Концепция безопасности образовательного учреждения
Оценка 4.6

Концепция безопасности образовательного учреждения

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
правоведение
Взрослым
10.05.2017
Концепция безопасности образовательного учреждения
Концепцией называют систему взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения какой-либо проблемы. Концепция безопасности образовательного учреждения (БОУ) может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем БОУ. Какой мы хотим видеть систему БОУ? Дорогой или дешёвой, реальной или бумажной, с «человеческим лицом» или лагерным забором, демократичную или тоталитарную, электронно-технократическую или ориентированную на живых людей.Лекция для администраций образовательных организаций по безопасности от террористических акций
Концепция безопасности образовательного учреждения.docx
Концепция безопасности образовательного учреждения Преподаватель­организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Концепцией  называют   систему   взглядов,   руководящих   идей, принципов,   принимаемых   для   решения   какой­либо   проблемы. Концепция   безопасности   образовательного   учреждения   (БОУ) может быть представлена в виде   некой виртуальной модели, помогающей   ответить   на   ряд   вопросов   при   проектировании систем БОУ.      Какой мы хотим видеть систему БОУ? Дорогой или дешёвой, реальной   или   бумажной,   с   «человеческим   лицом»   или   лагерным забором,   электронно­ технократическую или ориентированную на живых людей.   демократичную   или   тоталитарную, Чтобы   выстроить   работающую   концепцию   БОУ,   мы  должны понять   природу   возникновения   опасностей   в   ОУ,   определить желаемые параметры для элементов будущей системы безопасности.       Начнём с анализа общей картины опасностей.                 Актуальность проблемы БОУ.             Актуальность   обусловлена   многочисленными   фактами чрезвычайных и опасных ситуаций (Ч и ОС) в ОУ, а также высокой смертностью в этих ситуациях в России (на 10 тыс. человек в три­ четыре раза выше, чем в других странах). Напомню, что в стране около 30 млн. учащихся и педагогов, т.е. пятая часть населения. Если вычесть младенцев и стариков, то доля учащихся в массе активного населения повысится до одной третьи. Именно этим определяется место и роль БОУ в системе национальной безопасности России.            Посмотрим на некоторые негативные факторы, которые снижают   уровень   безопасности   и   благополучия   населения   и   его самой молодой и перспективной части­учащихся.               Ежегодные людские потери в России. •На дорогах: •34 тыс. человек погибает; •200  тыс.  человек  получают  телесные  повреждения  (10­15  % умирает); •На пожарах: •19 тыс. человек погибает; •20 тыс. человек получают телесные повреждения (около 10 % умирает);               От криминальных действий: •34 тыс. человек убитых; •50 тыс. человек – пропавших без вести ( 50% из них – убитые); •180­190 тыс. человек получают тяжкие телесные повреждения ( 20% из них умирает); •Около 15 млн. человек страдают от различных криминальных посягательств.               От терактов в ОУ: •Данные уточняются.                             От   неумеренного   употребления  алкоголя   и наркотиков погибают: •50 тыс. человек от передозировки наркотиков; •40 тыс. человек от отравления алкоголем. От утопления погибают: •20 тыс. человек От суицидов: •50 тыс. человек От болезней, спровоцированных табакокурением, умирают: •Более 1 млн. человек. Бытовой и производственный травматизм •100 тыс. погибших       В ЧС погибают ежегодно до 2­3 тыс. человек. Основные же потери – 250 тыс. происходят не в чрезвычайных, а повседневных, менее опасных ситуациях, которые в силу своей обыденности (не чрезвычайности)   не   попадают   в   статистику   МЧС   и   не   получают адекватного   освещения   в   некоторых   учебниках,   программах   и стандартах по ОБЖ и БЖ.      Из подобных фактов можно сделать следующие важные выводы для концепции и практики обеспечения безопасности ОУ: • От обычных опасных ситуаций погибает граждан (в том числе учащихся) в сто раз больше, чем от ЧС, но они не попадают в статистику   МЧС   и   не   вызывают   повышенного   внимания   в руководящих документах. • Значительную   часть   этих   потерь   можно   уменьшить, поскольку более 70 % пострадавших погибает не от смертельных повреждений   (несовместимых   с   жизнью),   а   от   отсутствия элементарной медпомощи со стороны окружающих, медработников, сил   правопорядка   и   от   отсутствия   соответствующих   знаний   и умений у населения, в том числе и у части медработников. Особенно ярко   это   проявилось   при   терактах   в   Каспийске,   Махачкале,   на Дубровке   и   в   десятках   тысяч   ДТП.   Не   всем   смогли   быстро остановить   кровь,   не   всех   положили   лицом   вниз,   чтобы пострадавший   не   подавился   языком   и   не   захлебнулся   кровью (рвотой). • Дорогостоящее   укрепление   технической   и   тактической готовности   к   защите   ОУ   от   терактов   и   иных   ЧС   (социальных, природных и техногенных) не приведет к снижению потерь, если эти меры   не   будут   одновременно   защищать   учащихся   от   множества других обыденных (не чрезвычайных) опасностей. • Никакие суперсистемы безопасности ОУ не дадут эффекта и снижения смертности в стране, если в голове каждого учащегося и педагога   не   будет   качественных   знаний   о   мерах   обеспечения собственной   безопасности,   о   помощи   и   самопомощи.   Твердое усвоение   каждым   трех­четырех   простейших   навыков   (придание пострадавшему   позы   выживания,   остановка   крови,   искусственное дыхание) помогло бы сберечь ежегодно десятки тысяч жизней. Не менее   важны   для   уменьшения   количества   пострадавших   такие навыки,   как   правильное   хождение   по   скользким   тротуарам   и лестницам,   правильное   хранение   денег,   поведение   и   общение   в конфликтных ситуациях и т.п. • Самые строгие меры и законы не помогут снизить  потери общества и государства, если в каждом ОУ и в обществе в целом не будут   созданы   условия   для   развития   культуры   (культа) формирования   безопасной   личности,   безопасного   поведения, проектирования   и   внедрения   комплексных   социальных   систем безопасности. • Любые действия окажутся неэффективными, если не будет единства   целей   и   механизма   взаимодействия   всех   элементов общества: гражданина, семьи, коллектива, организации, государства. Нужны   специальные   программы   и   механизмы   постоянного взаимодействия. • Эти   выводы   помогают   осознать   важность   целого   ряда требований:   к   обеспечению   безопасности,   созданию   комплексной системы   безопасности,   к   выбору   средств   охраны,   режима,   типа отношений в коллективе и с учащимися, чтобы достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами. • Следует   признать,   что   любые   меры   по   обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах,   а   не   о   декоративных   папках,   стендах   и   схемах   для проверяющих. Известно, что одни меры все же дороже, чем другие. А самые дорогие – не всегда самые лучшие. • Правильно проинструктированная бабушка у подъезда порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля. • Подготовка   паспортов   безопасности   без   специального исследования   и   учета   проблем   и   особенностей   каждого   ОУ,   без наглядных и весьма различных вариантов паспортов­образцов ведет к   многочисленным   трудностям   и   дополнительным   затратам,   а   в итоге за большие деньги может получиться очередной «бумажный тигр». Но наши люди привыкли к сложным заданиям руководства.        Вероятно, ответом на требование о всеобщей паспортизации астраханских   ОУ   будет   не   столько   повышение   их   реальной безопасности,   сколько   появление   множества   копий­близнецов формально исполненных паспортов безопасности. Однако следует помнить, что механическое копирование и предъявление начальству даже очень красивого виртуального бумажного тигра не сделает из него живого сторожа и не повысит уровень реальной безопасности ОУ. Виды и причины опасностей.          Чтобы приступить к созданию комплексной системы БОУ   и   найти   более   действенные   средства   реагирования   на возможные угрозы и опасности, следует вначале разобраться с наиболее распространенными видами и причинами опасностей. По   происхождению   различаются   следующие   виды происшествий и ЧС в ОУ или рядом с ними, вокруг них. Чаще   всего   школа   сталкивается   со   смешанными, социально­криминальными   происшествиями   и   социально­ природными   ЧС   (болезни,   отравления,   травмы   на   фоне природных факторов).    В ОУ Астрахани в соответствии с указаниями Комитета по   образованию   и   науке   должны   прогнозироваться   и рассматриваться   все   возможные   действия   преступников, массовые   беспорядки,   проявления   экстремизма,   взрывы, поджоги,   пожары,   применение   отравляющих   веществ,   захват заложников, действия террористов, в том числе смертников.    В составляемых планах должны отражаться возможные количественные   показатели   ущерба   от   этих   действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного  воздействия   на  жизнь  и  здоровье  людей,  данные  о группировках   подростков   в   ОУ   или   прилегающем микрорайоне,   их   лидерах,   о   фактах   вандализма,   угроз, вымогательства   среди   учащихся,   иных   возможных противоправных действиях.            По каждой рассматриваемой ситуации в паспортах безопасности   прогнозируются   и   планируются   ответные действия   персонала   ОУ,   аварийных   служб   и   бригад   по ликвидации аварий, ЧС и их последствий.             Разумеется,   такая   работа   не   под   силу   обычному педагогу   без   привлечения   специалистов   или   хотя   бы специального   подробного   методического   пособия   именно   по данному   вопросу.   Такие   специалисты   и   пособия   должны   в самое ближайшее время стать более доступными для ОУ. Чрезвычайные и опасные ситуации Природн ые Бури, наводнения, холода, гололед, инфекции, болезни, ВИЧ, грипп, гепатит   и др.   ЗПП, Военн ые Воору жен­ные конфликты ,   агрессия, учения, военная служба Социальные Смешанные Кримина Социально ль­ные Кражи, секс,   насилие, вымогательст­ во,   мошен­ ничество, угрозы теракта, поджог, захват заложников ­экономичес­ кие и бытовые безработица , неустроенность, голод,   трудные соседи, алкоголизм, наркомания, эпидемии Техногенные Обвал   пожар, здания, химические   ЧС   с аварии, электрической   и др. техникой. Социальн о­политичес­ кие межэтниче ские конфликты, забастовки, пикеты,   секты, религиозный экстремизм, скинхеды, политический террор.         Причины возникновения и стадии развития Ч и ОС Попытаемся   с   учетом   мнений   социологов   и криминологов,  комиссий по  расследованию   ЧС расположить различные   причины   в   порядке   убывания   их   значимости   и степени влияния. Вот, что выходит на первые места: Недисциплинированность   и   бесконтрольность персонала и учащихся; Непонимание   серьезности   проблем   БЖ; сокрытие фактов правонарушений и непринятие должных мер к правонарушителям; Негативное   влияние   преступной   и   молодежной слабость   профилактических   и   воспитательных        субкультуры;  институтов;  отсутствие необходимой правовой информации;  недостаточное изучение педагогами учащихся и их интересов, реальной жизни учащихся и их контактов; излишняя   строгость   отдельных   педагогов   в   элементы период   аттестационных   мероприятий, жестокости   и   несправедливости   по   отношению   к учащимся;  неорганизованность досуга учащихся;  слабая система безопасности и охраны ОУ;  целенаправленные действия преступников.         Как  видите, причинный  комплекс  Ч  и ОС  в  ОУ  не может   быть   нейтрализован   действиями   в   каком­либо   одном направлении:   правовом,   экономическом,   информационном. Будут   недостаточными   только   технические,   кадровые   или организационные решения.   Главным звеном останется воздействие на учащегося, на педагога, на родителей, на сотрудников, охраняющих ОУ, т.е. на человеческий фактор.     Именно   человеческий   фактор   становится   все   более значимым   при   анализе   перспектив   появления   новых   видов возможных   происшествий   в   ОУ.   Например,   происшествий   и правонарушений, связанных с компьютерными технологиями, этническим   и   религиозным   экстремизмом,   оружием   и боеприпасами, новыми средствами связи, знаниями двойного назначения,   ставшие   доступными   подросткам   с отклоняющимся  поведением.      Хорошее усвоение и постоянное изучение названных причин и иных негативных факторов жизнедеятельности ОУ (социальных,   природных,   техногенных)   позволяет   нам   с большой   вероятностью   предвидеть   зарождение   любой потенциально   опасной   ситуации   и   последующие   стадии   ее развития.    Этим   и   отличается   мудрый   педагог   или администратор от начинающего.       Например,   зная   о   запасах   спиртного   у старшеклассников   в   походе,   некоторые   педагоги   специально планируют дробные привалы в безопасных местах (не у воды) и дозволяют контролируемые выпивки днем с хорошей закуской. Чтобы к ночи группа была нормальной, «волки сыты, а овцы целы». Опытный шеф­повар никогда не допустит к детскому питанию   сомнительные   молочные   продукты   или   больного работника.       Однако   ни   один   специалист   ОУ   не   в   состоянии одинаково полно изучить и помнить все возможные факторы ЧС   и   меры   защиты   от   них.   Даже   добротный   паспорт безопасности   ОУ   не   поможет   отдельному   педагогу   или администратору. Во­первых, он очень объемен и неудобен для личного   пользования,   а   во­вторых,   он   создается   всего   в нескольких   экземплярах,   которые   хранятся   в   разных организациях в режиме ограниченного доступа.             Поэтому так важны различные планы и схемы, размещаемые   в   кабинетах   и   в   учительских,   а   также носимые с собой памятки и предлагаемые специалистами индивидуальные   паспорта   безопасности   учащихся   и сотрудников ОУ.         Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ  Гуманность,   учет   интересов   личности.   Законность (ч.3   ст.55   Конституции   РФ).   «Права   и   свободы   человека   и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо   в   целях   защиты   основ   конституционного   строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,   обеспечения   обороны   страны   и   безопасности государства». Демократичность, учет мнений родителей и органов правопорядка,   тесное   взаимодействие   со   специалистами   и службами безопасности. Рациональность и экономичность.    Организованность,   непрерывность,   плановость   и контроль.    Предвидение и упреждение.  Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы БОУ как единого целого.              Все эти принципы (основные правила) извлечены из нормативных   актов,   которые   трудно   прочитать   одному человеку за короткое время. Значение этих принципов в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не будучи   специально   подготовленным,   можно,   в   основном, отличать приемлемые решения от неприемлемых.       Вместе с целями перечисленные принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения или отдельного элемента системы безопасности. Значение целей и принципов в том, что, правильно поставленные и осознанные, они   становятся   установкой   для   человека   и   обеспечивают половину успеха.               Цели   (желаемый   результат)   мероприятий   по обеспечению БОУ: •Защита   учащихся,   педагогов,   их   прав   и   интересов, имущества от опасных воздействий; обеспечение нормального образовательного процесса и функционирования ОУ; •Снижение   ущерба   от   негативных   воздействий   и последствий  Ч и ОС; •Улучшение   качества   жизни,   повышение   благополучия учащихся   и   педагогов   (за   счет   снижения   смертности   и травматизма,   повышения   сохранности   здоровья,   имущества, окружающей среды).             Задачи мероприятий по обеспечению БОУ: •Формирование   готовности   к   опасностям   и   к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления; •Раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение причин для возникновения; •Обеспечение   условий   и   возможностей   для   самозащиты, спасения и защиты других людей: •Техническое   и   правовое   обеспечение   системы безопасности ОУ; •Формирование   навыков   правильного   поведения   при опасностях; •Формирование   культуры   безопасного   мышления   и поведения,   интереса   каждого   учащегося   и   педагога   к обеспечению БОУ.                     Как   видите,   цели   и   задачи   обеспечения   БОУ полностью совпадают с целями преподавания дисциплины ОБЖ. Это лишь подчеркивает важность ее преподавания во всех ОУ.                      Системы безопасности в ОУ.          Каждая система безопасности ОУ имеет свой набор элементов: •Субъекты обеспечения БОУ:             Руководство   ОУ,  персонал   ОУ   и  охрана,   службы обеспечения,   спасения   и   помощи   (добровольная   пожарная дружина,   отряд   юных   спасателей),   учащиеся,   родители. Администрация   района,   правоохранительные   органы,   органы управления   образованием,   органы   здравоохранения.  Итак,   7 нянек! Кто же главный, кто отвечает за что? Ответ пока не ясен. •Финансовые,   кадровые,   энергетические   и   иные   ресурсы обеспечения БОУ. •Нормативные акты (инструкции, приказы, документация по БОУ, планы и пр.). •Организационные элементы:           распределение функциональных обязанностей в обычной          обстановке и в условиях Ч и ОС, режим, контроль. •Знания   о   возможных   угрозах   в   ОУ,   способах   раннего выявления опасностей. •Знания   способов   правильного   противодействия опасностям.   (памятки,   технические   средства   обнаружения   и ликвидации  Ч и ОС и их последствий). •Навыки   правильного   поведения   и   владения   и средствами б/п. учащимися и персоналом Ч и ОС, навыки ОБЖ.   Это   главный   элемент   системы   БОУ.   Тот   самый человеческий фактор, без которого все вложенные деньги ничего не дадут. •Обстановка серьезного отношения учащихся к проблемам БОУ.   Задействование   этого   фактора   иногда   важнее   всех других элементов системы безопасности (трагедия в Минске, рыбаки на льду, поведение при гололёде).               Формы воспитательного воздействия любые:  ­ сочинения по заданным темам;  ­ занятия по психологии выживания;  ­ разучивание упражнений на уроках физкультуры.  Для этого дополнительного финансирования не требуется.             Важно   правильное   отношение   к   проблеме   со стороны педагогов по другим предметам и родителей. Только   упорядоченность   и   согласованность   всех элементов системы БОУ образуют ее новое искомое качество. Неправильное   сочетание   или   неисправность   отдельных элементов   системы   могут   привести   к   негативным последствиям.        В системе безопасности и окружающей среде вокруг ОУ   всегда   есть   такие   элементы,   которые   мы   не   можем регулировать, управлять ими, оказывать необходимое влияние в своих интересах (внешние и неподконтрольные нам процессы и   явления,   например,   гормональные   процессы   у   учащихся). Здесь многое зависит от знаний ОБЖ и искусства анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на молодежь и окружающую среду.       Объединить все элементы системы безопасности ОУ и мероприятия различных ее звеньев, ресурсы милиции, школы, охраны и технических средств можно только при внедрении самых новых компьютерных пультов слежения и управления с интеллектуальным   программным   обеспечением   нового поколения. Такие системы реализованы пока лишь в крупных аэропортах,   на   Казанском   вокзале   в   Москве,   в   израильских городах и поселках.             Одна   школа   такую   систему   оплатить   не   сможет, поэтому  целесообразно  к   подобной   системе  подключить  все социальные и торговые объекты данного микрорайона. Тогда она станет намного эффективнее и доступнее.        Итак, что дает учащемуся и педагогу система  безопасности, комплекс мер, знания, умения, навыки по  обеспечению БОУ? Она: •Повышает психологическую устойчивость в Ч и ОС. •Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. •Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями ОБЖ.  •Способствует   снижению   ущербов   и   потерь   в   Ч   и   ОС, экономии   средств   при   их   предотвращении   и   ликвидации последствий. •Создает   благоприятные   условия   для   повышения эффективности   образовательного   процесса   и   качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей учащихся и персонала.

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения

Концепция безопасности образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017