Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»
КОНЦЕПЦИЯ
профильных психолого-педагогических классов
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1. Обоснование актуальности создания психолого-педагогических классов
.2. Ожидаемые эффекты внедрения концепции
2.1. Понятийный аппарат концепции
2.2. Целевая группа
2.3. Нормативно-правовые и психолого-педагогические предпосылки создания психолого-педагогических классов
3.1. Цели, задачи, ожидаемые результаты создания и функционирования
психолого-педагогических классов
3.2. Ожидаемые результаты
3.3. Основные подходы и принципы организации деятельности
педагогических классов
4.1. Модели и механизмы организации психолого-педагогических классов
4.2. Содержание деятельности обучающихся
5.1. Нормативно-правовое обеспечение
5.2. Диагностическое обеспечение
5.3. Учебно-методическое обеспечение
5.4. Кадровое обеспечение
5.5. Материально-техническое обеспечение
6. Перспективные пути развития допрофессиональной психологопедагогической подготовки
Приложение 1. Документы, регулирующие деятельность общеобразовательных организаций в контексте профильного обучения
Приложение 2. Требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС среднего общего образования
Приложение 3. Требования к разработке учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования
Приложение 4. Опыт организации профильного обучения в разных регионах России
Приложение 5. Проекты локальных нормативных актов
Приложение 6. Материалы по диагностике педагогической одарённости школьников
Приложение 7. Учебно-методические материалы для реализации
образовательной деятельности в классах психолого-педагогической направленности
Приложение 8. Материально-техническое оснащение кабинета для реализации программы психолого-педагогического класса
В современном обществе усиливается внимание к человеку как субъекту личной и социальной жизни, государственная политика активно разворачивается к проблеме создания и сохранения человеческого капитала, развития персонализированной помощи в области здравоохранения и образования. Однако недостаток компетентных специалистов в человеко-центрированных областях экономики во многом связан с процессом отбора, подготовки и сопровождения педагогических кадров. В настоящее время «поколение Z» имеет много возможностей для саморазвития, но порой молодые люди теряются в больших потоках информации и боятся ошибиться в выборе жизненного пути. Соответственно, возрастает значимость помощи им на всех этапах выстраивания собственной профессиональнообразовательной траектории.
Согласно опросам ВЦИОМ (2021), среди старшеклассников возрастает запрос на получение дополнительных навыков. Молодые люди 14-17 лет хотели бы обучаться на курсах повышения личной эффективности (25%), профориентации (23%), по 20% интересовались курсами по развитию коммуникативных навыков и курсами по развитию управленческих навыков. (См.: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10782)
Традиционно вопросы профориентации актуализировались для школьников старших классов, однако статистика показывает, что к моменту окончания школы большинство выпускников не имеют чётких предпочтений относительно будущей профессии и доминантой выбора вуза являются скорее прагматичные, а не социальноличностные факторы. Тем не менее, активное развитие социальных проектов, волонтёрского движения и высокий уровень откликаемости общества на проблемы разных людей свидетельствует о востребованности работы в социальных сферах, в том числе в педагогической профессии. В связи с этим процесс сопровождения профессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинать как можно раньше, выявляя и помогая тем, кто может работать в человекоцентрированных профессиях по призванию.
Современный педагог – это человек, способный помочь растущему ребёнку войти в новый цифровой мир и не потерять своей индивидуальности. Однако у предыдущего поколения специалистов не было опыта жизни в VUCA-мире (1987, аббревиатура первых букв (англ.): volatility – нестабильность, изменчивость; uncertainty – неопределенность; complexity – сложность; ambiguity – неоднозначность), что ставит перед системой образования задачу ускорить процесс подготовки будущих учителей, родившихся в цифровую эпоху.
1.2. Ожидаемые эффекты внедрения концепции На федеральном уровне:
создание и функционирование национальной системы выявления и подготовки кадрового резерва человека-центрированных профессий (образование, медицина, социальная работа); восполнение дефицита профессионально подготовленных педагогических
кадров;
снижение затрат на профессиональную переподготовку кадров (смену профессии) после окончания образовательных программ профессионального образования.
На уровне системы образования Российской Федерации:
повышение качества образования выпускников, способных сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовленных к деятельности в цифровом мире; повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выбравших
педагогическую профессию по призванию; снижение доли отсева студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, и выпускников-молодых педагогов в первые три года педагогической деятельности;
развитие социального партнёрства между образовательными организациями и
обществом.
Профильный психолого-педагогический класс – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психологопедагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий; наличие отлаженной структуры взаимодействия с организациями образования и другими социальными партнёрами.
Профессиональное самоопределение – процесс и результат осуществления школьником выбора профессионального будущего (профессии, формы занятости и развития компетенций на всех этапах профессионального развития), основанного на соотнесении личностного и социального аспектов ситуации профессионального выбора; становление субъектной позиции в построении личной профессиональной перспективы и реализации ее первых шагов. Профессиональное самоопределение отражает потребности позиционирования и развития человека в системе социальнотрудовых отношений в современных условиях.
Профессиональная проба – один из практикоориентированных форматов профориентации, профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профильные педагогические пробы – эффективный способ ранней профориентации. Цель проведения профессиональных проб по педагогическим специальностям – выявление и поддержка талантливых детей школьного возраста на основе демонстрации и проведения элементарных профессиональных программ внеурочной деятельности педагогической направленности с использованием международных стандартов WorldSkills Russia.
Педагогическая одарённость – один из видов социальной одаренности, психологическая предпосылка развития педагогических способностей и потенциальная возможность достижения успеха в педагогической деятельности; включает универсальные компоненты (креативность, активность, высокий уровень развития познавательных процессов) и специальные компоненты (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатию, интерес к педагогической деятельности).
Целевой группой Концепции являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и педагогические работники, занятые в процессе организации деятельности психолого-педагогических классов.
Целевой группой программы психолого-педагогических классов являются обучающиеся, имеющие интерес к педагогической деятельности, к обучению в профильном классе психолого-педагогической направленности, а также их родители
(законные представители).
В настоящее время существует достаточная нормативно-правовая база для создания профильных психолого-педагогических классов.
К числу основных документов, которыми в этом вопросе может руководствоваться образовательная организация, относятся:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
- Концепция профильного обучения на старшей ступени образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 18 июля 2002 г. № 2783;
- Примерная основная образовательная программа (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 в действующей редакции;
- Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699;
- Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Минобразования России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации курсов по выбору»;
- Методические рекомендации № 03-412 от 4 марта 2010 г. Минобразования
России по вопросам организации профильного обучения;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
В Приложении 1 содержится развёрнутый анализ нормативных документов, регламентирующих организацию учебного процесса в контексте создания и функционирования профильных педагогических классов.
В Приложении 2 изложены основные требования к разработке учебного плана в условиях реализации ФГОС среднего общего образования.
Перечень законов и подзаконных актов даёт возможность образовательным организациям выбирать формы и организационные модели профильного обучения. Реализация учебного плана или плана внеурочной деятельности может осуществляться, в том числе, с помощью дистанционного образования (ст.16 Федерального закона № 273-ФЗ).
В Приложении 3 изложены основные требования к разработке учебного плана для сетевой формы реализации основной образовательной программы среднего общего образования.
Психолого-педагогическими предпосылками для создания профильных психолого-педагогических классов является вариативность возможностей для удовлетворения самых разных запросов стейкхолдеров в области индивидуализации образования, наличие психологически безопасной образовательной среды, в которой обучаются современные школьники, а также широта инструментов, с помощью которых можно конструировать профессиональные пробы школьников.
В настоящее время в российской системе образования накоплен большой опыт реализации разных моделей профильного обучения.
В зависимости от условий, образовательная организация может выбрать традиционную модель (деятельность организуется за счет кооперации всех внутренних ресурсов образовательной организации) или сетевые формы реализации образовательных программ (на основе моделей: базовая школа; ресурсный центр; кластер из образовательных организаций одного или разных типов и видов; кластер из организаций системы образования с организациями / учреждениями / предприятиями других сфер деятельности; кластер интеграция общеобразовательных организации и организации дополнительного образования и т.п.).
В Приложении 4 содержится описание примеров организации профильного обучения в разных регионах Российской Федерации и проблем, связанных с реализацией такого обучения.
3.1. Цели, задачи, ожидаемые результаты создания и функционирования психологопедагогических классов Цели:
выявление педагогически одарённых школьников и формирование у них
готовности к профессионально-личностному самоопределению; интеграция педагогически одарённых школьников в профессиональное
сообщество на этапе обучения в школе.
Образовательные задачи:
формирование у школьников представлений о человеко-центрированной
профессиональной деятельности; предоставление возможностей для получения опыта психолого-педагогической
и социально-педагогической деятельности (профессиональные пробы); развитие у школьников навыков XXI века (в том числе склонностей и
способностей к психолого-педагогической деятельности).
Организационные задачи:
- разработка системы выявления и сопровождения педагогически одарённых школьников, в том числе мониторинга результатов профильного обучения и профессионального самоопределения школьников;
- создание условий для развития субъектности обучающихся через персонализацию профессиональных проб и создание индивидуальных учебных проектов;
- разработка и реализация механизмов целевого обучения по педагогическим направлениям подготовки с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов.
Для обучающихся: понимание своей индивидуальности; развитие эмоционального интеллекта; развитие личностных качеств и навыков; повышение самооценки; расширение представлений о мире людей и мире профессий; профессионально-личностное самоопределение; повышение мотивации к образовательной деятельности.
Для образовательных организаций общего образования: развитие новых форм и способов образования; совершенствование системы учёта образовательных результатов школьников; повышение качества и персонализации образования; подготовка выпускника нового типа, способного раньше начать движение в профессию; активизация процессов профессионального самообразования сотрудников школ; расширение социального партнёрства, в том числе с родителями учеников.
Для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования: повышение статуса педагогических программ и педагогических вузов за счет повышения конкуренции среди абитуриентов, имеющими более высокий балл; увеличение достижений педагогических вузов на российском и международном уровне за счет повышения качества контингента; увеличение доли выпускников, ориентированных на трудоустройство и продолжение трудовой деятельности в системе образования.
Для системы образования и общества в целом: развитие системы выявления и поддержки одарённых детей; увеличение охвата детей дополнительным образованием социально-гуманитарной направленности; расширение доступа школьников к кадровым ресурсам и инфраструктуре организаций среднего профессионального и высшего педагогического образования; создание условий для преодоления дефицита педагогических кадров; повышение престижа педагогической профессии; повышение психолого-педагогической культуры населения.
Субъектно-ориентированный подход - предусматривает формирование у обучающихся активной, созидательной и ответственной позиции при организации всех видов деятельности, социально значимых дел; развитие механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, что в конечном итоге делает его субъектом, «автором» своей жизни. Именно деятельность выступает средством становления и развития субъекности обучающегося, так как изменяет психическую структуру личности и мотивирует его на преобразование и действительности, и себя.
Рефлексивно-деятельностный подход – предполагает опору на развитие определенных смысловых и ценностных образований, осознанное выполнение школьником различных действий профессиональной направленности, анализ перспектив и опыта своих профессиональных проб, определение траектории развития своих личностных и профессионально важных качеств.
Практико-ориентированный подход - означает практическую направленность всего процесса обучения, его связь с реальной действительностью, понимание социального контекста и рисков, связанных с проблемами образования и воспитания в современном мире. Важнейшим средством реализации данного подхода является организация социально-педагогической практики обучающихся, цель которой выявление и проверка склонностей к педагогической деятельности, развитие мотивации, интереса к профессии, приобретение обучающимися педагогических, организаторских навыков, умений, необходимых для будущей профессии, а также освоение опыта самостоятельной организаторской, коммуникативной деятельности.
Вышеописанные подходы реализуются через несколько принципов.
Принцип персонализации обучения – предполагает развитие субъектности ученика на основе вариативности выбора форм и способов самообразования, построения индивидуального образовательного маршрута и его реализации с учётом своих индивидуальных целей и ценностей, в том числе при выборе профессии.
Принцип последовательности – заключается в постепенном наращивании необходимых компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью и формируемых на основе трехступенчатой модели: от когнитивного компонента к деятельностному (когнитивный, эмоциональный, деятельностный).
Принцип системности – состоит в том, что профильное обучение в психологопедагогических классах органично включено в традиционный образовательный процесс и строится по его структуре; что в этом процессе задействованы и имеют свою определённую функцию все виды доступных ресурсов, в том числе ресурсы социальных партнёров; что обучающий процесс содержит все виды взаимодополняющих этапов – теоретическую подготовку, отработку навыков, разработку собственного образовательного продукта.
Принцип научности – предполагает опору на современное научное знание; использование исключительно компетентных и достоверных источников при отборе образовательного контента и выборе технологий обучения.
Принцип современности – подразумевает опору на современный социальнопрофессиональный контекст, прогрессивные технологии в образовании и коммуникации стейкхолдеров, формирование навыков, позволяющих не только эффективно адаптироваться в новом цифровом мире, но и учесть запросы работодателей и общества.
Принцип продуктивности – предусматривает получение конкретного продукта по итогам проявления разнообразных активностей ученика (олимпиады, профессиональные пробы, социальная деятельность, волонтёрство и т.д.) Особое внимание здесь можно уделить учебным проектам – как инструменту педагогической практики и формирования навыков XXI века (например, soft-skills, digital-skills, лидерство и т.д.). Продукт, полученный школьником в период взросления, повышает его самооценку, так как свидетельствует о его личностной состоятельности.
Принцип гуманистической направленности обучения – предполагает формирование у учеников человеко-центрированной позиции; использование средств и методов, направленных на демонстрацию модели субъект-субъектного взаимодействия; развитие навыка работать в команде, понимать других людей и учитывать их интересы. Важная часть реализации данного принципа – обеспечение конгруэнтной (К.Роджерс) позиции ученика в образовательном процессе – когда он может свободно выражать себя и учиться уважать чувства других людей.
Принцип добровольности – заключается в предоставлении школьнику реального выбора на всех этапах обучения в профильном психолого-педагогическом классе, включая формат занятий, практик и других образовательных мероприятий. Опыт самостоятельного проектирования своего образовательного маршрута в данном контексте выступает одним из инструментов освоения новой парадигмы образования – когда ученик берёт на себя ответственность за результаты своего образования и становится его реальным субъектом.
В условиях повсеместного внедрения профильного обучения и вступления в силу новых ФГОС среднего общего образования, сложились три основные модели организации деятельности классов профильной направленности, в том числе – психолого-педагогических классов.
Первая модель предполагает «внутришкольную профилизацию».
В данной модели психолого-педагогический класс создается в образовательной организации. Базовые и профильные общеобразовательные предметы, а также факультативные и элективные курсы реализуются силами педагогов данной образовательной организации, опираясь на ее ресурсную базу. При этом общеобразовательная организация остается открытой для социального партнерства и активно взаимодействует с педагогическими вузами и колледжами, другими социальными организациями в рамках профориентационной работы. Первая модель организации психолого-педагогических классов применима для крупных городов в школах, которые имеют несколько классов в параллели.
Вторая модель – модель сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций для совместной организации психолого-педагогического класса.
Данная модель предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг от друга. В каждой образовательной организации реализуются базовые общеобразовательные дисциплины, а профильные дисциплины и элективные курсы реализуются на базе одной из школ, обладающей соответствующими кадровыми и материальными ресурсами. Данная модель позволяет более экономично использовать ресурсы образовательных организаций, укомплектовывать класс учащимися из разных школ, создать условия для реализации индивидуальных учебных планов.
Вторая модель организации психолого-педагогических классов применима в малых городах, а также в микрорайонах городских округов, где несколько общеобразовательных школ расположены поблизости друг от друга.
Модель сетевого взаимодействия может быть расширена за счет привлечения к сотрудничеству профильных организаций и высших учебных заведений. Профильные организации-партнеры принимают участие в профориентационной деятельности, организации практики, проектной и исследовательской деятельности учащихся, разработке программ повышения квалификации педагогов. Высшие учебные заведения координируют деятельность образовательных организаций, осуществляют научно-методическое сопровождение их деятельности, участвуют в повышении квалификации педагогических работников и организуют профориентационную работу с учащимися.
Третья модель организации психолого-педагогического класса предполагает выделение одной образовательной организации в качестве ресурсного центра. Это может быть одна из наиболее сильных школ микрорайона, обладающая необходимыми ресурсами, педагогический вуз, педагогический колледж, центр профессиональной ориентации.
Ресурсный центр берет на себя подготовку обучающихся по профильным предметам и элективным курсам в целях повышения качества образования, индивидуализации процесса обучения с учетом профессиональных интересов и намерений учащихся. Деятельность ресурсного центра может осуществляться на основе договора о дополнительном образовании, может быть реализована как в очном, так и дистанционном формате.
Данная модель применяется в тех случаях, если в отдельных общеобразовательных организациях нет возможности создать необходимые условия для организации профильного обучения: обучение по индивидуальному плану с возможностью выбора предметов с углубленной подготовкой; наличие социальных партнёров в соответствии с профилем подготовки; готовность педагогических работников.
Механизмы организации психолого-педагогического класса:
механизм приема (отбора) учащихся в профильные психолого-педагогические
классы; механизмы развития сетевого взаимодействия между образовательными
организациями; механизмы развития социального партнерства;
механизм оценки результатов образования в условиях функционирования
психолого-педагогического класса.
Для эффективного личностно-профессионального самоопределения школьника процесс знакомства с миром людей, профессий, а также с собой, целесообразно начинать как можно раньше.
В табл. 1 представлен возможный вариант организации профильного обучения в психолого-педагогических классах с учётом образовательных доминант того или иного периода обучения в школе.
На пропедевтическом и предпрофильном этапе (6-9 классы) происходит знакомство с основами педагогической профессии, условиями жизни в вузе.
На профильном этапе (10-11 классы) продолжается специализированное развитие личности обучающихся, формируются их запросы профессионального плана.
Таблица 1 – Этапы профилизации образовательной деятельности в процессе создания и функционирования психолого-педагогических классов
Этапы |
1 этап пропедевтический |
2 этап предпрофильный |
3 этап профильный |
Классы |
6-7 классы |
8-9 классы |
10-11 классы |
Приоритет в образовательной деятельности |
надпредметный |
межпредметный |
предметный |
Механизм реализации |
внеурочная деятельность / дополнительное образование |
внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности/социальная практика |
внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности/ социальная практика |
Обучение в профильных психолого-педагогических классах помимо так называемых soft skills (качества личности) и hard skills (профессиональные навыки) помогает формировать ещё два типа навыков – self skills (навыки «построения себя») и digital skills (цифровые навыки), поэтому в содержание любых видов деятельности и мероприятий целесообразно включать и рефлексивный компонент, и получение опыта использования цифровых инструментов.
1. Содержание деятельности обучающихся в психолого-педагогических классах включает:
- освоение научных основ педагогики и психологии;
- знакомство с основными документами, регламентирующими психологопедагогическую деятельность;
- знакомство с методами обучения и воспитания, в том числе на цифровых платформах;
- знакомство с передовым опытом в области педагогики, психологии, медицины и IT-технологий (VR-контент);
- осуществление профессиональных проб (педагогическое взаимодействие с более младшими детьми, разработка и проведение мини-уроков, воспитательных мероприятий и др.);
- освоение элементов исследовательской и проектной деятельности;
- освоение опыта взаимодействия в цифровой среде.
2. Виды деятельности обучающихся:
- по количеству обучающихся - коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся - семинар, лабораторная работа, мастерская, конкурс, дистанционное сетевое взаимодействие, в том числе сетевые научно-образовательные проекты;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, презентационное занятие, комбинированные формы занятий;
- по используемым инструментам - аналоговые (традиционные), цифровые;
- по используемым технологиям обучения - реальные, имитационные (кейстехнологии, социальное моделирование, игры-симуляторы и т.д.).
3. Сетевая форма реализации психолого-педагогических классов предполагает:
- использование цифровых технологий;
- смешанное обучение (англ. «вlended learning» - очное + онлайн);
- совместно-распределенный характер деятельности в коллективах, в том числе виртуальных;
- сетевую организацию взаимодействия стейкхолдеров: органов управления образования, руководителей и педагогов образовательных организаций, преподавателей и ученых педагогического вуза, старшеклассников и их родителей;
- нормативно-правовое обеспечение: соглашения, положения (типовые/ примерные), шаблоны учебных планов и программ и т.д.
4. Результативность прохождения программы психолого-педагогических отражается:
- в различных формах контроля (разработка и реализация проектов, выполнение заданий, самопроверка/взаимопроверка заданий и т.д.)
- в различных формах и содержании итоговой аттестации (защита проектов, решение профессиональных задач, портфолио и т.д.).
- в участии в олимпиадах по педагогике и психологии (всероссийских/ вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в педагогический вуз и (или) на программы по педагогическим направлениям подготовки.
5.1. Нормативно-правовое обеспечение.
В качестве нормативной базы при организации психолого-педагогических классов выступают нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательной организации в целом.
Однако каждая образовательная организация, независимо от формы собственности, может разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие содержание, способы реализации и условия функционирования профильных психолого-педагогических классов. Целесообразно привлекать для этой задачи не только специалистов, экспертов, но и родительскую общественность.
Проекты локальных нормативных актов, которые могут быть использованы при организации деятельности психолого-педагогических классов, приведены в приложении 5.
5.2. Диагностическое обеспечение.
Для успешной реализации деятельности профильных психологопедагогических классов необходимо обеспечить не только процесс непосредственного обучения школьников, но и реализацию технологий выявления педагогической одарённости.
С этой целью необходимо проводить диагностику их индивидуальноличностного профиля и особых способностей к педагогической деятельности, а также осуществлять мониторинг их академических и личностно-профессиональных достижений.
Для каждого этапа работы с детьми (диагностика, отбор, проектирование индивидуальных маршрутов, учёт и оценка их достижений, анализ итогов практик и результатов обучения и т.д.) необходимо подбирать свою технологию.
Диагностические процедуры могут осуществляться как школьными психологами (при наличии), так и с помощью сторонних организаций (Центров помощи семье и детям, Центров комплексного психолого-педагогического сопровождения и т.д.) при соблюдении всех требований к подобным процедурам.
В случаях, если диагностика осуществляется силами школы, специалисты психологической службы должны быть обеспечены соответствующим пакетом валидных психодиагностических методик.
В Приложении 6 приведены основные материалы по диагностике педагогической одарённости учеников.
5.3. Учебно-методическое обеспечение.
Формирование пакета учебно-методических материалов строится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, теми задачами, которые ставит для себя конкретная образовательная организация, и с теми ресурсами, которыми она располагает.
Пакет учебно-методических материалов для организации образовательного процесса в классах психолого-педагогической направленности, включая примерные учебные планы, примерные рабочие программы предметов, рекомендации по организации внеурочной деятельности приведены в приложении 7.
Ниже приведён примерный перечень того, что необходимо иметь для реализации профильного психолого-педагогического обучения школьников.
Методические средства:
- учебные планы, в т.ч. индивидуальные учебные планы;
- примерная тематика исследований и проектов;
- методические рекомендации по реализации той или иной модели психологопедагогических классов;
- образовательные программы психолого-педагогических классов, включая программы модулей, курсов, предметов;
- технологические карты занятий, допрофессиональных / профильных проб;
- комплекты оценочных материалов комплексного образовательного результата (личностных, метапредметных, предметных результатов);
- сценарные планы допрофессиональных / профильных проб;
- методические рекомендации по разработке сценариев, программ смен, дидактических игр, образовательных и конкурсно-олимпиадных мероприятий;
- разработки мотивационных, коммуникационных тренингов, тренингов на групповое/межгрупповое взаимодействие, тренингов личностного роста;
- методические рекомендации по организации и проведению онлайнмероприятий образовательного или конкурсно-олимпиадного характера;
- алгоритм анализа психолого-педагогической ситуации, фильма, произведений художественной литературы;
- аннотированный список педагогических технологий организации деятельности обучающихся;
- комплекты разработок ролевых, деловых, имитационных игр, практикумов; комплекты диагностических методик.
Дидактические средства:
- медиатека (художественных, документальных, анимационных фильмов, учебных, научно-популярных программ, виртуальных тренажеров, развивающих игр и другого образовательного контента);
- комплекты раздаточных материалов по проведению ролевых, деловых, имитационных игр, практикумов;
- настольные, развивающие, обучающие игры;
- сборники психолого-педагогических ситуаций.
5.4. Кадровое обеспечение.
Все специалисты, участвующие в профильной психолого-педагогической подготовке школьников, должны иметь соответствующее образование и высокий уровень квалификации.
К организации деятельности в классах психолого-педагогической направленности целесообразно привлекать другие заинтересованные образовательные организации (педагогические вузы, колледжи). Также целесообразно не ограничиваться только педагогами или психологами, но и привлекать к обучению медиков, юристов, социальных работников, представителей МЧС и других служб, связанных с сохранением здоровья детей и обеспечением их безопасности в образовательном учреждении.
Для оценки результатов профильного обучения рекомендуется приглашать экспертов в соответствующей профессиональной области.
Требования к квалификации педагогов, реализующих программы психологопедагогических классов должны соответствовать профессиональному стандарту “Педагог”.
Реализация профильной психолого-педагогической подготовки школьников предполагает наличие оборудованного помещения, позволяющего проводить педагогические практикумы, ролевые игры, презентационные мероприятия, связанные с педагогической деятельностью, а также другие мероприятия с участием социальных партнёров или представителей профессионального сообщества. Рекомендуется использовать помещение конференц-видеосвязью и возможностью видеозаписи проводимых мероприятий (занятий) для последующего анализа.
Кроме того, для максимально приближенного к реальной ситуации погружения в педагогическую среду рекомендуется оборудовать одну игровую комнату, обустроенную по модели реального детского сада.
Основные требования к оборудованию школьных классов (в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.03.2016 №336) приведены в Приложении 8.
Для успешной реализации профильной психолого-педагогической подготовки школьников необходимо решить ряд стратегически важных задач:
апробация нормативной базы, в том числе примерных типовых положений по организации психолого-педагогических классов (групп) на всех уровнях от федерального до уровня образовательной организации; в разных формах организации взаимодействия между образовательными организациями общего, дополнительного, высшего и среднего профессионального образования; в сетевой форме; на основе цифровых образовательных платформ и др.
развитие форм межрегионального сотрудничества и взаимодействия
образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональную психологопедагогическую подготовку обучающихся общеобразовательных организаций и взаимодействия самих обучающихся: тематические смены, конкурсы, олимпиады, конференции, совместные проекты, стажировки и др.; использование потенциала дополнительного образования детей как вида образования, не обременённого государственными требованиями к образовательным результатам и доступного образовательным организациям разных уровней, в качестве пространства интеграции усилий субъектов деятельности психолого-педагогических классов.
разработка и реализация программ повышения квалификации педагогов и
специалистов, участвующих в деятельности психолого-педагогических классов; формирование профессионального сообщества, заинтересованного в реализации профильной психолого-педагогической подготовки школьников, в том числе наставничества и социального партнёрства; организация научного и информационно-методического сопровождения работы педагогических и психолого-педагогических классов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в самих образовательных организациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.