Контрольно-измерительные инструменты
Оценка 4.7

Контрольно-измерительные инструменты

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
01.11.2022
Контрольно-измерительные инструменты
Контрольно-измерительные инструменты
План конспект 2.docx

План-конспект урока

Класс: 7                                                                                                                     Тема урока: «Контрольно-измерительные инструменты».

Цель урока: научить учащихся делать замеры штангенциркулем; определять размер по шкале нониуса.

Задачи урока:                                                                                                 Обучающая – формирование у учащихся основных понятий по теме «Контрольно-измерительные инструменты» для дальнейшего практического применения.   

Воспитательная — воспитание коллекти­визма, ответственности за порученное дело, аккуратности, дисциплинированности, эстетического вкуса, трудовой куль­туры, воспитывать точность в работе.                                                                            

Развивающая — развитие мотивационной сферы личности, творче­ских способностей, мировоззрения, развивать  пространственное воображение     

Тип  урока. Комбинированный.

Объект труда: практическая работа «Измерение размеров деталей штангенциркулем».

Оборудование:  Плакаты, наглядные материалы, макет штангенциркуля (при наличии), штангенциркули, набор различных деталей.

 Литература:

1. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Д.А.Тхоржевского. – М.: Просвещение,                                 1987. – 447 с.

2. Трудовое обучение. Технический труд: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.Я. Астрейко             [и др.]; /под ред. С.Я. Астрейко.– Минск: Нац. ин-т образования,                  2012.– 200 с.

 

 

 

Ход урока.

План - конспект для проведения урока по теме «Контрольно-измерительные инструменты»

Этап урока

Решаемые задачи

Способы решения (методы и содержания обучения)

Оснащение на каждом этапе

Опорные знания                        (меж предметные связи)

1. Организационный момент

(2 мин)

Воспитание исполнительности  и дисциплинированности

Проверка наличие учащихся по журналу. Осмотр внешнего вида учащихся (спец. одежда). Назначение дежурных.

Классный журнал

Общешкольный порядок проведения орг.момента

2.

Актуализация  и оценка знаний учащихся по пройденной теме.

(3 мин).

Проверка домашнего задания.

Ø  Что такое сплав?

Ø  Назовите механические свойства металлов и сплавов.

Ø  Назовите технологические свойства металлов и сплавов

Ø   Какие сплавы относятся к черным?

Ø  Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов

Ø  Чем отличается сталь от чугуна?

Ø  Чем отличается латунь от бронзы.

Ø  Почему металлы нужно экономно расходовать?

 

Плакаты с наглядными изображениями.

 

3.

Подготовка учащихся к восприятию новой теме

(5 мин).

 

Заострение внимания, Активизация мыслительной деятельности учащихся, раскрытие практической значимости темы.

При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей исполь­зуют, например, измерительную линейку. Но она позволяет опре­делить размеры деталей с точностью до 1 мм. Для более точных измерений служит штангенциркуль. С его помощью мож­но производить измерения с точностью до 0,1 мм. Наряду с                        измерением толщины деталей, уступов, выступов и т. д. штанген­циркуль широко используется для измерения диаметров цилинд­рических отверстий и цилиндрических деталей.

Удобному и точному измерению диаметров цилиндрических деталей и отверстий способствует само устройство штанген­циркуля.

 

Образец готового изделия

Трудовое обучение               7 класс

4.

Изложение  нового   материала.

(15мин).

                

 

 

 

 

                        Объяснение учащимся нового материала. Активизация восприятия и запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью штангенциркуля можно измерить:

Ø                 наружный размер;

Ø                 внутренний размер;

Ø                 глубину отверстия, паза, канавки.

Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения.

На рис. 1 показан штангенциркуль ШЦ-1 с преде­лами измерения от 0 до 125 мм и точностью-0,1 мм. Он состоит из штанги 1 с неподвижными губками — верхней 2 и нижней 9. На штанге имеется шкала с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4 с верхней 3 и нижней 8 губками, которая может быть закреплена в нужном положение: зажимным винтом 5. К подвижной рамке прикреплен глубиномер 6.

Верхние губки служат для измерения внутренних размеров (например, диаметров отверстий), нижние — для измерения наружных размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.

Рис.1. Штангенциркуль ШЦ-1:                                    1 — штанга; 2 — верхняя неподвижная губка; 3 — верхняя подвижная губка; 4 — подвижная рамка; 5 — зажимной винт рамки;                 6 — глубиномер; 7 — нониус;                              8 — нижняя подвижная губка;                            9 — нижняя неподвижная губка Каким же образом удается измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет мил­лиметровые деления? Для этой цели служит вспомога­тельная шкала, называемая нониусом 7 (рис. 2). Длина нониуса 19 мм, поделен он на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления 1,9 мм.

Рис. 2. Шкала штанги и нониус

При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 2), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 — 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

Рис. 3. Примеры измерения штангенциркулем. Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размеров: а — 0,4 мм;                  б — 6,9 мм; в — 34,3 мм

При измерении штангенциркулем целое число мил­лиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штан­ги до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра, по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 3).

Помните, что штангенциркуль — это точный и дорогостоящий инструмент, требующий бережного об­ращения.

На предприятиях штангенциркуль является одним из основных инструментов у рабочих различных спе­циальностей и у контролеров станочных и слесарных работ. Контролеры должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инстру­ментов и приборов, методы проверки качества повер­хностей, правила приемки деталей и т. д.

 

 

 

6.

Вводный инструктаж

(2мин).

Разъяснить цели и задачи практической работы

         Правила обращения со штангенциркулем

1.      Перед началом работы протереть штанген­циркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать   инструмент   шлифовальной   шкуркой   или ножом.

2.      Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.

3.      Измерять можно только чистые детали без задирав, заусенцев, царапин. Руки также должны быть чистыми и сухими.

4.      Губки штангенциркуля имеют острые концы,
поэтому при измерении соблюдайте осторожность.

5.      Не допускайте перекоса губок штангенцирку­ля. Фиксируйте их положение зажимным винтом.

6.      При  чтении  показаний  на  измерительных шкалах держите штангенциркуль прямо перед глазами.

 

Используемый материал

 

Развитие новых знаний умений навыков.

7. Практическая работа

(10мин).

Перемена вида деятельности. Закрепления полученных знаний и умений  на практике. Развитие новых знаний умений и навыков. Развитие культуры труда. Соблюдение санитарно-     гигиенических требований, Осуществлении самоконтроля в работе, Т/Б.

Практическая работа

Измерение размеров деталей штангенциркулем

1.      Выполните в рабочей тетради эскиз ступенча­того валика, изображенного на рис. 4.

2.      Измерьте каждый размер три раза и запишите результаты в таблицу.

Найдите среднее арифметическое трех замеров.

Рис. 4. Эскиз ступенчатого валика к заданию 1—3

3.      Проставьте найденные размеры на эскизе.

 

 

Тетрадь для практических работ. Критерий оценок за выполнения работы. Т/Б.

Знания, полученные на данном и предыдущем уроке.

8.

Заключительный инструктаж.

(3 мин).

Подведение итогов урока, обобщение полученных знаний.

Обсуждение работ учащихся. Выявление и обсуждение возникших вопросов и трудностей при выполнений задания. Дополнительные вопросы для закрепления полученных знаний. Выводы о проделанной работе. Выставления оценок с их обоснованием.

Выдача домашних заданий.

 

Способность критически относится к анализу своей работы

9.

Организационный момент.

(2 мин).

Уборка мастерской.

Уборка рабочих мест и мастерской.

Классный журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План-конспект урока Класс: 7

План-конспект урока Класс: 7

Ход урока. План - конспект для проведения урока по теме «Контрольно-измерительные инструменты»

Ход урока. План - конспект для проведения урока по теме «Контрольно-измерительные инструменты»

Изложение нового материала

Изложение нового материала

Рис. 2 . Шкала штанги и нониус

Рис. 2 . Шкала штанги и нониус

Вводный инструктаж (2мин).

Вводный инструктаж (2мин).

Организационный момент. (2 мин)

Организационный момент. (2 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022