Контрольная работа. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология.
Оценка 5

Контрольная работа. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология.

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
классное руководство
Взрослым
26.03.2019
Контрольная работа. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психологическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
Психолого-педагогические основы.doc

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

 


Факультет дополнительного профессионального образования

 

 

 

                            

 

 

 

                                     Контрольная работа

 

по дисциплине: Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению. Специальная педагогика и психология.

 

 

 

 

                                                                                   

 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                    Слушатель факультета ДПО

                                                                                    Бородина Лилия Викторовна

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            г. Москва, 2016 г.

 

 

                                                

                                                  Содержание

 

 

 

Введение

стр. 3

1. Основные проблемы специальной  психологии и педагогики.

стр. 6

2. Методологические и теоретические основы разработки психокоррекционных технологий для детей с проблемами в развитии.

3. Межпредметные связи на уроках технологии. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению.

 

стр.8

 

стр.14

Заключение

стр.18

Список использованной литературы

стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ.

 

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация  общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических  условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психологическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения  сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектический процесс, в нем отмечаются последовательность и неравномерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими стадиями;  каждый возрастной этап характеризуется качественным своеобразием, отличающим его от других этапов.

В настоящее время активно развиваются теория и практика  специальной педагогики и психологии. Разрабатываются приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение специальных возможностей ребенка, а также и в прогностическом плане – на определение зоны его ближайшего развития (важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи).

Развитие специальной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит  к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии.  В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной и школьной коррекционной педагогики и специальной психологии. Установлено строение разных форм психической деятельности, определен системный характер высших психических функций на разных этапах онтогенеза, выявлен состав разных звеньев этой системы и степени ее пластичности у ребенка, определены пути и средства ее коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка.

Процессы кардинальных преобразований в современном обществе в современном обществе и в системе образования требуют от взрослых, и тем более педагогов, переориентации сознания на гуманистические ценности. Для этого необходимо углубленно изучать психолого-педагогические основы каждого ребенка для определения индивидуальных средств воздействия в случаях имеющихся у ребенка отклонений в развитии. А число таких детей, как свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика, велико и, к сожалению, неуклонно возрастает.

Специальная психология – область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение о нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Специальная психология изучает и определяет возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строит систему обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Так как у различных людей эти  нарушения дифференцированы, то и в специальной психологии они подразделяются на:

-         тифлопсихологию;

-         олигофренопсихологию;

-         психологию детей с нарушением речи;

-         детей с ЗПР и другие.

На современном этапе развития нашего общества наблюдается процесс гуманизации образования. И детям, и людям, имеющим какие-либо отклонения о  нормы, стали уделять более пристальное внимание, т.к. их не становится меньше. Таким образом, тема становления и развития специальной психологии, которая строит систему обучения, воспитания и адаптации людей с отклонениями,  занимает сейчас актуальную позицию. С ее помощью необходимо определить и использовать наиболее эффективные методы воздействия на дефект.

1) Цель исследования – показать важность и необходимость изучения психологических основ на данном этапе становления методологии специальной педагогики.

2) Актуальность затронутой нами темы состоит в том, чтобы помочь больным людям адаптироваться в обществе, дать им возможность проявить свои способности, почувствовать свою значимость и необходимость. А если это возможно, то и скомпенсировать пробелы в своем  развитии.

3) Задачи исследования:

1.Изучить историю развития и становления специальной психологии и педагогики.

2.Выявить основные проблемы специальной педагогики.

3.Показать важность диагностики и путей компенсации нарушенных функций для ребенка с аномалиями в развитии.

4.Уточнить методы психологической коррекции детей с проблемами в развитии.

4) Объект исследования – психологические основы специальной педагогики.

5) Предмет исследования – роль специальной психологии в изучении особенностей, компенсации и коррекции детей с аномалиями в развитии.

6) Гипотеза – изучение психологических основ специальной педагогики поможет определить основные направления работы с аномальными детьми в современном обществе.

       

1. Основные проблемы специальной психологии и педагогики.

Роль диагностики в специальной психологии. Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которые заключаются, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических умений и навыков. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида социального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка. Многие дети с отклонениями в развитии нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики.

При диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы.

Д.Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

В настоящее время является бесспорным, что диагностика аномального развития – это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема. Она направлена на определение степени выраженности психической (интеллектуальной, эмоционально-поведенческой, речевой) недостаточности и на качественную оценку структуры дефекта с выделением основного психопатологического синдрома, на установление связей его с другими клиническими направлениями, возрастом, соматическим и неврологические состоянием ребенка. Большое  значение в диагностике аномального развития придается методу системного анализа состояния высших психических функций. Этот метод является чрезвычайно полезным в системе комплексного обследования ребенка при сопоставлении нейропсихологических неврологических нарушений с данными электрофизиологических  и других методов обследования.

     Таким образом, на основе комплексной диагностики удается отграничить различные формы задержки психического развития от умственной отсталости, а при наличии умственной отсталости – определить заболевание нервной системы, которое ее обусловливает.

     В настоящее время определены принципы, которыми руководствуются при обследовании детей с нарушениями в развитии:

1) Принцип комплексного изучения ребенка

- психологическое обследование;

- анализ состояния органов чувств, двигательной сферы, состояние нервной системы ребенка;

- психодиагностическое обследование (врачами, педагогами).

2) Принцип целостного системного изучения ребенка в процессе деятельности.

- целостный анализ в процессе психодиагностического исследования.

3) Принцип динамического изучения ребенка.

- выяснение знаний, умений и возможностей в обучении (т.е. определение зоны ближайшего развития).

Такое обследование необходимо планировать и проводить с применением обучающего эксперимента.

4) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

- необходимо при учете конечного результата деятельности анализировать процесс ее выполнения (способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т.д.).

    В последние годы постоянно увеличивается процент детей, имеющих нарушения физического и психического развития. Наблюдается рост количества соматических и невротических расстройств. По разным данным к концу обучения в массовой школе только 11% детей могут считаться полностью здоровыми. В связи с этим вопросы и методы ранней диагностики, а соответственно и дальнейшей коррекции дефекта очень волнуют современное общество. Ведь всем понятно, чем раньше обнаружены отклонения в развитии ребенка, тем качественнее окажется коррекция этих нарушений. А, следовательно, и эффективнее будут решаться проблемы адаптации и интеграции аномального ребенка в окружающей жизни.

 

2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

         Как отмечалось выше, мы рассматриваем психологическую коррекцию в двух планах: в широком – как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии,  и в узком – как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций у ребенка и гармонизацию развития его личностных свойств.

   Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Психокоррекционные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса. Термин «психокоррекционные технологии» мы выбрали не случайно.

Во-первых, психокоррекционный процесс – это сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов и  психокоррекционных техник, форма проведения коррекционной работы подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий.

Во-вторых, нельзя создать универсальную психокоррекционную программу для детей с проблемами в развитии. Это обусловлено тем, что кроме структуры дефекта и степени тяжести его проявления, необходимо учитывать время возникновения дефекта, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребенка, предшествующую социальную ситуацию развития.

В-третьих, как подчеркивалось выше, коррекционная работа с ребенком должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим ребенком по изменению его отдельных психологических образований, так с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок

В-четвертых, важно, чтобы психологическая коррекция детей с проблемами в развитии носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и формирования личности. То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития.

В-пятых, специфика конкретных задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, которое посещает ребенок (специализированный детский сад, вспомогательную школу, обучение на дому и пр.). Важно, чтобы психокоррекционная программа была согласована с другими специалистами, которые работают с ребенком (логопед, педагог-дефектолог, учитель, врач-психиатр и пр.).

Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

 • диагностический; • коррекционный; • оценочный; • прогностический.

    В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.

    Диагностика психического развития ребенка включает в себя всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений:

  - анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;

  - определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;

- диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).

Коррекционный блок   включает в себя следующие задачи:

- коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;

- помощь ребенку или подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

- повышение социального статуса ребенка в коллективе;

- развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного  поведения;

- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических интеллектуальных процессов у детей;

-развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально0волевой регуляции поведения;

- формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально- психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;

- создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий.

   Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

  Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокорррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины, их порождающие. Действие казуальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания психокоррекционных занятий, а значительно позже.

  Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К объективным факторам относятся:

• степень тяжести дефекта у ребенка;

• четкость поставленных коррекционных задач;

• четкость организации психокоррекционного процесса;

• время начала коррекционного процесса;

• профессиональный и личностный опыт психолога.

К субъективным факторам можно отнести:

• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;

• отношение их к  психологической коррекции и психологу.

    При оценке эффективности психокоррекционных воздействий необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций целесообразно сочетать метод наблюдения с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.)

    При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов,  и результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.

Прогностический блок  психокоррекции  направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции психолог решает следующие вопросы:

1.Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.

2.Определение динамики этих изменений.

   Это позволяет объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

   При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного-единственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.

Итак, эффективность психолого-педагогической коррекционной работы в значительной степени определяется правильной организацией занятий, что требует индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку с учетом формы заболевания и степени тяжести дефекта.

     Коррекционно-воспитательная работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает всю систему деятельности специальных учреждений.

    Формы коррекционно-педагогической и психологической работы существуют для каждого вида нарушения,  и они используются в работе специалистами, что особенно важно для детей, имеющих нарушения в развитии. Следовательно, чем конкретнее и своевременнее будет оказана помощь, тем качественнее будет результат.

 

3. Межпредметные связи на уроках технологии.

Психолого-педагогические основы деятельностного подхода к обучению.

 

 «Технология» в школе - интегрирующая, системообразующая образовательная область, которая показывает применение полученных при изучении предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов знаний в практической деятельности человека. Учебный и развивающий эффект уроков технологии в первую очередь зависит от того, как организована  на уроке деятельность учащихся. Большое значение здесь имеют межпредметные связи, которые присутствуют на каждом уроке технологии. Они бывают трех видов:

-Предшествующие – изученный в основах материал используется на уроках технологии;

-Сопутствующие – материалы, касающиеся одного и того же закона, изучаются одновременно;

-Последующие – когда естественнонаучные основы производственных процессов и объектов раскрываются первоначально.

Осуществление межпредметных связей нужно планировать заранее при подготовке к уроку. Их необходимо включать в содержание лабораторно-практических работ, в задания творческого характера при изучении различных модулей программы. Очень тесно уроки технологии связаны с уроками математики, алгебры и геометрии. Задания на уроках не упрощают, а зачастую намерено усложняют  работу учащихся, заставляя их самостоятельно вычислять, определять форму,  размер, количество деталей, способы их изготовления и соединения.

Остановимся на нескольких разделах программы «Технология».

Технология обработки пищевых продуктов (кулинария).

На уроках кулинарии при приготовлении блюд учащиеся применяют простые арифметические действия для расчёта количества продуктов на человека и на бригаду.  При расчёте калорийности дневного рациона прослеживается работа с дробями 

                  Художественная обработка материалов (рукоделие)

Программа технологии предусматривает различные возможности реализации творческого начала и эстетического воспитания у каждого учащегося. Особенно не ограниченны эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного искусства, уходящих корнями в тысячелетнюю историю России. Это лоскутная пластика, вышивка, вязание, бисероплетение.

                  Лоскутная пластика.

 Лоскутное шитье остается одним из самых популярных современных видов декоративного прикладного творчества. Изделия из лоскутов ткани позволяют реализовать стремление украсить дом, выразить свою индивидуальность в одежде. Изготовление изделий в технике лоскутной пластики дают возможность развивать художественный вкус, творческую фантазию, позволяяют применить на практике знания, которые они получили на уроках геометрии.

     Приступая к созданию лоскутной части того или иного изделия, следует продумать технику его выполнения и цветовое решение, которое должно подчиняться общему характеру интерьера. В лоскутной  технике шитья используются, как правило, геометрические орнаменты:

- кафедральные окна - бревенчатая изба - мерцающая звезда - древо жизни - орхидея.

    Эти орнаменты могут быть вписаны в ту или иную фигуру (квадрат, прямоугольник, многоугольник). Их легко выполнить в материале, поэтому  учащимся предлагается задание:

1.Разработать орнамент для изготовления диванной подушки по заданному элементу.

2.Вписать его (элемент) в квадрат, прямоугольник или многоугольник. Такие задания способствуют формированию творческого отношения к урокам технологии, дают возможность пофантазировать и развивают наглядно-образное мышление.

     Вышивка – один из самых распространенных видов декоративно прикладного искусства. Цель занятий сформировать у учащихся знания и умения по вышивке, которые пригодятся им в будущей жизни. Это умение украшать изделия из текстильных материалов вышивкой, ухаживать за этими изделиями.

При изготовлении изделий в технике счетных швов (вышивка  крест, полукрест) учащимся используют элементы математического счёта.

    Вязание- при обучении учащихся приемам вязания, необходимо ознакомить их с современными материалами, модными основными направлениями в трикотаже: цветовой гаммой, силуэтами,  видами переплетения. В разделе программы «Интерьер жилого дома» можно изготовить изделия для украшения интерьера и техники: прихватки, салфетки, декоративные фрукты, игрушки - здесь творческая фантазия безгранична. Но для того, чтобы изготовить вязаное изделие необходимо составить схему или чертёж (элементы геометрии), сделать расчёт количества петель в ряду и подсчитать количество пряжи, которое необходимо на изготовление вязаного изделия (элементы математики).

     Конструирование  швейных изделий.

 Расчетно-графический метод конструирования тесно связан с планиметрией т.е.  построением чертежей на плоскости. Здесь используются знания и умения построения геометрических фигур (квадрат, треугольник, трапеция), окружностей, полуокружностей. И алгеброй – расчёт по формулам, использование дробей .

 

Дизайн одежды.

Основная дидактическая цель ОО «Технология» максимально подготовить девушку к самостоятельной обществе6нной и семейной жизни. Не последняя роль в решении этой задачи  принадлежит разделу программы  «Дизайн одежды»

 В дизайн - процессе появляется возможность проявить  свои творческие способности; развить умение воспринимать и ценить эстетические  качества окружающего нас мира;  грамотно формировать своё предметное окружение; научить учащихся вести исследование доступных им художественно-конструкторских задач, учитывая формообразующие, эстетические и технологические факторы художественно-конструкторского проектирования.

Тема «Пластические свойства ткани» ( элементы геометрии) В процессе изучения этой темы определяем

1.Какую геометрическую фигуру напоминает силуэт изделия с криволинейным движением ткани.

2.Под каким углом проходит нить основы по отношению к нити утка:

·        в прямолинейном движении ткани (90°)

·        в криволинейном движении ткани  (45°)

3.Сравните муляжный и расчетно-графический метод конструирования.

·        Практическая работа

«Изготовление макетов одежды с различными видами движения ткани»

Каждая ученица должна была  определить в предложенных эскизах (формат А4), какой вид движения ткани будет в той или иной  модели одежды, подобрать к ним ткань,  выполнить объёмное макетирование (юбка), и доработать лиф модели, то есть создать законченный  художественный образ. Каждая девочка должна была провести защиту своей  работы.     .

Проверка и оценка практической работы  велась по карточке контроля.

 «Типы силуэтов в одежде».Существующие типы фигуры и формы тела человека разберём, каким  геометрическим фигурам они соответствуют:

·        перевёрнутый треугольник, прямоугольная фигура, песочные часы, грушевидная, шарообразная.

Практическая работа

                «Определить типы фигуры и формы тела человека»

Работа проводится по карте «типы фигур и формы тела человека». Для этого необходимо: а) проанализировать соответствие ширины плеч, бёдер и линии талии; на каком уровне они находятся; как они выражены; б)  определить каким геометрическим фигурам они соответствуют;

 в) под каждой фигурой наклеить карточки с ответом.

Вывод: Формирование учебной деятельности в 1-2 классах начинается с обогащения практического действия и последовательного превращения практической задачи сначала в учебно-практическую, а затем и в учебную. Такая работа возможна только в условиях учебного взаимодействия в коллективно-распределительной деятельности.

    Двум главным моментам в организации работы (формированию учебного взаимодействия и формированию учебных действий) уделено в каждом из классов особое внимание. Наиболее важный и сложный период в 1 классе -первое  полугодие. Основной принцип организации учебной деятельности во 2 классе- групповая работа. Она является обязательным элементом технологии развивающего обучения.

К третьему классу -зона актуального развития классного коллектива. Главное внимание на овладение и использование детьми средств соавторства в учебном процессе. Именно по их решению можно судить о степени реализации развивающего обучения в начальной школе.

 Заключение.

       Как нами уже отмечалось, специальные психология и педагогика на современном этапе представляют собой динамически развивающуюся отрасль науки. Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно детей. В специализированной помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов. Большинство таких детей имеют не грубые, а стертые, пограничные формы отклонений. Увеличение численности лиц с отклонениями в развитии существенно изменило характер отношения к ним со стороны общества, что стало дополнительным стимулом в развитии специальной педагогики, повысив ее социальную значимость. Разнообразие прикладных задач, стоящих перед специальной педагогикой, так или иначе, способствует активации ее внутренней исследовательской направленности, в частности решению такой, казалось бы, сугубо академической и, вместе с тем в высшей степени прикладной задачи – определению сущности феномена нарушенного  развития.

Обобщенное представление о дизонтогенезе и его дифференциальных признаках важно, прежде всего, в практическом смысле: в повседневной диагностической практике весьма сложно разграничить крайние варианты нормального развития от стертых пограничных форм дизонтогений. Подобного рода ошибки обходятся очень дорого и, к сожалению, получают все большее распространение. Наивная убежденность в том, что подобная проблема решается автоматически путем использования многообразных методик, иллюзия, причем небезопасная.

Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке педагогических коррекционных технологий и методик воспитательной работы с такими детьми. Нельзя забывать и о роли семьи в успешном решении коррекционных задач. Ведь важно не только помочь ребенку в преодолении своего дефекта, но и в его умении адаптироваться в окружающей жизни. И  семья стоит на одном из первых мест в оказании помощи ребенку, имеющему  проблемы в развитии. Все это вместе взятое и ложится в психологическую основу специальной педагогики. И хочется верить, что такая помощь нужна нашим детям, важна как для них, так и для нас (т.е. общества в целом). Ведь нет счастливого общества, если в нем есть несчастные дети!

 

Литература.

1.

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., Международная педагогическая академия, 1994

2.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. С.-П., «Лань», 2003

3.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5,М., «Педагогика», 1982

4.

Гулевский В.Я. Общая медицинская психология. С.-П.,

Культ Информ Пресс, 2000

5.

Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы корекционной педагогики. М., «Академия», 2002

6.

Дефектология-1/2005/ Современные формы  помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

7.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностики умственного развития детей. М., «Просвещение», 1995

8.

Коррекционная педагогика. Под ред. Пузанова Б.П. М., «Академия», 2001

9.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., «Просвещение», 1994

10.

Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Под ред. Кумариной Г.Ф. М., «Академия», 2001

11.

Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. М., «Педагогика», 1989

12.

Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. М.,  «Просвещение», 1989

 


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт современного академического образования»

Содержание Введение стр

Содержание Введение стр

ВВЕДЕНИЕ. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает

ВВЕДЕНИЕ. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной и школьной коррекционной педагогики и специальной психологии

В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей дошкольной и школьной коррекционной педагогики и специальной психологии

Таким образом, тема становления и развития специальной психологии, которая строит систему обучения, воспитания и адаптации людей с отклонениями, занимает сейчас актуальную позицию

Таким образом, тема становления и развития специальной психологии, которая строит систему обучения, воспитания и адаптации людей с отклонениями, занимает сейчас актуальную позицию

Основные проблемы специальной психологии и педагогики

Основные проблемы специальной психологии и педагогики

В настоящее время является бесспорным, что диагностика аномального развития – это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема

В настоящее время является бесспорным, что диагностика аномального развития – это комплексная клинико-генетическая и психолого-педагогическая проблема

Такое обследование необходимо планировать и проводить с применением обучающего эксперимента

Такое обследование необходимо планировать и проводить с применением обучающего эксперимента

Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий

Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий

То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития

То есть при разработке стратегических основ психологической коррекции необходимо ориентироваться на перспективу развития

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка,…

В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка,…

Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса

Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса

Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников

Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников

Следовательно, чем конкретнее и своевременнее будет оказана помощь, тем качественнее будет результат

Следовательно, чем конкретнее и своевременнее будет оказана помощь, тем качественнее будет результат

Технология обработки пищевых продуктов (кулинария)

Технология обработки пищевых продуктов (кулинария)

Разработать орнамент для изготовления диванной подушки по заданному элементу

Разработать орнамент для изготовления диванной подушки по заданному элементу

Дизайн одежды. Основная дидактическая цель

Дизайн одежды. Основная дидактическая цель

Практическая работа «Определить типы фигуры и формы тела человека »

Практическая работа «Определить типы фигуры и формы тела человека »

Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно детей

Во многом это обусловлено увеличением разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно детей

И хочется верить, что такая помощь нужна нашим детям, важна как для них, так и для нас (т

И хочется верить, что такая помощь нужна нашим детям, важна как для них, так и для нас (т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019