала] Марианна Рысцова // Студенческий меридиан, 2012. - № 7. - С. 59-61

11 Казымоглы М. Народные шутки: некоторые терминологические трудности // Исследования устной народной литературы Азербайджана. Т. XVI, Баку: Седа, 2005, с. 94–102. Пашаев Г. Жанры Керкукского фольклора. Баку: Наука, 2003, 320 с. Тахмасиб М. Х. Азербайджанские народные дастаны (средние века). Баку: Наука, 1972, 398 с.




 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Содержание Введение ………………………………………………………………

Содержание Введение ………………………………………………………………

Введение За счёт этого процесса человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет

Введение За счёт этого процесса человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет

Значение детской литературы первой половины

Значение детской литературы первой половины

В дошкольном возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок

В дошкольном возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок

В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому

В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли

Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли

Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения

Произведения, отбираемые для детского чтения должны способствовать расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир…

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает все необычное, поэтому любимым жанром детей становятся стихотворные сказки: дети легко переносятся в вымышленный мир…

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех…

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех…

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям

Первая печатная славянская «Азбука»

Первая печатная славянская «Азбука»

Азбука Федорова имела традиционное для рукописных книг построение: книга небольшого формата делилась на три части

Азбука Федорова имела традиционное для рукописных книг построение: книга небольшого формата делилась на три части

В своих стихах он наставлял царских детей, в том числе маленького

В своих стихах он наставлял царских детей, в том числе маленького

Тут были и познавательные статьи по разным отраслям знания, и повести, рассказы, пьесы, сказки и забавные истории, а также басни, загадки, остроумные шутки, написанные правильным…

Тут были и познавательные статьи по разным отраслям знания, и повести, рассказы, пьесы, сказки и забавные истории, а также басни, загадки, остроумные шутки, написанные правильным…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022