«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»
Оценка 4.7

«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

Оценка 4.7
docx
20.12.2020
«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»
«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”».docx

 «Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

 

 

 

В декабре 2019 года Минпросвещения разместило на своем сайте три новые концепции преподавания предметов. Одна из них – концепция преподавания учебного предмета «Физика».

Цель концепции – повысить качество преподавания предмета «Физика». Это нужно для того, чтобы учесть перспективные направления научно-технического развития РФ.

Основные задачи концепции:

·        модернизировать содержание предмета;

·        повысить мотивацию учеников к изучению предмета;

·        совершенствовать материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение;

·        совершенствовать систему оценки учебных достижений учеников;

·        развить кадровый потенциал.

Основные задачи концепции сформулированы, чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физическая культура», которые выделили авторы концепции. Это проблемы мотивационного, содержательного, методического характера и кадровые проблемы.

Разработчики концепции называют одну причину снижения мотивации учеников:

теоретическая составляющая преобладает над экспериментальной. Ученики не понимают, зачем им изучать физику, так как весь процесс обучения предмету сводится к заучиванию формул, определений и решению типовых задач, которые не имеют связи с реальностью.

Проблемы содержательного характера:

·        нет преемственности и взаимосвязи уровней образования;

·        дисбаланс различных разделов учебного предмета на уровне среднего общего образования;

·        содержание предмета предоставляет недостаточное количество практико-ориентированных знаний.

Методические проблемы:

·        уделяется недостаточно внимания развитию метапредметных навыков и формированию естественно-научной грамотности обучающихся;

·        нехватка заданий в аппарате УМК, которые направлены на самостоятельные исследования;

·        несовершенство методики обучения способам решения задач;

·        недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов;

·        пренебрежительное отношение педагогов к учебному эксперименту.

Кадровые проблемы:

·        низкий престиж профессии;

·        недостаточное количество учителей физики в школах;

·        затруднения обновления педагогических кадров в области изучения предмета;

·        недостаточная подготовка учителей физики.

Чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физика», разработчики концепции планируют вести работу по пяти направлениям:

·        обновление содержания учебного предмета;

·        доработка документов, регламентирующих содержание физического образования;

·        модернизация материально-технического и учебно-методического обеспечения;

·        совершенствование инструментария для оценки учебных достижений по физике;

·        подготовка педагогов.

Обновлять содержание преподавания физики разработчики предлагают в соответствии с ключевыми задачами на каждом уровне образования. В начальной школе элементы физики должны входить в содержание предмета «Окружающий мир». Акцент на усилении наглядности и на формировании таких действий, как наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.

В 5–6-х классах основной школы элементы физики должны изучаться в рамках интегрированного предмета «Естествознание». Здесь новый качественный уровень: проведение простейших исследований, измерений и даже обработки данных с помощью компьютера, переход к научным объяснениям некоторых явлений и пониманию взаимосвязи разных наук о природе.

В 7–9-х классах – систематический курс физики. Стержневыми элементами курса физики основной школы являются физические явления. Ключевым здесь должно являться экспериментальное исследование физических явлений, изучение эмпирических законов, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями.

·        Должно быть расширено использование исследовательского подхода в ученическом эксперименте.

·        В требованиях к результатам обучения акцент перенесен с решения расчетных задач на объяснение физических явлений на основе имеющихся теоретических знаний (качественные задачи). 

·        Расширено число ученических практических работ, что должно обеспечивать мотивацию к изучению предмета, увеличение доли обучающихся, выбирающих физику в качестве профильного предмета в средней школе.

В 10–11-х классах физика может изучаться в рамках либо интегрированного курса, либо отдельного предмета. Основной целью изучения предмета на базовом уровне в средней школе должно стать формирование естественно-научной грамотности, что требует существенного усиления методологической составляющей курса и расширение аппарата усвоения учебно-методических комплектов заданиями практико-ориентированного характера. На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности. Обновление содержания здесь – это введение вопросов, связанных с современной физикой. Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория.

Чтобы доработать документы, регламентирующие содержание физического образования, разработчики предлагают:

·        во ФГОС ООО внести требования к предметным результатам по предмету «Естествознание» в 5–6-х классах, включающие содержательные элементы физики, биологии, географии, астрономии, химии;

·        в ПООП ООО и СОО необходимо усовершенствовать планируемыми результатами освоения содержания программы по физике.

При отборе планируемых результатов следует учитывать не только познавательные результаты, но и коммуникативные и регулятивные действия, а также те ценностные установки, которые необходимы для формирования естественнонаучных компетенций.

Чтобы модернизировать УМК, планируют:

·        совершенствовать программ и учебных методических комплектов по предмету «Окружающий мир»;

·        разработать содержания, программ и учебных методических комплектов предмета «Естествознание» для 5–6-х классов;

·        разработать отдельной  программы расширенного изучения физики в 8–9-х классах для образовательных организаций, реализующих программы повышенного образовательного уровня по математике.

Также собираются внедрить технологии:

·        использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения;

·        основанные на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов;

·        сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества);

·        «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока);

·        дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований);

·        формирования экспериментальных умений учащихся.

Планируют модернизировать материально-техническое обеспечение. В него будут входить:

·        оснащение кабинета физики необходимым оборудованием;

·        оснащение специальной лаборатории для занятий проектной и учебно-исследовательской деятельностью (единого для всех предметов естественно-научного цикла).

Отбор оборудования будет проводиться:

·        на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений;

·        приоритет – лабораторное оборудование для фронтального эксперимента (тематические комплекты).

Чтобы модернизировать инструментарий оценок для учебных достижений по физике, планируют:

переработать инструментарий для учительского оценивания;

усовершенствовать инструментарий внешней оценки на уровне образовательной организации, муниципальных и региональных систем оценки качества образования;

обновить контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других оценочных процедур.

Основные направления модернизации:

·        переориентация на проверку планируемых результатов обучения (деятельностный подход);

·        усиление роли качественных задач;

·        увеличение доли заданий практико-ориентированного характера,

·        расширение спектра заданий на проверку методологической составляющей курса, введение экспериментальных заданий в КИМ ЕГЭ по физике.

Работу с кадровым потенциалом в рамках реализации концепции предлагают вести системно. В первую очередь планируют начать готовить учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир», включающего новые дидактические единицы, относящиеся к области физики. Также планируют подготовку педагогов естественно-научного цикла к преподаванию интегрированного курса «Естествознание» в 5–6-х классах.

Учителей физики будут готовить, включая освоение оборудования для компьютеризированного эксперимента и освоение эффективных педагогических практик формирования естественно-научной грамотности обучающихся. Важнейшим показателем оценки деятельности учителя физики должен быть показатель динамики образовательных достижений обучающихся, о которой можно судить как на основании внешних оценочных процедур, так и на основании внутреннего мониторинга образовательной организации.

Чтобы учителя физики могли преподавать астрономию в школах, предлагают при получении высшего педагогического образования присваивать квалификацию «учитель физики и астрономии».

Планируют разработать специальный профессиональный стандарт для учителей физики, расширив и конкретизировав необходимые умения в обобщенных трудовых функциях.

 

 


 

Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

Чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физика», разработчики концепции планируют вести работу по пяти направлениям: · обновление содержания учебного предмета; · доработка документов, регламентирующих содержание…

Чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физика», разработчики концепции планируют вести работу по пяти направлениям: · обновление содержания учебного предмета; · доработка документов, регламентирующих содержание…

На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности

На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности

Отбор оборудования будет проводиться: · на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений; · приоритет – лабораторное оборудование для…

Отбор оборудования будет проводиться: · на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений; · приоритет – лабораторное оборудование для…

Работу с кадровым потенциалом в рамках реализации концепции предлагают вести системно

Работу с кадровым потенциалом в рамках реализации концепции предлагают вести системно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020