Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.
Оценка 4.8

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
классное руководство +1
Взрослым
02.05.2019
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
приложение к мо 2.docx
Концепция духовно­нравственного воспитания школьников России. Общие положения В   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации   человек,   его   права   и   свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически   сложившееся   государственное   единство,   исходя   из   общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность   России   и   утверждая   незыблемость   её   демократической   основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90­е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены,   так   и   негативные   явления,   неизбежные   в   период   крупных   социально­ политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В   период   смены   ценностных   ориентиров   нарушается   духовное   единство   общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,   а   также   деформация   традиционных   для   страны   моральных   норм   и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря   на   установленные   российским   законодательством   общественные   нормы   и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных   ориентиров,   объединяющих   россиян   в   единую   историко­культурную   и социальную общность. В   российском   обществе   стал   ощущаться   недостаток   сознательно   принимаемых большинством   граждан   принципов   и   правил   жизни,   отсутствует   согласие   в   вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…   и   общество   лишь   тогда   способно   ставить   и   решать   масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране   хранят   уважение   к   родному   языку,   к   самобытной   культуре   и   к   самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета   страны,   служит   основой   нашей   повседневной   жизни,   фундаментом   для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно­нравственной консолидации российского общества,   его   сплочении   перед   лицом   внешних   и   внутренних   вызовов,   в   укреплении социальной   солидарности,   в  повышении   уровня  доверия  человека   к  жизни   в   России,   к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности   личности   формируются   в   семье,   неформальных   сообществах,   трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но   наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко   духовно­нравственное   развитие   и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая   российская   общеобразовательная   школа   должна   стать   важнейшим   фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно   в   школе   должна   быть   сосредоточена   не   только   интеллектуальная,   но   и гражданская,   духовная   и   культурная   жизнь   обучающегося.   Отношение   к   школе   как единственному   социальному   институту,   через   который   проходят   все   граждане   России, является   индикатором   ценностного   и   морально­нравственного   состояния   общества   и государства. Ребёнок   школьного   возраста   наиболее   восприимчив   к   эмоционально­ценностному, духовно­нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При   этом   особое   значение   имеют   следующие   друг   за   другом   переходы   от   детства   к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка   ценностей,   —   утверждал   Л.С. Выготский,   —   есть   основной   момент   при переходе от возраста к возрасту». Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»,   на   основе   ежегодных   посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция   является   методологической   основой   разработки   и   реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция   представляет   собой   ценностно­нормативную   основу   взаимодействия общеобразовательных   учреждений   с   другими   субъектами   социализации   —   семьёй, общественными   организациями,   учреждениями дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   средствами   массовой   информации. Целью   этого   взаимодействия   является   совместное   обеспечение   условий   для   духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся.   религиозными   объединениями, Концепция определяет:         характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно­нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно­ нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные   социально­педагогические   условия   и   принципы   духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные   учреждения   должны   воспитывать   гражданина   и   патриота, раскрывать   способности   и   таланты   молодых   россиян,   готовить   их   к   жизни   в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно   взаимодействовать   и   сотрудничать   с   семьями   обучающихся,   другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую   систему   общих   педагогических   требований,   соответствие   которым национальных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация —   государственно­территориальная   и   политико­правовая   общность, существующая   на   основе   общих   политических,   историко­культурных   и   духовно­ ценностных   характеристик   и   общего   самосознания.   Такой   общностью   является многонациональный   народ   Российской   Федерации,   который   представляет   собой многоэтничную   гражданскую   нацию,   включающую   этнические   общности,   которыми   в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально­политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и   этнокультурном   значении)   не   противоречит   конституционному   положению   «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций; национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью,   хозяйственно­экономической   основой,   общей   территорией,   общими   историко­ культурными   ценностями   жителей   страны.   Российская   Федерация   —   национальное государство,   имеющее   разнообразный   этнический   и   религиозный   состав   населения   и отличающееся большой региональной спецификой; национальное   самосознание   (идентичность) —   разделяемое   всеми   гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба; формирование   национальной   идентичности —   формирование   у   личности представления   о  многонациональном   народе   Российской   Федерации   как   о  гражданской нации и воспитание патриотизма;         патриотизм —   чувство   и   сформировавшаяся   позиция   верности   своей   стране   и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую   родину,   т.е.   край,   республику,   город   или   сельскую   местность,   где   гражданин родился   и   рос.   Патриотизм   включает   активную   гражданскую   позицию,   готовность   к служению Отечеству; гражданское   общество —   общество,   способное   к   самоорганизации   на   всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы   власти   и   самоуправления,   так   и   через   институты   гражданского   общества,   к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия   на   власть   и   на   правовые   нормы.   Гражданское   общество   обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования; многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных   или   мировых   культурных   явлений   и   систем.   Культурное   многообразие   и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия; межэтнический   мир   и   согласие —   единство   в   многообразии,   признание   и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа   Российской   Федерации,   гарантированное   равноправие   граждан   независимо   от национальности,   а   также   политика   интеграции,   предотвращения   напряжённости   и разрешения   конфликтов   на   этнической   или   религиозной   основе.   Межэтнический   мир включает   политику   толерантности,   т.е.   признания   и   уважения   культурных   и   других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран; социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений; развитие —   процесс   и   результат   перехода   к   новому,   более   совершенному качественному   состоянию,   от   простого   к   сложному,   от   низшего   к   высшему,   к   некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.; воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное)   представление   о   человеке,   на   воспитание,   обучение   и   развитие   которого    направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально­исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях; духовно­нравственное   развитие   личности —   осуществляемое   в   процессе социализации   последовательное   расширение   и   укрепление   ценностно­смысловой   сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; духовно­нравственное   воспитание   личности   гражданина   России — педагогически   организованный   процесс   усвоения   и   принятия   обучающимся   базовых национальных   ценностей,   имеющих   иерархическую   структуру   и   сложную   организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,   семья,   культурно­территориальные   сообщества,   традиционные   российские религиозные   объединения   (христианские,   прежде   всего   в   форме   русского   православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. 1. Национальный воспитательный идеал Воспитание   ориентировано   на   достижение   определённого   идеала,   т.е.   образа   человека, имеющего   приоритетное   значение   для   общества   в   конкретно­исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных   христиан   прежде   всего   в   образе   Иисуса   Христа.   Православная   церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного,   духовно­нравственного   воспитания.   Православная   вера   была   одним   из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно Арасширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь,   верность,   соборность,   самоотверженность,   служение,   любовь.   Православие объединяло   русских   людей   (ими   считались   все   принявшие   православие,   а   не   только этнические   русские)   в   единый   народ.   Именно   поэтому   защита   русской   земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В   XVIII   в.   Россия   стала   империей,   сила   которой   заключалась   в   централизации   и концентрации   государственной   власти   в   руках   правящего   монарха   —   императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться   на   задачи   подготовки   профессиональных   кадров   для   государственных нужд.   «Всяческое   беззаветное   служение   на   благо   и   на   силу   Отечества,   —   утверждал М.В. Ломоносов,  —  должно  быть  мерилом  жизненного  смысла»  Главным   в  воспитании стало   формирование   человека­патриота,   отличающегося   высокой   нравственностью, любовью   к   науке,   трудолюбием,   служением   России.   Для   императорской   России   был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В   советский   период   государство   обрело   всю   полноту   власти   над   гражданином   и   его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное   сознание,   советское   государство   само   стало   претендовать   на   роль   новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе   с   тем   советская   эпоха   в   отечественной   истории   сформировала   высокий педагогический   идеал   —   воспитание   всесторонне   развитой   личности,   дала   примеры массового   патриотизма,  героического  служения,  вплоть   до  самопожертвования,  во  имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90­е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: преемственность   современного   национального   воспитательного   идеала   по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно­нравственные   ценности,   определённые   в   соответствии   с   действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным   приоритетом,   важнейшей   национальной   задачей   является   приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни,   труда   и   творчества,   укрепление   духовности   и   нравственности,   гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России. Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя   из   необходимости   сохранения   преемственности   по   отношению   к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно   Закону   Российской   Федерации   «Об   образовании»   в   части   общих требований   к   содержанию   образования   (ст.   14)   и   задачам   основных   образовательных программ (ст. 9, п. 6).        Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.  2. Цель и задачи духовно­нравственного развития и воспитания Важнейшей   целью   современного   отечественного   образования   и   одной   из   приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально­педагогическая поддержка становления   и   развития   высоконравственного,   творческого, инициативного, компетентного гражданина России.   ответственного, В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность   и   способность   к   духовному   развитию,   нравственному самосовершенствованию,   самооценке,   пониманию   смысла   своей   жизни,   индивидуально­ ответственному поведению; готовность   и   способность   к   реализации   творческого   потенциала   в   духовной   и предметно­продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно­нравственной установки «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование   морали   как   осознанной   личностью   необходимости   определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие   совести   как   нравственного   самосознания   личности,   способности формулировать   собственные   нравственные   обязательства,   осуществлять   нравственный самоконтроль,   требовать   от   себя   выполнения   моральных   норм,   давать   нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие   личностью   базовых   национальных   ценностей,   национальных   духовных традиций; готовность   и   способность   выражать   и   отстаивать   свою   общественную   позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие,   бережливость,   жизненный   оптимизм,   способность   к   преодолению трудностей;                         осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям   и   влияниям,   представляющим   угрозу   жизни,   физическому   и   нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому   и   иному   самоопределению   и   развитию   в   сочетании   с   моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры  в Россию, чувства личной  ответственности  за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере  общественных  отношений  духовно­нравственное  развитие  и воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание   себя   гражданином   России   на   основе   принятия   общих   национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу   о   благосостоянии   многонационального   народа   Российской   Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание   и   поддержание   таких   нравственных   устоев   семьи,   как   любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; укреплению   и   совершенствованию   демократического   федеративного   правового государства с республиканской формой правления; повышению   доверия   к   государственным   институтам   со   стороны   граждан   и общественных организаций;     повышению   эффективности   усилий   государства,   направленных   на   модернизацию страны; укреплению национальной безопасности. 3. Духовно­нравственное развитие и воспитание Обеспечение духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России является   ключевой   задачей   современной   государственной   политики   Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия   гражданином   России   общенациональных   и   общечеловеческих   ценностей   и следования им в личной и общественной жизни. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные   программы   начального   общего,   основного   общего   и   среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного   стандарта   с   учётом   типа   и   вида   образовательного   учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный  план,  рабочие   программы   учебных   курсов,  предметов,   дисциплин  (модулей)   и другие материалы, обеспечивающие духовно­нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким   образом,   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   обучающихся   является первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и   представляет   собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   определяется   в соответствии   с   базовыми   национальными   ценностями   и   приобретает   определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   в   целом   является   сложным, многоплановым   процессом.   Оно   неотделимо   от   жизни   человека   во   всей   её   полноте   и противоречивости,   от   семьи,   общества,   культуры,   человечества   в   целом,   от   страны проживания   и   культурно­исторической   эпохи,   формирующей   образ   жизни   народа   и сознание человека. Сфера   педагогической   ответственности   в   этом   процессе   определяется   следующими положениями: усилия   общества   и   государства   направлены   сегодня   на   воспитание   у   детей   и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно­ нравственное   развитие   личности   гражданина   России.   При   этом   основным   субъектом, реализующим   цели   духовно­нравственного   развития   и   воспитания,   определяющим непосредственные   пути   и   методы   их   достижения   на   основе   опыта   и   традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; содержание   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно­нравственное развитие   и   воспитание   личности   обучающегося   для   становления   и   развития   его гражданственности,   принятия   гражданином   России   национальных   и   общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями   базовых   национальных   ценностей   являются   различные   социальные, профессиональные   и   этноконфессиональные   группы,   составляющие   многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно­нравственное развитие гражданина России   в   рамках   общего   образования   осуществляется   в   педагогически   организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно­регионального сообщества; культуры   своего   народа,   компонентом   которой   является   система   ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.       Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   начинается   в   семье.   Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно­исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Более   высокой   ступенью   духовно­нравственного   развития   гражданина   России   является принятие   культуры   и   духовных   традиций   многонационального   народа   Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно­ нравственного   развития   личности   россиянина,   его   гражданского,   патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным   свойством   духовно­нравственного   развития   гражданина   России   является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно­нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые   общеобразовательными   учреждениями   совместно   с   другими   субъектами социализации,   должны   обеспечивать   полноценную   и   последовательную   идентификацию обучающегося   с   семьёй,   культурно­региональным   сообществом,   многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. 4. Базовые национальные ценности Основным   содержанием   духовно­нравственного   развития,   воспитания   и   социализации являются   базовые   национальные   ценности,   хранимые   в   социально­исторических, культурных,   семейных   традициях   многонационального   народа   России,   передаваемые   от поколения   к   поколению   и   обеспечивающие   успешное   развитие   страны   в   современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической   и   культурной   полноте,   этническом   многообразии.   В   сфере   национальной жизни   можно   выделить   источники   нравственности   и   человечности,   т.е.   те   области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно   традиционным   источникам   нравственности   определяются   и   базовые национальные   ценности,   каждая   из   которых   раскрывается   в   системе   нравственных ценностей (представлений):    патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам   государства   и   гражданского   общества,   справедливость,   милосердие,   честь, достоинство; гражданственность —   служение   Отечеству,   правовое   государство,   гражданское общество,   закон   и   правопорядок,   поликультурный   мир,   свобода   совести   и вероисповедания;        семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд   и   творчество —   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные   российские   религии —   представления   о   вере,   духовности, религиозной   жизни   человека,   ценности   религиозного   мировоззрения,   толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство   и   литература —   красота,   гармония,   духовный   мир   человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа —   эволюция,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета   Земля, экологическое сознание; человечество —   мир   во   всём   мире,   многообразие   культур   и   народов,   прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые   национальные   ценности   лежат   в   основе   целостного   пространства   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   школьников,   т.е.   уклада   школьной   жизни, определяющего   урочную,   внеурочную   и   внешкольную   деятельность   обучающихся.   Для организации   такого   пространства   и   его   полноценного   функционирования   требуются согласованные   усилия   всех   социальных   субъектов   —   участников   воспитания:   семьи, общественных   организаций,   включая   детско­юношеские   движения   и   организации, учреждений   дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   СМИ,   традиционных российских   религиозных   объединений.   Ведущая,   содержательно   определяющая   роль   в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности   основных   социальных   сил   к   гражданской   консолидации   на   основе   общих ценностей   и   социальных   смыслов   в   решении   общенациональных   задач,   среди   которых воспитание детей и молодёжи. Достижение   гражданского   согласия   по   базовым   национальным   ценностям   позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм. Гражданское   согласие   по   базовым   национальным   ценностям   не   имеет   ничего   общего   с единообразием   ценностей   нации   и   самой   нации,   духовной   и   социальной   унификацией. Единство  нации  достигается через  базовый ценностный консенсус  в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно­нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны. 5. Основные принципы организации духовно­нравственного развития и воспитания      Организация   социально   открытого   пространства   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России,   нравственного   уклада   жизни   обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально­педагогического партнёрства; индивидуально­личностного развития; интегративности программ духовно­нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания. Говоря   о нравственном   примере   педагога,   следует   вспомнить   А. Дистервега, выдающегося   немецкого   педагога,   который   считал,   что   «повсюду   ценность   школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы   не   будут   эффективны,   если   педагог   не   являет   собой   всегда   главный   для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну,   важнейшую,   системообразующую,   дающую   жизнь   в   душе   детей   всем   другим ценностям — ценность Учителя. Необходимо   существенно   повысить   государственный   и   социальный   статус   педагога, уровень его  материального  обеспечения.  Учитель  должен  стать  уважаемым  в  обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. В   современных   условиях   без социально­педагогического   партнерства субъекты образовательного   процесса   не   способны   обеспечить   полноценное   духовно­нравственное развитие   и   воспитание   обучающихся.   Для   решения   этой   общенациональной   задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами   социализации:   семьёй,   общественными   организациями   и   традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Организация   социально­педагогического   партнёрства   может   осуществляться   путём согласования   социально­воспитательных   программ   общеобразовательных   учреждений   и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных   ценностей.   Это   возможно   при   условии,   что   субъекты   воспитания   и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ. Развитие   социально­педагогического   партнёрства   должно   стать   приоритетной   сферой государственной политики. Индивидуально­личностное развитие являлось приоритетом отечественной   педагогики   90­х   гг.   ХХ   в.   и   остаётся   одной   из   важнейших   задач современного   образования.   В   пространстве   духовно­нравственного   развития   оно приобретает полноту своей реализации. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития  и  социальной  зрелости  личности.  Личность  несвободна,  если  она  не  отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания   наук   и   незнание   добра,   острый   ум   и   глухое   сердце   таят   угрозу   для   человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные   виды   деятельности   обучающихся:   урочную,   внеурочную,   внешкольную   и общественно   полезную.   Иными   словами,   необходима интегративность   программ духовно­нравственного   воспитания.   Одной   из   таких   программ   может   быть   обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Содержание   воспитания   группируется   вокруг   базовых   национальных   ценностей.   В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому   себе,   как   вопрос,   поставленный   педагогом   перед   обучающимся.   Это воспитательная   задача,   на   решение   которой   направлена   учебно­воспитательная деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад   школьной   жизни,   всю   многоплановую   деятельность   школьника   как   человека, личности, гражданина.          Система   базовых   национальных   ценностей   создаёт   смысловую   основу   пространства духовно­нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип социальной   востребованности предполагает,   что   воспитание,   чтобы   быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.   Социализация   и   своевременное   социальное   созревание   ребёнка   происходят посредством   его   добровольного   и   посильного   включения   в   решение   проблем   более взрослого   сообщества.   Полноценное   духовно­нравственное   развитие   происходит,   если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно­нравственное   развитие   достигает   содержательной   полноты   и   становится актуальным   для   самого   обучающегося,   когда   соединяется   с   жизнью,   реальными социальными   проблемами,   которые   необходимо   решать   на   основе   морального   выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично   развивающихся   стран.   Сделать   себя   нравственнее,   добрее,   чище   —   значит сделать таким мир вокруг себя. Программы   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   должны   предусматривать добровольное   и   посильное   включение   обучающихся   в   решение   реальных   социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско­юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения. Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся. Заключение Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   гражданина   России   является   ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную   инновационную   экономику,   минуя   человека,   состояние   и   качество   его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции   человека,   его   мотивационно­волевой   сферы,   жизненных   приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране,  потребности   творить   и   совершенствоваться   есть   важнейшее   условие   успешного развития России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2019