Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Факультет экономики и права
Кафедра педагогического образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Математика"
|
|
Руководитель работы: |
|
|
_____________ |
|
|
«_____» ____________2019г. |
|
|
Выполнил студент группы: |
|
|
_____________ |
|
|
«______» ___________2019г. |
2019 год
Задание 1.Дана матрица А и многочлен F(х)= х -1 + 3х2 - 5х + 7. Вычислите F(А):
2в. A=
|
|
|
Вычислим
1)
2)
3)
4)
Задание 2. Вычислить алгебраическое дополнение ; определитель , разложив его по элементам - строки; разложив его по элементам - столбца, предварительно получить нули.
2.в
|
|
|
Решение:
1) Вычислим определитель, предварительно получив нули третьей строке
Умножим элементы первого столбеца на (-2) и сложим с элементами второго столбца, получим
Умножим элементы первого столбеца на (-2) и сложим с элементами четвертого столбца, получим
Вычислим определитель, разложив его по строке
2) Вычислим определитель, предварительно получив нули во втором столбце
Умножим элементы первой строки на (-2) и сложим с элементами третьей строки, получим
Умножим элементы первой строки на (-4) и сложим с элементами четвертой строки, получим
Вычислим определитель, разложив его по столбцу
Задание 3.Найти общее решение для каждой из данных систем и проанализироватьее структуру (указать базис пространства решений однородной системы, установить размерность пространства, выделить частное решение неоднородной системы).
2в.
|
|
|
Решение:
1)
Теорема Кронекера-Капелли: Система совместна тогда и только тогда, если ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы
Найдем ранг матрицы системы
С помощью элементарных преобразований приведем ее к виду трапеции:
1 шаг: умножим первую строку матрицы на (-2) и прибавим ко второй, получим:
2 шаг: умножим первую строку матрицы на (-1) и прибавим к третьей, получим:
Очевидно, что ранг матрицы ,следовательно система не совместна, , .
Система при является неопределенной.
Пусть - базисная неизвестная, - свободные неизвестные. Заменим исходную матрицу системой
Пусть , тогда ,
пусть , тогда ,
пусть , тогда ,
Получена фундаментальная система решений
; ;
Общее решение системы можно записать в виде:
, где - любые произвольные числа.
2)
Найдем ранг матрицы системы
С помощью элементарных преобразований приведем ее к виду трапеции:
1 шаг: умножим первую строку матрицы на (-3) и прибавим ко второй, получим:
3 шаг: умножим первую строку матрицы на (-2) и прибавим к третьей, получим:
;
4 шаг:умножим вторуюстроку матрицы на (-1) и прибавим к третьей, получим:
;
Очевидно, что ранг матрицы ,следовательно система не совместна, , .
Система при является неопределенной.
Пусть ,- базисные неизвестная, - свободная неизвестная.
Заменим исходную матрицу системой
Пусть , тогда ,
пусть , тогда ,
Получена фундаментальная система решений
;
Общее решение системы можно записать в виде:
, где - любые произвольные числа
Задание 4.Даны координаты вершин треугольника АВС. Найти а) уравнение медианы и ее длину, уравнение высоты и ее длину, уравнение биссектрисы, проведенных из вершины С; б) уравнение прямой параллельной стороне АВ; в) угол А. Выполнить чертеж.
2 в. А (-3; -7); В (2; 5); С (-2; 8).
|
Решение:
1. Длины сторон определим по формуле
2. Уравнение сторон
а) уравнение медианы и ее длину, уравнение высоты и ее длину, уравнение биссектрисы, проведенных из вершины С;
Медиана
Для нахождения уравнения медианы СМ найдем координаты точки М (середина отрезка АВ)
.
Уравнение медианы СМнайдем используя формулу для уравнения прямой, проходящей через две заданные точки. Медиана СМ проходит через точки С (-2; 8) и
Найдем длину медианы, как расстояние между двумя точками С (-2; 8) и
, имеем
Высота
Для нахождения уравнения высоты СN найдем ее угловой коэффициент из условия перпендикулярности прямых СN и АВ.
Для стороны АВ имеем уравнение
Имеем .
Теперь используя формулу уравнения прямой, проходящей через заданную точку , составим уравнение высотыпроходящей через заданную точкуС (-2; 8)
Длину высоты СNнайдем по формуле- расстояние от точки С до прямой
Имеем .
Биссектриса
Угол тупой
Тангенс угла наклона ВС равен
Биссектриса проходит через точку С (-2; 8) , тогда по формуле
б) уравнение прямой параллельной стороне АВ;
Уравнение прямой параллельной АВ определим по формуле
, где
в) угол А
внутренний угол А определим по формуле
Уравнение
Уравнение
Угол между двумя прямыми, заданными уравнениями с угловыми коэффициентами и вычислим по формуле
Выполним чертеж
Задание 5.Даны координаты вершин пирамиды. Средствами векторной алгебры найти:
1) объем пирамиды А1 А2 А3 А4;
2) длину ребра А2 А3;
3) площадь грани А1 А2 А3;
4) угол между ребрами А1 А2 и А1 А4;
5) угол между гранями А1А2А3 и А1А2А4;
6) уравнение высоты, проведенной из вершины А4 на грань А1А2А3 и ее длину.
7) выполнить чертеж.
2 в. А1 (4; 2; 5); А2 (0; 7; 2); А3 (0; 2; 7); А4 (1; 5; 0);
Решение:
1) объем пирамиды найдем по формуле:
, где – смешанное произведение векторов, исходящих из вершины пирамидыА1(4; 4; 10), которое вычисляется с помощью определителя, составленного из координат этих векторов. Найдем координаты векторов:
; ;
2) длину ребра
Длину ребра определим по формуле
3) Найдем площадь грани A1A2A3
;
Векторное произведение:
4) угол между ребрами А1 А2 и А1 А4
Найдем угол между ребрами ;
5) угол между гранями А1А2А3 и А1А2А4
Уравнение плоскости найдем как уравнение прямой проходящей через три данные точки А1 (4; 2; 5); А2 (0; 7; 2); А3 (0; 2; 7)по формуле:
- уравнение плоскости , ее нормальный вектор имеет координаты
Уравнение плоскости найдем как уравнение прямой проходящей через три данные точки А1 (4; 2; 5); А2 (0; 7; 2); А4 (1; 5; 0)
по формуле:
- уравнение плоскости , ее нормальный вектор имеет координаты
6) уравнение высоты, проведенной из вершины А4 на грань А1А2А3 и ее длину.
Прямая, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и перпендикулярная плоскостиимеет направляющий вектор (A;B;C).
Уравнение плоскости A1A2A3: , координаты точки А4 (1; 5; 0)
Длина высоты пирамиды, проведенной из вершины А4 (1;5;0).
Расстояние d от точки M0(x0;y0;z0) до плоскости равно абсолютному значению величины:
Уравнение плоскости A1A2A3: , координаты точки А4 (1; 5; 0)
Чертеж
Задание 6 Найти область определения и построить графики функций.
2в |
а) б) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение:
а)
Требуется найти область определения функции, для этого нужно знать области определения элементарных функций
Так как область определения элементарной функции , то данной функции ,.
б)
Требуется найти область определения функции, для этого нужно знать области определения элементарных функций
Так как область определения элементарной функции , то данной функции , .
Задание 7Найдите пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя
2 в. а) ; |
в) |
д) |
б) |
г) |
Решение:
а)
Имеем неопределенность . Раскроем эту неопределенность, поделив числитель и знаменатель дроби на :
б)
Имеем неопределенность . Раскроем неопределенность применяя первый замечательный предел
в)
г)
Имеем неопределенность . Раскроем эту неопределенность, используя второй замечательный предел
д)
Задание 8Найти точки разрыва функции и установить их характер. Укажите односторонние пределы в точках разрыва. Построить график функции
2 в. |
Решение:
Функция определена на всей числовой оси. Но из этого не следует, что она и непрерывна на всей числовой оси, так как эта функция неэлементарная; она задана двумя различными формулами для различных интервалов изменения аргумента и может иметь разрыв в точках
Исследуем функцию в точке , для этого найдем
Функция определена, пределы слева и справа существуют и равны, следовательно в точках функция непрерывна;
График
Задание 9Найти производные первого порядка данных функций
2 в. а) ; б); в) ; г) ; д) ;
Решение:
а)
б)
в)
г)
д)
Задание10 Построить график функции у=f(x), используя общую схему исследования функции
2 в.
|
Решение:
1. Элементарные исследования
1)
2)
не симметрична; нечетная, ни нечетная.
3) предельное значение
4) существование асимптот:
а) вертикальных асимптот нет
б) - горизонтальная асимптота
в)
- наклонных асимптот нет
5) определить точки пересечения с осями координат:
Пересечения с осью Оx: ,
(0;-2) – точка пересечения с осью Оy
2. Исследования графика с помощью I производной
1)
2) точки подозрительные на экстремум
|
|
|
|
|
|
|
- |
0 |
+ |
0 |
- |
|
|
|
|
|
3)
– максимум
– минимум
- график функции убывает
- график функции возрастает
3. Исследования графика с помощью II производной
1)
2) Точки подозрительные на перегиб
|
|
|
|
|
|
- |
+ |
- |
+ |
|
|
|
|
|
3)
- график вогнутый
- график выпуклый
4. По проведенным исследованиям строим график
Задание 11.Изобразить комплексные числа z1,z2 на комплексной плоскости. Произвести указанные действия над комплексными числами и записать результаты в алгебраической, показательной и тригонометрической формах:
1) ; 2) ; 3) 4) .
2в |
|
=
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Стойлова, Л.П. Математика: учебник для студ. учр. высш. проф. образования / Л. П. Стойлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с. – (Сер. Бакалавриат). – ISBN 978-5-7695-7970-7
- Редькин, Н.П. Дискретная математика : учебник [Электронный ресурс]. / Н.П. Редькин. - Москва : Физматлит, 2009. - 263 с. - ISBN 978-5-9221-1093-8;
- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75709.
- Судоплатов, С.В. Дискретная математика : учебник [Электронный ресурс]. / С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова. - 4-e изд. - Новосибирск : НГТУ, 2012. - 278 с. - (Учебники НГТУ). - ISBN 978-5-7782-1815-4; - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135675.
5.2 Дополнительная литература
- Грес, П.В. Математика для гуманитариев: Общий курс: методическое пособие [Электронный ресурс]/ П.В. Грес . 2-е изд., перераб. и доп. –Москва: логос, 2009.-288с.-(Новая университетская библиотека).– ISBN 978-5-98699-113-9; Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89783
- Пенчанский, С.Б. Основы начального курса математики в примерах и задачах : учебное пособие / С.Б. Пенчанский. - Минск : РИПО, 2018. - 240 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-503-830-7 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497498
- Ельчанинова, Г.Г. Элементарная математика : учебное пособие [Электронный ресурс]. / Г.Г. Ельчанинова, Р.А. Мельников ; Минобрнауки РФ, Елецкий гос. университет им. И.А. Бунина. - Елец : Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2016. - Ч. 4. Геометрия. Начальные сведения. Треугольник. - 93 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-94809-852-4. - ISBN 978-5-94809-853-1 (ч. 4) ; - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498154
- Бережной, В.В. Дискретная математика : учебное пособие [Электронный ресурс]. / В.В. Бережной, А.В. Шапошников ; Минобрнауки РФ, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 199 с. : ил. - Библиогр. в кн. ;– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466802
- Пенчанский, С.Б. Основы начального курса математики в примерах и задачах : учебное пособие [Электронный ресурс]. / С.Б. Пенчанский. - Минск : РИПО, 2018. - 240 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-985-503-830-7 ;– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497498
- Баженова, Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по выбору для студентов специальности 0500201 - Математика : учебное пособие [Электронный ресурс]. / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева. - 4-е изд., стер. - Москва : Издательство «Флинта», 2017. - 89 с. : табл., граф., схем. - ISBN 978-5-9765-1411-9; Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103321.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.