«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

  • docx
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Концепция преподавания учебного предмета “Физика”».docx

 «Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»

 

 

 

В декабре 2019 года Минпросвещения разместило на своем сайте три новые концепции преподавания предметов. Одна из них – концепция преподавания учебного предмета «Физика».

Цель концепции – повысить качество преподавания предмета «Физика». Это нужно для того, чтобы учесть перспективные направления научно-технического развития РФ.

Основные задачи концепции:

·        модернизировать содержание предмета;

·        повысить мотивацию учеников к изучению предмета;

·        совершенствовать материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение;

·        совершенствовать систему оценки учебных достижений учеников;

·        развить кадровый потенциал.

Основные задачи концепции сформулированы, чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физическая культура», которые выделили авторы концепции. Это проблемы мотивационного, содержательного, методического характера и кадровые проблемы.

Разработчики концепции называют одну причину снижения мотивации учеников:

теоретическая составляющая преобладает над экспериментальной. Ученики не понимают, зачем им изучать физику, так как весь процесс обучения предмету сводится к заучиванию формул, определений и решению типовых задач, которые не имеют связи с реальностью.

Проблемы содержательного характера:

·        нет преемственности и взаимосвязи уровней образования;

·        дисбаланс различных разделов учебного предмета на уровне среднего общего образования;

·        содержание предмета предоставляет недостаточное количество практико-ориентированных знаний.

Методические проблемы:

·        уделяется недостаточно внимания развитию метапредметных навыков и формированию естественно-научной грамотности обучающихся;

·        нехватка заданий в аппарате УМК, которые направлены на самостоятельные исследования;

·        несовершенство методики обучения способам решения задач;

·        недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов;

·        пренебрежительное отношение педагогов к учебному эксперименту.

Кадровые проблемы:

·        низкий престиж профессии;

·        недостаточное количество учителей физики в школах;

·        затруднения обновления педагогических кадров в области изучения предмета;

·        недостаточная подготовка учителей физики.

Чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физика», разработчики концепции планируют вести работу по пяти направлениям:

·        обновление содержания учебного предмета;

·        доработка документов, регламентирующих содержание физического образования;

·        модернизация материально-технического и учебно-методического обеспечения;

·        совершенствование инструментария для оценки учебных достижений по физике;

·        подготовка педагогов.

Обновлять содержание преподавания физики разработчики предлагают в соответствии с ключевыми задачами на каждом уровне образования. В начальной школе элементы физики должны входить в содержание предмета «Окружающий мир». Акцент на усилении наглядности и на формировании таких действий, как наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.

В 5–6-х классах основной школы элементы физики должны изучаться в рамках интегрированного предмета «Естествознание». Здесь новый качественный уровень: проведение простейших исследований, измерений и даже обработки данных с помощью компьютера, переход к научным объяснениям некоторых явлений и пониманию взаимосвязи разных наук о природе.

В 7–9-х классах – систематический курс физики. Стержневыми элементами курса физики основной школы являются физические явления. Ключевым здесь должно являться экспериментальное исследование физических явлений, изучение эмпирических законов, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями.

·        Должно быть расширено использование исследовательского подхода в ученическом эксперименте.

·        В требованиях к результатам обучения акцент перенесен с решения расчетных задач на объяснение физических явлений на основе имеющихся теоретических знаний (качественные задачи). 

·        Расширено число ученических практических работ, что должно обеспечивать мотивацию к изучению предмета, увеличение доли обучающихся, выбирающих физику в качестве профильного предмета в средней школе.

В 10–11-х классах физика может изучаться в рамках либо интегрированного курса, либо отдельного предмета. Основной целью изучения предмета на базовом уровне в средней школе должно стать формирование естественно-научной грамотности, что требует существенного усиления методологической составляющей курса и расширение аппарата усвоения учебно-методических комплектов заданиями практико-ориентированного характера. На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности. Обновление содержания здесь – это введение вопросов, связанных с современной физикой. Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория.

Чтобы доработать документы, регламентирующие содержание физического образования, разработчики предлагают:

·        во ФГОС ООО внести требования к предметным результатам по предмету «Естествознание» в 5–6-х классах, включающие содержательные элементы физики, биологии, географии, астрономии, химии;

·        в ПООП ООО и СОО необходимо усовершенствовать планируемыми результатами освоения содержания программы по физике.

При отборе планируемых результатов следует учитывать не только познавательные результаты, но и коммуникативные и регулятивные действия, а также те ценностные установки, которые необходимы для формирования естественнонаучных компетенций.

Чтобы модернизировать УМК, планируют:

·        совершенствовать программ и учебных методических комплектов по предмету «Окружающий мир»;

·        разработать содержания, программ и учебных методических комплектов предмета «Естествознание» для 5–6-х классов;

·        разработать отдельной  программы расширенного изучения физики в 8–9-х классах для образовательных организаций, реализующих программы повышенного образовательного уровня по математике.

Также собираются внедрить технологии:

·        использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения;

·        основанные на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов;

·        сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества);

·        «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока);

·        дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований);

·        формирования экспериментальных умений учащихся.

Планируют модернизировать материально-техническое обеспечение. В него будут входить:

·        оснащение кабинета физики необходимым оборудованием;

·        оснащение специальной лаборатории для занятий проектной и учебно-исследовательской деятельностью (единого для всех предметов естественно-научного цикла).

Отбор оборудования будет проводиться:

·        на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений;

·        приоритет – лабораторное оборудование для фронтального эксперимента (тематические комплекты).

Чтобы модернизировать инструментарий оценок для учебных достижений по физике, планируют:

переработать инструментарий для учительского оценивания;

усовершенствовать инструментарий внешней оценки на уровне образовательной организации, муниципальных и региональных систем оценки качества образования;

обновить контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других оценочных процедур.

Основные направления модернизации:

·        переориентация на проверку планируемых результатов обучения (деятельностный подход);

·        усиление роли качественных задач;

·        увеличение доли заданий практико-ориентированного характера,

·        расширение спектра заданий на проверку методологической составляющей курса, введение экспериментальных заданий в КИМ ЕГЭ по физике.

Работу с кадровым потенциалом в рамках реализации концепции предлагают вести системно. В первую очередь планируют начать готовить учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир», включающего новые дидактические единицы, относящиеся к области физики. Также планируют подготовку педагогов естественно-научного цикла к преподаванию интегрированного курса «Естествознание» в 5–6-х классах.

Учителей физики будут готовить, включая освоение оборудования для компьютеризированного эксперимента и освоение эффективных педагогических практик формирования естественно-научной грамотности обучающихся. Важнейшим показателем оценки деятельности учителя физики должен быть показатель динамики образовательных достижений обучающихся, о которой можно судить как на основании внешних оценочных процедур, так и на основании внутреннего мониторинга образовательной организации.

Чтобы учителя физики могли преподавать астрономию в школах, предлагают при получении высшего педагогического образования присваивать квалификацию «учитель физики и астрономии».

Планируют разработать специальный профессиональный стандарт для учителей физики, расширив и конкретизировав необходимые умения в обобщенных трудовых функциях.