Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Оценка 5
Научные работы
doc
русский язык
6 кл
03.03.2018
Эта работа- результат прохождения курсов повышения квалификации "Работа с одаренными детьми". Контрольная работа выполнена учителем русского языка и литературы Ковальчук В.А., в ней описана система работы с ученицей 6 класса, которая победила во Всероссийском конкурсе сочинений в 2016 году, ее работа вошла в сборник пятидесяти лучших сочинений РФ.Контрольная работа
1
Модуль 3
Организация работы с одаренными детьми в образовательном
учреждении
Контрольная работа
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 167 города
Новосибирска Ковальчук Валентина Андреевна 2
Пояснительная записка.
Давно замечено, что таланты являются
всюду и всегда, где и когда существуют
условия, благоприятные для их развития.
( Г.В. Плеханов)
Одарённый ребенок это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности.
Актуальность проблемы.
Проблема одаренности в настоящие время становится все более
актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности.
Неопределенность современной
окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его
умения, способности нестандартного поведения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления, имеют доминирующую активную, ненасыщенную
познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда.
Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее
нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были
нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо
поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка
может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы
вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать
ребёнка и развить его способности. Бытует мнение, что одаренные дети не
нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в
силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке 3
их деятельности, поведения и мышления. Для них не существует стандартных
требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила
идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного
ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно
знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед
собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к
эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной
терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития
способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость
добиваться изменения такой позиции.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
может осуществляться на основе принципов дифференциации и
индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от
вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения
по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К
сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по
индивидуальным программам в одной предметной области, что не
способствует раскрытию других способностей ребенка по другим предметам.
В 6б классе есть ученица Курбанбакеева Алина, которая уже в пятом
классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к
чтению, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в
саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития одаренного ребенка
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности
одаренного ребенка.
Задачи программы:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию;
2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность; 4. содействовать творческому развитию;
5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка,
педагога
4
Рабочая гипотеза:
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением
индивидуальной программы развития одаренного ребёнка, активно включать
в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные
интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные
уровень
вопросы,
качество знаний,
возможно,
повысить:
то,
самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь
ученика, развивать творческие возможности учащегося.
Нормативноправовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Концепция поддержки одаренных детей.
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных
программ обучения предполагают использование современных
информационных технологий ( том числе дистанционного обучения) , в рамках
которых одаренный ребенок может получать адресную информационную
поддержку в зависимости от своих потребностей.
(тьютор).
наставник
Тьютором может
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может
быть
сыграть
высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и
т.д.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным
ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного
поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную
стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к
самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве 5
значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в
координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей
его образа жизни и различных вариантов содержания образования.
Учитель координатор усилий для оптимального развития одаренных
детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а
так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда
на качественный скачок в развитии их способностей.
Принципы программы:
Основными принципы педагогической деятельности в работе с одаренными
детьми являются:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Направления программы:
творческие мастерские;
предметные недели;
олимпиады (разных уровней)
факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)
кружки (краеведческий, вокальный)
конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
родительские недели;
родительские всеобучи;
работа по индивидуальным планам.
В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:
Распространенной формой включения в исследовательскую
деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней
дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной
проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив
свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с
защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному
ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным
в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно
углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей
содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так 6
и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская
направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
творческой деятельности,
Школы искусств, кружки различной направленности особые формы
благодаря которым
интеллектуальной,
формируется положительная мотивация к учению, создаётся фундамент для
углубленного изучения научных дисциплин. Обязательным условием
формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в
различных конкурсах, интеллектуальных играх,
научнопрактических
конференциях « Первые шаги в науку», « Я исследователь».
Одной из эффективных форм работы с одаренными учащимися всегда
были различного уровня олимпиады школьников, являющиеся той открытой
образовательной средой, которая предоставляет возможность получения
гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.
Высокий уровень информационнотехнического оснащения школы в
сочетании с современными информационными технологиями позволяет
совместными усилиями образовательного учреждения,
учреждений
дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей
новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся
составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке
рефератов в Интернете.
Сроки реализации программы:
20162017 учебные годы.
Этапы работы над программой:
1 этап информационноаналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация.
Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и
родителей, собеседование). По результатам работы составляется
«Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его
родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется
индивидуальный план на год, в котором предполагается:
постановка цели на предстоящий учебный год;
выявление проблем и имеющихся ресурсов;
составление банка данных о ребенке
Виды работ
Формы работы
Целенаправленная работа по
Беседы с родителями, тестирование и 7
диагностике ребенка.
Изучение учащегося и составление
психологопедагогической карты.
анкетирование ученика и родителей.
Сбор материалов, заполнение
индивидуальной карты, составление
Сбор материалов, заполнение
индивидуальной карты.
характеристики ученика и выявление
первоочередных задач воспитания и
обучения.
2 этап организационнодеятельностный.
Цель: составление и реализация индивидуального плана развития одарённого
ребёнка
Задачи:
1. формирование познавательных интересов;
2. развитие творческих и умственных способностей личности;
3. воспитание патриотизма;
4. воспитание здорового ребенка;
5. воспитание трудолюбия;
6. воспитание любви к природе;
7. адаптация ученика к современным условиям жизни.
Промежуточные результаты:
Сильные стороны
Учёба
Труд
Долг
Учится в полную силу, проявляет интерес к
знаниям, читает дополнительную литературу.
Понимает общественную ценность труда,
добросовестно относится к труду.
С желанием и ответственностью выполняет
общественные поручения.
Дисциплинированность Старается примерно вести себя, соблюдать правила
Коллективизм
поведения в школе, на улице, дома.
Общительна и отзывчива. Считается с интересами
коллектива. 8
Доброта
Честность
Творчество
Слабые стороны
1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.
Заботлива, добра, отзывчива.
Честна.
Проявляет интерес к творчеству
2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых
дел.
3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.
4. Быстро утомляется.
Возможности
1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных
конкурсах и олимпиадах.
2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество
и организацию занятий с классным руководителем.
3 этап коррекционноразвивающий.
Цель: реализация индивидуальных программ развития.
Задачи:
1. создание мотивационного поля;
2. дифференцированный подход к формированию мотивации;
3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;
4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица
коллективных дел, портфолио).
5.предупреждение нервнопсихического утомления, нежелательного
поведения.
Пути реализации.
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия,
согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год. 9
Включение в коллективнотворческие дела класса. После каждого
проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал
ребёнок в этом деле.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком.
4 этап – саморазвитие.
Цель: научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
2.формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность;
3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
5.формировать культуру межличностных отношений.
Конечный результат: защита исследовательских работ и проектов на
конференциях разных уровней (региональном, областном, всероссийском),
участие во Всероссийском конкурсе сочинений. Сочинение ученицы « Как
Электрическая лампочка свою родословную узнала» победило на всех
уровнях.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из
земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный
плод». В этих словах В. А. Сухомлинского сформирована важность
вопроса и программа действий каждого учителя по развитию
творческого потенциала личности ученика.
Литература:
обучении детей. М., 2000.
1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль,
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
6. Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе
1997.
Спб., 1995.
воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./ 10
7. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного
руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
8. Н. И. Дереклеева, М. Ю, Савченко, И. С. Артюхова. Справочник
9. Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические
классного руководителя./ «Вако», Москва, 2005
рекомендации 11 12 13 14
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Контрольная работа "Организация работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.