План-конспект урока
Класс: 7 Тема урока: «Контрольно-измерительные инструменты».
Цель урока: научить учащихся делать замеры штангенциркулем; определять размер по шкале нониуса.
Задачи урока: Обучающая – формирование у учащихся основных понятий по теме «Контрольно-измерительные инструменты» для дальнейшего практического применения.
Воспитательная — воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, аккуратности, дисциплинированности, эстетического вкуса, трудовой культуры, воспитывать точность в работе.
Развивающая — развитие мотивационной сферы личности, творческих способностей, мировоззрения, развивать пространственное воображение
Тип урока. Комбинированный.
Объект труда: практическая работа «Измерение размеров деталей штангенциркулем».
Оборудование: Плакаты, наглядные материалы, макет штангенциркуля (при наличии), штангенциркули, набор различных деталей.
Литература:
1. Методика трудового обучения с практикумом: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Д.А.Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
2. Трудовое обучение. Технический труд: учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С.Я. Астрейко [и др.]; /под ред. С.Я. Астрейко.– Минск: Нац. ин-т образования, 2012.– 200 с.
Ход урока.
План - конспект для проведения урока по теме «Контрольно-измерительные инструменты»
Этап урока |
Решаемые задачи |
Способы решения (методы и содержания обучения) |
Оснащение на каждом этапе |
Опорные знания (меж предметные связи) |
1. Организационный момент (2 мин) |
Воспитание исполнительности и дисциплинированности |
Проверка наличие учащихся по журналу. Осмотр внешнего вида
учащихся (спец. одежда). Назначение дежурных. |
Классный журнал |
Общешкольный порядок проведения орг.момента |
2. Актуализация и оценка знаний учащихся по пройденной теме. (3 мин). |
Проверка домашнего задания. |
Ø Что такое сплав? Ø Назовите механические свойства металлов и сплавов. Ø Назовите технологические свойства металлов и сплавов Ø Какие сплавы относятся к черным? Ø Для чего нужно знать свойства металлов и сплавов Ø Чем отличается сталь от чугуна? Ø Чем отличается латунь от бронзы. Ø Почему металлы нужно экономно расходовать?
|
Плакаты с наглядными изображениями. |
|
3. Подготовка учащихся к восприятию новой теме (5 мин). |
Заострение внимания, Активизация мыслительной деятельности учащихся, раскрытие практической значимости темы. |
При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют, например, измерительную линейку. Но она позволяет определить размеры деталей с точностью до 1 мм. Для более точных измерений служит штангенциркуль. С его помощью можно производить измерения с точностью до 0,1 мм. Наряду с измерением толщины деталей, уступов, выступов и т. д. штангенциркуль широко используется для измерения диаметров цилиндрических отверстий и цилиндрических деталей. Удобному и точному измерению диаметров цилиндрических деталей и отверстий способствует само устройство штангенциркуля.
|
Образец готового изделия |
Трудовое обучение 7 класс |
4. Изложение нового материала. (15мин). |
Объяснение учащимся нового материала. Активизация восприятия и запоминания.
|
С помощью штангенциркуля можно измерить: Ø наружный размер; Ø внутренний размер; Ø глубину отверстия, паза, канавки. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения. На рис. 1 показан штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью-0,1 мм. Он состоит из штанги 1 с неподвижными губками — верхней 2 и нижней 9. На штанге имеется шкала с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4 с верхней 3 и нижней 8 губками, которая может быть закреплена в нужном положение: зажимным винтом 5. К подвижной рамке прикреплен глубиномер 6. Верхние губки служат для измерения внутренних размеров (например, диаметров отверстий), нижние — для измерения наружных размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.
Рис.1. Штангенциркуль ШЦ-1: 1 — штанга; 2 — верхняя неподвижная губка; 3 — верхняя подвижная губка; 4 — подвижная рамка; 5 — зажимной винт рамки; 6 — глубиномер; 7 — нониус; 8 — нижняя подвижная губка; 9 — нижняя неподвижная губка Каким же образом удается измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления? Для этой цели служит вспомогательная шкала, называемая нониусом 7 (рис. 2). Длина нониуса 19 мм, поделен он на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления 1,9 мм.
Рис. 2. Шкала штанги и нониус При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 2), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы. Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 — 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.
Рис. 3. Примеры измерения штангенциркулем. Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размеров: а — 0,4 мм; б — 6,9 мм; в — 34,3 мм При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра, по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 3). Помните, что штангенциркуль — это точный и дорогостоящий инструмент, требующий бережного обращения. На предприятиях штангенциркуль является одним из основных инструментов у рабочих различных специальностей и у контролеров станочных и слесарных работ. Контролеры должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов, методы проверки качества поверхностей, правила приемки деталей и т. д.
|
|
|
6. Вводный инструктаж (2мин). |
Разъяснить цели и задачи практической работы |
Правила обращения со штангенциркулем 1. Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом. 2. Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы. 3. Измерять можно только чистые детали без задирав, заусенцев, царапин. Руки также должны быть чистыми и сухими. 4.
Губки штангенциркуля имеют острые концы, 5. Не допускайте перекоса губок штангенциркуля. Фиксируйте их положение зажимным винтом. 6. При чтении показаний на измерительных шкалах держите штангенциркуль прямо перед глазами.
|
Используемый материал
|
Развитие новых знаний умений навыков. |
7. Практическая работа (10мин). |
Перемена вида деятельности. Закрепления полученных знаний и умений на практике. Развитие новых знаний умений и навыков. Развитие культуры труда. Соблюдение санитарно- гигиенических требований, Осуществлении самоконтроля в работе, Т/Б. |
Практическая работа Измерение размеров деталей штангенциркулем 1. Выполните в рабочей тетради эскиз ступенчатого валика, изображенного на рис. 4. 2. Измерьте каждый размер три раза и запишите результаты в таблицу. Найдите среднее арифметическое трех замеров.
Рис. 4. Эскиз ступенчатого валика к заданию 1—3 3. Проставьте найденные размеры на эскизе.
|
Тетрадь для практических работ. Критерий оценок за выполнения работы. Т/Б. |
Знания, полученные на данном и предыдущем уроке. |
8. Заключительный инструктаж. (3 мин). |
Подведение итогов урока, обобщение полученных знаний. |
Обсуждение работ учащихся. Выявление и обсуждение возникших вопросов и трудностей при выполнений задания. Дополнительные вопросы для закрепления полученных знаний. Выводы о проделанной работе. Выставления оценок с их обоснованием. Выдача домашних заданий. |
|
Способность критически относится к анализу своей работы |
9. Организационный момент. (2 мин). |
Уборка мастерской. |
Уборка рабочих мест и мастерской. |
Классный журнал |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.