В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми.
К.р.Возникновение педагогической профессии..docx
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Педагогика»
Слушатель факультета ДПО
Выполнила:
Бородина Лилия Викторовна
г. Москва, 2016 г. Тема: Возникновение педагогической профессии.
План
1. Введение
2. История зарождения
3. Великие педагоги прошлого
4. Развитие педагогической профессии в современном обществе
5. Список используемой литературы 1. Введение
Государственная должность... состоящая
во всевозможном попечении и воспитании
мальчиков и девочек... — эта должность
гораздо значительнее самых высоких
должностей в государстве.
Платон
В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены
общины или племени взрослые и дети участвовали на равных в добывании
пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена.
Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в
дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет
включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота,
собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь
по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи
больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов
общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять
присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного
изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной
передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода самые уважаемые и
умудренные опытом образовали в современном понимании первую социальную
группу людей воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых
стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его
нравственности,
подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой
деятельности
и
сознания
человека.
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные
основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое
поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно
наследство.
получило
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы
в
слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас
нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель
занимающийся воспитанием коголибо,
определяется как человек,
принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности
другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда
человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна
специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение
знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
По мере усложнения процессов общественного производства, развития
способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе
появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот
почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии
выделилась относительно самостоятельная функция обучающая.
Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях
привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних
воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы гувернеры и
гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях
наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные
дамы и т.п. История зарождения
2.
Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря
специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми
другими профессиями. Необходимость передачи накопленного общественного
опыта н новым поколением, подготовка их к жизни и труду обусловила
выделение обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию.
Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования
рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии,
Финикии учителями были преимущественно жрецы, которые составляли
привилегированную касту. Знание они передавали от родителей к детям, но
существовали и школы для жрецов при храмах и в крупных городах.
Социальный статус учителя был чрезвычайно высоким.
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты
человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей
воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей
потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма
заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует
быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание
подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта
воспитания, в создании специальных учебновоспитательных учреждений для
подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира Китае, Индии,
Египте, Греции были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта
воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке,
обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые
педагогические обобщения. Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую
роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и
удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
3. Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим
учителем китайцы называли Конфуция (VI V вв. до н. э).
Чешский педагоггуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу
собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы,
свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником,
любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо
застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором,
тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк
сосредоточил главные усилия на теории воспитания.
Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци,
потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил
жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда.
На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё
для других, ничего для себя".
И.Ф. Гербарт крупная противоречивая фигура в истории педагогики.
Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения
и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для
дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Воспитание во имя счастья ребенка таков гуманистический смысл
педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Мировую славу русской
педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд
полноценным воспитательным средством.
Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.
С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где
воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть
никакого воспитательного процесса".
4. Развитие педагогической профессии в современном обществе
Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих
учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой
специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций.
Например, педагогические специальности объединены в профессиональную
группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей
являются различные предметные области знаний. Второе основание для
разделения на специальности это возрастные периоды развития личности,
отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с
Третьим основанием для разделения на специальности
ребенком.
педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.
В настоящее время государственным стандартом профессионального
образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей
среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что
имеются ещё и специализации, значительно больше.
Список используемой литературы: 1. Введение в педагогическую деятельность, Теория и практика, Никитина
Н.Н., Кислинская Н.В., 2004.
2. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.
Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский
центр "Академия", 2002
3. Введение в педагогическую деятельность, Мижериков В.А., Ермоленко
М.Н., 2002.
4. Интернет
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Контрольная работа. «Педагогика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.