Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному(русскому) языку в 9 классе
Оценка 4.8

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному(русскому) языку в 9 классе

Оценка 4.8
docx
24.11.2023
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному(русскому) языку в 9 классе
материалы для итоговой аттестации по родному(русскому) языку.docx

МКОУ Никитская ОШ

Сычевский район, Смоленская область.

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному (русскому) языку в 9 классе.

Подготовила: Иванова Нина Нефедьевна, учитель русского языка и литературы.

 

Пояснительная записка

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой  аттестации по родному  (русскому) языку в  9 классе

1. Назначение контрольно-измерительных материалов – определение уровня  образовательных достижений  в усвоении содержания курса  родного (русского) языка обучающимися 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

2. Нормативно-правовая база

Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы:

§  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ  от 29 декабря 2012

§  Основная  образовательная программа основного общего образования МКОУ Никитской ОШ

§  СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

§  Устав МКОУ Никитской ОШ

§  Примерная программа по учебному предмету «Родной (русский) язык

§  Учебно-методический  комплект: Русский родной  язык. 9 класс: учебник /О.М.Александрова, О.В.Загоровская, С.И.Богданов и др. – М.: Просвещение, 2021.

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по родному (русскому) языку составлен с учётом кодификатора, содержащего перечень требований к уровню подготовки обучающихся и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.

3. Дата проведения работы: по графику промежуточной аттестации

4. Условия проведения: при проведении тестирования дополнительные материалы не используются.

5.Характеристика структуры и содержания КИМ:

Содержание работы охватывает учебный материал, изученный в течение учебного года. Составлено 2 варианта КИМ. Работа состоит из 3-х частей, соответствующих базовому, повышенному и высокому  уровням. КИМы включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдение языковых норм), коммуникативную компетенцию (умение воспринимать чужую речь, обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания).

Часть А направлена на проверку достижения уровня  базовой подготовки. Она представляет собой тест из 16 заданий и предусматривает выбор одного ответа из  числа предложенных.

При проверке базовой компетентности, обучающиеся должны продемонстрировать: знания  орфоэпической, лексической и  грамматической нормы, умение находить слова с указанными орфограммами, определять в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания.

Часть  В содержит   задания повышенной трудности и требует выбор одного варианта ответа. При их выполнении обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли текста, типа речи.

Часть С направлена на проверку владения материалом на высоком уровне. Задание части С представляет собой небольшую письменную работу (правильное использование  в смысловом и стилистическом отношении  языковых средств  в соответствии с изученным материалом).

Всего в работе 20 заданий: в части А –16 заданий; в части В – 3 задания; в части С – 1 задание.

Время тестирования: 45 мин.

6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Номера заданий

Число заданий

Максимальный балл

Процент заданий на данный уровень сложности

Базовый

Часть А 1-16

16

16

80%

Повышенный

Часть В 1-3

3

6

15%

Высокий

Часть С

1

5

5%

Итого

 

20

27

100%

7. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Включённые в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности:

§  владение орфографическими,    пунктуационными, орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами;

§  владение речеведческими понятиями;

§  определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

§  извлечение необходимой информации из текста;

§  восприятие текстов   публицистического стиля;

§  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

№  задания

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

А 1, 2

соблюдение орфоэпических норм литературного языка  в пределах изученного материала

А 3, 4,7

соблюдение  лексических норм литературного языка  в пределах изученного материала

А 5,6

слово и его лексическое значение

В 3

подбор синонимов к слову

А 8-14

соблюдение грамматических норм литературного языка в пределах изученного материала

А 15

нахождение в предложениях смысловых отрезков, которые необходимо выделить знаками препинания

А 16

нахождение в словах изученных орфограмм

В 1

понимание коммуникативной цели чтения текста

В 1

извлечение информации из текста

В 2

определение темы и основной мысли текста, типа речи

С1

построение связного  речевого высказывания

8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Оценивание работы осуществляется по принципу «сложения» и зависит от количества и уровня сложности заданий, выполненных обучающимися.

Правильность выполнения каждого задания А (1-16)  оценивается 1 тестовым баллом, заданий части В – 2 баллами за каждый правильный ответ; высший балл за выполнение части С  – 5 . Максимальное количество баллов за всю работу  – 27

Критерии оценивания задания части С.

Содержание ответа

Баллы

1. Понимание проблемы, предложенной в вопросе.

 

Обучающийся  понимает суть вопроса, объясняет  позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигает  необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, подтверждает  свои мысли текстом, не подменяя рассуждения пересказом текста.

3

Обучающийся  понимает суть вопроса, предлагает объяснение его смысла, но не подкрепляет ответ  необходимыми  доводами и (или) подменяет рассуждения пересказом текста.

2

Обучающийся упрощённо понимает суть вопроса, поверхностно объясняет его смысл, не подтверждая свои мысли текстом и (или) подменяет рассуждение пересказом текста.

1

Обучающийся  не  понимает суть вопроса, подменяет рассуждение пересказом текста.

0

2. Речевое оформление ответа, фактическая точность.

 

Фактические ошибки и неточности отсутствуют, допустима 1 речевая ошибка и (или) 1 грамматическая ошибка

2

Допущена  1 негрубая фактическая ошибка, 2 речевых ошибки и (или) 2 грамматических ошибки

1

Допущены 2 фактические ошибки, более 2 речевых ошибок и (или) более 2 грамматических ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

 

Шкала перевода баллов в школьную отметку приведена в таблице «Критерии оценки»

Критерии оценки.

Количество баллов

Оценка

0-10

2 (неудовлетворительно)

11-15

3 (удовлетворительно)

16-21

4 (хорошо)

22-27

5 (отлично)

 

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации  по родному (русскому) языку в  9 классе

 

1- вариант

Часть А

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1)  тортЫ

2)  красИвее

3)  цепОчка

4)  шАрфы

 

2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1)  включИт

2)  дремОта

3)  сирОты

4)  вероисповедАние

 

3. В каком примере допущена лексическая ошибка:

1)  причинить боль

2)  стилистические пометки

3)  играть роль

4)  иметь значение

 

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:

1)  Сегодня источником ИНФОРМАЦИИ является, кроме всего прочего, Интернет.

2)  Митрофанушка из известной комедии Д.Фонвизина «Недоросль», по признанию некоторых его учителе,  –  полный НЕВЕЖДА.

3)  Обращаюсь к собравшимся с ЕДИНИЧНОЙ просьбой подождать ещё неделю.

4)  Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.

 

5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно:

1)  жестикулировать – сопровождать речь жестами

2)  абстрактный – отвлечённый

3)  визуальный – воспринимаемый зрительно

4)  каллиграфия – умение писать грамотно

 

6.  Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»:

1)  волк в овечьей шкуре

2)  тише воды, ниже травы

3)  вольная птица

4)  заячья душа

 

7. В каких предложениях есть лишние слова:

1)  Ты не хотел бы вернуться назад в нашу школу?

2)  Меня необыкновенно тревожит твоё будущее.

3)  Мне нужно незамедлительно получить подробные ответы на мои вопросы.

4)  Мы со всех сторон окружены проблемами.

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  несколько яблонь

2)  пара носков

3)  о семиста семьдесят девяти рублях

4)  наилучший

 

9. Укажите неправильный вариант (нарушение управления):

1)  скучать по тебе

2)  скучать за тобой

 

10. Укажите неправильный вариант:

1)  ездию

2)  езжу

 

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Быстро проплыв мимо острова,

1)  погода испортилась.

2)  лодке понадобился ремонт.

3  открывается великолепный вид на залив.

4)  рыбак решил возвращаться.

 

12. Укажите вариант  с  ошибкой (построение сложного  предложения):

1)  Пушкин подарил Гоголю сюжет, на основе которого была создана поэма «Мёртвые души».

2)  Чтобы волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой берёзы.

3) Берег бухты состоял из мелкого булыжника, где мы остановились на ночёвку.

4)  Надо в себе воспитывать  вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке. 

 

13. Укажите  правильный вариант (передача косвенной речи):

Тренер сказал: «Я буду ждать вас здесь»

1)  Тренер сказал, что я буду ждать вас здесь.

2)  Тренер сказал, я буду ждать вас здесь.

3) Тренер сказал, чтобы ждал  нас здесь.

4) Тренер сказал, что он будет ждать нас здесь.

 

14. Укажите вариант (-ы) предложения (-й)  с ошибкой в употреблении причастного оборота:

1)  Селевой поток, перекрывший горную дорогу, стремительно нёсся вниз по ущелью.

2)  Гулявшие туристы по площади собрались возле фонтана.

3)  В ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

 

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Гонимы вешними лучами  (1)  с окрестных гор уже снега  (2)  сбежали мутными ручьями  (3)  на потоплённые луга.

1)   1,3

2)  2,3

3)  1, 2, 3

4)  1

 

16. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1)  к..литка,  бл..стящий,  запр..гать

2)  ст..рожка,  присоед..няла,  распол..гаться

3)  р..волюция,  пл..вчиха,  распр..диться

4)  дост..жение,  просл..вление,   прис..гать

 

Часть В.   Прочитайте текст.

 

(1) Полёт клином – характерная примета осенних и весенних миграций – позволяет крупным птицам экономить энергию. (2) Это установили французские орнитологи, получившие уникальную возможность изучать пернатых во время полёта. (3) В распоряжении учёных была стая белых пеликанов, которых в период съёмок фильма обучили летать за небольшим самолётом и моторной лодкой.  (4) На спине ту птиц закрепили датчики для наблюдения за сердечной деятельностью.  (5) Как выяснилось, у пернатых, летевших клином, значительно снижалась частота сердечных сокращений по сравнению с теми, кто совершал полёт в одиночку.(6)  К тому же птицы в стае совместными усилиями создают поток воздуха, помогающий им гораздо дольше планировать, а стало быть, беречь силы.

 

 

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

1)  Французские орнитологи сумели понаблюдать за пернатыми во время их полёта клином.

2)  Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию.

3)  Французские орнитологи сняли фильм, в котором запечатлён полёт птиц клином.

4)  Французские орнитологи установили, что у пернатых, летящих клином, снижается частота сердечных сокращений по сравнению с теми птицами, которые совершают полёт в одиночку.

 

2. Определите тип речи текста

Ответ_____________________________________________________________

3. Замените слово «уникальный» из предложения 2 синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ_____________________________________________________________

 

С1.  Запишите одно высказывание русского  лингвиста (писателя) о родном языке и  письменно объясните его смысл.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2- вариант

Часть А

1.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1)  нАчатый

2)  вернА

3)  свеклА

4)  бралА

 

2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1)  картузЫ

2)  углубИть

3)  туфлЯ

4)  избаловАть

 

3. В каком примере допущена лексическая ошибка:

1)  проблемная статья

2)  особая значимость

3)  выполнять продукцию

4)  существо вопроса

 

4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно:

1)  ЖИЛОЙ дом был приобретён на средства моей матери.

2)  Итоговую контрольную работу ученик написал на четыре БАЛЛА.

3)  Сражаться с ВЕТРЯНЫМИ мельницами в наш век глупо.

4)  Огурцы были какие-то невкусные, ВОДНЫЕ.

 

5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно:

1)  этикет – установленный порядок поведения

2) иронизировать – тонко вышучивать, насмехаться

3)  энтузиазм – сильное воодушевление, увлечение

4)  болотистый – предназначенный для работ на болоте

 

6. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»:

1)  тришкин кафтан

2)  прокрустово ложе

3)  дамоклов меч

4)  пиррова победа

 

7. В каких предложениях есть лишние слова:

1)  Мы познакомились в августе месяце.

2)  Сегодня по телевизору будет транслироваться футбольный матч чемпионата России.

3)  Я вышел из дома, когда уже совсем стемнело.

4)  Я заранее предчувствовал неудачу.

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1)  молодые офицеры

2)  с двумястами пассажирами

3)  длиннейший

4)  пара туфлей

 

9. Укажите неправильный вариант (нарушение управления):

1)  рецензия на книгу

2)  рецензия о книге

 

10.  Укажите неправильный вариант:

1)  хочут

2)  хотят

 

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Посетив выставку фотографий,

1)  я долго размышлял.

2)  у нас состоялась бурная дискуссия.

3)   начинается обсуждение увиденного.

4)  время пролетело быстро.

 

12. Укажите вариант  с  ошибкой (построение сложного  предложения):

1)  За окном в ночных потёмках шумела вьюга, которой обыкновенно природа разражается перед бурей.

2)  Спокойный вид проводника, который шёл по улице без опаски, успокоил нас окончательно.

3)  Начав с переводов, Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», которому было в эту пору двадцать пять лет.

4)  Невдалеке стояла женщина, которая утром приходила в наш дом.

 

13. Укажите  правильный вариант (передача косвенной речи):

М.Салтыков-Щедрин сказал: «Я люблю Россию до боли сердечной…»

1)  М.Салтыков-Щедрин сказал, что я люблю Россию до боли сердечной…

2) М.Салтыков-Щедрин сказал, чтобы  он любил Россию до боли сердечной…

3) М.Салтыков-Щедрин сказал, что  он любит Россию до боли сердечной…

4)  М.Салтыков-Щедрин сказал, любит ли  он  Россию до боли сердечной…

 

14. Укажите вариант (-ы) предложения (-й) с ошибкой в употреблении причастного оборота:

1)  Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

2)  Филология – это совокупность наук, изучающих язык и литературу.

3)  Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

 

 15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

Учёных в последнее время всё больше привлекают просторы Мирового океана  (1)  акватория  (2)  и глубины  (3)  которого  (4)  пока плохо изучены.

1)  1

2)  2

3)  1,4

4)  1,3

 

16.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня:

1)  г..нять,  б..лкон,  произр..стать

2)  к..сательная,  ст..лить,  к..сить

3)  процв..тание,  ч..совой (пояс),   переск..зать

4)  л..скать (котёнка),  зам..рающий, ут..шаться

 

Часть В. Прочитайте текст.

 

(1)Уголок леса, покрывавшего Землю примерно 8 миллионов лет назад, обнаружили венгерские археологи на северо-востоке страны.  (2) Почти все окаменевшие деревья, в основном кипарисы, найденные в выработанной шахте на глубине 60 метров, сохранили древесную структуру и не превратились, как обычно, в уголь.  (3) Толщина их стволов – 2-3 метра, а высота до 6 метров.  (4) Ископаемые растительного мира погибли в возрасте 300-400 лет в результате природной катастрофы.  (5) По мнению учёных, доисторические питомцы флоры стали жертвами пыльной бури; погребённые под толстым слоем почвы, они сохранили в «первозданной красоте» свои стволы до наших дней.

 

 

1.  В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

1)  Найденные венгерскими археологами окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы деревья сохранили древесную структуру, а не превратились, как это бывает, в уголь.

2)  Венгерские археологи нашли окаменевшие примерно 8 миллионов лет назад в результате природной катастрофы деревья.

3)  Ископаемые деревья, произраставшие на Земле примерно 8 миллионов лет назад, погибли в возрасте 300-400 лет.

4)  По мнению учёных, причиной гибели произраставших на Земле примерно 8 миллионов лет назад деревьев стала катастрофическая пыльная буря.

 

2. Определите тип речи текста.

Ответ_____________________________________________________________

 

3. Замените слово «катастрофа» из предложения  4  синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ_____________________________________________________________

 

С1.  Запишите одно высказывание русского  лингвиста (писателя) о родном языке и  письменно объясните его смысл.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы.

 

1 вариант

 

№ задания

Ответ

Часть А

 

1

1

2

4

3

2

4

3

5

4

6

2

7

1, 4

8

3

9

2

10

1

11

4

12

3

13

4

14

2, 3

15

4

16

4

Часть В

 

1

2

2

рассуждение

3

 

 

 

 

2 вариант

 

№ задания

Ответ

Часть А

 

1

3

2

3

3

3

4

4

5

4

6

2

7

1, 4

8

4

9

2

10

1

11

1

12

3

13

3

14

1, 3

15

1

16

3

Часть В

 

1

1

2

рассуждение

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МКОУ Никитская ОШ Сычевский район,

МКОУ Никитская ОШ Сычевский район,

Часть А направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки

Часть А направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Обучающийся понимает суть вопроса, предлагает объяснение его смысла, но не подкрепляет ответ необходимыми доводами и (или) подменяет рассуждения пересказом текста

Обучающийся понимает суть вопроса, предлагает объяснение его смысла, но не подкрепляет ответ необходимыми доводами и (или) подменяет рассуждения пересказом текста

Оты 4) вероисповедАние 3

Оты 4) вероисповедАние 3

Укажите неправильный вариант (нарушение управления): 1) скучать по тебе 2) скучать за тобой 10

Укажите неправильный вариант (нарушение управления): 1) скучать по тебе 2) скучать за тобой 10

Гулявшие туристы по площади собрались возле фонтана

Гулявшие туристы по площади собрались возле фонтана

Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию

Французские орнитологи достоверно установили, что полёт клином позволяет крупным птицам беречь силы, экономить энергию

Ить 3) туфлЯ 4) избаловАть 3

Ить 3) туфлЯ 4) избаловАть 3

Укажите неправильный вариант (нарушение управления): 1) рецензия на книгу 2) рецензия о книге 10

Укажите неправильный вариант (нарушение управления): 1) рецензия на книгу 2) рецензия о книге 10

Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи

Затем слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи

Ископаемые деревья, произраставшие на

Ископаемые деревья, произраставшие на

Ответы. 1 вариант № задания

Ответы. 1 вариант № задания

Часть В 1 1 2 рассуждение 3

Часть В 1 1 2 рассуждение 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2023