Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
Оценка 4.8

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
06.11.2017
Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
Мартынова Н.В. Экологическое воспитание,Елховка.doc
«Экологическое воспитание обучающихся через программу  «Мой край любимый»» МАРТЫНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА,  Почетный работник общего образования РФ,  Самарская область, Елховский район, с. Елховка,  ОДОД ГБОУ СОШ  с. Елховка,   .  ru  64@   mail     педагог дополнительного образования, E­mail: martnata   В современном сложном, многообразном и динамичном мире проблемы окружающей среды   приобрели   глобальный   масштаб   и   такую   остроту,   что   возникла   необходимость   в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.  Сберечь её ­   задача Человечества. Наиболее надёжным гарантом сохранения природы является уровень экологической культуры населения.   Важнейшим   механизмом   формирования   такой   культуры   выступает   общее экологическое   образование.   Необходимо   формировать   у   людей   осознанную   гордость   за природные территории своей страны и начинать необходимо с детей. Детей   увлекает   стремление   самостоятельно   сделать   красивое   изделие,   которое доставит   радость   близким.   Изделие,   прошедшее   через   руки   ребёнка,   вносит   в   его   жизнь радость творчества и созидания. Процесс   творчества   развивает   эстетический   вкус   у   детей,   приносит   душевное равновесие,   ощущение   собственной   ценности   и   значимости.   Занятия   проектной   и   научно­ исследовательской деятельностью, ландшафтом, работа с природным материалом, бумагой развивают гармоничность.  Так как в школьной программе таких курсов нет, этим может и должно заниматься дополнительное   образование,   вводя   ценностные   ориентиры   экологической   культуры   в контекст   повседневного   поведения.   Человек,   познавший   радость   созидания,   творчества, красоты,   уже   не   может   оставаться   безучастным   к   окружающему   миру,   будет   стремиться делать его краше. В названии «Мой край любимый»  дополнительной общеобразовательной программы нашли отражение основные понятия, символика, философские позиции: человек  XXI  века   должен   иметь   экологическое   мировоззрение,   уметь   сопереживать, слышать, видеть, понимать мир родного края, любить место своего рождения, желать сделать его лучше и уютнее. Это можно сделать без ущерба окружающей среде, а используя средства декоративно­прикладного   искусства.   Существует   много   различных   техник,   которые позволяют  философско­эстетически   и   символически   проникнуть   в   природу.   В   первую очередь, это работа с природным материалом, бумагой  и т.д. Миссия   дополнительной   общеобразовательной   программы   «Мой   край   любимый» (далее   –   Программа)   ­   формирование   экологического   мышления,   ответственности   за состояние окружающей среды и творческого самовыражения детей.  Программа  по   степени   авторства   является   авторской;  по   уровню   сложности освоения   содержания   является   базовой:  то   есть   Программа   расширяет   и   углубляет школьные учебные предметы: «Биология», «Окружающий мир», «Химия», «Изобразительное искусство»,   «Технология»,   «МХК»,   «ОБЖ»,   «Основы   проектной   деятельности»;    по концептуальному подходу к ожидаемым результатам:  ориентирована на формирование экоцентричного типа экологического сознания используя средства декоративно­прикладного искусства через создание оригинальных произведений из природного и другого подручного материала, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков; по степени углубленности результатов программы: носит компетентностно­ориентированный характер,   в   процессе   всего   обучения   и   воспитания   формируются   следующие   ключевые компетентности:   готовность   к   разрешению   проблем;   технологическая   компетентность; готовность   к   самообразованию;   готовность   к   использованию   информационных   ресурсов; готовность   к   социальному   взаимодействию;   коммуникативная   компетентность;  по применению современных деятельностных технологий: используются проектная и учебно­ исследовательская   технологии,   позволяющие:   на   практике   реализовать   деятельностный подход в обучении учащихся (я вижу ­ я запоминаю, я делаю ­  я усваиваю ­ я приобретаю опыт);  интегрировать   знания   и   умения,   полученные   ими   на   всех   этапах   обучения; сформировать ключевые образовательные компетентности. Особенность  Программы   заключается   в   объединении   нескольких   предметов:   «Мир природы   в   мире   человека»,   «Особо   охраняемые   памятники   природы»,   «Социальное экологическое   проектирование»,   «Конструирование   из   природного   материала», «Декоративно­прикладное творчество».  Главная   идея   Программы   –   воспитывающее   обучение,   которое   стимулирует формирование   экологического   сознания   экоцентрического   типа   у   обучающихся; воспитывающее   обучение   как   использование   воспитательного   потенциала   содержания изучаемых учебных дисциплин ­ как основных, так и дополнительных общеобразовательных программ   ­   в   целях   личностного   развития   обучающихся,   формирования   положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо­практическую деятельность. Цель   реализации   Программы  –   формирование   и   развитие   экологического   сознания экоцентрического типа у обучающихся и творческой личности обучающихся. Для   достижения   поставленной   цели   в   ходе   образовательного   процесса   решаются следующие образовательные задачи: Личностно­ориентированные воспитательные задачи: 1. Формирование   адекватной   самооценки   с   точки   зрения   правил   поведения   и   этики, уверенности в своих силах, самостоятельности, целеустремленности; 2. Формирование уважения к ценностям культур других народов и интереса к культуре и истории своего народа, родной страны; 3. Приобретение   опыта   построения   своих   взаимоотношений   с   учетом   эмоциональных состояний и чувств окружающих.  Социально­ориентированные воспитательные задачи: 1.Формирование ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее улучшению, к своему здоровью; 2.Выработка   ценностных   ориентаций,   формирование   гражданственности   и   позитивной социальной активности; 3.Воспитание на основе взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Предметные задачи: 1. Формирование эколого­биологических знаний; 2. Формирование и развитие практических умений и навыков (сбор, заготовка, хранение растений, конструирование из природного и других материалов, написание и защита проектов и учебно­исследовательских работ); 3. Приобретение опыта природопользования; 4. Развитие и систематизация межпредметных связей по базовым общеобразовательным курсам   «Биология»,   «Химия»,   «Окружающий   мир»,   «Изобразительное   искусство», «Технология»,   «МХК»,   «ОБЖ»,   «Основы   проектной   деятельности»,   а   также метапредметная взаимообусловленность предметов программы: «Мир природы в мире человека»,   «Конструирование   из   природного   материала»,   «Декоративно­прикладное творчество».  Метапредметные задачи: 1. Формирование и развитие эстетических взглядов и творческого потенциала личности средствами декоративно­прикладного искусства и через общение с живой природой; 2. Выявление и развитие детской одарённости; 3. Развитие коммуникативных качеств; 4. Развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания. Программа рассчитана на 4 года обучения и ориентирована на детей в возрасте от 11 до 18 лет.  Результатом образовательного процесса является модель выпускника ­ это свободная, творчески   развитая,   социально­ориентированная   личность,   обладающая   экологической культурой,   способная   к   саморазвитию   и   самореализации,   пропагандирующая   бережное отношение к природе и применяющая на практике полученные знания в повседневной жизни. Продуктом образования по Программе является  разработка творческого, социального или учебно­исследовательского проекта и его публичная защита.                           В   целях   контроля   и   обобщения   результатов   образовательного   процесса,   а   также анализа  деятельности и отслеживания  конечного результата проводятся тестирования  или анкетирования обучающихся в начале, в середине и в конце учебного года, открытые занятия, промежуточная   и   итоговая   аттестация   (проекты,   презентации);   выставки;   анализ   учебно­ исследовательских   и   проектных   работ   в   процессе   подведения   итогов   конкурсных мероприятий. Также  конечный  результат помогает  увидеть   ведение  альбома­летописи,  в  который помещаются   дипломы,   грамоты,   полученные   на   конкурсах   разного   уровня,   списки   и фотографии   групп,   сценарии   любимых   праздников,   отзывы     и   пожелания   выпускников, отзывы родителей и т.д.  Для   совершенствования   образовательного   процесса   в   целом   и   его   воспитательной составляющей   в   частности,   для   наиболее   полного   определения   результатов   обучения систематически   проводится   педагогическое   диагностирование:   личности   обучающихся; коллектива обучающихся (состав группы, актив группы, ее организованность, сплоченность, общественное   мнение   в   группе,   составляя   как   общую,   так   и   социально­психологическую характеристику группы). Диагностирование включает в себя контроль, проверку и оценивание статистических данных, анализ, прогнозирование дальнейшего развития деятельности.   Большую роль в диагностике результатов   играет целенаправленное наблюдение за поведением ребёнка на экскурсиях, во время проведения и подготовки к мероприятиям: как ребёнок общается со сверстниками, реагирует на проблемные ситуации и трудности (наличие агрессии, доброжелательности, пассивности, активности и пр.). Эта   работа   способствует   интеллектуальному,   творческому   развитию   обучающихся, оказывает   эффективную   помощь   в   овладении,   культурой   общения,   приобретению необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков. С   обучающимися   и   их   родителями   проводится   анкетирование,   которое   позволяет педагогу узнать личность обучающегося, его семью, социум, помогает строить оптимальные отношения   с   ними.   Педагог   изучает   воспитательные   возможности   семьи,   социальное окружение   обучающихся   коллектива   для   дальнейшего   построения   взаимодействия   и сотрудничества, а также изучает психологическую комфортность условий образовательного процесса для оптимального достижения образовательных результатов.  По   результатам   диагностического   исследования   группы   обучающихся   составляется аналитическая справка. Результаты диагностики фиксируются в личном портфолио педагога. Полученные данные обрабатываются, проводится анализ, при необходимости осуществляется коррекция   образовательного   процесса   в   целом   или   индивидуального   маршрута   обучения конкретного обучающегося.  Таким   образом,   диагностическая   деятельность   педагога   способствует интеллектуальному и творческому развитию подростка, оказывает ему эффективную помощь в освоении социокультурных ценностей современного общества и культуры общения. При изучении обучающихся  педагог  руководствуется  рядом принципов: принципом целостного   изучения   ребенка,   сравнение   успехов   и   недостатков   с   его   личным   опытом, принцип учёта возрастных, половых особенностей, влияния специфики заболевания. Результатом психолого­педагогического диагностирования обучающегося и детского коллектива   являются   характеристики   обучающихся   и   детского   коллектива.   На  их   основе осуществляется   прогнозирование   развития   детского   коллектива,   личности   обучающегося, определение зоны его ближайшего развития, строится дальнейшая деятельность педагога.  Программа   базируется   на   педагогических   принципах:   принцип   вариативности воспитательных   систем,   принцип   демократизма,   принцип   толерантности,   принцип социальности, принцип сознательности и активности обучения, принцип личностно­значимой деятельности,   принцип   коллективного   воспитания,   принцип   концентрации   воспитания, принцип     гармонизации   и   гуманизации   образовательного   процесса,   принцип   личностной самоценности,   принцип   природосообразности,   принцип   систематичности   (системности), принцип последовательности, принцип научности,   принцип доступности,  принцип связи с жизнью, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип интеграции.  Программа действует по принципу адаптивности и выстроена педагогом, так, что все ее компоненты подстроены под индивидуальные особенности детей. В  зависимости  от  приоритета   обозначенных  целей  и  задач  в  учебной  деятельности используются   следующие   виды   занятий:   теоретические   занятия   по   формированию   знаний, практические занятия, направленные на формирование умений применять знания на практике, отработку   навыков,   компетентностей;   воспитательные,   развивающие   занятия;   занятия     ­ экскурсии, занятия  ­ викторины и т.д. Для реализации программы используются  педагогические технологии развивающего, дифференцированного,   проблемного,   критического,   компетентностно­ориентированного   Данные   методики   учитывают   интересы   каждого   обучающегося, обучений. психологические возрастные особенности, приобретённые знания, умения и навыки.    его Приоритетной   формой   работы   детского   объединения   является   субъект­субъектные отношения:   обучающийся   ­   субъект   самостоятельного   познания,   самостоятельно организованной деятельности, а педагог ­ консультант, организатор процесса обучения. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно­нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Воспитание ­ непрерывный процесс и идет он на каждом занятии как в рамках блока воспитательной   работы   в   группе,   так   и   на   учебных   занятиях   в   объединении   «Мой   край любимый». Этот процесс выстроен в соответствии с базовыми национальными ценностями, такими как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,  семья, личность, труд и творчество и др. Применяемые формы и методы воспитательной работы различны. Это и коллективные творческие дела, и тренинги, и беседы, и экскурсии, занятие – диспут, занятие – викторина; оформление кабинета, изготовление подарков и сувениров, и изделий для ярмарок­продаж, занятия по формированию этических норм, приобщению детей к нравственным и культурным ценностям (беседы, ситуативные тренинги, ролевые игры, виртуальные экскурсии в музеи, участие в выставках). Для   создания   целостной   системы   воспитания   и   обучения   в   работе   объединения большое     место     отводится   работе     с     родителями     по     выявлению     воспитательных возможностей семьи, приобщению родителей к участию в коллективных творческих делах. Воспитательный блок служит ориентиром для педагога при отборе воспитательных мероприятий, специального воспитывающего материала, определении его тематики, глубины, объема, последовательности реализации в процессе образовательной деятельности. Результатом анализа воспитательной работы является оценка социальной активности обучающихся, их готовности к продолжению образования, к самостоятельной жизни и труду, сформированности навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития. Формированию   творческого   потенциала   способствует   соответствующая   организация образовательного  процесса:  проблемное обучение,  умение налаживать  междисциплинарные связи, воспитание творческого отношения к изучению дисциплин, умение выделять главное и критически   осмысливать   пройденный   учебный   материал,   развитие   у   обучающихся способностей,   умений   и   навыков   анализа,   синтеза,   обобщения,     классификации,   умение оценивать практические ситуации. Таким   образом,   экологическое   воспитание   обучающихся   через   программу   «Мой   край любимый»   является   одним   из   важнейших   элементов   формирования   личности.  Я   считаю,   что проектная   и   учебно­исследовательская   деятельность   обучающихся   универсальна   по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку стимулирует практическую деятельность   обучающихся   и   позволяет   формировать   весь   набор   компетенций (самоуправление   (решение   проблем),   информационную   (или   технологическую), коммуникативную).  Приложение 1 Оценка результативности программы Показателями результативности программы  служат: Участие   обучающихся   в   мероприятиях   за   три   года   (2011­2014)      Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ – 123 работы,   65   –   победителей   (районный   уровень),   на   область   направлено   –   60   работ,   26   – победителей.       Участие обучающихся в экологических олимпиадах – окружной уровень – Иванова Ольга – 2 место, Ужин Виталий (экология) ­ 3 место, Мхитарян Грануш (биология) ­3 место;        Призеры и победители в мероприятиях за три года (2011­2014) Результаты воспитанников: ­ Лукьянова Юлия награждена премией Губернатора Самарской области; ­ Захарова Дарья награждена путевкой в Италию; ­  30 воспитанников награждено районной премией для Одаренных детей;  ­ 7 поступили в ВУЗы на эколого­биологический факультет;  ­ лауреаты всероссийского форума «Зеленая планета» (2007 г., 2014г.); ­ участники всероссийского конкурса «Моя малая Родина» (2009 г.); ­ участники регионального конкурса по итогам Акции «Неделя экологических знаний» (2011­2014); ­ участники регионального конкурса «ЭкоЛидер» (2008­2014); ­ призеры областной олимпиады по биологии (2006­2010 г.г.); ­ призеры областного слета юных экологов «Экотропы» (2005­2014 г.г.); ­ призеры областного фестиваля «Экобудущее» (2005­2014 г.г.); ­ призеры областного конкурса сочинений «Самарская Губерния – здесь сердце мое» (2007г.);  ­ призеры областного конкурса «Мое любимое животное» (2007­2014 г.г.);  ­ призеры областного конкурса «Моя малая Родина» (2010 ­ 2014); ­ призеры окружной научно­практической конференции (2008); ­призеры   районных   конкурсов   «Зеркало   природы»,   брейн­ринг   «Загадки   нашей планеты», «Мое любимое животное»; ­ призеры районного фестиваля «Экобудущее» (2010­2014); ­ призеры районной научно­практической конференции (2011­2014); ­участники   региональных   экологических   фестивалей:   «Зеленый   ковчег»,   «Колесо жизни», «Солнечный ветер», «Радуга» (2010­2014). Практическая включенность детей в экологическую деятельность ОДОД – приняли участие в благоустройстве территории памятников природы регионального   «Зеленая   гора», значения:   Мордвинский   родник; ­ высадка саженцев березы, сосны, рябины возле ОДОД, в парке Победы, Ленина,  – 60   Березовский   родник, шт.; ­ сделали и развесили 40 скворечников, 50 кормушек для птиц, 15 – для кабанов, лосей; ­ приняли участие в областной акции «День Земли», «День птиц», «День леса», «Марш парков», «Летопись добрых дел»; ­ созданы 2 образовательных маршрута (экологические тропы) и проведены экскурсии на комплексный памятник природы – Зеленая гора, Лысая гора; ­   организованы   районные   конкурсы   и   выставки   детских   творческих   работ   «Зеркало природы», «Мое любимое животное», «Моя малая Родина», «Зеленая планета – 2014». •        Результаты   мониторинга   и   анкетирования   детей    ­   проведен   мониторинг экологического воспитания обучающихся, в нем приняло участие – 725 воспитанников. Результативность   практической   деятельности   детского   объединения   «Мой   край любимый» характеризуется 100%­ной успеваемостью воспитанников.  Сохранность контингента стабильная на протяжении 3­х лет обучения и составляет 100% (2011­2012 учебном году – 100%, 2012­2013 учебном году – 100%, 2013­2014 учебном году – 100%).  Одним из положительных критериев воспитательно­образовательного процесса детского  объединения  «Мой край  любимый»  является сохранность и  поддержание  своего здоровья ­ 97% воспитанников не пропускали занятия по болезни. Результаты деятельности педагога: ­ победитель областного конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», в номинации «Эколого­биологическая направленность» (2009) ­ призер  областного  конкурса  авторских  дополнительных   образовательных   программ (2009); ­   лидер   школьного   биоэкологического   образования   Самарской   области   в   номинации «Педагог дополнительного образования» (2010); ­ дипломант 2 степени регионального конкурса «ЭкоЛидер 2009» в номинации «Профи» (2010); ­   лауреат   Всероссийского   конкурса   педагогического   мастерства   педагогов дополнительного   образования   в   номинации   «Эколого­биологическая   направленность» (2010); ­   дипломант   3   степени  III  Всероссийского   профессионального   педагогического Интернет   ­   конкурса   «Воспитание   –   важнейший   элемент   формирования   личности» (2014); ­   дипломант   окружной   Интернет   ­   конференции   «Формирование   воспитательного пространства образовательного учреждения» (2014). ­   участник   окружного   конкурса   электронных   образовательных   ресурсов   «ИКТ­ коллекция – 2015» Публикации: ­   Сборник   статей.   Всероссийская   конференция,   посвященная   80­летию   юннатского движения   в   Самарской   области   «Перспективы   развития   эколого­биологического образования» (2009); ­   Материалы  II  Всероссийской   научно­практической   конференции   с   международным участием:   «Биоэкологическое   краеведение:   мировые,   российские   и   региональные проблемы» (2013); ­ Сборник статей окружной Интернет ­ конференции «Формирование воспитательного пространства образовательного учреждения» (2014); ­ Методические рекомендации при подготовке к областному конкурсу педагогического мастерства   работников   дополнительного   образования   детей   «Сердце   отдаю   детям» (2012­2014); ­ Журнал «Самарский внешкольник» (2014). Обмен опытом: ­   проведено   4   областных   авторских   семинара   «Калейдоскоп   педагогического мастерства» (2009­2014); ­ проведено (6) мастер­класс, (5) открытых занятий областного, окружного, районного уровня (2009­2014). Список использованной литературы: Нормативно­правовые источники: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ 2.Типовое   положение   об   образовательном   учреждении   дополнительного   образования детей (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504). 3.   О   развитии   учебно­исследовательской   деятельности   учащихся   в   системе дополнительного   образования   детей.   (Решение   коллегии   МО   РФ,   протокол   №1­1   от 10.01.1996 г.) Список литературы Интернет­ресурсов: 1. Воронцов А.В. Методический проект: от теории к практике. – Самара ­  2006. 2.Петрянкина   Е.Н.,   Кугаткина   Н.А.   Какой   проект   мы   создаем?   Методические рекомендации   по   созданию   учебно­исследовательских   и   практико­ориентированных проектов обучающихся в ОУ. МОУ ДОД ЦВР Похвистневского района ­ 2010. 3. Пудовкина Н.В., Рабочев Г.И. и др. Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности учащихся: методическое пособие. – Самара: изд­во СГСХА ­ 2007. 4.   Харитонов   Н.П.   Технология   исследовательской   деятельности   по   полевой   биологии (методические рекомендации). – М.: ГОУ ЦРС ДОД ­ 2003.

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017