Концепция обучения русскому языку как иностранному учащихся 7 класса Республики Узбекистан (в рамках создания инновационного УМК)
Карпеченкова Ю. Г.
РГПУ им. А.И. Герцена
Узакова М.Х.
ТГПУ имени Низами
Саримсакова Г.М.
УзГУМЯ
Новая «Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» (№ УП-5712 от 29.04.2019 г.), разработанная во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» диктует необходимость изменений в содержании программ и учебных материалов по русскому языку как иностранному, поиск разумного баланса эффективных традиций в сфере образования и педагогического новаторства. В качестве ключевых позиций обновления преподавания русского языка как иностранного рассматриваются гуманизация, демократизация, информатизация образования, динамизм учебно-воспитательного процесса, его многовариантность, приоритет ценности филологических знаний как основы практической грамотности.
Основной целью обучения русскому языку как иностранному в школах с узбекским языком обучения является практическое овладение русским языком для пользования им в важнейших сферах общения: обиходно-бытовой, учебной, общественно-политической, социально-культурной.
Коммуникативная цель, состоящая в формировании навыков общения, совершенствовании умений и навыков аудирования и говорения, чтения и письма на русском языке, является ведущей и коррелирует с общеобразовательными и воспитательными задачами: развитие логического мышления, расширение круга знаний, воспитание чувства интернационализма. Коммуникативно-речевая и лингвистическая компетенции включают формирование умений использования русского языка в процессе общения, овладение грамматической системой русского языка, развитие устной и письменной грамотности учащихся.
Инновационный учебно-методический комплекс, разработанный специально для школ республики Узбекистан, охватывает все уровни обучения со 2 по 11 классы и поэтапно формирует знания, умения и навыки владения русским языком как иностранным на уровнях А1, А2, В1 и В2.
Средствами данного учебного предмета у обучающихся среднего звена выстраивается система знаний в рамках различных лексико-грамматических тем. Например, обучающиеся 7 класса осваивают такие понятия, как «причастие» и «деепричастие», знакомятся с глаголами движения, разрядами наречий, числительных и местоимений, безличными глаголами, понятиями «переходность – непереходность», сложными именами существительными, а также существительными общего рода, степенями сравнения имен прилагательных и наречий, – что соответствует уровню В1. Инновационное пособие включает в себя не только грамматический комментарий с переводом на узбекский язык наиболее сложных положений, но, в первую очередь, предъявление нового материал через контекст, закрепление его посредством комплексной работы всех видов речевой деятельности. Отбор языкового материала проведен с учетом функциональных возможностей и системности русского языка, доступности для учащихся.
Тематико-содержательный компонент содержания обучения (темы, сферы и ситуации общения) отражает особенности быта, культуры, традиции узбекского народа, специфику его истории, природных и климатических условий Узбекистана, а также историю и культуру страны изучаемого языка. Кроме того, темы соответствуют интересам обучающихся среднего школьного возраста, что поднимет мотивацию изучения русского языка, заинтересует, облегчит запоминание и практическую отработку лексико-грамматических явлений.
Рассмотрим методику изучения русского языка как иностранного на примере нескольких тем, разработанных для нового учебника 7 класса. Каждая тема начинается с предъявления слов урока, которые содержатся в текстовом материале и встречаются в заданиях. Работа с текстами является одним из ключевых видов деятельности, в контексте не только содержится новая лексика, но вводится грамматическая информация: обучающиеся анализируют новые формы или структуры. Например, во второй четверти в рамках темы «Мы – здоровая планета» изучаются имена числительные. После чтения мини-текста о Земле и других планетах школьники обращают внимание на имена числительные, с которыми они уже частично познакомились на более ранних этапах изучения русского языка, отвечают на поросы о том, сколько планет есть во Вселенной, сколько лет назад зародилась жизнь на Земле и другие. Далее предъявляется грамматическая информация о числительных и их разрядах. Первичная отработка представляет собой процесс узнавания изучаемых единиц среди других, а также восприятие на слух (развитие навыка аудирования): «Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака «Почему у человека две руки и один язык» и выпишите только количественные числительные, устно составьте с ними предложения» или «Послушайте стихотворение М. Погарского «Неделя» и выпишите только порядковые числительные, составьте с ними словосочетания».
Для чтения предлагаются тексты, работа с которыми представляет собой поиск изучаемых грамматических структур и явлений, ответы на вопросы, поиск верных и неверных утверждений. В 7 классе закладываются основы умения составления тезисного плана текста: «Прочитай текст и раздели его на части. Придумай название к тексту. Запиши. Придумай название к каждой части текста. Запиши, чтобы получился план».
Комплексный урок включает в себя развитие всех видов речевой деятельности и обязательно содержит тексты для чтения и аудирования, задания, отражающие тематику программы, упражнения на развитие устной речи. Развитие диалогических навыков происходит в процессе ролевых речевых игр, работы с иллюстрациями, составления диалогов:
- Подготовьтесь к съемкам фильма. Вам нужен оператор и 2 актера. Порепетируйте и снимите свой фильм на мобильный телефон. Посмотрите фильмы друг друга. Назовите лучшие из них, заслуживающие приза «Самый лучший защитник природы»;
- На фото – Земля в прошлом и настоящем времени. Как ты думаешь, что изменилось? Опиши фото, используя числительные;
- Задайте друг другу вопросы и ответьте на них: В каком году ты родился? Какого числа у тебя День рождения? и другие.
Для заданий представлены модели и слова для справок. Письменные грамматические упражнения вынесены в рабочую тетрадь.
В учебник включена такая рубрика, как «Это интересно!»:
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине двадцатого века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. По прогнозу учёных, к 2030 году население Земли достигнет 6–7 миллиардов человек.
Тема космоса, природы и экологии является сквозной и изучается в начальном, среднем и старшем звене. Работа не только направлена на развитие языковых и речевых навыков и умений, но и на формирование страноведческой компетенции, выполнение воспитательных задач. Например, в рамках темы 3 четверти «Новые технологии» при изучении деепричастий совершенного вида для чтения и анализа предлагается текст «Электровесна». Обучающиеся читают информацию о российской акции «Электросбор», сравнивают предложения с деепричастиями совершенного и несовершенного вида (дается комментарий на узбекском языке), рассуждают об экологизации производства, рассказывают, какую технику можно сдавать на переработку, как правильно и безвредно ее использовать, а также о том, организуется ли что-то похожее на «Раздельный сбор» в Узбекистане.
Развитие коммуникативных навыков происходит в процессе выполнения творческих заданий типа «Ты – волонтёр «Электровесны». Придумай рекламу, чтобы провести акцию в своём городе» или задание-игра: «Представьте, что вы – техника, которую выбросили люди. Расскажите о себе и придумайте, как сложится дальше ваша жизнь. Используйте деепричастия».
Кроме того, в качестве задания для аудирования семиклассникам предлагается работа с современной песней «Живи без остатка», которая включает прослушивание и просмотр клипа, работу с цитатами. Поп-культура близка подросткам, и данная форма может повысить мотивацию и заинтересовать школьников в дальнейшем изучении русского языка.
В комплексе поэтапно развивается и совершенствуется одна из ведущих компетенций – коммуникативная, формирование которой происходит при отсутствии языковой среды посредством разнообразных видов работы в рамках нового учебника для 7 класса школ Республики Узбекистан.
Литература
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года № УП-5538 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием»
2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.