Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.07.2018
Содержание
I. Психологические особенности детей разного возраста_________3-4 стр.
II.Основные формы и методы работы классного руководителя, для эффек-тивного развития ребёнка исходя из его
индивидуальных особенностей________________ 5-11 стр.
III.Ролевые позиции в педагогическом общении (по Э.Берну)_____12 стр.
IV.Характеристика отношения педагога к учащемуся с точки зрения тран-сактного анализа_______________________________________ 13-14 стр.
V. Список используемой литературы_________________________ 15стр.Содержание
I. Психологические особенности детей разного возраста_________3-4 стр.
II.Основные формы и методы работы классного руководителя, для эффек-тивного развития ребёнка исходя из его
индивидуальных особенностей________________ 5-11 стр.
III.Ролевые позиции в педагогическом общении (по Э.Берну)_____12 стр.
IV.Характеристика отношения педагога к учащемуся с точки зрения тран-сактного анализа_______________________________________ 13-14 стр.
V. Список используемой литературы_________________________ 15стр.
Муниципальное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Контрольная работа
«Использование личностных особенностей ребёнка
в работе классного руководителя»
Орлова Татьяна Васильевна
Автор: учитель истории МОУ СОШ №1
г.о.ОреховоЗуево
1 февраль 2015 г.
Содержание
I. Психологические особенности детей разного возраста_________34 стр.
II.Основные формы и методы работы классного руководителя, для
эффективного развития ребёнка исходя из его
индивидуальных особенностей________________ 511 стр.
III.Ролевые позиции в педагогическом общении (по Э.Берну)_____12 стр.
IV.Характеристика отношения педагога к учащемуся с точки зрения
трансактного анализа_______________________________________ 1314
стр.
V. Список используемой литературы_________________________ 15стр.
2 I.
Психологические особенности детей разного возраста
Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных
особенностей детей, уровня их развития; учитывает, что учебная деятельность,
общение и учебнопрофессиональная деятельность есть основные виды
деятельности ребенка в «школьном онтогенезе». Однако этого недостаточно
Психологические особенности детей 1112 лет (56 классы)
Переход из начальной в среднюю школу несет с собой не только
усложнение характера учебной деятельности, но и сдвиги в психическом и
социальном развитии.
Особое значение приобретают периоды, связанные с переходом ребенка в
новые для него структурнопространственные условия (это переход из
учреждений дошкольного образования в школу, из классов 1й ступени во 2ю.
Это сложные периоды в жизни развивающегося человека, характеризующиеся
отсутствием социального опыта в новых условиях. Недооценка важности этой
проблемы может привести к замедлению процесса раз вития ребенка,
возникновению «комплексов неполно ценности», различным видам фобий,
девиантному по ведению.
Поэтому проблема преемственности в работе школы имеет особое
значение. Современный анализ педагогического опыта позволяет говорить о
преемственности как Двустороннем процессе. В этом случае на предыдущей
сту пени развития сохраняется ее самоценность и формируются личностные
качества, служащие основой на новой ступени развития. В то же время новая
ступень не начинает работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и
развивает накопленный потенциал.
В младшем подростковом возрасте резко возрастает значение коллектива,
его мнения, отношений с товарища ми, оценки поступков и действий.
Младший подросток стремится завоевать авторитет в глазах сверстников, за
нять достойное место в коллективе. У младших подрост ков заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости.
Формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим
их людям и к самому себе, стремление разобраться в своих качествах и
поступках. Однако дети еще не могут достаточно пол но проанализировать
свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают
чувство не уверенности.
Психологические особенности детей 1315 лет (79 классы)
У старших подростков 1315 лет (79 классы) активизируется
формирование собственной точки зрения на отношения между людьми, на
моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди
3 сверстников и взрослых. Подростки перестают принимать все на веру, У них
проявляется желание жить и действовать «как взрослые». У старших
подростков складываются собственные личные моральные установки и
требования, которые и определяют характер их взаимоотношений со
сверстника ми и взрослыми.
Это период интенсивного полового раз вития (пубертатный период),
который характеризуется резкими противоречиями в характере,
необузданностью же ланий, проблемами индивидуализма, стремлением
противостоять влиянию окружающих, но вместе с тем поддержкой любых
(даже отрицательных) поступков референтной группы, при этом возникает
ложное чувство единения с группой.
Учитель уже не является столь авторитетной фигурой для подростка как в
прежние годы. Его кумиром становится «киногерой», «эстрадная звезда»
известный спортсмен, авторитетный сверстник.
Возникновение у подростка собственных моральных требований и
установок имеет и еще одно следствие: он начинает предъявлять требования и
к самому себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что
подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может этим
требованиям соответствовать. Это может порождать у него чувство
неуверенности, неудовлетворенности собой.
Психологические особенности детей 1617 лет (1011 класс)
Учащиеся 1011 классов попадают в ситуацию новой социальной позиции
старших школьников, что в свою очередь становится областью
психологических трудностей.
Необходима специальная работа по
преемственности в обучении. Работа по преемственности со старшими
школьниками в большей степени связана с подготовкой их к восприятию
нового пространства в своей жизни через специально организованные учебные
занятия, уроки по психологии, встречи с представителями других профессий,
взаимодействие с ВУЗами и т.д. Такое понимание преемственности позволяет
реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системы.
Специальная готовность на старшей ступени связана с освоением
специфики учебных предметов старшей сред ней школы, углублением знаний
по предметам и специализации и выбором будущей профессии для перехода
из школы в ВУЗ или профессиональную практическую сферу. У ребят
изменяются приоритеты,
актуальным становится общение с
противоположным полом, создание микрогрупп, в состав которых входят
юноши и девушки. Подготовка для поступления в ВУЗ отдаляет учащихся
(особенно в 11 классе) от активного участия в жизни класса и школы.
Таким образом, зная задачи развития для данного возраста и
последующих этапов, педагог создает соответствующие условия для
эффективного развития ребенка исходя из его индивидуальных
4 особенностей, тем самым способствует развитию индивидуально
заданных характеристик личности, саморазвитию ребенка.
II.Основные формы и методы работы классного руководителя,
для эффективного развития ребёнка исходя
из его индивидуальных особенностей
Деятельность классного руководителя многоёмка и многообразна, круг
обязанностей очень широк. Если учитель вводит ребенка в науку, то классный
руководитель вводит детей в жизнь. Профессиональное назначение классного
руководителя – прослеживать индивидуальное становление личности
маленького человека, входящего в мир современной культуры и уже сейчас
живущего в мире современной культуры.
Многообразие и сложность обязанностей классного руководителя
требует научной разработки и глубокого осмысления методики его работы.
Деятельность по изучению учащихся.
Изучение учащихся классным руководителем связано с выполнением
когнитивнодиагностической функции. Проведение воспитательной работы
немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Незнание этих особенностей зачастую может служить причиной
педагогических ошибок и просчетов.
Для изучения учащихся классный руководитель может использовать целую
систему методов:
5 повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в
процессе учебных занятий и внеурочной работы;
диагностические беседы;
ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся;
посещение учащихся на дому;
рейтинг;
метод компетентных оценок;
различные методы экспериментального изучения учащихся
(констатирующий, естественный, преобразующий и контрольный
эксперименты).
А.С.Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения
учащихся (и многие классные руководители это делают), регулярно
фиксировал важнейшие факты их поведения, отмечал тенденции их развития
и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
Работа по созданию и воспитанию ученического коллектива
Создание ученического коллектива нужно начинать со знакомства с
учащимися. Приступая к работе с классом, необходимо познакомиться с
личными делами учащихся, побеседовать с учителями, проанализировать
динамику успеваемости по классному журналу за прошедший год и составить
общее представление о положительных сторонах учеников и недочетах в их
работе и поведении, определить важнейшие подходы к организации
воспитательного процесса.
Далее эта работа должна основываться на тех методиках и педагогических
технологиях, на которых основано воспитание ученического коллектива. В
6 частности, большое значение имеет умелое предъявление требований к
учащимся, а именно: ознакомление их с первого дня занятий с правилами и
нормами поведения на уроках и переменах, тактичное приучение к
соблюдению этих правил, осуществление контроля за поведением и т.д.
Существенное значение имеют подбор и формирование органов
самоуправления в классе, выделение ответственных за отдельные участки
работы и затем проведение их инструктирования и оказание практической
помощи в выполнении возлагаемых на них обязанностей. Налаженная работа
самоуправления и деятельность актива в классе будет служить надежной
поддержкой усилий классного руководителя в сплочении учащихся,
организации их совместной работы и формировании здорового
психологического микроклимата.
Исключительно важно использовать методику постановки увлекательных
перспектив и стимулировать учащихся к различным видам совместной
деятельности: проведение содержательных дискуссий, встреч с известными
людьми, организация "часов поэзии" и т.д.
Содержательная внеклассная работа создает основу для накопления
положительных традиций в классе, что в свою очередь обогащает жизнь
коллектива и создает предпосылки для его сплочения
Работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся,
организации их трудовой деятельности и нравственному воспитанию.
Классный руководитель не несет непосредственной ответственности за
успеваемость по тем предметам, которые ведут другие учителя, но ему
следует использовать возможности внеклассной работы для стимулирования
учебной работы учащихся. Формы и содержание этой работы весьма
разнообразны, но важнейшими ее направлениями являются следующие.
7 Классный руководитель использует общественное мнение и требование
коллектива к улучшению учебной работы учащихся. С этой целью
проводятся специальные собрания или классные часы, на которых
анализируется состояние успеваемости учащихся, и намечаются меры
по ее улучшению.
различные формы разъяснительной работы по правилам выполнения
домашних заданий, а также проводятся практические занятия по
овладению ими.
Задача классного руководителя вовремя заметить ослабление усилий
отдельных учащихся в учебной работе, выявить его причины и оказать
посильную помощь.
организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему
необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих
учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая
приобщением к производственнотрудовой деятельности, а также
включать их в общественно полезную работу. Участие в различных
видах трудовой деятельности, если она правильно организуется,
способствует формированию у учащихся нравственных качеств:
стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности,
товарищества, понимания своего долга и т.д.
Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в
различные формы моральнопознавательной деятельности,
для
проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения
отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности
глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального
воспитания применяются формы культурномассовой и художественно
8 эстетической деятельности учащихся, а также краеведческая и
фольклорноэтнографическая работа.
Формы работы классного руководителя
От способов организации воспитательного дела зависит результат
взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
1. Классный час форма организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные
моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы,
дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно
полезный и творческий труд, художественноэстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного
развитияшкольников, их интересами, стремлениями. Выделяется классный
час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Конкурс это личное или командное соревнование, имеющее целью
выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть
самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН,
брэйнрингов и др. форм.
3. Конференция широко используется в учебновоспитательной работе.
Проходит в виде собраний, занятийконференций научных, научно
практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует
тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц)
о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой
литературы для подготовки; формулирование дискуссионнопроблемных
вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции
9 предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников;
овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.
4. Клубы по интересам объединение студентов постоянного состава на
длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба
может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке,
театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать
активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их
присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя,
свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты,
встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура
клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов
клуба.
5. Вечера вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения.
Могут быть литературные,
танцевальные,
музыкальные,
песенные,
поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников,
приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления,
создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В
заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление,
музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
6. Викторина познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на
темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет
большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
7. Дискуссия организация обмена мнениями между учащимися. Основным
условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с
информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных
подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и
предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое
10 высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску
группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может
проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола,
симпозиума, судебного заседания, форума.
8. Праздники массовое мероприятие, посвященное датам и событиям
общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с
традициями образовательного учреждения.
торжественным датам, включает в себя две части:
Праздник, посвященный
торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения
итогов;
концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии,
аттракционы, танцы.
Экскурсии
9.
достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно
коллективное посещение
выход,
поездка,
просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со
стороны организаторов, так и участников.
10
Игра соревнование, состязание между студентами по заранее
согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит
разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационномоделируемая.
В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного
характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйнринги.
Таким образом, если классный руководитель содержательно и умело
осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно
познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные
виды труда и нравственноэстетического воспитания, он тем самым
способствует их эффективному личностному развитию
11 III.Ролевые позиции в педагогическом общении (по Э.Берну)
С психологической точки зрения содержание педагогического общения
может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для
всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно
выбрана позиция педагогом. Американский психолог и психотерапевт Эрик
Берн разработал теорию трансактного анализа общения. Эрик Берн выделяет
следующие виды педагогического общения:
1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель дитя».
2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель взрослый».
3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый родитель».
4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый взрослый».
Родительское (РодительР) состояние «Я», которое под разделяется на
заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское
состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм,
12 позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях,
«запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая
сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того,
Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в
ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рас
смотрение возможностей поведения.
принимает
составляющую информации,
Взрослое (Взрослое В) состояние «Я» воспринимает и пе рерабатывает
логическую
решения
преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое
«Я», в отличие от Родительского, способст вует адаптации не в стандартных,
однозначных ситуациях, а в уни кальных, требующих размышлений, дающих
свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и
ответст венного принятия решений.
Детское (Дитя Д, или Ребенок) состояние «Я» следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум
другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество,
оригинальность, разрядку напряже ния, получение приятных, иногда
«острых», необходимых в опре деленной степени для нормальной
жизнедеятельности впечатле ний. Кроме того, Детское «Я» выступает на
сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного
решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять
давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское
«Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся
детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживаю щийся, боязливый,
виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».
IV.Характеристика отношения педагога к учащемуся с точки зрения
трансактного анализа
Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию
трансактного анализа общения. В его основе лежит философское
предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда,
когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам
будет за нее нести ответственность.
Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это
единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость
оказания психологической помощи лю дям, имеющим проблемы в общении.
13 1) Отношение педагога к учащемуся как «родитель дитя».
«Ты тупой!», «Ты трус!», «Ты безответственный человек!»,
«Негодяй!» и т. п.
Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается
манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в
целом, а не конкретно его поступки.
Этими словами педагог уже программирует подростка на все дурное и
низкое.
Если родитель постоянно позитивно оценивает личность учащегося в
целом, а не его поступки, то у подростка возможно формирование
истероидных черт характера в виде гипертрофии потребности в
восторженном, восхищенном признании его лично сти.
2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель взрослый».
обращение к подростку, как взрослому
Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время
мастерство
здесь
учителя. Основная трудность заключается в том, чтобы не допус тить
ошибок двоякого плана.
отчетливо выступает
педагогическое
Первая чтобы, воздействуя на ученика, не поставить его в позицию
«дитя», потому что речь идет об обращении к нему, как к взрослому, вторая
самому педагогу сохранять позицию «Взрос лого».
Например, если вы даете задание: «Вот тебе веник, подмети кабинет,
сделай это такто и такто», то это будет стиль «Роди тельдитя», а если вы
поручаете навести порядок в кабинете, а как он будет делать, предоставляете
решать и отвечать за решение ему самому, то это уже отношения стиля
«Родитель взрослый».
3) Отношения педагога к учащемуся как «Взрослый ро
дитель».
«Я прошу тебя, потому что ты не забудешь».
Ребенка мы превращаем не просто в «помощника педагога», а в
защитника интересов педагога. Например, вы поручаете ученику следить за
временем. В данном случае важно выдержать определенный тон общения с
под ростком, в котором присутствует и озабоченность, и подчеркнутая
заинтересованность в помощи именно данного учащегося.
4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый
взрослый».
Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции,
правило 3«П»: понимание, приятие, признание.
Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение
взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной
и подростка.
14 Приятие означает безусловно положительное отношение к подростку,
его индивидуальности независимости от того, радует он взрослых в данный
момент или нет; признание его уникальности.
Признание это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных
проблем.
V. Список используемой литературы
1.Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб.пособие для техн. Вузов. – М.:
Высш.шк., 2011.
15 2.Петровского А.В.Возрастная и педагогическая психология. /Под. ред. М.:
Просвещение,2013.
3.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.4е изд., перераб. и доп. – М.:
Гардарики, 2014.
16
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Контрольная работа «Использование личностных особенностей ребёнка в работе классного руководителя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.