«Концепция преподавания учебного предмета “Физика”»
|
В декабре 2019 года Минпросвещения разместило на своем сайте три новые концепции преподавания предметов. Одна из них – концепция преподавания учебного предмета «Физика». |
Цель концепции – повысить качество преподавания предмета «Физика». Это нужно для того, чтобы учесть перспективные направления научно-технического развития РФ. |
Основные задачи концепции: · модернизировать содержание предмета; · повысить мотивацию учеников к изучению предмета; · совершенствовать материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение; · совершенствовать систему оценки учебных достижений учеников; · развить кадровый потенциал. |
Основные задачи концепции сформулированы, чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физическая культура», которые выделили авторы концепции. Это проблемы мотивационного, содержательного, методического характера и кадровые проблемы. |
Разработчики концепции называют одну причину снижения мотивации учеников: теоретическая составляющая преобладает над экспериментальной. Ученики не понимают, зачем им изучать физику, так как весь процесс обучения предмету сводится к заучиванию формул, определений и решению типовых задач, которые не имеют связи с реальностью. |
Проблемы содержательного характера: · нет преемственности и взаимосвязи уровней образования; · дисбаланс различных разделов учебного предмета на уровне среднего общего образования; · содержание предмета предоставляет недостаточное количество практико-ориентированных знаний. |
Методические проблемы: · уделяется недостаточно внимания развитию метапредметных навыков и формированию естественно-научной грамотности обучающихся; · нехватка заданий в аппарате УМК, которые направлены на самостоятельные исследования; · несовершенство методики обучения способам решения задач; · недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов; · пренебрежительное отношение педагогов к учебному эксперименту. |
Кадровые проблемы: · низкий престиж профессии; · недостаточное количество учителей физики в школах; · затруднения обновления педагогических кадров в области изучения предмета; · недостаточная подготовка учителей физики. |
Чтобы решить проблемы преподавания учебного предмета «Физика», разработчики концепции планируют вести работу по пяти направлениям: · обновление содержания учебного предмета; · доработка документов, регламентирующих содержание физического образования; · модернизация материально-технического и учебно-методического обеспечения; · совершенствование инструментария для оценки учебных достижений по физике; · подготовка педагогов. |
Обновлять содержание преподавания физики разработчики предлагают в соответствии с ключевыми задачами на каждом уровне образования. В начальной школе элементы физики должны входить в содержание предмета «Окружающий мир». Акцент на усилении наглядности и на формировании таких действий, как наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения. В 5–6-х классах основной школы элементы физики должны изучаться в рамках интегрированного предмета «Естествознание». Здесь новый качественный уровень: проведение простейших исследований, измерений и даже обработки данных с помощью компьютера, переход к научным объяснениям некоторых явлений и пониманию взаимосвязи разных наук о природе. В 7–9-х классах – систематический курс физики. Стержневыми элементами курса физики основной школы являются физические явления. Ключевым здесь должно являться экспериментальное исследование физических явлений, изучение эмпирических законов, применение физических знаний в реальных жизненных ситуациях, понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями. · Должно быть расширено использование исследовательского подхода в ученическом эксперименте. · В требованиях к результатам обучения акцент перенесен с решения расчетных задач на объяснение физических явлений на основе имеющихся теоретических знаний (качественные задачи). · Расширено число ученических практических работ, что должно обеспечивать мотивацию к изучению предмета, увеличение доли обучающихся, выбирающих физику в качестве профильного предмета в средней школе. В 10–11-х классах физика может изучаться в рамках либо интегрированного курса, либо отдельного предмета. Основной целью изучения предмета на базовом уровне в средней школе должно стать формирование естественно-научной грамотности, что требует существенного усиления методологической составляющей курса и расширение аппарата усвоения учебно-методических комплектов заданиями практико-ориентированного характера. На углубленном уровне физика изучается как научная дисциплина, имеющая непосредственное отношение к будущей научной или инженерной профессиональной сфере деятельности. Обновление содержания здесь – это введение вопросов, связанных с современной физикой. Стержневой идеей курса физики средней школы является физическая теория. |
Чтобы доработать документы, регламентирующие содержание физического образования, разработчики предлагают: · во ФГОС ООО внести требования к предметным результатам по предмету «Естествознание» в 5–6-х классах, включающие содержательные элементы физики, биологии, географии, астрономии, химии; · в ПООП ООО и СОО необходимо усовершенствовать планируемыми результатами освоения содержания программы по физике. При отборе планируемых результатов следует учитывать не только познавательные результаты, но и коммуникативные и регулятивные действия, а также те ценностные установки, которые необходимы для формирования естественнонаучных компетенций. |
Чтобы модернизировать УМК, планируют: · совершенствовать программ и учебных методических комплектов по предмету «Окружающий мир»; · разработать содержания, программ и учебных методических комплектов предмета «Естествознание» для 5–6-х классов; · разработать отдельной программы расширенного изучения физики в 8–9-х классах для образовательных организаций, реализующих программы повышенного образовательного уровня по математике. Также собираются внедрить технологии: · использования компьютерного моделирования в процессе исследовательского обучения; · основанные на использовании планшетных компьютеров и мобильных телефонов; · сотрудничества в обучении (работа в малых группах сотрудничества); · «перевернутого» обучения (самостоятельное изучение нового материала до проведения урока); · дополненной реальности (виртуальные объекты и информация дополняют сведения о физических объектах и окружающей среде при проведении учебных исследований); · формирования экспериментальных умений учащихся. |
Планируют модернизировать материально-техническое обеспечение. В него будут входить: · оснащение кабинета физики необходимым оборудованием; · оснащение специальной лаборатории для занятий проектной и учебно-исследовательской деятельностью (единого для всех предметов естественно-научного цикла). Отбор оборудования будет проводиться: · на основе принципов полноты, преемственности и оптимального сочетания классических и современных (компьютерных) средств измерений; · приоритет – лабораторное оборудование для фронтального эксперимента (тематические комплекты). |
Чтобы модернизировать инструментарий оценок для учебных достижений по физике, планируют: переработать инструментарий для учительского оценивания; усовершенствовать инструментарий внешней оценки на уровне образовательной организации, муниципальных и региональных систем оценки качества образования; обновить контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других оценочных процедур. Основные направления модернизации: · переориентация на проверку планируемых результатов обучения (деятельностный подход); · усиление роли качественных задач; · увеличение доли заданий практико-ориентированного характера, · расширение спектра заданий на проверку методологической составляющей курса, введение экспериментальных заданий в КИМ ЕГЭ по физике. |
Работу с кадровым потенциалом в рамках реализации концепции предлагают вести системно. В первую очередь планируют начать готовить учителей начальной школы к преподаванию предмета «Окружающий мир», включающего новые дидактические единицы, относящиеся к области физики. Также планируют подготовку педагогов естественно-научного цикла к преподаванию интегрированного курса «Естествознание» в 5–6-х классах. Учителей физики будут готовить, включая освоение оборудования для компьютеризированного эксперимента и освоение эффективных педагогических практик формирования естественно-научной грамотности обучающихся. Важнейшим показателем оценки деятельности учителя физики должен быть показатель динамики образовательных достижений обучающихся, о которой можно судить как на основании внешних оценочных процедур, так и на основании внутреннего мониторинга образовательной организации. Чтобы учителя физики могли преподавать астрономию в школах, предлагают при получении высшего педагогического образования присваивать квалификацию «учитель физики и астрономии». Планируют разработать специальный профессиональный стандарт для учителей физики, расширив и конкретизировав необходимые умения в обобщенных трудовых функциях. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.