Концепция воспитательной системы школы-интерната
Оценка 4.9

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
21.10.2019
Концепция воспитательной системы школы-интерната
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы-интерната; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Концепция воспитательной системы школы-интерната разработана в целях создания методологической основы по созданию воспитательной среды в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», организацию в ней воспитывающей деятельности и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к ее организации, проведению и решению соответствующих проблем.
концепция воспитательной системы.docx
ГОУ «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­интернат» Принята на                                                                       Утверждаю: педагогическом совете                                                   Директор школы____________ «31» августа  2017г.                                                         Ржевцев В.В. КОНЦЕПЦИЯ воспитательной системы  ГОУ «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­интернат» на 2017­2022 г.г. Научить человека быть счастливым — нельзя,  но воспитать его так,  чтобы он был счастливым, можно. Макаренко А.С. В     жизни   каждого   ученика   школа   занимает   важное   место,   так   как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении  личности и формировании мировоззрения каждого   ученика.     Школа   один   из   основных   институтов,   принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Каждый ребёнок ­ особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей,   а   для   того,   чтобы   обозначить   отличающие   его   особые потребности.   Назрела   острая   необходимость   в   понимании   их   проблем, уважении   их   прав   на   полноценное   образование   и   воспитание,   желание   и готовность   включить   их   в   детское   сообщество.   Выбранная   система воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура   поддержки   и   помощи   ребёнку   в   воспитательно­образовательном процессе     психолого   ­   педагогическом   сопровождении.   Воспитание   не   в состоянии   изменить   ситуацию,   сложившуюся   в   обществе   и   микросреду ученика,   но   в   состоянии   помочь   выработать   необходимое   отношение   к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному   сформировать участию   в   преобразованиях   современной   коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить   жизни,   На   это   нацелена школе­интернату   как   институту   социализации. воспитательная   работа   в   школе   –   научить     ребенка   делать   свой   выбор   в реальном   обществе,   чтобы   не   потеряться   в   многообразии   и   сложности сегодняшней жизни, гармонично  сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в  способных   и   талантливых   личностях,   которые   справятся   с   любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно   успешные   люди   являются   основой   современного   общества   и государства.  При разработке концепции воспитательной работы нашей   школы­интерната педагогический   коллектив   использовал   собственный   немалый   опыт воспитательной   работы,   что   помогло   не   отойти   от   школьных   традиций   в воспитании   учащихся   и   систематизировать   опыт     воспитательной   работы педагогов.  Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!»,  сформулированная с учётом   интересов   родителей   и   детей   легла   в   основу   концепции воспитательной   системы     школы­интерната.   Бесспорно,   любому   человеку   и   успешности.   Быть необходимо   чувство     собственной   значимости   УСПЕШНЫМ   ­   сегодня   это   значит   быть   физически   здоровой, интеллектуально развитой, ценностно­ориентированной, социально активной   мышлением,   способной   быстро личностью   с   адаптироваться   в   условиях   современной   жизни.     В   центре   образования,   в   креативным   и   гибким   отличие   от   других   общеобразовательных   учреждений   города,   сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингента обучающихся. Это дети­ сироты,   из   малообеспеченных   и   многодетных,   неблагополучных     семей,  Педагогическому   коллективу   необходимо   принимать   во одиноких   матерей. внимание   сложившиеся   социально­экономические   условия   семей   учащихся   и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально­экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка. Концепция воспитательной работы школы­интерната предлагает следующее понимание содержания параметров   социально активной личности. ­Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.  ­Социально   активная   личность   –   это   духовная   личность.  Работа   в   этом направлении   подразумевает   овладение   учащимися   общечеловеческими нормами нравственности.  ­Социально – активная личность – это личность творческая.  ­Социально­активная личность – это гуманная личность.  ­Социально активная личность­ это успешная личность. Данная  концепция предполагает:  разработку  Программы воспитательной работы   школы­интерната;   программ   по   приоритетным   направлениям, совершенствование   системы     управления   воспитательной   системой   школы; обеспечение необходимых научно­методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Концепция   воспитательной   системы   школы­интерната   разработана   в   целях создания   методологической   основы   по   созданию   воспитательной   среды   в ГОУ   «Петровск­Забайкальская   специальная   (коррекционная)   школа­ интернат»,   организацию   в   ней   воспитывающей   деятельности   и   призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и  дифференцированный подход к   ее   организации,   проведению   и   решению   соответствующих   проблем. Изменения социально­экономических условий, жесткие требования общества и рынка труда, предъявляемых к молодым людям, вступающим во «взрослую»  жизнь   с одной стороны и неготовность повернуться к нуждам и проблемам людей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   с   другой   стороны, обуславливают невостребованность лиц данной категории.  Это   ставит   перед   современной   школой   задачу   подготовки  конкурентоспособного выпускника, повышает требования к общей и трудовой подготовке детей с нарушением зрения, а, следовательно,   и к организации учебно­воспитательного процесса. Концепция   воспитательной   системы   школы­интерната   строится   на   основе   Н.Л.Селивановой, концепций   В.А.Караковского,   Л.И.Новиковой, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и  развивается   в   соответствии   с   законом   РФ   «Об   образовании»,   Концепцией модернизации   российского   образования   на   период   до   2020   года,   письмом Министерства   образования   РФ  «О   повышении   воспитательного   потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава школы, Программой развития. Воспитательная   система   школы­интерната   охватывает   весь   педагогический   внеурочную   жизнь   детей, процесс,   интегрируя   учебные   занятия, разнообразную   деятельность   и   общение   за   пределами   школы,   влияние   непрестанно социально­предметной,   предметно­эстетической   среды, расширяющееся воспитательное пространство. Организация воспитательного процесса в школе закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы­   являются   идеи   педагогики   гуманизма,   сотрудничества, интерната, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий   развития   и   самореализации   личности,   как   воспитанника,   так   и педагога. Целевые   установки   нормативных   документов   в   своей   совокупности являются   общим   ориентиром   в   воспитательной   работе   с   подрастающим поколением.   В   своей   работе   школа­интернат   опирается   на   нормативно­ правовые документы Российской Федерации: ­Конституцию Российской Федерации;  ­Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266­1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186­ФЗ); ­Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года; ­Распоряжение   Правительства   РФ   «Об   утверждении   государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013­2020г.; ­Закон   Российской   Федерации   «Об   основах   системы   профилактики безнадзорности   правонарушений   несовершеннолетних»   (от   24.06.1999   г. №120ФЗ); ­Федеральная   целевая   программа   развития   образования   на   2016­2020   г.г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. No 497. ­Программа   воспитательной   работы   ГОУ   «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­интернат» «Планета по имени Школа». Ценностными   ориентирами   системы   воспитания  являются   достижения культуры и морали, общественные и общечеловеческие понятия, лежащие в   эстетического, основе   нравственного,   эмоционального,   трудового, гражданственного развития личности. В воспитательную систему школы­интерната положены следующие  принципы: принцип гуманизма, определяющий общий характер отношений педагога с учащимися; принцип целенаправленности воспитательного процесса. Исходя из общих целей   воспитания   и   развития   личности   ребенка,   в   ходе   коррекционно­ педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном; принцип   уважения   личности   ребенка   в   сочетании   с   разумной требовательностью   к   нему.  Согласно   этому   принципу,   педагогические требования   не   рассматриваются   как   самоцель,   а   являются   средством воспитания   и   коррекции   поведения   ребенка,   не   наносящим   ущерба   его самолюбию и человеческому достоинству; принцип   опоры   на   положительное  в   человеке,   на   сильные   стороны   его личности   является   естественным   продолжением   предыдущих   принципов. Опираясь на положительные качества воспитанника, усиливая и развивая их,  воспитатель стремится с их помощью нейтрализовать негативные черты его характера и формировать позитивные; принцип   сознательности   и   активности   личности  в   педагогическом процессе   предполагает   превращение   воспитанника   из   объекта   в   субъект педагогической деятельности; принцип учета возрастных особенностей   предполагает, что   ребёнок как личность   будет   эффективно   развиваться   лишь   при   условии   учёта   его возрастных интересов – вот почему в основу отбора содержательных блоков  воспитательного процесса были положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности, присущие каждому из этапов возрастного развития; принцип   единства   диагностики   и   коррекции  предполагает,   что   процесс воспитания   требует   постоянного   систематического   контроля,   фиксации происшедших   изменений   или   их   отсутствия,   проведения   диагностических процедур,   охватывающих   все   этапы   воспитывающей   деятельности   –   от постановки цели до ее достижения; принцип   воздействия   на   ближайшее   социальное   окружение  ребенка предусматривает оздоровление микросреды, в которой обитает ребенок,  его отношений со сверстниками, адекватное сотрудничество с родителями  или другими близкими взрослыми; принцип   преемственности  лежит   в   основе   сквозной   воспитательной деятельности на весь период обучения в школе с учетом его индивидуальных, –   осуществление   комплексного   развития половых особенностей; принцип   познавательной, воспитательного процесса; целостности    эмоциональной   и   личностной   сферы   участников принцип  «само»  (умение реализовать себя) направлен на  самостоятельную  реализацию воспитанников в люб ой сфере жизнедеятельности школы; принцип   творческой   активности  самореализацию, поиск нового, развития творчества, фантазии, инициативы направлен   на   самостоятельную обучающихся и воспитанников. В процессе реализации концепции воспитательной системы школа выполняет следующие функции: образовательную  функцию,   так   дает   детям   определенную   сумму   знаний, умений и навыков; социально­терапевтическую  функцию,   при   реализации   которой   школа становится психологически комфортной нишей для ребенка; социально­адаптивную функцию, предусматривающую помощь в жизненном самоопределении, становлении личности ребенка  с ОВЗ; развивающую функцию, направленную на создание воспитывающей среды. Воспитательная система реализуется на следующих трех уровнях: Первый   уровень  –   это   воспитательная   система   всего   образовательного учреждения, где педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на личность ребенка. Второй  уровень  ­   это   воспитательное   пространство   класса,   группы,   где происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Третий   уровень  –   это   проектирование   и   реализация   индивидуальной воспитательной работы, направленной на развитие конкретного ребенка.    В рамках реализации концепции воспитательной системы предусматривается взаимодействие   и   взаимопроникновение   нескольких  воспитательных подходов. Приоритетным   для   нас   является  личностно­ориентированное  воспитание. Но,   определяя   личностный   и   индивидуальный   подход   в   качестве гуманистической доминанты, мы вместе с тем используем и другие подходы: деятельностный подход,  предполагающий воспитание ребенка в различных видах деятельности; отношенческий   подход,  проявляющийся   в   реализации   идей   субъект ­субъектной   педагогики   в   ходе   совместной   деятельности   и   общения воспитателей и воспитанников; событийный   подход,   использующийся   в   тех   случаях,   когда   необходимо превратить, то или иное мероприятие в увлекательное для всего детского коллектива дело, порождающее не только мощный воспитательный эффект, но и оставляющее яркий след в памяти всех его участников: средовой   подход, подразумевающий интеграцию всего воспитательного инструментария,  существующего   в   рамках   школы,   а   также   окружающей   школу   среды,  реализующий   положение   о   воспитывающей   среде   и социальной и природной. Миссией воспитательной системы школы­интерната является приобщение ребенка с ограниченными возможностями здоровья  к общечеловеческим ценностям, к богатству духовной, морально­нравственной и художественной  культуры, накопленному человечеством в тех рамках, которые определяются нравственными интеллектуальными, эмоционально­волевыми     и   возможностями детей данной категории. Целью   воспитательной   системы  ГОУ   «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­интернат»» является  создание условий для   обеспечения   успешной   социальной   адаптации,   реабилитации   и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Под   социальной   адаптацией   выпускника   мы   понимаем   его   активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Под реабилитацией понимается система мероприятий, направленных на восстановление,   коррекцию   или   компенсацию   нарушенных   психических функций, состояний, особенностей личности и социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья.   Трактовка понятия «интеграция» производится   нами   в   соответствии   с   принципом   «нормализации», закрепленным   в   ряде   международных   правовых   актов:   Декларации   прав ребенка, Декларации о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья,  Декларации   о   правах   инвалидов.   В   основу   принципа   «нормализации» положена   идея   о   том,   что   жизнь   и   быт   людей   с   ограниченными возможностями  должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Исходя из всего вышеизложенного, мы выделяем следующие задачи системы  воспитательной работы: 1.Создание в учреждении коррекционно­развивающей среды, обеспечивающей развитие   компенсаторных   механизмов   личности   ребенка   с   ограниченными возможностями здоровья. 2.Создание условий для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей. 3.Формирование   развивающей   нравственно   и   эмоционально   благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности. 4.Воспитание   у   учащихся   нравственных   качеств   личности,   позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию. 5.Развитие системы  самоуправления    учащихся. 6.Создание   условий   для   укрепления   здоровья   учащихся,   профилактики  правонарушений. Основные направления развития воспитания: 1. Повышение социального статуса воспитания в системе образования школы. 2. Дальнейшая перестройка учебного процесса: включение в традиционные предметы   материала,   помогающего   детям   понять   себя,   мотивы   своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь. 3. Изменение   форм   и   методов   учебной   работы:   преодоление   пассивности детей через ролевые и дидактические игры, разнообразие форм обучения. 4. Формирование   у   учащихся   чувства   патриотизма,   сознания   активного гражданина, обладающего политической культурой. 5. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой   целью   способствовать   дальнейшему   развитию   школьного самоуправления, кружков по интересам. 6. Приобщение детей к культуре предков, поддержание народных традиций, укрепление лучших школьных традиций через создание и организацию работы школьного музея. 7. Укрепление   сотрудничества   детей   и   взрослых.   Только   в   результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание   –   передача   новым   поколениям   ценностей,   накопленных человечеством. 8. Превращение   воспитательной   системы   школы   в   непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания 9. Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста. 10.  Оказание   помощи   семье   в   решении   проблем   воспитания,   организация психолого­педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи   в воспитании детей. Результатом воспитательной деятельности школы является: ­создание   эффективной   воспитательной   системы,   основанной   на   высокой заинтересованности   педагогического   коллектива   в   деле   воспитания подрастающего поколения; ­достижение доступного уровня воспитанности учащихся;   ­воспитанник   школы­интерната   –   свободная,   творческая,   жизнелюбивая   и обогащенная     знаниями и умениями, готовая к творческой деятельности и нравственному     поведению личность, соответствующая модели выпускника средней школы; ­умение делать выпускником осознанный выбор с учетом ответственности за  его последствия; ­высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов  жизнедеятельностью школы; ­повышение престижа школы в социуме; ­выход школы на новый этап развития. Поскольку в центр концепции воспитательной работы мы поставили ученика и ориентировали   программу   на   создание   оптимальных   условий   для формирования полноценной личности выпускника школы, основное внимание следует уделить, на наш взгляд, следующим характеристикам личности: ГОУ «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­ Модель выпускника интернат» Нравственный  потенциал Осмысление   целей   и   смысла   жизни,   понимание   сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление   в   отношениях   с   ними   доброты,   честности, порядочности, к вежливости;     готовность профессиональному   самоопределению   и   самореализации; активность   в   общешкольных   и   классных   делах Формирование   внутренней   этической   нормированности осуществляется   посредством   выработки   рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: интернационализмом, гуманизмом, честностью,   ответственностью, уважением к  окружающим  людям,  чувством  собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует   уделять   национальной   культуре,   традициям народов, живущих в нашем крае, стране. патриотизмом,   справедливостью,     Познавательный  потенциал   Коммуникативны й потенциал   Желание и готовность продолжать обучение после школы или   включаться   в   трудовую   деятельность,   потребности   в углубленном   изучении   избранной   профессии,   в самостоятельном   добывании   новых   знаний.   Освоение образовательной программы. Информационная база знаний, полученных   в   результате   обучения   в   школе,   должна сопровождаться рядом мыслительных способностей: ­критичностью, ­гибкостью, ­способностью к рефлексии, ­самостоятельностью, широтой и глубиной мышления, ­способностью   самостоятельно   получать   новые   знания, находить им применение, ­способность   овладевать   общеучебными   умениями   и навыками,   пользоваться   ими   в   учебной   и   внеучебной деятельности. Владение   умениями   и   навыками   культуры   общения, способность   корректировать   в   общении   свою   и   чужую агрессию,   поддерживать   эмоционально   устойчивое поведение   в   жизненных   кризисных   ситуациях.   В   связи   с необходимостью   адаптации   к   изменяющимся   условиям социума, выпускник школы должен обладать следующими коммуникативными навыками: ­готовностью к сотрудничеству; ­способностью к пониманию другой личности, к  сопереживанию; ­готовностью оказать помощь; ­доброжелательностью; ­тактом. Культурный  Умение строить свою жизнедеятельность по законам потенциал   гармонии и красоты, потребность в посещении  выставок,  концертов, стремление творить прекрасное в учебной,  трудовой, досуговой деятельности, поведении, в  отношениях с окружающими Физический  потенциал   Стремление к физическому совершенствованию, умение  подготовить и провести подвижные игры и спортивные  соревнования. Состояние здоровья учащихся. Развитость  физических качеств, потребности в здоровом образе жизни,  неприятия негативного влияния окружающих; ­умения управлять своими эмоциями, здоровьем  (психическим, физическим); ­стремления к укреплению, совершенствованию своего  здоровья. Управление   воспитательной   системой   используются  основные формы принятия управленческих решений: осуществляется   гибко, 1.В   форме   самоуправления  –   управленческие   решения   принимаются коллективно   (на   собраниях)   и   коллективно   на   педагогических   советах, попечительском совете, родительском совете, профсоюзном комитете, активе учащихся;         2.В   форме   административного   управления  –   если   дело   требует быстрого   решения,   то   директор   принимает   его   единолично,   на   заседании административного совета – коллегиально. В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы: Критерии эффективности воспитательного процесса.             Критерии  Показатели Индикаторы Самоактуализированность  личности учащегося 1.Умение и стремление к познанию, проявлению   и   реализации   своих способностей. анкетирование,  тестирование,  составление самооценки.   карт 2.Выбор   нравственных   форм   и способов и самоутверждения. самореализации     Удовлетворенность  учащихся, педагогов и  родителей  жизнедеятельностью в  школе. Наблюдение, анкетирование,   опрос, диагностика,   дневник наблюдения воспитателя.   защищенность 1.Комфортность, личности учащегося, его отношение к сторонам жизнедеятельности в школе. основным       педагогов 2. Удовлетворенность   организацией   и содержанием, условиями   трудовой   деятельности, взаимоотношениями   в   школьном сообществе.   3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего   ребенка,   его   положением   в школьном коллективе. Конкурентоспособность  учебного заведения. 1.Усвоение образовательной программы.   учащимися 2.Трудоустройство выпускников 3.Участие   учащихся   и   педагогов   в смотрах, конкурсах, соревнованиях. 3.Отток учащихся в другие учебные заведения. 4.Репутация учреждения.   образовательного   результатов Анализ реализации общеобразовательных программ, определение   уровня сформированности социально­трудовых компетенций, выявление профессиональных предпочтений, мониторинг, информации, индивидуальные консультации. сбор   Успешной   реализации   Концепции   воспитания   способствует   разработанная Программа   развития   воспитания,   где   отражены   цели,   задачи,   направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы   школы;   скоординированность   действий   всех   участников образовательного   процесса:   администрации,   классных   руководителей,  воспитателей, родителей и учащихся. В качестве подпрограмм в школе разработаны и действуют: ­Программа  формирования  культуры здорового  и безопасного  образа жизни   обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   (в составе АООП 4.2 и АООП 4.3) Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа   жизни   слабовидящих   обучающихся   –   это   комплексная   программа формирования   представлений   об   основах   экологической   культуры,  знаний, установок,   личностных   ориентиров   и   норм   поведения,   обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного их ценностных   составляющих,   способствующих   познавательному   развитию слабовидящего ребенка, заинтересованного отношения к собственному  здоровью,   достижению   планируемых   результатов   освоения   адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.  Программа   построена   на  основе   общенациональных   ценностей   российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на  развитие мотивации и готовности слабовидящих обучающихся повышать свою экологическую   грамотность,   действовать   предусмотрительно,   осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа  жизни, познавать и ценить природу как источник жизни и духовного развития, информации,   красоты,   здоровья,   материального   благополучия;   на   освоение слепыми обучающимися правил собственной безопасности жизнедеятельности в предметно­пространственной среде школы. Целью данной программы является формирование экологической культуры, сохранение, поддержание и укрепление здоровья, в т.ч. нарушенного зрения, органов   осязания   и   слуха   слабовидящих   обучающихся,   как   одной   из   способствующих   познавательному   и ценностных   составляющих,   развитию   пространственно­ эмоциональному   продвижению   ребенка, ориентировочных адаптационных механизмов, саморазвития и самовыражения в достижении планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Формируемые   ценности:   природа,   здоровье,   экологическая   культура, экологически безопасное поведение, охрана зрения, органов осязания, слуха. Задачи   формирования   экологической   культуры,   здорового   и   безопасного образа жизни слабовидящих обучающихся: ­создание   оптимальных   условий   для   формирования   элементарных   экологической   культуры экологических     представлений, знаний, слабовидящего школьника; ­организация   работы   в   сотрудничестве   при   решении   разнообразных экологических проблем; ­способствовать воспитанию любви к природе, родному краю; ­развивать   у   обучающихся   потребности   осознанно   выбирать   поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; ­сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, соблюдение принципов правильного питания; ­сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и   отдыха,   двигательной   активности,   научить   слабовидящего   ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; ­дать   представление   с   учетом   принципа   информационной   безопасности   о негативных   факторах   риска   здоровью   слабовидящих   детей   (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.д.) о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков   и   других   психоактивных   веществ,   их   пагубном   влиянии   на здоровье; ­дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; в овладении навыками использования средствами оптической коррекции; ­сформировать  представление  о некоторых опасных  ситуациях (в  быту, на улице   и   др.),   связанных,   при   отсутствии   нарушения   зрения,   с   наличием препятствий в предметно­пространственной среде; ­обучать способам безопасного поведения в различных видах деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной и др.), формировать компенсаторные способы   безопасного   выполнения   орудийных,   предметных   действий, безопасного   передвижения   с   преодолением   естественных   и   искусственно созданных препятствий; ­сформировать   знания   о   факторах   риска   (бесконтрольные   физические нагрузки, несоблюдение светового режима, нерегламентированный зрительный труд, обострение хронических заболеваний) по ухудшению (потере) зрения; ­сформировать   потребность   ребенка   безбоязненно   обращаться   к   врачу   по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; ­обучить   безопасному   поведению   в   окружающей   среде   и   элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях; ­сформировать   навыки   позитивного   общения;   научить   осознанному   выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; ­сформировать с учетом принципа информационной безопасности позитивное отношение,   освоение   умений   и   навыков   пространственной   и   социально­ бытовой ориентировки. ­ Программа социальной адаптации учащихся и воспитанников Подготовка   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   к самостоятельной   жизни   всегда   была   острой   государственной   проблемой. Система   государственного   попечения   охватывает   практически   всех   детей, нуждающихся   в   опеке,   и   создаёт   материальные   предпосылки   для   их полноценного   развития   и   подготовки   к   взрослой   жизни.   Переход   к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни  Детский коллектив школы – связан   с   серьёзными   стрессами. интерната имеет ряд особенностей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. Поэтому они должны обладать умением приспосабливаться к условиям социальной среды. Значит необходимо развивать в подростках это умение: налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с педагогами и воспитателями, быть общительными с окружающими – т.е. умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Возрастные особенности подростка часто усложняют адаптацию в различных социальных условиях. В школе – интернате, где в одном коллективе представлены все возрастные категории, адаптироваться подростку необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному младшими и старшими школьниками. Цель программы:  подготовка выпускников школы­интерната и лиц, оставшихся без попечения  родителей к самостоятельной жизни. Задачи программы: ­Повышение   уровня   социальной   адаптации   (развитие   навыков коммуникационной   культуры,   формирование   потребности   в   общении, интимно – личностных отношений). ­Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самопознание, гражданское   мировоззрение,   преодолеть   иждивенческие,   потребительские  качества воспитанников. ­Формировать   позитивное   отношение   подростка   к   самому   себе   и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем. ­Обучать приемам снятия эмоционально­волевого напряжения. ­Развивать терпимость к различным мнениям. ­Воспитать потребность в здоровом образе жизни. ­Формировать представления о семье, ее функциях, нравственных основах и значении в жизни каждого человека. ­Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства. ­Расширять знания о видах труда и прививать положительное отношение к порученному делу. ­Предоставить   оптимальные   возможности   для   раскрытия   и   развития способностей   учащихся,   развития   умений,   навыков,   личностных   качеств, необходимых для успешной интеграции воспитанника во взрослое общество. ­ Программы дополнительного образования и воспитания Цель   программы: Выявление   и   развитие   способностей   каждого   ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески   обладающей   прочными   базовыми   знаниями, мыслящей   личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.  Задачи   программы: изучение   интересов   и   потребностей   обучающихся   в дополнительном образовании детей;  определение   содержания   дополнительного   образования   детей,   его   форм   и методов   работы   с   обучающимися   с   учетом   их   возраста,   особенностей социокультурного окружения школы;  формирование условий для создания единого образовательного пространства;  расширение   видов   творческой   деятельности   в   системе   дополнительного образования   детей   для   наиболее   полного   удовлетворения   интересов   и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;  создание  условий  для  привлечения  к  занятиям   в системе  дополнительного образования   детей   большего   числа   обучающихся   среднего   и   старшего возраста; создание   максимальных   условий   для   освоения   обучающимися   духовных   и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;  обращение   к   личностным   проблемам   обучающихся,   формирование   их нравственных качеств, творческой и социальной активности.  Программа   дополнительного   образования   ГОУ   «Петровск­Забайкальская специальная   (коррекционная)   школа­интернат»   создана   в   целях формирования единого образовательного пространства школы­интерната  для достижения   выпускниками   школы­интерната   высокого   уровня   развития социальной   компетенции   и   гражданских   установок,  увеличения   количества молодежных социальных инициатив, снижения проявлений асоциального  поведения   подрастающего   поколения,   поддержания   здоровья,   реализации прав   граждан   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на   получение образования по дополнительным образовательным программам. Миссия   школы­интерната     заключается   в   том,   чтобы   создать   такое пространство   школы,   которое   позволит   обеспечить   личностный   рост обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного  общества.   Школа­интернат   создает   условия   и   стимулы   для   получения качественного   образования   и   развития   ключевых   компетенций.   По   своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло  бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности Программа   дополнительного   образования   школы   направлена   на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно нравственное, социальное,   личностное   и   интеллектуальное   развитие,  развитие   творческих способностей,   саморазвитие   и   самосовершенствование,   сохранение   и укрепление   здоровья   обучающихся.   Программа   является   составной   частью учебно­воспитательного процесса и одной из форм организации свободного  времени   учащихся.   Программа   способствует   более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть   на   уроке,   развитию   у   детей   интереса   к   различным   видам   дея­ тельности,   желанию   активно   участвовать   в   продуктивной,   одобряемой обществом   деятельности,   умению   самостоятельно   организовать   своё свободное время. ­Программа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания, обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования   (в   составе АООП 4.2 и АООП 4.3)             Программа  духовно­нравственного  развития  и  воспитания  ГОУ «Петровск­Забайкальская   специальная   (коррекционная)   школа­интернат» направлена  на  организацию  нравственного  уклада  школьной  жизни, включающего  воспитательную,  учебную,  внеурочную,  социально  значимую деятельность слабовидящих обучающихся, основанного на системе духовных идеалов,  ценностей,  моральных  приоритетов,  реализуемого  в  совместной социально­педагогической  деятельности  школы,  семьи  и  других  субъектов общественной  жизни. развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона   Программа   духовно­нравственного   воспитания   и Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО ОВЗ,  Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России и опыта   реализации   воспитательной   работы   Петровск­Забайкальской специальной (коррекционной)   школы – интернат».  Целью  духовно   ­   нравственного   развития,   воспитания   слабовидящих обучающихся   является   воспитание   высоконравственного,   ответственного, инициативного, творческого, обладающего   значимыми   для   него   качествами   личности:   активности, самостоятельности, мотивационно­ коммуникабельности, гражданина России,  компетентного развития   потребностной сферы. Задачи духовно ­ нравственного развития, воспитания слабовидящих  обучающихся: 1.гражданско­патриотическое формирование и развитие личности; 2.формирование (совести) ­ способности обучающегося выполнять собственные нравственные  нравственного самосознания направленное воспитание, основ на личности обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 3.формирование основ нравственного отношения к жизни в обществе  нормально видящих; 4.формирование трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 5.воспитание положительного и бережного отношения к природе,  окружающей среде, любознательности и взаимодействия с миром живой и  неживой природы; 6.формирование способности к преодолению трудностей, развитие  мобильности; 7.формирование эстетического сознания, нравственных и эстетических  ценностей; культуры   поведения; 8. формирование навыков организации и сотрудничества с педагогами,  сверстниками, родителями в решении общих проблем; 9. развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей и сопереживание им; 10воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и  культуре; 11. воспитание потребности в социальных контактах, социально­бытовой и  пространственно­ориентировочной деятельности; 12. формирование уважительного отношения к родителям, заботливого  отношения к старшим и младшим; 13. формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных  ролях и уважения к ним; 14.воспитание бережного отношения к своему здоровью, нарушенному  зрению, здоровому образу жизни. 15.   обеспечить  духовно­нравственное  развитие  слабовидящих  учащихся  в единстве  урочной,  внеурочной  и  внешкольной  деятельности,  в  совместной педагогической  работе  школы­интерната,  семьи  и  других  социокультурных учреждений.  ­Программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся В условиях модернизации российского образования предъявляются высокие требования   к   созданию   условий   для   обучения   детей   с   особыми образовательными   потребностями.   В   первую   очередь   ­   для   успешной социализации  обучающихся, что предполагает предоставление возможности овладения ими доступными и востребованными профессиями. Целью учебно­ воспитательного   процесса   в   школе   становится   не   только   получение   и достижение   знаний,   но   и   создание   условий   для   социальной   и В   условиях   введения профессиональной   адаптации   обучающихся. предпрофильной   подготовки   и   профильного   обучения   большое   значение имеют   выработка   новых   и   совершенствование   имеющихся   средств педагогической   и   психологической   поддержки   выбора   воспитанниками направления продолжения образования. Предпрофильная подготовка предусматривает организацию психологического сопровождения   обучающихся,   педагогов   и   родителей,   целью   которого является оказание поддержки учащимся в принятии решения  о   выборе   профиля   обучения,   а   так   же   оказание   методической   помощи преподавателям и воспитателям по вопросам продуктивного взаимодействия с обучающимися. Основная   цель   психолого­педагогического   сопровождения   профильного обучения   ­   поддержка   выбора   обучающимися   направления   продолжения образования, определение правильности либо неправильности данного  выбора,   развитие   качеств,   к   наличию   которых   предъявляет   требования выбранная профессия. Результатом   обучения   должны   стать   овладение   учащимися   ключевыми   и профильными   компетенциями,   способность   осознанно   выбрать   профессию, приобретение навыков самообразования, высокая конкурентоспособность при поступлении   в   учебные   заведения.   Условием   осуществления   этих   целей   психического   и является   сохранение   и   укрепление   физического, нравственного здоровья. Психологическое сопровождение выбора профессии основывается на нормах и   законах   психического   развития   человека.   Период   выбора   профессии хронологически   совпадает   с   подростковым   и   юношеским   возрастами. Характерные для этого периоды жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Цель   программы: создание   условий   для   активизации   процесса готовности   обучающихся   к формирования   психологической   профессиональному   самоопределению,   выбору   дальнейшего   профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами. Задачи: ­ предупреждать возникновение проблем развития воспитанника; ­ обеспечить психологическое сопровождение образовательных программ; ­оказывать   обучающимся   психолого­педагогическую   поддержку   и профессиональную   помощь   в   контексте   предпрофильной   подготовки   и профильного обучения; ­организовывать   психолого­педагогическое   сопровождение   предпрофильной подготовки; ­развивать психолого­педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов. Предполагаемый   результат:   реальная   оценка   своих   способностей   и возможностей при выборе профиля обучения девятиклассниками, профессии – выпускниками школы­интерната. ­ Проект «Наш школьный двор» В   настоящее   время   большое   внимание   уделяется   состоянию   территорий, прилегающих к домам, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Ведь не зря отечественный писатель и поэт Владимир Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «… я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу,   красивый   дом,   красивый   пейзаж,   хотя   бы   и   городской,   вы   будете чувствовать лучше и проживите дольше. Если же вы из своего окна каждое утро   будете   видеть   мусорную   яму,   грязный   двор,   унылые   серые   здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти,­ это и будут   ваши   отрицательные   эмоции,   тем   более,   что   они   не   эпизодичны,   а постоянны и как­то даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающе, а это одно и то же». Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы, его визитная карточка.   Поэтому   проблема   благоустройства   школьной   территории   стала актуальной. В прошлом учебном году, обследовав школьную территорию, мы отметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично: под окнами остались одни пеньки,   после   спиленных   старых   деревьев.   Мы   решили   на   территории школьного двора разбить клумбы. Так появился проект по благоустройству школьной  территории.  В  прошлом  году  мы  разбили  и   благоустроили  одну клумбу, а в этом году решили продолжить начатую работу и разбить еще такую же клумбу. Проблема, которую мы хотим решить: проблема благоустройства школьной территории Цель проекта: Создание эстетически привлекательной территории школьного двора Задачи проекта: 1) привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы; 2)   развивать   творческий   интерес   к   практической   деятельности   в   области ландшафтного дизайна; 3)формирование   навыков   экологического   поведения,   воспитания   любви   к природе. 4)   воспитание   экологической   культуры   и   экологического   сознания школьников; 5)   формирование   нравственного,   эстетического   и   трудового   воспитания школьников; 6) развитие знаний обучающихся по основам цветоводства. ­Программа постинтернатного сопровождения воспитанников Начало   взрослой   самостоятельной   жизни   –   серьезное   испытание   для подавляющего   большинства   из   них,   особенно   для   выпускников   основной школы,   начинающих   самостоятельную   жизнь   в   возрасте   15   –   16   лет. Недостаточный жизненный опыт, частичное или полное отсутствие (особенно у прибывших  в школу­интернат  в 8, 9 классы) навыков, необходимых для самостоятельной   жизни:   неумение   наладить   свой   быт,   правильно распоряжаться деньгами, разумно их тратить, самостоятельная организация досуга – создают значительные трудности на первых шагах в самостоятельную жизнь. Для   части   выпускников,   оказавшихся   в   социальном   статусе   сироты вследствие лишения отца и матери родительских прав в возрасте 12­15 лет характерен   собственный,   довольно   значительный,   опыт   асоциального поведения   и,   вследствие   этого,   –   отсутствие   нормальных   ценностных, жизненных ориентиров. Не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности до поступления в интернатное учреждение,  такие   воспитанники   быстро   усваивают   позицию   потребителя,   все   нужды которого обязано удовлетворить государство. Подобное   отношение,   неумение   строить   жизнь   по   социально­культурным нормам и правилам, непонимание и неспособность разобраться в социальных взаимоотношениях зачастую приводят к негативным последствиям. Работа   по   социальной   реабилитации,   адаптации   и   интеграции,   начатая   и проводимая в школе­интернате, должна быть продолжена и в течение первых лет после выпуска воспитанников, для того, чтобы предупредить, исключить  проблемы, которые начинаются у большинства выпускников на первых шагах самостоятельной жизни, в частности:  иждивенческий образ жизни;  алкогольная, наркотическая, токсическая зависимости;  вовлечение в преступную деятельность;  незнание или неумение воспользоваться своими правами;  неспособность обустроить свой быт; Основной   целью   программы   является   организация   индивидуального сопровождения   и   поддержки   выпускников   школы­интерната   для   успешной социализации   и   интеграции   в   общество,   максимальная   подготовка   их   к самостоятельной взрослой жизни, содействие успешному профессиональному самоопределению, осознание, что личная жизненная  успешность зависит от него самого. ­Программа воспитательной работы ГОУ «Петровск­Забайкальская специальная   (коррекционная)   школа­интернат»   «Планета   по   имени Школа» Программа   воспитания   предназначена   для   обеспечения   перехода   системы воспитания   в   качественно   новое   состояние,   направленное   на   развитие личности   обучающегося   воспитанника.   Необходимость   перехода продиктована   социальным   заказом   родителей   и   реальными   возможностями педагогического   коллектива,   контингентом   воспитанников,   сложившимся социумом. Цель программы: Развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего  ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укорененного   в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Задачи   программы:1.Создать   благоприятные   условия,   обеспечивающие возможность   сохранения   здоровья,   формирование   необходимых   знаний, умений   и   навыков   по   здоровому   образу   жизни   (ЗОЖ),     использование полученных знаний в практике. 2.Способствовать формированию социально­активной личности гражданина и патриота,   обладающего   чувством     национальной   гордости,   гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. 3.Обеспечить   усвоение   обучающимися   основных   положений   экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду. 4.Создать   условия   для   формирования   умений   и   навыков   межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации 6.Создать   систему   действенной   профориентации     обучающихся, способствующей   формированию   профессионального   самоопределения   в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации. 6.Сформировать   систему     сотрудничества     отношений   школы   и     семьи, строящихся   на   принципах   гуманизма,   дифференцированного,   адресного, комплексного  подходов. ­Программа по профилактике правонарушений и самовольных уходов  Петровск­Забайкальская   специальная воспитанников   ГОУ  « (коррекционная) школа — интернат» Цель   программы:  Снижение   количества   правонарушений   и   самовольных уходов путем  создания условия для успешной адаптации личности подростка в условиях школы ­ интерната через комплекс профилактических  мер по выявлению и предупреждению возникновения девиантного поведения. Задачи программы: выявление детей склонных к девиантному поведению; ­создание системы в работе по профилактике правонарушений;  ­ Корректировка девиантного поведения подростков с целью их адаптации в социуме. Профилактика   самовольных   уходов   и   правонарушений   воспитанников, нами   понимается   как   система   социальных,   правовых,   педагогических   и психологических мер, направленных на выявление   и устранение причин  и способствующих   безнадзорности   и   беспризорности условий,   несовершеннолетних.   Перед   администрацией   и   педагогами   нашей   школы стоит задача организации системы действий по профилактике отклонений в  развитии личности и поведении детей и подростков, склонных к самовольным уходам. Эта задача решается по четырём направлениям: ­административные меры по предупреждению самовольных уходов; ­психологическая,   педагогическая   и   социальная   реабилитация   и   адаптация подростков, входящих в «группу риска». ­розыск воспитанников, совершивших самовольный уход из учреждения. ­предотвращение повторных самовольных уходов воспитанников. Профилактическая   работа   –   процесс   сложный   и   продолжительный   во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю   профилактику.   Её   основой   является   создание   условий, обеспечивающих   возможность   нормального   развития   детей,   своевременное выявление   типичных   кризисных   ситуаций,   возникающих   у   детей определенного возраста. Значение ранней профилактики  определяется тем, что   при   правильной   организации   она   более   эффективна   по   сравнению   с другими уровнями профессиональной  деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных  изменений   личности   подростков,   не   ставших   еще   устойчивыми.   При своевременном проведении она может дать значительные положительные  результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно­правого характера. Реабилитация   и   адаптация   воспитанников   с   трудностями   в   развитии   и поведении включает в себя следующую работу: Специалистами   психолого­педагогической   службы   проводится   диагностика личностной   сферы   детей   с   девиантным   поведением,   выявляются   причины самовольных уходов. Социальным   педагогом   сформирован   банк   данных   воспитанников   группы «риска».  Для   более   успешной   социально   –   профилактической   работы   с данными   подростками   необходимо   помнить   о   причинах,   порождающих различные формы отклонений, такие, как: ­  социально­педагогическая   запущенность,   когда   подросток   ведет   себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных   знаний,   умений   и   навыков   или   в   силу   испорченности неправильным   воспитанием,   сформированностью   у   него   негативных стереотипов поведения; ­ глубокий психический дискомфорт подростка, вызванный неблагополучием семейных   отношений,   определением   в   школу­интернат,   отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, не правильным (не справедливым, грубым, жестким) отношением к нему со стороны товарищей, воспитателей, учителей; ­  отклонения  психического   и   физического   состояния   здоровья,  возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства у подростков;  отсутствие   условий   для   самовыражения   воспитанников,  разумного ­ проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами  деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; ­  социально   ­   психологическая   дезадаптация,   смещение   социальных   и личностных ценностей у подростков в условиях школы­интерната. Создание   и   развитие   воспитательной   системы   школы   происходит   в несколько этапов: Этапы реализации концепции 1 Этап – Этап становления. Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности  основных педагогических идей. Задачи: 1.Выделить   системообразующую   деятельность,   которая   отражала   бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально­технической базой, кадрами. 2.Введение инноваций в школьную жизнь. 3. Создание модели выпускника. 4. Формирование связей с внешней средой. Ожидаемый результат: Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. 2   Этап   –   Отработка   содержания   деятельности   и   структуры воспитательной системы. Цель:  Развитие   инициативы,   творчества,   традиций,   содружества   детей   и взрослых. Задачи: 1.Утвердить   приоритетные   направления   функционирования   воспитательной системы. 2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные. 3. Развивать самоуправление. 4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой. 5.Обеспечить воспитательной систмы.   нормативно­правовые   условия   функционирования Ожидаемый   результат:  Программа   развития   воспитания   как   часть Программы   развития   школы.   Создание   нормативно­правовой   базы   и методического обеспечения воспитательной системы. 3  Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована. Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности. Задачи: 1. Содружество детей и взрослых. 2.Реализация личностного подхода. 3.Развитие   нового   педагогического   мышления   педагогов,   основанного   на самоанализе и педагогическом творчестве. 4. Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы. Ожидаемый результат: Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций. 4 этап – Этап обновления и перестройки. Цель: Рост социальных потребностей коллектива. Задачи: 1.Введение инноваций, ведущих к изменениям системы. 2.Разнообразие содержания. 3.Усложнение организационных и управленческих процессов. Ожидаемый результат:  ­Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень. ­Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования. ­Упорядочение   компонентов   воспитательной   системы   школы   на   основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла  воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы. ­Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение воспитательного   пространства   ценностно­смысловыми   ориентирами, соответствующими нравственно­гуманистической парадигме образования. ­Положительная динамика в разрешении указанных  целей и задач. ­Положительные   изменения   по   тем   критериям   и   показателям воспитательного процесса.  ­Самореализация   и   самоопределение   личности   ребёнка   сформированные ценности человека – гражданина, патриота.   в   обществе, Развитие дополнительного образования Реализуя   задачи   дополнительного   образования,   школа­интернат   пытается разрешить   существующее   противоречие   между   необходимостью,   с   одной стороны,   осваивать   образовательный   стандарт,   а   с   другой   —   создавать условия   для   свободного   развития   личности,   что   является   основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.  Своеобразие дополнительного образования в школе­ интернате проявляется: ­в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков   времени   для   полноценного   развития   своих   потенциальных возможностей;  ­в   свободе   выбора   направлений   деятельности,   педагога,   образовательной программы;  ­в   творческом   характере   образовательного   процесса,   осуществляемого   на основе дополнительных образовательных программ;  ­в   особых   взаимоотношениях   ребенка   и   педагога   (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).  Дополнительное образование школы­интерната представлено  художественно­ эстетическим   направлением.   Это   направление   реализовывается   в   кружке «Рукоделие». Актуальность данного кружка в том, что в настоящее время проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями  здоровья   приобрела   особую   остроту.   Это   вызвано   необходимостью   более полного использования резервов всестороннего развития личности ребенка. Проблема   формирования   нравственной   личности   –   одна   из   наиболее значительных проблем образования. Программа по декоративно­прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют   влиянию   на   становление   личности   ребенка   через   изучение традиционной   культуры,   быта,   семейно­родственных   отношений   различных народов, населяющих наш край. Трудно переоценить воспитательное значение занятий   рукоделием,   особенно   для   слабовидящих   детей.   Отличительные особенности адаптированной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ  выражены в том, что  программа дает возможность не только изучить различные техники рукоделия (квиллинг, вышивка, вязание),  но и  применить их комплексно на предметах   одежды,   в   предметном   дизайне,   а   также     в   уникальных   техник,   забытых    использовании   видов   рукоделия   народов   Забайкалья (изготовление обереговых кукол, плетение на деревянной рамке, ткачество). Педагогическая   целесообразность программы состоит   в   пробуждении интереса детей к рукоделию. На занятиях развиваются практические навыки работы,   дети   осваивают   техническую   сторону   рукоделия,   приобретенные навыки помогут ребятам адаптироваться в окружающем мире: они могут со вкусом украсить свой дом, красиво оформить одежду, поздравить дорогого им человека с праздником, преподнеся ему изделие, изготовленное своими руками.   Эти   занятия   способствуют   развитию   аккуратности,   усидчивости, терпения,   чувства   прекрасного,   т.е.   направлены   на   коррекцию   личности ребенка; а также обретению знаний о традициях и культуре русского народа. Школьное   самоуправление   –   это   режим   протекания   совместной   и самостоятельной жизни, в которой каждый  ученик  может  определить  свое место   и   реализовать   свои   способности   и   потребности.   Самоуправление   – специфическая   деятельность   коллектива   по   организации   разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей. В школе создана система ученического самоуправления, которая затрагивает все сферы жизни школы: поддержание порядка и дисциплины, организация учебного   процесса,   организация   внеклассной   и   внешкольной   деятельности учащихся.   Целью   создания   и   деятельности   органов   ученического самоуправления   является     формирование   у   учащихся   готовности   и способности к управленческой деятельности.  Высшим руководящим органом самоуправления является Совет школы. Нормативно­правовая   база:  Положение   о   Совете   школы,   Положение   о классных органах ученического самоуправления. Цель:  формирование   личности   с   активной   гражданской   позицией, способствующей ее успешной социализации. Задачи: 1.Создать   условия   для   получения   необходимого   социального   опыта   через включение детей в реальную социально востребованную деятельность. 2.Сформировать   гражданскую   готовность   к   творческой,   социально­ преобразовательной деятельности. 3.Определить сферы самореализации школьников. 4.Создатьусловия для развития социальной одаренности детей. Пути решения: ­изучение передового опыта ученического самоуправления в рамках области, страны. ­обучение учащихся в школе классного актива в начальном и среднем звеньях и школе Лидера в старшей школе. ­организация   встреч   с   представителями   структур   государственного управления. ­освоение   социальных   ролей   учащимися   через   вовлечение   их   в   школьные объединения, клубы, организации. ­приобретение   опыта   социального   общения   через   участие   школьников   в социально­значимых проектах. ­развитие социального партнерства. При   организации   самоуправления   классные   руководители,   вожатые учитывают основные требования: 1.Самоуправление   реализуется   лишь   при   увлекательной   разнообразной коллективной деятельности. 2.Сруктура   органов   самоуправления   определяется   содержанием   и   видами деятельности. 3.Высшим   органом   самоуправления   является   общее   собрание   детей   и взрослых. 4.Актив должен быть смешанным. 5. Гласность и общественный контроль – законы жизни коллектива. Система школьного самоуправления имеет 3 уровня Первый   уровень   ­  (индивидуальный)   –   ученик,   отдельные   учащиеся, имеющие   право   избирать   и   быть   избранным   в   органы   ученического самоуправления, активно принимающие в нем участие. Второй уровень –  (первичный коллектив) –  класс. В начальной  школе  он представлен   городом   своей   возрастной   страны   (название,   девиз,   эмблема, законы жителей, улицы – как направление жизнедеятельности). В   каждом   классе   на   классном   ученическом   собрании   учащиеся   выбирают Совет дела. У каждого класса есть портфолио, где указано название класса, девиз, песня, в портфолио отражается степень участия ребят в отдельных мероприятиях в течение всего учебного года. Третий   уровень   –  (школьное   ученическое   самоуправление)   –   совет обучающихся.Структура ученического самоуправления остается та же, но  она   усложняется,   так   как   дети   становятся   старше,   приобретают   опыт. Каждый   активист   занимается   своим   делом,   в   конце   каждой   четверти отчитывается о проделанной работе. В   Совет   школы   входят   представители   от   каждого   класса   и   один представитель от педагогического коллектива, избираемые на один учебный го.   Выборы   представителей   проводятся   в   классе,   представление   вновь избранных членов Совета школы проходит на первом общешкольном собрании нового учебного года. Председатель Совета школы – президент – избирается всенародно.   Как   на   настоящих   выборах   выдвигаются   кандидаты, предвыборные программы, пресс­конференция. Ежегодно на общешкольной линейке в торжественной обстановке проходит вступление в должность избранного президента школы. Органом   ученического   самоуправления   школы   является   школьный   Совет. Этот   орган   самоуправления   в   школе,   который   решает   вопросы жизнедеятельности  учащихся, рассматривает   и обсуждает  вопросы     учебы, КТД,   санитарное   состояние   школы,   отношение   с   учителями   и   другими взрослыми, межвозрастные взаимоотношения. В Школьном Совете действуют следующие министерства: ­Министерство образования; ­Министерство дисциплины и порядка; ­Министерство культуры и печати; ­Министерство информации; Министерство спорта и труда. Основные направления деятельности Школьного Совета Свою   деятельность   Совет   школы­интерната   начинает   с   разработки   плана общешкольных   дел.   Ответственным   за   эту   работу   является   президент.   На заседании   Совета   выдвигаются   проекты   предлагаемых   мероприятий, проводится анкетирование в классах и, наконец, «Рек­тайм» ­ защита  проектов (их представление в форме рекламы и голосования). По результатам проведенной работы составляется дерево чудес ( на нем изображен годовой цикл   общешкольных   мероприятий):   на   стволе   учебный   год,   9   месяцев соответствует   месяцам   учебного   года,   а   на   листочках   –   названия общешкольных мероприятий. Общей   деятельностью   всех   министров   является   подготовка   и   проведение общешкольных   дел.   За   эту   работу   в   Совете   отвечает   министр   культуры. Подготовка общешкольного мероприятия проходит по принципу КТД. Министры осуществляют не только контроль за свои классом, но и имеют еще одно   задание   по   общей   организации   мероприятия,   по   которому   будут отчитываться на заседании Совета, посвященному анализу проведения дела. Выполняя   свои   обязанности,  Министры   создают   советы   дел,  в   них   входят представители   различных   классов.   В   ходе   подготовки   к   общешкольному мероприятию   все   без   исключения,   даже   самые   маленькие,   находят   себе занятие.   Министерство   образования   регулярно   (1   раз   в   месяц)   проводит   дисциплины   и   порядка   организуется учебные   рейды.   Министерством   дежурство   по   школе,   министр   печати   занимается   подготовкой   к   печати газеты,   в   которой   публикуются   указы,   постановления   Школьного   Совета, итоги  различных   конкурсов,  фотографии   с  общешкольных   мероприятий.  В школе работает информационная служба новостей (ответственный министр информации). Служба новостей занимается подготовкой новостей и отвчает за   работу   школьного   радиоузла.   Министр   спорта   тесно   связан   с  учителем физкультуры. На плечах министра и учителя лежит вся спортивная жизнь. Накопленный  опыт и традиции школьного сообщества Гражданское,   патриотическое,   духовно­нравственное   воспитание:   одно   из основных   направлений   воспитательной   работы   школы­интерната,   целью которого   является   формирование   гражданско­патриотического   сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина­патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, концерт и торжественная линейка ко Дню Победы, участие в акциях, концерты для ветеранов   войны   и   труда,   тематические   классные   часы,   экскурсии, отмечаются исторические события. В соответствии с планом совместной работы  ГИБДД ГУВД по г.Петровску­ Забайкальскому   в   школе­интернате   ведется   работа   по   предупреждению детского   дорожно­транспортного   травматизма.   В   течение   учебного   года   с учащимися школы ведутся беседы, классные часы по пропаганде безопасного дорожного   движения,   проходят   тематические   викторины,   конкурсы   и соревнования по закреплению навыков безопасного поведения  детей на улицах города. Систематически проводится разъяснительная работа среди обучающихся и сотрудников о правилах пожарной безопасности в быту. В ходе преподавания курса ОБЖ и внеклассных мероприятий изучаются тема «Терроризм,   его   сущность   и   меры   по   предупреждению».   С   учащимися старших   классов   проводятся   встречи   с   работниками   правоохранительных органов   ОВД   по   вопросам   усиления   бдительности   и   действий   при возникновении   угрозы   совершения   террористических   актов,   профилактике правонарушений   и   телефонного   терроризма.   В     школе   имеется   наглядная агитация по вопросам комплексной безопасности и поведения в чрезвычайной  Сформирована   определённая   культурная   среда,   свой   уклад ситуации. школьной   жизни,   индивидуальность   («образ»)   школы   с   неповторимыми чертами.   Серьёзное   внимание     уделяется   формированию   у   обучающихся осознания   своей   принадлежности   к   определённой   общности.   Эффективно используется  в воспитательной практике коллективно ­ творческая   деятельность.   Для   проведения   общешкольных   дел старшеклассники привлекают большинство  учащиеся  и педагогов. Высокую методическую   подготовку   педагогического   коллектива   и   педагогов дополнительного образования. В школе ежегодно проводятся семинары для классных   руководителей   по   новым   воспитательным   технологиям, программам,   методам   и   формам   работы.    Учащиеся   школы   являются активными   участниками   районных   и   окружных   предметных   олимпиад, конкурсов, соревнований, слётов и фестивалей. Воспитательное пространство школы   включает:   детскую  школьную  библиотеку,  городская   детская библиотека, музей «Декабристов», дворец культуры и спорта, детская школа искусств,  которые   являются   давними   партнерами   школы   по   организации дополнительного образования, воспитательных мероприятий. С   целью   укрепления   здоровья   и   пропаганды   здорового   образа   жизни организуется и проводится большое количество интересных и разнообразных общешкольных мероприятий: спортивные игры и конкурсы, классные часы. Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций: План проведения традиционных мероприятий  Мероприятие Первое  сентября. День Знаний. День здоровья Кросс нации Кустовое соревнование. Военно­ патриотическая игра «Зарница» День учителя. День самоуправления. День пожилого человека День Мамы День открытых дверей Новый год Веселые старты (совместные соревнования  педагогов, учащихся) 23 февраля Лыжня России 8­Марта НПК «Мой первый шаг в науку» 9 Мая Сроки 1сентября Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Февраль Февраль Февраль Март Апрель  май Последний звонок май Календарь проведения месячников Месячник Месячник безопасности  Девиз: «Предвидеть, предусмотреть,  предотвратить!» Месячник здорового образа жизни  Девиз: «Помни, что пользу себе и стране  принесешь, если будешь здоров» Декада творчества и фантазии, посвященная Дню  добрых соседей.  Девиз: «Твори, ищи, фантазируй смелее– поиск идет необычной идеи» Месячник правовых знаний.  Девиз: «Гражданином быть обязан» Месячник  ЗОЖ и военно­патриотического  воспитания.  Девиз: «Будь всегда здоров – спортом  занимайся, правильно питайся!» Сроки сентябрь Ноябрь Декабрь Февраль Месячник профориентации   Девиз:«Сто дорог – одна твоя» Книжкина неделя   Девиз: «Открываем книгу ­ открываем мир!» Неделя доброты   Девиз: « Научи свое сердце добру» Март Март Апрель Вахта памяти «Мы — наследники Победы, славу Родины храним!» Апрель­май Заключение Практическая   реализация   концепции   воспитательной   системы   школы­ интерната   предполагает   воспитание   у   выпускника   стремление   к   добру, истине, самостоятельности.  На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей. Педагогический коллектив, который стремится к своему становлению как открытой социально­педагогической системы, остается тем важнейшим социальным   институтом,   который   обеспечивает   реальное   взаимодействие растущей личности, родителей и социума. «Я убежден: школа ­ не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа ­ возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих   ­ учителя, ребенка, родителя ­ и тут же реализуются. Если   их   нет,   значит   то   не   школа,   а   обычная   бухгалтерия,   где приходят и уходят по звонку, зарабатывая ­ кто деньги, кто оценки, и считают   дни,   минуты   до   отпуска,   до   очередного   звонка...   Учитель призван реализовывать мечты детей». А.А. Захаренко Список литературы: 1.Боденко   Б.Н.   Проблема   социально­психологической   защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000. 2.Борисова   Л.А.   Воспитание   в   детских   «Молодежных»   общественных объединениях. Чебоксары, 1998. 3.Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. № 1, 2001. 4.Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002. 5.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001. 6.Гоголева А.В. Аддитивное поведение и его профилактика. Москва, 2002. 7.Зимняя   И.Л.   Общая   стратегия   воспитания   в   системе   непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. 8.Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997. 9.Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов­на­Дону, 2001. 10.Смирнова   Г.   Воспитательная   система   средней   школы.   Воспитание школьников  № 8,  2003. управления воспитательным процессом в  ГОУ «Петровск­Забайкальская специальная (коррекционная) школа­ Структура  интернат» ДИРЕКТОР Психолог Зам.директора по УВР и ВР Социальный педагог Библиотекарь МО классных руководителей Руководители кружков МО воспитателей Старший вожатый Воспитатели Классные руководители ВОСПИТАННИКИ

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната

Концепция воспитательной системы школы-интерната
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019