Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы-интерната; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Концепция воспитательной системы школы-интерната разработана в целях создания методологической основы по созданию воспитательной среды в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», организацию в ней воспитывающей деятельности и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к ее организации, проведению и решению соответствующих проблем.
концепция воспитательной системы.docx
ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная
(коррекционная) школаинтернат»
Принята на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы____________
«31» августа 2017г. Ржевцев В.В.
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной системы
ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная
(коррекционная) школаинтернат»
на 20172022 г.г. Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как
выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно
школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир,
реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения
каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих
непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности
ребёнка. Каждый ребёнок особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о
которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность
способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем,
уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и
готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система
воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в
последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая
культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательнообразовательном
процессе психолого педагогическом сопровождении. Воспитание не в
состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду
ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к
позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному
сформировать
участию в преобразованиях современной
коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить
жизни,
На это нацелена
школеинтернату как институту социализации.
воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности
сегодняшней жизни, гармонично
сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство
доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в
способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми
житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и
применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.
Именно успешные люди являются основой современного общества и
государства.
При разработке концепции воспитательной работы нашей школыинтерната
педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт
воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в
воспитании учащихся и систематизировать опыт воспитательной работы
педагогов. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с
учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции
воспитательной системы школыинтерната. Бесспорно, любому человеку
и успешности. Быть
необходимо чувство
собственной значимости
УСПЕШНЫМ сегодня это значит быть физически здоровой,
интеллектуально развитой, ценностноориентированной, социально активной
мышлением, способной быстро
личностью с
адаптироваться в условиях современной жизни. В центре образования, в
креативным и гибким
отличие от других общеобразовательных учреждений города, сложный,
неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению,
мотивам обучения, уровню подготовки контингента обучающихся. Это дети
сироты, из малообеспеченных и многодетных, неблагополучных семей,
Педагогическому коллективу необходимо принимать во
одиноких матерей.
внимание сложившиеся социальноэкономические условия семей учащихся и
стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем
учащимся, вне зависимости от их социальноэкономического статуса, в целях наиболее
полного, гармоничного развития каждого ребенка. Концепция воспитательной работы школыинтерната предлагает следующее
понимание содержания параметров социально активной личности.
Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом
направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими
нормами нравственности.
Социально – активная личность – это личность творческая.
Социальноактивная личность – это гуманная личность.
Социально активная личность это успешная личность.
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной
работы школыинтерната; программ по приоритетным направлениям,
совершенствование системы управления воспитательной системой школы;
обеспечение необходимых научнометодических, организационных, кадровых,
информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и
качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Концепция воспитательной системы школыинтерната разработана в целях
создания методологической основы по созданию воспитательной среды в
ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная (коррекционная) школа
интернат», организацию в ней воспитывающей деятельности и призвана
обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход
к ее организации, проведению и решению соответствующих проблем.
Изменения социальноэкономических условий, жесткие требования общества
и рынка труда, предъявляемых к молодым людям, вступающим во «взрослую»
жизнь с одной стороны и неготовность повернуться к нуждам и проблемам
людей с ограниченными возможностями здоровья с другой стороны,
обуславливают невостребованность лиц данной категории.
Это ставит перед современной школой
задачу подготовки
конкурентоспособного выпускника, повышает требования к общей и трудовой
подготовке детей с нарушением зрения, а, следовательно, и к организации
учебновоспитательного процесса. Концепция воспитательной системы школыинтерната строится на основе
Н.Л.Селивановой,
концепций В.А.Караковского,
Л.И.Новиковой,
Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и
развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией
модернизации российского образования на период до 2020 года, письмом
Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией
о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава школы,
Программой развития.
Воспитательная система школыинтерната охватывает весь педагогический
внеурочную жизнь детей,
процесс,
интегрируя учебные занятия,
разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние
непрестанно
социальнопредметной,
предметноэстетической среды,
расширяющееся воспитательное пространство.
Организация воспитательного процесса в школе закладывает у подрастающего
поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при
которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в
соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы
являются идеи педагогики гуманизма,
сотрудничества,
интерната,
формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с
семьей. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации
условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и
педагога.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности
являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим
поколением. В своей работе школаинтернат опирается на нормативно
правовые документы Российской Федерации:
Конституцию Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №32661; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186ФЗ);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной
программы РФ «Развитие образования» на 20132020г.;
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики
безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г.
№120ФЗ);
Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 г.г.,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. No 497.
Программа воспитательной работы ГОУ «ПетровскЗабайкальская
специальная (коррекционная) школаинтернат» «Планета по имени Школа».
Ценностными ориентирами системы воспитания являются достижения
культуры и морали, общественные и общечеловеческие понятия, лежащие в
эстетического,
основе нравственного,
эмоционального,
трудового,
гражданственного развития личности.
В воспитательную систему школыинтерната положены следующие
принципы:
принцип гуманизма, определяющий общий характер отношений педагога с
учащимися;
принцип целенаправленности воспитательного процесса. Исходя из общих
целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно
педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня
развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном;
принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему. Согласно этому принципу, педагогические
требования не рассматриваются как самоцель, а являются средством
воспитания и коррекции поведения ребенка, не наносящим ущерба его
самолюбию и человеческому достоинству; принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его
личности является естественным продолжением предыдущих принципов.
Опираясь на положительные качества воспитанника, усиливая и развивая их,
воспитатель стремится с их помощью нейтрализовать негативные черты его
характера и формировать позитивные;
принцип сознательности и активности личности в педагогическом
процессе предполагает превращение воспитанника из объекта в субъект
педагогической деятельности;
принцип учета возрастных особенностей предполагает, что ребёнок как
личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его
возрастных интересов – вот почему в основу отбора содержательных блоков
воспитательного процесса были положены два момента: мотивы и ведущие
виды деятельности, присущие каждому из этапов возрастного развития;
принцип единства диагностики и коррекции предполагает, что процесс
воспитания требует постоянного систематического контроля, фиксации
происшедших изменений или их отсутствия, проведения диагностических
процедур, охватывающих все этапы воспитывающей деятельности – от
постановки цели до ее достижения;
принцип воздействия на ближайшее социальное окружение ребенка
предусматривает оздоровление микросреды, в которой обитает ребенок, его
отношений со сверстниками, адекватное сотрудничество с родителями или
другими близкими взрослыми;
принцип преемственности лежит в основе сквозной воспитательной
деятельности на весь период обучения в школе с учетом его индивидуальных,
– осуществление комплексного развития
половых особенностей;
принцип
познавательной,
воспитательного процесса;
целостности
эмоциональной и
личностной сферы участников принцип «само» (умение реализовать себя) направлен на самостоятельную
реализацию воспитанников в люб ой сфере жизнедеятельности школы;
принцип творческой активности
самореализацию, поиск нового, развития творчества, фантазии, инициативы
направлен на самостоятельную
обучающихся и воспитанников.
В процессе реализации концепции воспитательной системы школа выполняет
следующие функции:
образовательную функцию, так дает детям определенную сумму знаний,
умений и навыков;
социальнотерапевтическую функцию, при реализации которой школа
становится психологически комфортной нишей для ребенка;
социальноадаптивную функцию, предусматривающую помощь в жизненном
самоопределении, становлении личности ребенка с ОВЗ;
развивающую функцию, направленную на создание воспитывающей среды.
Воспитательная система реализуется на следующих трех уровнях:
Первый уровень – это воспитательная система всего образовательного
учреждения, где педагогический коллектив стремится упорядочить влияние
всех факторов и структур школьного сообщества на личность ребенка.
Второй уровень это воспитательное пространство класса, группы, где
происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий уровень – это проектирование и реализация индивидуальной
воспитательной работы, направленной на развитие конкретного ребенка.
В рамках реализации концепции воспитательной системы предусматривается
взаимодействие и взаимопроникновение нескольких воспитательных
подходов.
Приоритетным для нас является личностноориентированное воспитание.
Но, определяя личностный и индивидуальный подход в качестве
гуманистической доминанты, мы вместе с тем используем и другие подходы: деятельностный подход, предполагающий воспитание ребенка в различных
видах деятельности;
отношенческий подход, проявляющийся в реализации идей субъект
субъектной педагогики в ходе совместной деятельности и общения
воспитателей и воспитанников;
событийный подход, использующийся в тех случаях, когда необходимо
превратить, то или иное мероприятие в увлекательное для всего детского
коллектива дело, порождающее не только мощный воспитательный эффект,
но и оставляющее яркий след в памяти всех его участников:
средовой подход,
подразумевающий интеграцию всего воспитательного инструментария,
существующего в рамках школы, а также окружающей школу среды,
реализующий положение о воспитывающей среде и
социальной и природной.
Миссией воспитательной системы школыинтерната является приобщение
ребенка с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим
ценностям, к богатству духовной, моральнонравственной и художественной
культуры, накопленному человечеством в тех рамках, которые определяются
нравственными
интеллектуальными,
эмоциональноволевыми
и
возможностями детей данной категории.
Целью воспитательной системы ГОУ «ПетровскЗабайкальская
специальная (коррекционная) школаинтернат»» является создание условий
для обеспечения успешной социальной адаптации, реабилитации и
интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под социальной адаптацией выпускника мы понимаем его активное
приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия
целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.
Под реабилитацией понимается система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических
функций, состояний, особенностей личности и социального статуса детей с
ограниченными возможностями здоровья. Трактовка понятия «интеграция»
производится нами в соответствии с принципом «нормализации»,
закрепленным в ряде международных правовых актов: Декларации прав
ребенка, Декларации о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья,
Декларации о правах инвалидов. В основу принципа «нормализации»
положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными
возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и
стилю жизни общества, в котором они живут.
Исходя из всего вышеизложенного, мы выделяем следующие задачи системы
воспитательной работы:
1.Создание в учреждении коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей
развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
2.Создание условий для развития творческих способностей, инициативности,
самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и
возрастных особенностей.
3.Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной
внутренней и внешней среды для становления личности.
4.Воспитание у учащихся нравственных качеств личности, позволяющих
осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
5.Развитие системы самоуправления учащихся.
6.Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики
правонарушений.
Основные направления развития воспитания:
1.
Повышение социального статуса воспитания в системе образования школы. 2.
Дальнейшая перестройка учебного процесса: включение в традиционные
предметы материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего
поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
3.
Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности
детей через ролевые и дидактические игры, разнообразие форм обучения.
4.
Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного
гражданина, обладающего политической культурой.
5.
Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С
этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного
самоуправления, кружков по интересам.
6.
Приобщение детей к культуре предков, поддержание народных традиций,
укрепление лучших школьных традиций через создание и организацию работы
школьного музея.
7.
Укрепление сотрудничества детей и взрослых. Только в результате
достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется
воспитание – передача новым поколениям ценностей, накопленных
человечеством.
8.
Превращение воспитательной системы школы в непрерывный
инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания
9.
Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя,
его профессионального роста.
10.
Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация
психологопедагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в
воспитании детей. Результатом воспитательной деятельности школы является:
создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой
заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания
подрастающего поколения;
достижение доступного уровня воспитанности учащихся;
воспитанник школыинтерната – свободная, творческая, жизнелюбивая и
обогащенная знаниями и умениями, готовая к творческой деятельности и
нравственному поведению личность, соответствующая модели выпускника
средней школы;
умение делать выпускником осознанный выбор с учетом ответственности за
его последствия;
высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов
жизнедеятельностью школы;
повышение престижа школы в социуме;
выход школы на новый этап развития.
Поскольку в центр концепции воспитательной работы мы поставили ученика и
ориентировали программу на создание оптимальных условий для
формирования полноценной личности выпускника школы, основное внимание
следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности:
ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная (коррекционная) школа
Модель выпускника
интернат»
Нравственный
потенциал
Осмысление целей и смысла жизни, понимание сущности
нравственных качеств и черт характера окружающих людей,
проявление в отношениях с ними доброты, честности,
порядочности,
к
вежливости;
готовность профессиональному самоопределению и самореализации;
активность в общешкольных и классных делах
Формирование внутренней этической нормированности
осуществляется посредством выработки рефлексивного
отношения к себе в соответствии с этическими идеалами:
интернационализмом,
гуманизмом,
честностью,
ответственностью,
уважением к окружающим людям, чувством собственного
достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд,
следует уделять национальной культуре, традициям
народов, живущих в нашем крае, стране.
патриотизмом,
справедливостью,
Познавательный
потенциал
Коммуникативны
й потенциал
Желание и готовность продолжать обучение после школы
или включаться в трудовую деятельность, потребности в
углубленном изучении избранной профессии,
в
самостоятельном добывании новых знаний.
Освоение
образовательной программы. Информационная база знаний,
полученных в результате обучения в школе, должна
сопровождаться рядом мыслительных способностей:
критичностью,
гибкостью,
способностью к рефлексии,
самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,
способностью самостоятельно получать новые знания,
находить им применение,
способность овладевать общеучебными умениями и
навыками, пользоваться ими в учебной и внеучебной
деятельности.
Владение умениями и навыками культуры общения,
способность корректировать в общении свою и чужую
агрессию,
поддерживать эмоционально устойчивое
поведение в жизненных кризисных ситуациях. В связи с
необходимостью адаптации к изменяющимся условиям
социума, выпускник школы должен обладать следующими
коммуникативными навыками:
готовностью к сотрудничеству;
способностью к пониманию другой личности, к
сопереживанию;
готовностью оказать помощь;
доброжелательностью;
тактом.
Культурный
Умение строить свою жизнедеятельность по законам потенциал
гармонии и красоты, потребность в посещении выставок,
концертов, стремление творить прекрасное в учебной,
трудовой, досуговой деятельности, поведении, в
отношениях с окружающими
Физический
потенциал
Стремление к физическому совершенствованию, умение
подготовить и провести подвижные игры и спортивные
соревнования. Состояние здоровья учащихся. Развитость
физических качеств, потребности в здоровом образе жизни,
неприятия негативного влияния окружающих;
умения управлять своими эмоциями, здоровьем
(психическим, физическим);
стремления к укреплению, совершенствованию своего
здоровья.
Управление воспитательной системой
используются основные формы принятия управленческих решений:
осуществляется гибко, 1.В форме самоуправления – управленческие решения принимаются
коллективно (на собраниях) и коллективно на педагогических советах,
попечительском совете, родительском совете, профсоюзном комитете, активе
учащихся;
2.В форме административного управления – если дело требует
быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании
административного совета – коллегиально.
В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны
критерии и показатели эффективности воспитательной системы:
Критерии эффективности воспитательного процесса.
Критерии
Показатели
Индикаторы
Самоактуализированность
личности учащегося
1.Умение и стремление к познанию,
проявлению и реализации своих
способностей.
анкетирование,
тестирование,
составление
самооценки.
карт
2.Выбор нравственных форм и
способов
и
самоутверждения.
самореализации
Удовлетворенность
учащихся, педагогов и
родителей
жизнедеятельностью в
школе.
Наблюдение,
анкетирование, опрос,
диагностика, дневник
наблюдения
воспитателя.
защищенность
1.Комфортность,
личности учащегося, его отношение
к
сторонам
жизнедеятельности в школе.
основным
педагогов
2. Удовлетворенность
организацией и
содержанием,
условиями трудовой деятельности,
взаимоотношениями в школьном
сообществе.
3.Удовлетворенность
родителей
результатами обучения и воспитания
своего ребенка, его положением в
школьном коллективе. Конкурентоспособность
учебного заведения.
1.Усвоение
образовательной программы.
учащимися
2.Трудоустройство выпускников
3.Участие учащихся и педагогов в
смотрах, конкурсах, соревнованиях.
3.Отток учащихся в другие учебные
заведения.
4.Репутация
учреждения.
образовательного
результатов
Анализ
реализации
общеобразовательных
программ,
определение уровня
сформированности
социальнотрудовых
компетенций,
выявление
профессиональных
предпочтений,
мониторинг,
информации,
индивидуальные
консультации.
сбор
Успешной реализации Концепции воспитания способствует разработанная
Программа развития воспитания, где отражены цели, задачи, направления
работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной
системы школы;
скоординированность действий всех участников
образовательного процесса: администрации, классных руководителей,
воспитателей, родителей и учащихся.
В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся на ступени начального общего образования (в
составе АООП 4.2 и АООП 4.3)
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного
образа жизни слабовидящих обучающихся – это комплексная программа
формирования представлений об основах экологической культуры, знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного их ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию
слабовидящего ребенка, заинтересованного отношения к собственному
здоровью, достижению планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского
общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая
культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на
развитие мотивации и готовности слабовидящих обучающихся повышать свою
экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно
придерживаться здорового и экологически безопасного образа
жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития,
информации, красоты, здоровья, материального благополучия; на освоение
слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности
в предметнопространственной среде школы.
Целью данной программы является формирование экологической культуры,
сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в т.ч. нарушенного зрения,
органов осязания и слуха слабовидящих обучающихся, как одной из
способствующих познавательному и
ценностных составляющих,
развитию пространственно
эмоциональному продвижению ребенка,
ориентировочных адаптационных механизмов, саморазвития и самовыражения
в достижении планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,
экологически безопасное поведение, охрана зрения, органов осязания, слуха.
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни слабовидящих обучающихся:
создание оптимальных условий для формирования элементарных
экологической культуры
экологических
представлений,
знаний,
слабовидящего школьника; организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных
экологических проблем;
способствовать воспитанию любви к природе, родному краю;
развивать у обучающихся потребности осознанно выбирать поступки,
поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре, полезных продуктах, соблюдение принципов правильного питания;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы
и отдыха, двигательной активности, научить слабовидящего ребенка
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учетом принципа информационной безопасности о
негативных факторах риска здоровью слабовидящих детей (сниженная
двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.д.) о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на
здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье,
в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,
участия в азартных играх; в овладении навыками использования средствами
оптической коррекции;
сформировать представление о некоторых опасных ситуациях (в быту, на
улице и др.), связанных, при отсутствии нарушения зрения, с наличием
препятствий в предметнопространственной среде;
обучать способам безопасного поведения в различных видах деятельности
(трудовой, продуктивной, двигательной и др.), формировать компенсаторные
способы безопасного выполнения орудийных, предметных действий,
безопасного передвижения с преодолением естественных и искусственно
созданных препятствий; сформировать знания о факторах риска (бесконтрольные физические
нагрузки, несоблюдение светового режима, нерегламентированный зрительный
труд, обострение хронических заболеваний) по ухудшению (потере) зрения;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями
роста и развития;
обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным
навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
сформировать навыки позитивного общения; научить осознанному выбору
поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать с учетом принципа информационной безопасности позитивное
отношение, освоение умений и навыков пространственной и социально
бытовой ориентировки.
Программа социальной адаптации учащихся и воспитанников
Подготовка детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к
самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой.
Система государственного попечения охватывает практически всех детей,
нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их
полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к
самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека,
и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из
родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни
Детский коллектив школы –
связан с серьёзными стрессами.
интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только
учатся, но и живут круглосуточно. Поэтому они должны
обладать умением приспосабливаться к условиям социальной
среды. Значит необходимо развивать в подростках это
умение: налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с педагогами и воспитателями, быть
общительными с окружающими – т.е. умений, позволяющих
устанавливать межличностные отношения со сверстниками и
педагогами. Возрастные особенности подростка часто
усложняют адаптацию в различных социальных условиях. В
школе – интернате, где в одном коллективе представлены
все возрастные категории, адаптироваться подростку
необходимо не только к относительно
стабильному взрослому миру, но и к промежуточному
сообществу, представленному младшими и старшими
школьниками.
Цель программы:
подготовка выпускников школыинтерната и лиц, оставшихся без попечения
родителей к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Повышение уровня социальной адаптации
(развитие навыков
коммуникационной культуры, формирование потребности в общении,
интимно – личностных отношений).
Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самопознание,
гражданское мировоззрение, преодолеть иждивенческие, потребительские
качества воспитанников.
Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и
окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем.
Обучать приемам снятия эмоциональноволевого напряжения.
Развивать терпимость к различным мнениям.
Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Формировать представления о семье, ее функциях, нравственных основах и
значении в жизни каждого человека.
Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения
домашнего хозяйства. Расширять знания о видах труда и прививать положительное отношение к
порученному делу.
Предоставить оптимальные возможности для раскрытия и развития
способностей учащихся, развития умений, навыков, личностных качеств,
необходимых для успешной интеграции воспитанника во взрослое общество.
Программы дополнительного образования и воспитания
Цель программы: Выявление и развитие способностей каждого ребенка,
формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески
обладающей прочными базовыми знаниями,
мыслящей личности,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии
на участие в развитии общества.
Задачи программы: изучение интересов и потребностей обучающихся в
дополнительном образовании детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и
методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей
социокультурного окружения школы;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного
образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного
образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего
возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и
культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и
других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Программа дополнительного образования ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная (коррекционная) школаинтернат» создана в целях
формирования единого образовательного пространства школыинтерната для
достижения выпускниками школыинтерната высокого уровня развития
социальной компетенции и гражданских установок, увеличения количества
молодежных социальных инициатив, снижения проявлений асоциального
поведения подрастающего поколения, поддержания здоровья, реализации
прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение
образования по дополнительным образовательным программам.
Миссия школыинтерната
заключается в том, чтобы создать такое
пространство школы, которое позволит обеспечить личностный рост
обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной жизни в условиях информационного
общества. Школаинтернат создает условия и стимулы для получения
качественного образования и развития ключевых компетенций. По своему
содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим.
В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа,
система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не
могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому
оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности
Программа дополнительного образования школы направлена на
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся. Программа является составной частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Программа способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся
раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам дея
тельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой
обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время. Программа духовнонравственного развития и воспитания,
обучающихся на ступени начального общего образования (в составе
АООП 4.2 и АООП 4.3)
Программа духовнонравственного развития и воспитания ГОУ
«ПетровскЗабайкальская специальная (коррекционная) школаинтернат»
направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,
включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую
деятельность слабовидящих обучающихся, основанного на системе духовных
идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной
социальнопедагогической деятельности школы, семьи и других субъектов
общественной жизни.
развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
Программа духовнонравственного воспитания и
Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО ОВЗ, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России и
опыта реализации воспитательной работы ПетровскЗабайкальской
специальной (коррекционной) школы – интернат».
Целью духовно нравственного развития, воспитания слабовидящих
обучающихся является воспитание высоконравственного, ответственного,
инициативного,
творческого,
обладающего значимыми для него качествами личности: активности,
самостоятельности,
мотивационно
коммуникабельности,
гражданина России,
компетентного
развития
потребностной сферы.
Задачи духовно нравственного развития, воспитания слабовидящих
обучающихся:
1.гражданскопатриотическое
формирование и развитие личности;
2.формирование
(совести) способности обучающегося выполнять собственные нравственные
нравственного
самосознания
направленное
воспитание,
основ
на
личности
обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3.формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе
нормально видящих;
4.формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 5.воспитание положительного и бережного отношения к природе,
окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и
неживой природы;
6.формирование способности к преодолению трудностей, развитие
мобильности;
7.формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических
ценностей; культуры поведения;
8. формирование навыков организации и сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями в решении общих проблем;
9. развитие
доброжелательности,
эмоциональной
отзывчивости,
понимание других людей и сопереживание им;
10воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре;
11. воспитание потребности в социальных контактах, социальнобытовой и
пространственноориентировочной деятельности;
12. формирование уважительного отношения к родителям, заботливого
отношения к старшим и младшим;
13. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных
ролях и уважения к ним;
14.воспитание бережного отношения к своему здоровью, нарушенному
зрению, здоровому образу жизни.
15. обеспечить духовнонравственное развитие слабовидящих учащихся в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе школыинтерната, семьи и других социокультурных
учреждений.
Программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся
В условиях модернизации российского образования предъявляются высокие
требования к созданию условий для обучения детей с особыми
образовательными потребностями. В первую очередь для успешной
социализации обучающихся, что предполагает предоставление возможности
овладения ими доступными и востребованными профессиями. Целью учебно
воспитательного процесса в школе становится не только получение и
достижение знаний, но и создание условий для социальной и В условиях введения
профессиональной адаптации обучающихся.
предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение
имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств
педагогической и психологической поддержки выбора воспитанниками
направления продолжения образования.
Предпрофильная подготовка предусматривает организацию психологического
сопровождения обучающихся, педагогов и родителей, целью которого
является оказание поддержки учащимся в принятии решения
о выборе профиля обучения, а так же оказание методической помощи
преподавателям и воспитателям по вопросам продуктивного взаимодействия
с обучающимися.
Основная цель психологопедагогического сопровождения профильного
обучения поддержка выбора обучающимися направления продолжения
образования, определение правильности либо неправильности данного
выбора, развитие качеств, к наличию которых предъявляет требования
выбранная профессия.
Результатом обучения должны стать овладение учащимися ключевыми и
профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию,
приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при
поступлении в учебные заведения. Условием осуществления этих целей
психического и
является сохранение и укрепление физического,
нравственного здоровья.
Психологическое сопровождение выбора профессии основывается на нормах
и законах психического развития человека. Период выбора профессии
хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами.
Характерные для этого периоды жизни становление нового уровня развития
самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в
жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания,
проектирования себя в профессии. Цель программы: создание условий для активизации процесса
готовности обучающихся к
формирования психологической
профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля,
образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Задачи:
предупреждать возникновение проблем развития воспитанника;
обеспечить психологическое сопровождение образовательных программ;
оказывать обучающимся психологопедагогическую поддержку и
профессиональную помощь в контексте предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
организовывать психологопедагогическое сопровождение предпрофильной
подготовки;
развивать психологопедагогическую компетентность учащихся, родителей,
педагогов.
Предполагаемый результат: реальная оценка своих способностей и
возможностей при выборе профиля обучения девятиклассниками, профессии
– выпускниками школыинтерната.
Проект «Наш школьный двор»
В настоящее время большое внимание уделяется состоянию территорий,
прилегающих к домам, месту работы, учебным заведениям и другим объектам
социального значения. Ведь не зря отечественный писатель и поэт Владимир
Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «… я убежден, что если вы
утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую
улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете
чувствовать лучше и проживите дольше. Если же вы из своего окна каждое
утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания,
чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти, это и
будут ваши отрицательные эмоции, тем более, что они не эпизодичны, а
постоянны и както даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по
крайней мере, угнетающе, а это одно и то же». Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы, его визитная
карточка. Поэтому проблема благоустройства школьной территории стала
актуальной.
В прошлом учебном году, обследовав школьную территорию, мы отметили,
что наш школьный двор выглядит не эстетично: под окнами остались одни
пеньки, после спиленных старых деревьев. Мы решили на территории
школьного двора разбить клумбы. Так появился проект по благоустройству
школьной территории. В прошлом году мы разбили и благоустроили одну
клумбу, а в этом году решили продолжить начатую работу и разбить еще
такую же клумбу.
Проблема, которую мы хотим решить: проблема благоустройства школьной
территории
Цель проекта: Создание эстетически привлекательной территории школьного
двора
Задачи проекта:
1) привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы;
2) развивать творческий интерес к практической деятельности в области
ландшафтного дизайна;
3)формирование навыков экологического поведения, воспитания любви к
природе.
4) воспитание экологической культуры и экологического сознания
школьников;
5) формирование нравственного, эстетического и трудового воспитания
школьников;
6) развитие знаний обучающихся по основам цветоводства.
Программа постинтернатного сопровождения воспитанников
Начало взрослой самостоятельной жизни – серьезное испытание для
подавляющего большинства из них, особенно для выпускников основной школы, начинающих самостоятельную жизнь в возрасте 15 – 16 лет.
Недостаточный жизненный опыт, частичное или полное отсутствие (особенно
у прибывших в школуинтернат в 8, 9 классы) навыков, необходимых для
самостоятельной жизни: неумение наладить свой быт, правильно
распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельная организация
досуга – создают значительные трудности на первых шагах в самостоятельную
жизнь.
Для части выпускников, оказавшихся в социальном статусе сироты
вследствие лишения отца и матери родительских прав в возрасте 1215 лет
характерен собственный, довольно значительный, опыт асоциального
поведения и, вследствие этого, – отсутствие нормальных ценностных,
жизненных ориентиров. Не имеющие примера созидательной, конструктивной
деятельности до поступления в интернатное учреждение,
такие воспитанники быстро усваивают позицию потребителя, все нужды
которого обязано удовлетворить государство.
Подобное отношение, неумение строить жизнь по социальнокультурным
нормам и правилам, непонимание и неспособность разобраться в социальных
взаимоотношениях зачастую приводят к негативным последствиям.
Работа по социальной реабилитации, адаптации и интеграции, начатая и
проводимая в школеинтернате, должна быть продолжена и в течение первых
лет после выпуска воспитанников, для того, чтобы предупредить, исключить
проблемы, которые начинаются у большинства выпускников на первых шагах
самостоятельной жизни, в частности:
иждивенческий образ жизни;
алкогольная, наркотическая, токсическая зависимости;
вовлечение в преступную деятельность;
незнание или неумение воспользоваться своими правами; неспособность обустроить свой быт;
Основной целью программы является организация индивидуального
сопровождения и поддержки выпускников школыинтерната для успешной
социализации и интеграции в общество, максимальная подготовка их к
самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному
самоопределению, осознание, что личная жизненная успешность зависит от
него самого.
Программа воспитательной работы ГОУ «ПетровскЗабайкальская
специальная (коррекционная) школаинтернат» «Планета по имени
Школа»
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы
воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие
личности обучающегося воспитанника.
Необходимость перехода
продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями
педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся
социумом.
Цель программы: Развитие и воспитание компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи программы:1.Создать благоприятные условия, обеспечивающие
возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний,
умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование
полученных знаний в практике.
2.Способствовать формированию социальноактивной личности гражданина и
патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского
достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. 3.Обеспечить усвоение обучающимися основных положений экологической
науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного
мира, влияния человека на окружающую среду.
4.Создать условия для формирования умений и навыков межпредметного
проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся
и их творческой самореализации
6.Создать систему действенной профориентации
обучающихся,
способствующей формированию профессионального самоопределения в
соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями
каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.
6.Сформировать систему сотрудничества отношений школы и семьи,
строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного,
комплексного подходов.
Программа по профилактике правонарушений и самовольных уходов
ПетровскЗабайкальская специальная
воспитанников ГОУ «
(коррекционная) школа — интернат»
Цель программы: Снижение количества правонарушений и самовольных
уходов путем создания условия для успешной адаптации личности подростка
в условиях школы интерната через комплекс профилактических
мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения.
Задачи программы: выявление детей склонных к девиантному поведению;
создание системы в работе по профилактике правонарушений;
Корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в
социуме.
Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников,
нами понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и
способствующих безнадзорности и беспризорности
условий,
несовершеннолетних. Перед администрацией и педагогами нашей школы
стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в
развитии личности и поведении детей и подростков, склонных к самовольным
уходам. Эта задача решается по четырём направлениям:
административные меры по предупреждению самовольных уходов;
психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация
подростков, входящих в «группу риска».
розыск воспитанников, совершивших самовольный уход из учреждения.
предотвращение повторных самовольных уходов воспитанников.
Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во
времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на
раннюю профилактику.
Её основой является создание условий,
обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное
выявление типичных кризисных ситуаций,
возникающих у детей
определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем,
что при правильной организации она более эффективна по сравнению с
другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на
предотвращение или устранение относительно слабых общественных
изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При
своевременном проведении она может дать значительные положительные
результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых
мер, в том числе и уголовноправого характера.
Реабилитация и адаптация воспитанников с трудностями в развитии и
поведении включает в себя следующую работу:
Специалистами психологопедагогической службы проводится диагностика
личностной сферы детей с девиантным поведением, выявляются причины
самовольных уходов. Социальным педагогом сформирован банк данных воспитанников группы
«риска». Для более успешной социально – профилактической работы с
данными подростками необходимо помнить о причинах, порождающих
различные формы отклонений, такие, как:
социальнопедагогическая запущенность, когда подросток ведет себя
неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых
позитивных знаний, умений и навыков или в силу испорченности
неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных
стереотипов поведения;
глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием
семейных отношений, определением в школуинтернат, отрицательным
психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами,
не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не
справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей,
воспитателей, учителей;
отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные
кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического
и физиологического свойства у подростков;
отсутствие условий для самовыражения воспитанников, разумного
проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами
деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей
и планов;
социально психологическая дезадаптация, смещение социальных и
личностных ценностей у подростков в условиях школыинтерната.
Создание и развитие воспитательной системы школы происходит в
несколько этапов:
Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления. Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности
основных педагогических идей.
Задачи:
1.Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы
коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы;
обеспечена материальнотехнической базой, кадрами.
2.Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Создание модели выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены
в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры
воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и
взрослых.
Задачи:
1.Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной
системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5.Обеспечить
воспитательной систмы.
нормативноправовые
условия
функционирования
Ожидаемый результат: Программа развития воспитания как часть
Программы развития школы. Создание нормативноправовой базы и
методического обеспечения воспитательной системы. 3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1. Содружество детей и взрослых.
2.Реализация личностного подхода.
3.Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на
самоанализе и педагогическом творчестве.
4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение
опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2.Разнообразие содержания.
3.Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат:
Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более
высокий уровень.
Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы
и дополнительного образования.
Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе
реализации единых целевых программных установок, общего цикла
воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики,
единого центра управления механизмом реализации программы. Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение
воспитательного пространства ценностносмысловыми ориентирами,
соответствующими нравственногуманистической парадигме образования.
Положительная динамика в разрешении указанных целей и задач.
Положительные изменения по тем критериям и показателям
воспитательного процесса.
Самореализация и самоопределение личности ребёнка
сформированные ценности человека – гражданина, патриота.
в обществе,
Развитие дополнительного образования
Реализуя задачи дополнительного образования, школаинтернат пытается
разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной
стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать
условия для свободного развития личности, что является основой
гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа
реформы образования. Своеобразие дополнительного образования в школе
интернате проявляется:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от
уроков времени для полноценного развития своих потенциальных
возможностей;
в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной
программы;
в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на
основе дополнительных образовательных программ;
в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество,
сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).
Дополнительное образование школыинтерната представлено художественно
эстетическим направлением. Это направление реализовывается в кружке
«Рукоделие». Актуальность данного кружка в том, что в настоящее время проблема
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья приобрела особую остроту. Это вызвано необходимостью более
полного использования резервов всестороннего развития личности ребенка.
Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее
значительных проблем образования. Программа по декоративноприкладному
творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования
способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение
традиционной культуры, быта, семейнородственных отношений различных
народов, населяющих наш край. Трудно переоценить воспитательное значение
занятий рукоделием, особенно для слабовидящих детей. Отличительные
особенности адаптированной дополнительной образовательной программы от
уже существующих дополнительных образовательных программ выражены в
том, что программа дает возможность не только изучить различные техники
рукоделия (квиллинг, вышивка, вязание), но и применить их комплексно на
предметах одежды, в предметном дизайне, а также в
уникальных техник, забытых
использовании
видов рукоделия народов Забайкалья
(изготовление обереговых кукол, плетение на деревянной рамке, ткачество).
Педагогическая целесообразность программы состоит в пробуждении
интереса детей к рукоделию. На занятиях развиваются практические навыки
работы, дети осваивают техническую сторону рукоделия, приобретенные
навыки помогут ребятам адаптироваться в окружающем мире: они могут со
вкусом украсить свой дом, красиво оформить одежду, поздравить дорогого
им человека с праздником, преподнеся ему изделие, изготовленное своими
руками. Эти занятия способствуют развитию аккуратности, усидчивости,
терпения, чувства прекрасного, т.е. направлены на коррекцию личности
ребенка; а также обретению знаний о традициях и культуре русского народа. Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и
самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое
место и реализовать свои способности и потребности. Самоуправление –
специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной
коллективной деятельности, жизни объединения детей.
В школе создана система ученического самоуправления, которая затрагивает
все сферы жизни школы: поддержание порядка и дисциплины, организация
учебного процесса, организация внеклассной и внешкольной деятельности
учащихся. Целью создания и деятельности органов ученического
самоуправления является
формирование у учащихся готовности и
способности к управленческой деятельности. Высшим руководящим органом
самоуправления является Совет школы.
Нормативноправовая база: Положение о Совете школы, Положение о
классных органах ученического самоуправления.
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией,
способствующей ее успешной социализации.
Задачи:
1.Создать условия для получения необходимого социального опыта через
включение детей в реальную социально востребованную деятельность.
2.Сформировать гражданскую готовность к творческой, социально
преобразовательной деятельности.
3.Определить сферы самореализации школьников.
4.Создатьусловия для развития социальной одаренности детей.
Пути решения: изучение передового опыта ученического самоуправления в рамках области,
страны.
обучение учащихся в школе классного актива в начальном и среднем звеньях
и школе Лидера в старшей школе.
организация встреч с представителями структур государственного
управления.
освоение социальных ролей учащимися через вовлечение их в школьные
объединения, клубы, организации.
приобретение опыта социального общения через участие школьников в
социальнозначимых проектах.
развитие социального партнерства.
При организации самоуправления классные руководители, вожатые
учитывают основные требования:
1.Самоуправление реализуется лишь при увлекательной разнообразной
коллективной деятельности.
2.Сруктура органов самоуправления определяется содержанием и видами
деятельности.
3.Высшим органом самоуправления является общее собрание детей и
взрослых.
4.Актив должен быть смешанным.
5. Гласность и общественный контроль – законы жизни коллектива.
Система школьного самоуправления имеет 3 уровня
Первый уровень (индивидуальный) – ученик, отдельные учащиеся,
имеющие право избирать и быть избранным в органы ученического
самоуправления, активно принимающие в нем участие.
Второй уровень – (первичный коллектив) – класс. В начальной школе он
представлен городом своей возрастной страны (название, девиз, эмблема,
законы жителей, улицы – как направление жизнедеятельности). В каждом классе на классном ученическом собрании учащиеся выбирают
Совет дела. У каждого класса есть портфолио, где указано название класса,
девиз, песня, в портфолио отражается степень участия ребят в отдельных
мероприятиях в течение всего учебного года.
Третий уровень – (школьное ученическое самоуправление) – совет
обучающихся.Структура ученического самоуправления остается та же, но
она усложняется, так как дети становятся старше, приобретают опыт.
Каждый активист занимается своим делом, в конце каждой четверти
отчитывается о проделанной работе.
В Совет школы входят представители от каждого класса и один
представитель от педагогического коллектива, избираемые на один учебный
го. Выборы представителей проводятся в классе, представление вновь
избранных членов Совета школы проходит на первом общешкольном собрании
нового учебного года. Председатель Совета школы – президент – избирается
всенародно. Как на настоящих выборах выдвигаются кандидаты,
предвыборные программы, прессконференция.
Ежегодно на общешкольной линейке в торжественной обстановке проходит
вступление в должность избранного президента школы.
Органом ученического самоуправления школы является школьный Совет.
Этот орган самоуправления в школе, который решает вопросы
жизнедеятельности учащихся, рассматривает и обсуждает вопросы учебы,
КТД, санитарное состояние школы, отношение с учителями и другими
взрослыми, межвозрастные взаимоотношения.
В Школьном Совете действуют следующие министерства:
Министерство образования;
Министерство дисциплины и порядка;
Министерство культуры и печати; Министерство информации;
Министерство спорта и труда.
Основные направления деятельности Школьного Совета
Свою деятельность Совет школыинтерната начинает с разработки плана
общешкольных дел. Ответственным за эту работу является президент. На
заседании Совета выдвигаются проекты предлагаемых мероприятий,
проводится анкетирование в классах и, наконец, «Ректайм» защита
проектов (их представление в форме рекламы и голосования). По результатам
проведенной работы составляется дерево чудес ( на нем изображен годовой
цикл общешкольных мероприятий): на стволе учебный год, 9 месяцев
соответствует месяцам учебного года, а на листочках – названия
общешкольных мероприятий.
Общей деятельностью всех министров является подготовка и проведение
общешкольных дел. За эту работу в Совете отвечает министр культуры.
Подготовка общешкольного мероприятия проходит по принципу КТД.
Министры осуществляют не только контроль за свои классом, но и имеют еще
одно задание по общей организации мероприятия, по которому будут
отчитываться на заседании Совета, посвященному анализу проведения дела.
Выполняя свои обязанности, Министры создают советы дел, в них входят
представители различных классов. В ходе подготовки к общешкольному
мероприятию все без исключения, даже самые маленькие, находят себе
занятие. Министерство образования регулярно (1 раз в месяц) проводит
дисциплины и порядка организуется
учебные рейды. Министерством
дежурство по школе, министр печати занимается подготовкой к печати
газеты, в которой публикуются указы, постановления Школьного Совета,
итоги различных конкурсов, фотографии с общешкольных мероприятий. В
школе работает информационная служба новостей (ответственный министр
информации). Служба новостей занимается подготовкой новостей и отвчает за работу школьного радиоузла. Министр спорта тесно связан с учителем
физкультуры. На плечах министра и учителя лежит вся спортивная жизнь.
Накопленный опыт и традиции школьного сообщества
Гражданское, патриотическое, духовнонравственное воспитание: одно из
основных направлений воспитательной работы школыинтерната, целью
которого является формирование гражданскопатриотического сознания,
развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие
чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданинапатриота
Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, концерт
и торжественная линейка ко Дню Победы, участие в акциях, концерты для
ветеранов войны и труда, тематические классные часы, экскурсии,
отмечаются исторические события.
В соответствии с планом совместной работы ГИБДД ГУВД по г.Петровску
Забайкальскому в школеинтернате ведется работа по предупреждению
детского дорожнотранспортного травматизма. В течение учебного года с
учащимися школы ведутся беседы, классные часы по пропаганде безопасного
дорожного движения, проходят тематические викторины, конкурсы и
соревнования по закреплению навыков безопасного поведения
детей на улицах города. Систематически проводится разъяснительная работа
среди обучающихся и сотрудников о правилах пожарной безопасности в быту.
В ходе преподавания курса ОБЖ и внеклассных мероприятий изучаются тема
«Терроризм, его сущность и меры по предупреждению». С учащимися
старших классов проводятся встречи с работниками правоохранительных
органов ОВД по вопросам усиления бдительности и действий при
возникновении угрозы совершения террористических актов, профилактике
правонарушений и телефонного терроризма. В школе имеется наглядная
агитация по вопросам комплексной безопасности и поведения в чрезвычайной
Сформирована определённая культурная среда, свой уклад
ситуации.
школьной жизни, индивидуальность («образ») школы с неповторимыми
чертами. Серьёзное внимание уделяется формированию у обучающихся
осознания своей принадлежности к определённой общности. Эффективно
используется в воспитательной практике коллективно
творческая деятельность.
Для проведения общешкольных дел
старшеклассники привлекают большинство учащиеся и педагогов. Высокую
методическую подготовку педагогического коллектива и педагогов
дополнительного образования. В школе ежегодно проводятся семинары для
классных руководителей по новым воспитательным технологиям,
программам, методам и формам работы.
Учащиеся школы являются активными участниками районных и окружных предметных олимпиад,
конкурсов, соревнований, слётов и фестивалей. Воспитательное пространство
школы включает: детскую школьную библиотеку, городская детская
библиотека, музей «Декабристов», дворец культуры и спорта, детская школа
искусств, которые являются давними партнерами школы по организации
дополнительного образования, воспитательных мероприятий.
С целью укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни
организуется и проводится большое количество интересных и разнообразных
общешкольных мероприятий: спортивные игры и конкурсы, классные часы.
Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и
традиций:
План проведения
традиционных мероприятий
Мероприятие
Первое сентября.
День Знаний.
День здоровья
Кросс нации
Кустовое соревнование. Военно
патриотическая игра «Зарница»
День учителя. День самоуправления.
День пожилого человека
День Мамы
День открытых дверей
Новый год
Веселые старты (совместные соревнования
педагогов, учащихся)
23 февраля
Лыжня России
8Марта
НПК «Мой первый шаг в науку»
9 Мая
Сроки
1сентября
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Апрель
май Последний звонок
май
Календарь проведения месячников
Месячник
Месячник безопасности
Девиз: «Предвидеть, предусмотреть,
предотвратить!»
Месячник здорового образа жизни
Девиз: «Помни, что пользу себе и стране
принесешь, если будешь здоров»
Декада творчества и фантазии, посвященная Дню
добрых соседей.
Девиз: «Твори, ищи, фантазируй смелее– поиск
идет необычной идеи»
Месячник правовых знаний.
Девиз: «Гражданином быть обязан»
Месячник ЗОЖ и военнопатриотического
воспитания.
Девиз: «Будь всегда здоров – спортом
занимайся, правильно питайся!»
Сроки
сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль Месячник профориентации
Девиз:«Сто дорог – одна твоя»
Книжкина неделя
Девиз: «Открываем книгу открываем мир!»
Неделя доброты
Девиз: « Научи свое сердце добру»
Март
Март
Апрель
Вахта памяти «Мы — наследники Победы, славу
Родины храним!»
Апрельмай
Заключение
Практическая реализация концепции воспитательной системы школы
интерната предполагает воспитание у выпускника стремление к добру,
истине, самостоятельности. На сегодняшний день одни компоненты системы
отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже
одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому
коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных
целей. Педагогический коллектив, который стремится к своему становлению
как открытой социальнопедагогической системы, остается тем важнейшим социальным институтом, который обеспечивает реальное взаимодействие
растущей личности, родителей и социума.
«Я убежден: школа не здание, не кабинет, не образцовая наглядная
агитация. Школа возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают
сразу троих учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где
приходят и уходят по звонку, зарабатывая кто деньги, кто оценки, и
считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель
призван реализовывать мечты детей».
А.А. Захаренко
Список литературы:
1.Боденко Б.Н. Проблема социальнопсихологической защищенности
человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000.
2.Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных
объединениях. Чебоксары, 1998.
3.Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. №
1, 2001. 4.Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002.
5.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001.
6.Гоголева А.В. Аддитивное поведение и его профилактика. Москва, 2002.
7.Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного
образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000.
8.Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997.
9.Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. РостовнаДону,
2001.
10.Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание
школьников № 8, 2003. управления воспитательным процессом в
ГОУ «ПетровскЗабайкальская специальная (коррекционная) школа
Структура
интернат»
ДИРЕКТОР
Психолог
Зам.директора по УВР и ВР
Социальный педагог
Библиотекарь
МО классных руководителей
Руководители кружков
МО воспитателей
Старший вожатый
Воспитатели Классные руководители
ВОСПИТАННИКИ
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.